Интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»
Оценка 4.8

Интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»

Оценка 4.8
doc
30.12.2019
Интегрированный урок (окружающий мир  и  литературное чтение)  Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»
урок.doc

Тип урока: интегрированный урок (окружающий мир  и  литературное чтение)

Тема урока  Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок)

«Этапы развития

бабочки.Значение бабочек в природе»

Технология:

Деятельностный подход в обучении.

Педагогическая идея урока:

создать условия для:

   осознания и осмысления блока новой учебной информации;

  применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через
общеклассную,  групповую и индивидуальную формы организации  познавательной деятельности.

Образовательные цели:

- продолжить учить детей представлять себе черты характера героя, его интересы.

-  обнаружить, что «История гусеницы» содержит как шуточный, так и научный смысл;
- познакомить с развитием  животного природного сообщества луга-бабочки;

 - показать связь изучаемых предметов с жизнью;

 - обогащать  и  расширять словарный запас.
Развивающие   цели:

 -  развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в  группах;

 -  воспитывать эстетический вкус детей;

 -  развивать чувство прекрасного;

 - чувство радости от наблюдения за жизнью растений и  животных;

 - развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и

    делать выводы;

 - стимулировать интерес к познанию мира живой природы:

 - воспитывать  любовь   и бережное отношение к природе;

 - формировать эмоционально-положительное отношение  к предмету.
Воспитательные цели:

 - формировать коммуникативные  навыки:  выслушивать мнения других  и корректно их.

оценивать в процессе выполняемой работы.

Методы обучения:

 словесный (беседа, рассказ, объяснения);

 -  наглядный;

 - практический;

 - частично-поисковый.

Формы работы:

 - Фронтальная,

  - индивидуальная;

- групповая.
Оборудование:

средства обучения:

 - учебник:

 -  распечатка  текстов;

-слайды.

-«Лесенка успеха» на каждого ученика

Технические средства:

    компьютер;

  мультимедийный проектор

.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

 

1 Организационный этап

Начинаем наш урок.

Сказке подведём итог.

Будем знания обобщать

На вопросы отвечать.

2.      Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

Сегодня у нас обобщающий урок. Что делают на обобщающем уроке? Что мы с вами должны сегодня сделать?

Мы будем много говорить , поэтому наша речь должна быть чёткой, внятной. Мы проговорим скороговорки. (Несколько человек)

Сегодня у нас необычный урок.

Мы на одном уроке изучим 2 темы. Как вы думаете почему мы на уроке литературного чтения будем использовать учебник «Окружающего мира» ?

 

О ком же пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадки.

                                    1 Загадка

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать всё равно не может.

                      (Гусеница)

                                    2 загадка

В ярком платье модница,

Погулять охотница.

От цветка к цветку летает

Утомится – отдыхает.

                                               (Бабочка)

Есть ли взаимосвязь между  бабочкой  и гусеницей?

 Вот об этом и на уроке пойдёт речь.

Мы сегодня:

- обобщим знания, полученные на предшествующих уроках чтения по произведению Б. Заходера «История Гусеницы»

  - рассмотрим этапы развития бабочек;

 - узнаем много нового о жизни и из жизни  насекомых – бабочек.

3. Актуализация знаний

Откройте учебники литературного чтения на стр.80

 - К какому жанру литературного творчества относится данное произведение? (авторская сказка)

 - А какие сказки ещё бывают?

В какой раздел авторы учебника поместили сказку? (Как рождается герой)

 - Давайте вспомним, какими чертами сказочного героя  должен обладать персонаж?

Слайд

 (Уйти из дома, преодолеть препятствия, вернуться домой повзрослевшим и поумневшим)

 -Сейчас нам предстоит  проанализировать поведение Гусеницы  и выяснить  можно ли Гусеницу назвать сказочным героем?

- Вспомните, каким характером обладала Гусеница в начале сказки?

 - В чём она видела смысл жизни?

 -Какой вывод сделал Клоп после знакомства с Гусеницей?  (Она лишена высших духовных интересов. Тут ими и не пахнет)

- На каких примерах мы видим, что она лишена,  как выразился клоп,  «высших духовных интересов»? (Птицы пустозвоны, кузнечик тоже)

-Какие испытания ждали Гусеницу? (Её уносит скворец и она встречается с жуком)

- Произошли ли изменения  в поведении Гусеницы после встречи с жуком? Что появилось в ней то, что раньше не было?

 -Расширился ли её кругозор после встречи с жуком? О чём она узнала?

 - А откуда у жука такие познания?

- Вернувшись, домой, о чём мечтает Гусеница? Найдите это в тексте. (стр. 93)

 - А на самом деле надо ли ей это было?  Какие мысли стали появляться у нашей героини? Найдите в тексте.(стр.94)

- Произошли изменения не только у Гусеницы, но и в природе. Какие ?Найдите в тексте, прочитайте. (стр.96)

 - И вот настал роковой день. Вспомним, что такое «роковой»

(Роковой – несущий горе, несчастье, страдания, предопределён роком, т. е. злой судьбой)

 день? - А как вы думаете, писатель назвал этот день в шутку или всерьёз?

 -  А в чём для Гусеницы стал этот день роковым? Прочитайте, как автор описал этот А на самом деле, что произошло с Гусеницей?

4. Обобщение и систематизация знаний

Блиц-турнир

1.Какие кустарники росли в саду, где жила гусеница?

2. Какие цветы расцвели на лугу?

3.Кто жил по соседству на ветке смородины?

4. Кто всегда боялся возражать Клопу?

5.Кто восхищался пением птиц?

6. Кто был самый мудрый и старый в сказке?

7. Что сказала улитка гусенице?

8. Кто унёс гусеницу с листа крапивы?

9.Почему скворушка не съел гусеницу?

10.Куда унёс скворушка гусеницу?

11.Кого встретила гусеница не ели?

12. Что ответила гусеница жуку на приглашение полететь?

13. Что приняла гусеница за крапиву и захотела съесть?

14. Что во сне увидела гусеница?

15. Какой день называет автор роковым для гусеницы?

16. О чём сожалела гусеница?

17. В какое время года из кокона появилась бабочка?

18.  По мнению бабочки , для чего ей нужны крылья?

Стихотворение Меркушевой О.

( оценивание на лесенках знаний)

5. Работа в группах

1группа-поэты

Составить стихотворение

2группа

Составить постер

3группа

Составить план сказки

(оценивание)

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз — росой она умылась

Два - нагн

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

- Как вы думаете, надо ли автору хорошо знать мир природы, чтобы написать эту историю? К какому типу текста можно отнести «Историю Гусеницы?»

 -А почему тогда этот текст  находится в учебнике  «Литературного чтения», а не в «Окружающем мире»?

 - Можно ли сказать, что эта сказка основана на знании жизни природы?

  - Ребята, тексты, которые содержат научные знания и авторский замысел называются «Научно – художественные».

Ребята, откройте учебник Окружающего мира на стр. прочитайте текст. Как вы назовёте этот текст? Почему?

У нас в процессе изучения сказки 3 группы вели свою исследовательскую деятельность. Что приготовила нам 1 группа?

Просмотр презентации «Превращение бабочки»

 

                                    Презентация и сообщение:               

   1 слайд

Бабочки летают над полями и озёрами, пьют нектар из цветов и откладывают яйца на листьях растений.

Вот так под микроскопом выглядят яйца, которые откладывают бабочки.

 2 слайд

Через некоторое время из яиц вылупляются гусеницы.   Когда появляется  гусеница то, она сначала съедает оболочку своего яйца, и только после этого принимается за листики растений.

3 слайд

У гусеницы есть глаза, и эти глаза могут только отличить свет от темноты, день от ночи. Сильные челюсти гусеницы всё время что-нибудь жуют. Первые три пары ног у гусеницы настоящие – в них есть суставы и гусеница может управлять ими. Еще несколько пар ног без суставов расположены сзади.

4 слайд

Гусеница не может дышать через рот, как это делаем мы, она дышит через отверстия по бокам брюшка, которые называются «дыхальца». У гусеницы нет органов слуха.

5 слайд

Когда гусенице пора превращаться в бабочку, она прикрепляется к листику или веточке растения, и висит вниз головой.

6 слайд

Из своего рта гусеница выпускает тоненькую ниточку, которую она наматывает на свое тело, и получается куколка. Вот как это происходит:

7 слайд

Куколкой называют домик, в котором гусеница превращается в бабочку. У разных бабочек куколки выглядят по-разному.

8 слайд

Когда бабочка выберется из куколки и высушит крылья, она начинает летать.

(оценивание)

Чтение стихотворения Т. Коваль

 

 - К какому природному сообществу относятся животные  - насекомые бабочки?

 - Мы послушаем сообщение о бабочках.

                                                                        Продолжат  ребята 2-й группы

Просмотр презентации «Самые необычные бабочки»

Сообщение              

Слайд

Тело и крылья бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, эти чешуйки разного цвета, и они, как цветная мозаика, создают узор на крыльях и теле. Они бывают очень красивыми!

Бабочка очень интересно устроена. Усики-антенны ей нужны для того, что бы дотрагиваться до предметов и чувствовать запахи. У бабочек нет костей, зато её тело имеет твёрдую оболочку.

У бабочки четыре крыла: два передних и два задних. Передние и задние крылья могут работать независимо. В крыльях у бабочек есть жёсткие вены, которые придают крыльям форму. Через вены в крылья поступают питательные вещества.

Когда бабочка хочет кушать, она садится на цветок, разворачивает свой хоботок и начинает пить нектар. Хоботок – это такая трубочка, через которую бабочка может пить нектар из цветов.

У всех взрослых бабочек шесть ног, хотя у некоторых хорошо видны только четыре ноги – еще две ноги очень маленькие и их трудно разглядеть. Эти две маленькие ножки помогают бабочке управлять хоботком. Вкус бабочка чувствует ногами. Если она встанет на нектар, то она сразу почувствует его вкус, и если он ей понравится, то она развернет свой хоботок и начнёт пить нектар.

В отличие от гусеницы, глаза у бабочки устроены сложно. Она видит даже больше, чем мы: кроме обычных цветов, она видит еще и ультрафиолет. Еще бабочка может смотреть в разные стороны одновременно.

 

(оценивание)

 

 

 - Как вы думаете, как зовётся наша бабочка?

(слайд – Крапивница)

 

Необычные факты

·         В тропиках Старого и Нового Света встречаются ночные бабочки, которые сосут слёзы животных.

·         Самка большой тополёвой стеклянницы за раз откладывает более 1800 яиц.

·         У бабочек удивительный аппетит, некоторые из них могут выпить раствор сахара в количестве, превышающем их собственный вес в два раза

·         У бабочек, как и у человека, развито 5 чувств: обоняние, осязание, слух, вкус, но самое острое – зрение.

·         В тельце бабочки проходит один кровеносный сосуд.

·         . Большинство из бабочек живут всего несколько дней, а вот бабочка Монарх живёт до 6 месяцев.

·         .Бабочек коллекционируют. Среди известных людей: Андрей Макаревич, братья Мавроди. Они обладатели самых крупных коллекций в России. А спортивный комментатор Владимир Набоков открыл 20 видов бабочек и дал им названия. Свою коллекцию в 4.324 экземпляра он подарил зоологическому музею Лозаннского университета.

·         В день своего 80-летия Ким Ир Сен получил от военных в подарок картину «Беззаветная вера солдата» - из 4,5 миллиона крыльев бабочек.

·         А ещё мы узнали,  как называется наука о бабочках – лепидоптерология.

 

 - Кто из нас не восхищался прелестными бабочками, порхающие со цветка на цветок? Недаром древние считали бабочек летающими цветами. Много легенд и сказаний у разных народов мира, связано с этими небесными созданиями. В Японии считают, что, увидеть у себя в доме бабочку – к счастью. В Индии легенда говорит о том, что если поймать бабочку, нашептать ей желание и отпустить, то это непременно исполнится.

Если бы так относились люди всегда, то не надо было создавать Красную Книгу. Но, к сожалению, многие виды бабочек находятся на грани исчезновения, а некоторые уже исчезли.

 

5 группа

 

Составление книги «Бабочки Ставропольского края»

Презентация  («Бабочки Красной Книги») 1 слайд 

 Вряд ли найдется человек, который не восхищался бы красотой,  наверное, одних  из самых красивых существ на земле. Красота  обернулась для них бедой. Человек грубо уничтожает живые цветы планеты.   Совсем недавно погибла последняя популяция  уникальной бабочки Аполлон. Гусеницы этой бабочки питаются только сочными мясистыми листьями  заячьей капусты. На равнинах земли давно распаханы,  истоптаны скотом, исхожены людьми, здесь для заячьей капусты, а значит, и для Аполлона места не осталось.

 

 

 - А как вы думаете, от бабочек больше пользы или вреда?

 - Вот этим вопросом задались ребята 3 группы и вот к какому выводу они пришли.

 

2.сообщение

 (доклад и презентация)

В настоящее время более 100 видов бабочек занесены в Красную книгу. Немало им навредили как дети, гоняющиеся с сачками, так и взрослые, которые серьёзно увлекаются бабочками. Конечно, собрать  и правильно оформить коллекцию бабочек – нужное и полезное учебное пособие. Но лучше любоваться бабочками летом. Пусть летают.

Вы спросите, а разве нет вредных бабочек? Есть, конечно. В таких случаях с ними ведётся специальная  борьба: создаются устойчивые, здоровые породы растений. Человек должен знать, что нельзя выращивать долго культуры на одном и том же месте.

                        А если сравнить вред и пользу, то конечно  польза превосходит вред. Бабочки стали приносить пользу более 7.000 лет назад. Люди узнали о тутовом шелкопряде. Эта бабочка производитель шёлка. В Китае в течение многих тысячелетий разводят эту бабочку. Недавно из куколок этой бабочки стали выделять масло, которое используется как лекарство от рака.  Велика роль бабочек в опылении растений, ведь их основная пища – нектар. А вот цветок орхидею могут опылять только бабочки с длинным хоботком. Не будь таких бабочек, цветы бы вымерли.

      В некоторых странах употребляют бабочек в пищу. На Филиппинах едят брюшко бабочек-птицекрылов; в Мексике жарят и консервируют гусениц некоторых видов толстоголовок; жареные или засахаренные куколки тутового шелкопряда считаются лакомством в Южной Азии.  В Стокгольме есть клиники, в которых больных лечат от стрессов в оранжереях с цветами и бабочками.

Чтение стихотворения Лавровой Т.

            Таким образом, бабочки приносят немалую пользу и людям , и растениям, и человеку. Так будем же не истреблять, а охранять.  Это – важное дело человека на Земле!

- Какое же значение в природе имеют бабочки?

·      служат кормом для других животных

·      опыляют цветы

·      поставляют шёлковые нити

·      радуют нас своей красотой

 

- Что мы с вами можем сделать для охраны бабочек? (По щелчку на экране появляются Правила друзей природы)

       не ловить бабочек;

       не рвать цветы, т.к. бабочки питаются их нектаром;

       беречь редких бабочек;

       беречь дом бабочек – это леса и луга.

 

Чтение стихотворения Э.Асадова

7. Контроль усвоения ,обсуждение допущенных ошибок

Кто поднялся на самую верхнюю ступеньку, может ставить себе — 5. Кто ступенькой ниже — 4. Остальные пока ещё не поднялись так высоко, но ,я думаю, они обязательно будут стремиться вверх, как бабочка. Ведь вы , наверняка, считаете себя счастливыми людьми, оказавшись наверху. Только счастливый человек говорит про себя, что у него за спиной выросли крылья.

8. Рефлексия

И это огромное чудо, когда  из маленького яйца появляется сначала гусеница, потом куколка, потом бабочка — сразу 4 формы жизни.

И мы сейчас тоже попробуем  оживить простую бумажку .Перед вами 3 квадратика. Кто сегодня полностью удовлетворён уроком и считает, что он всё узнал на уроке , возьмите красный квадратик, кто считает, что этого мало ,и он будет дальше унавать о жизни бабочек и гусениц , возьмите жёлтый квадратик, кому было неинтересно — зелёный.

Поделка оригами «Бабочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»

Интегрированный урок (окружающий мир  и  литературное чтение)  Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»

Интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»

Интегрированный урок (окружающий мир  и  литературное чтение)  Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»

Интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»

Интегрированный урок (окружающий мир  и  литературное чтение)  Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»

Интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»

Интегрированный урок (окружающий мир  и  литературное чтение)  Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»

Интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»

Интегрированный урок (окружающий мир  и  литературное чтение)  Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»

Интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»

Интегрированный урок (окружающий мир  и  литературное чтение)  Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»

Интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»

Интегрированный урок (окружающий мир  и  литературное чтение)  Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок) «Этапы развития бабочки.Значение бабочек в природе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2019