Интегрированный урок по искусству и РКИ по теме «Русский человек в искусстве»
Кожевникова В.В.,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №12 г.Ноябрьска
Пояснительная записка
На сегодняшний день вопросам роли и места социокультурного компонента в преподавании РКИ посвящено множество работ отечественных и зарубежных филологов. Педагоги разрабатывают различные методики, предлагаю- щие изучать ментальность и быт русского народа через жанры устного народного творчества, тексты краеведческого характера, художественную литературу, фильмы и т.д. Связано это в первую очередь с тем, что формирование только лишь лингвистической компетенции лишает иностранца возможности погрузиться в национально-культурный контекст и успешно пройти процесс адаптации. Таким образом, необходимым становится ознакомление с особенностями «соци- ального и речевого поведения носителей языка, включающих обычаи, этикет, социальные стереотипы, историю и культуру, а также выработка умения пользоваться полученными знаниями в процессе общения» [8, с. 33]. Неоспоримо важным механизмом обучения русскому языку как иностранному является и визуализация изуча-
емого материала. Для иностранной аудитории, получившей представление об облике и внешних признаках того или иного предмета или явления, процесс изучения и запоминания новой информации упрощается. В связи с этим исполь- зование на уроках русского языка как неродного творчества русских художников является подспорьем в расширении словарного запаса.
Данный конспект урока подготовлен для студентов-иностранцев, имеющих уровень владения русским языком не выше базового (А2). Включение в задания лексики, не входящей в минимум, но являющейся необходимой для по- гружения в культурный контекст, является решением двух задач: 1) расширение словарного запаса студента- иностранца; 2) реализация культурного компонента через репрезентацию художником национальной картины мира.
Материалом для визуализации послужила живопись выдающегося русского художника Валентина Александро- вича Серова (1865 – 1911), в частности, полотно «Баба с лошадью» (1898). Новая лексика сопровождается лингви- стическим и лингвострановедческим комментарием, в процессе изучения которого студенты как получают сведения информационного характера, так и раскрывают для себя семантику названий русских национальных реалий [1, с. 158].
Возможна разработка целого курса, в рамках которого иностранцы познакомятся с жизнью и творчеством рус- ских художников, начиная с иконописи Андрея Рублѐва и заканчивая каллиграфией Покраса Лампаса. Также стано- вится возможным включение регионоведческого компонента, например, на материале полотен хантыйского художни- ка Геннадия Степановича Райшева.
В качестве итоговой работы курса может быть представлен, во-первых, словарь, содержащий в себе понятия культурологического и исторического толка, составляющийся в процессе работы с биографическими справками, а во- вторых, альбом с репродукциями картин, рассмотренных на занятиях, которые сопровождаются вставками с изучен- ными словами и лингвострановедческими комментариями к ним.
План-конспект занятия по РКИ «Русский человек в искусстве»
Цель: изучение лексических единиц, отражающих национальную картину мира через живопись. Задачи: 1) ознакомиться с биографией В.А. Серова; 2) изучить картину «Баба с лошадью»; 3) выделить и изучить лексические единицы, связанные с бытом и жизнью русского человека; 4) определить место изученных лексических единиц в кар- тине мира русского человека.
Биография
Известный русский художник Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в семье русской интеллиген- ции. С детства учился рисованию в Мюнхене у немецкого художника Кеппинга. Потом жил в Париже, там он познако- мился с художником Ильѐй Ефимовичем Репиным, который стал его учителем. Учился Серов в Императорской акаде- мии художеств. Первую картину написал, когда ему было 20 лет. Валентин Серов известен как художник-портретист. Серов часто рисовал детей. Например, на картине «Девушка, освещенная солнцем» изображена сестра художника Маша Симонович. Также Серов рисовал портреты известных исторических лиц. Пример – портрет последнего русского императора Николая II. Также Серов писал портреты деревенских людей. Например, картина «Баба с лошадью».
В лексический минимум базового уровня не входят следующие слова и выражения: Академия художеств, ин- теллигенция, портрет, император. Они выписываются в словарь и сопровождаются лингвострановедческим коммента- рием.
Академия художеств — высшее государственное учреждение в области изобразительных искусств и архитекту- ры, являвшееся также высшей художественной школой. Учреждена в Петербурге в 1757 как «особая трѐх знатнейших художеств Академия» [7, с.47-48].
Интеллигенция — социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным — преимущественно сложным и творческим — трудом, развитием и распространением образования и культуры и отличающихся высотой духовно-нравственных устремлений, обостренным чувством долга и чести [3, с. 259].
Портрет — 1. Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. 2. перен. Художественное изобра- жение, образ литературного героя [6, с. 565].
Император — титул единоличных глав некоторых монархических государств. В России принят Петром I в 1721 году [4, с. 185].
Задание 1
Названные слова сопоставляются с рядом существительных, представленных на слайде:
Баба Платок Изба Снег Лошадь
Слова сопровождаются лингвистическим комментарием.
Баба — замужняя крестьянка, а также вообще женщина из простонародья [6, с. 33].
Платок — предмет одежды — кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы [6, с. 522].
Изба — деревянный крестьянский дом [6, с. 237].
Снег — атмосферные осадки — белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой [6, с. 737-738].
Лошадь — крупное непарнокопытное животное семейства лошадиных [6, с 333].
Прилагательные, представленные на слайде, входят в лексический минимум для базового уровня за исключе- нием слов карий, русый, коренастый, румяный.
Слова сопровождаются лингвистическим комментарием.
Румяный — 1. Покрытый румянцем. 2. перен. Алый, красный. 3. О печѐном: с поверхностью коричневатого от- тенка (разг.) [6, с. 688].
Коренастый — 1. Крепкого сложения, невысокий и широкоплечий. 2. С крепкими корнями [6, с. 295].
Русый — светло-коричневый (о волосах); со светло-коричневыми волосами [6, с. 688].
Карий — о цвете глаз и масти лошадей: тѐмно-коричневый [6, с. 266].
Задание 2
При описании иностранцы используют преимущественно изученные на занятии существительные и прилага- тельные
Домашнее задание
Найти признаки русского в городе (избы, девушки в ярких платках, заснеженные улицы и т.д.), сделать не- сколько фотографий, представить аудитории презентацию с комментарием.
Список литературы:
1. Азитова Г. Ш., Азитова Г. Ш. Лексические единицы с национально-культурной спецификой в практике обучения русскому языку как иностранному / Вестник Костромского государственного университета. 2017. №4. С. 157 – 158;
2. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / Нахабина М.М. и др. 2-е изд., испр. и доп. М. СПб.: Златоуст, 2001. 32 с.
3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. В 2 т. Т.1. М.: Русский язык, 2000. 614 с.
4. Иллюстрированный энциклопедический словарь (малый): энциклопедия. Ред.: В. И. Бородулин [и др.]. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 1039 с.
5. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение / Н. П. Андрюшина, Т. В. Козлова. 6-е изд. СПб.: Златоуст, 2016. 166 с.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1997.
7. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. М.: Большая Российская Энцикло- педия, 1992. 688 с.
8. Хабарова О. Роль и место социокультурного компонента в практике преподавания русского языка как иностранного / Слово.ру: Балтийский акцент. 2013. С. 33 – 38.
9. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.