Интегрированный урок истории и обществознания по теме
«Итоговое повторение по истории средних веков 6 класс» (2 часа)
Цели урока:
Систематизировать, обобщить, закрепить знания учащихся по истории средних веков.
Формирование у учащихся убеждения в связанности предметов, целостности мира
Развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ, продолжить формирование умений работать с исторической картой, формулировать выводы.
Способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Тип урока: закрепление знаний и умений учащихся.
Форма проведения: игра-турнир.
Оборудование: карта, тексты с заданиями, исторические картины, компьютер, презентация
План урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Объявление целей урока и правила игры.
Проведение игры.
1-й тур: Разминочный “Что? Где? Когда?”
2-й тур: Историческое путешествие.
3-й тур: Знаешь ли ты где находишься? (карта)
4-й тур: Крылатые выражения.
5-й тур: “Люди и события”
6-й тур: Исторические задачи.
7-й тур: “Знаешь ли ты исторические термины?”
8-й тур: Загадки хроноса.
Подведение итогов, выставление оценок.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Объявление целей урока и правила игры.
-Итак, мы закончили изучать историю Средних веков, еще один из периодов Всеобщей истории.
Во все времена и всегда в человеке ценились не только отвага, смелость, щедрость, честь и достоинство, но и такие качества, как любознательность, ум, смекалка.
Сегодня мы проводим турнир, на котором вы должны показать свои знания по истории средних веков. Главной задачей этого турнира будет: выявить, повторяя изученный материал, основные черты средневекового общества.
Правила игры.
В турнире участвуют команды (каждый ряд – команда), но отвечать будет каждый за себя.
Ответы оцениваются разноцветными жетонами:
Красный – полный ответ (например: рассказ), 2 балла.
Зеленый – краткий ответ, 1 балл.
Черный – штрафной балл “- 1 балл”, за неправильный ответ, за нарушение дисциплины.
Победит та команда, которая наберет больше баллов (сумма баллов всех членов команды). Оценки выставляются индивидуально.
Итак, начнем. Но сначала вернемся к главной задаче.
Чтобы все поставить на свои места вспомним, что такое общество? Отвечают учащиеся, учитель раздает жетоны. (Это совокупность людей объединенных исторически сложившимися формами совместной жизни и деятельности).
Давайте вспомним, на какие сферы делится общество? ( Ответ учащихся:
Экономическую - производство необходимых для людей вещей и распределение их.
Политическую – управление, государство.
Социальную – повседневные взаимоотношения людей.
Духовную – культура, религия, наука, образование.)
Чтобы выявить черты средневекового общества мы должны дать краткую характеристику всех сфер общества, характерные для средних веков. В конце урока мы с помощью основных понятий заполним схему: основные сферы общества.
Определимся с временными рамками, т.е. выявим какой отрезок времени мы должны охарактеризовать (конец V – XV вв).
Начнем турнир
Проведение игры.
Тур первый: Что? Где? Когда? (разминочный).
Слайды 2-4
Учитель задает вопросы, на которые по желанию отвечают учащиеся.
Вопросы:
Тур второй: “Историческое путешествие”.
Слайд 5
Представьте воображаемое историческое путешествие.
Сначала мы попадем в Средневековую деревню.
Представьте, что вы житель средневековой деревни расскажите нам о своей жизни.
Представьте, что вы житель средневекового города. Опишите один день в средневековом городе.
Представьте, что вы студент средневекового университета. Расскажите о вашей жизни и учебе.
Тур третий: “Знаешь ли ты где находишься?” (Историческая карта).
Слайды 6-7
Известно, что без знания карты трудно ориентироваться на местности, особенно если ты отправляешься в путешествие. Проверим, хорошо ли вы знаете карту. (На доске карта Европа в XIV – XVвв.)
Вопросы к работе с картой:
Показать на карте страны – участницы Столетней войны. (Англия, Франция).
Государство, образованное турками после разгрома Византийской империи. (Османская империя).
Страна, в которой происходили Гуситские войны. (Чешское королевство).
Показать страну, в которой происходила Реконкиста. (Отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов.) (Испания).
Наиболее сильные славянские страны, попавшие под власть турок. (Болгария и Сербия).
Покажите город, освобождение которого сыграло решающую роль в Столетней войне. (Орлеан).
Покажите город, в котором был казнен Ян Гус. (Констанц).
Покажите место сражения, в котором была решена судьба Сербии в 1389 году. (Косово поле).
Какое государство возглавило борьбу с Тевтонским орденом. (Королевство Польша).
Где находилась резиденция главы католической церкви. (Рим – папская область).
Какое государство не стало централизованным в средние века. (Священная Римская империя – Германия).
Тур четвертый: “Крылатые выражения”.
Слайд 8
Объясните крылатые выражения.
“Ходить в Каноссу”. (Германский император в XI веке, выступивший против папы, был отлучен от церкви. Он должен был вымаливать прощение, стоя на коленях перед Каноссой, где в замке находился папа. Употребляется в случае униженного выманивания чего-либо.)
“Бросить перчатку” (Выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку принимал вызов. Сейчас употребляется в значении “вызвать на спор, состязание”.)
Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фургона. Содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно воскликнули: “Что с возу упало, то пропало”. (Эта поговорка возникла в средние века, когда земля и все что находилось на ней принадлежало феодалу. Если падал товар с воза, он переходил в собственность владельца земли).
Тур пятый: “Люди и события”.
Слайд 9-11
Задание: С именем какого исторического деятеля связано то или иное событие (показать стрелками).
1.Карл Великий |
1.Гуситские войны |
2.Жанна д Арк |
2.Образование Франской империи |
3.Иоганн Гуттенберг |
3.Освобождение Орлеана от осады англичан |
4.Уот Тайлер |
4.Восстание крестьян в Англии |
5.Ян Жижка |
5.Начало книгопечатания |
Задание: С именем, какого исторического деятеля связана та или иная дата (показать стрелками).
1.622 год |
1.Ян Гус |
2.863 год |
2.Мухаммед |
3.1066 год |
3.Папа Иннокентий III |
4.1198-1216 год |
4.Кирилл и Мефодий |
5.1415 год |
5.Вильгель Завоеватель |
Тур шестой: “Исторические задачи”
Слайды 12-14
Задачи:
Кому принадлежит это высказывание: “Если изменю своему слову, какими глазами буду смотреть на свой народ, который я всегда учил говорить правду?” (отрывок из речи Яна Гуса на Констанцском соборе).
Кому принадлежит это высказывание: “Мы, папы, призваны господствовать над вами, народами, и царствовать” (Иннокентий III, Папа римский).
3. “Как доказать?” Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготовляли фальшивые документы – грамоты, которые должны были служить обоснованием прав монастыря или барона на ту или иную деревню, чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в средние века документы о передаче земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента. Предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа? (Лист разрезали по средине зигзагообразной линией, одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца)
На рисунках изображены два храма определите, какой из них романский, а какой готический. По каким признакам вы это установили?
Тур седьмой: “Знаешь ли ты, исторические термины?”
Слайд 15
Дать определение понятиям: натуральное хозяйство, сословная монархия, феодал, сословие, повинности, оброк, барщина, иерархия, церковная десятина, гуманизм, товарное хозяйство, зависимые крестьяне.
Тур восьмой: “Загадки хроноса” (Знаешь ли ты, даты?)
Слайд 16
1054 год, 1096 -1099 годы, 1265 год, 1337 год, 1358 год, 1302 год.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Вернемся к нашей задаче: выявить основные черты средневекового общества (учащиеся с помощью понятий изученных в курсе средних веков заполняют схему)
Слайд 18
Учащиеся вместе с учителем делают вывод по уроку.(Какие исторические факты иллюстрируют жизнь средневекового общества)
Победившей команде - вручаются медали и каждому учащемуся, выставляется оценка.
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.