Интегрированный урок по истории и литературе "Великая война и Великая победа"
Оценка 4.9

Интегрированный урок по истории и литературе "Великая война и Великая победа"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история +1
8 кл—10 кл
31.01.2020
Интегрированный урок по истории и литературе  "Великая война и Великая победа"
Урок рекомендуется для проведения в рамках гуманитарной недели. Систематизируются знания о Великой победе Великого народа над фашизмом, анализируя художественное произведения Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Интегрированный урок по истории и литературе Великая войнаи Великая победа.docx

 Интегрированный урок по истории и литературе

в рамках недели гуманитарного цикла

Школа: ГУ «Буландинская СШ»

Дата:11.04.2019 г

ФИО учителя: Колпакова Г. В.,

Класс:

10Б - 11 Б

Количество присутствующих:   5               

Количество присутствующих:    нет              

Тема урока

Великая война и Великая  победа

Цели обучения,

Систематизировать знание о Великой Победе Великого народа над фашизмом ,анализируя  художественное произведение

Цели урока

Показать лучшие черты советских людей, проявленные во время Великой Отечественной войны на примерах героев повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»

Формировать навыки работы с текстом художественного произведения, читать выразительно, использовать монолог

Воспитывать патриотизм

Критерии успеха 

Будет считаться «Достиг», если:

Ø  Может раскрыть положение страны в 1941-1942 гг

Ø  Может проследить по карте ход военных событий

Ø  Может описать события, описанные в произведении;

Ø  Может передать основные мысли автора о молодежи того времени;

Ø  Может показать лучшие черты советских людей во время Великой Отечественной войны  /мини -проект/

Ø  Может   обсуждать проблемные вопросы по тексту в группе

Ø  Может с чувством прочесть монолог героев повести

Ø  Может исследовать, проанализировать и сделать выводы по проблемным вопросам  текста

Языковые цели

 

Ученики смогут …

Читать и исследовать художественный  текст  (навыки выразительного чтения), делать выводы (навыки говорения, слушания) совместно работая с одноклассниками (анализ, обсуждение и т.д.).

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Героизм, патриотизм, кровопролитная война, трагизм

Полезные выражения для диалогов : я считаю,……..;

по-моему мнению, …

Проблемные вопросы, возникающие : …

 

Привитие ценностей

Привитие ценностей осуществляется во время работы в группе через  проявление отношения к героям повести и их  подвигу

Межпредметные связи

История, литература

Навыки использования ИКТ

Видеоматериал, аудиозапись, книга

Предварительные знания

                                                                                

 Ход урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

0-3 мин

Организационный момент:

1.Приветствие. Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед!

Сегодня у нас необычный,  интегрированный урок истории и литературы, объединенный в общей теме «Великая война и Великая победа».

2.Ассоциативный ряд

3.Повторение пройденного материала

Исторические события, на фоне которых развивается действие повести.

Ø  Между какими странами шла война с 1941-1945 гг.? (Германия и СССР).

Ø  Сколько шла война?  /1418 дней и ночей/

Ø   Германия имела союзников? (Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия).

Ø  А у СССР были союзники? (Нет)

Ø   Как назывался план «молниеносной войны» со стороны Германии против СССР? «Барбаросса»

Ø   Какие направления он включал? (Ленинград, Москва, Киев).

Ø  По каким направлениям осуществлялось наступление немецко-фашистских войск в июне 1941 года? (Упорное сопротивление Красной армии под Смоленском, Ленинградом, Киевом, Одессой).

Ø  В чём, по вашему мнению, причина того, что на начальном этапе войны столь большое количество бойцов и командиров Красной Армии оказалось в немецком плену?

 

Ø  29 июня была направлена директива партийным и советским организациям, в которой указывалось, что наша Родина оказалась в опасности, что необходимо быстро и решительно перестроить всю работу на военный лад.

Главное требование документа: «Всё для фронта, всё для победы!»

Ø  Кто выступил с речью по радио о начале ВОВ?

 

Речь Левитана /аудиозапись/

     

Ø  К середине 1942 г. завершился перевод советской экономики на военный лад, а выпуск военной продукции предприятиями страны превзошел по объему германский

Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, подлинной любовью к Родине, готовностью отдать жизнь во имя её благополучия мог спасти Отечество. Люди стремились отдать все силы для достижения победы над агрессором.

  Самое активное желание встать на защиту страны проявила молодёжь. Множество юношей и девушек, не достигших призывного возраста, приходили в военкоматы, требуя отправить их на фронт.

Введение в тему

Эпиграф

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

что умерли они?

С. ЩИПАЧЕВ

 

Просмотр видеоролика

Повесть Б.В. « А зори здесь тихие

           

Беседа с   анализом текста.

   1. Где происходит действие повести?

2. Васильев показывает  самое невероятное сочетание несочетаемых явлений: женщина и война.

Мини- проект «Образ Русской женщины»

Краткий пересказ. Подчеркните  своеобразие характеров  девушек

   Предлагается проанализировать своеобразие характеров каждой девушки.

У Жени Комельковой – это яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги. 

Своеобразие облика Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга .

Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание  уберечь, оградить.

Главное в Лизе Бричкиной – это ее близость к природе, открытая сердечность, а особенность Гали Четвертак – в ее способности преображать  действительность, в неуемности фантазии.

 

 

3.Что мы узнаем о мирной жизни девушек на разъезде?

 

   1.У кого из девушек личный счет с врагами?. (Сообщение о Рите, Жене).

   2. Как попали на фронт остальные? Что узнаем мы о прошлом Лизы, Сони, Гали?

Из неповторимых характеров пяти девушек – зенитчиц в повести незаметно вырастает емкий собирательный образ русской женщины, женщины – патриотки, защитницы своей Родины.

По сути, каждая из пяти  героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа.

 

3.Что объединяет девушек?

 

II   Проблемное  обучение

 

Постановка проблемного вопроса.

1.Как ведут себя девушки в трудную минуту и как погибают?

2.Почему погибла Лиза - она ведь была опытнее  других?

3.Кто из девушек вам особенно понравился и запомнился?

4.  Права ли Рита, выстрелив  себе в висок?

5.Как погибли Соня и Галя ? 

 6. Можно ли осуждать их смерть ?

7.  Как расценивает  поведение Гали Федот Васков?

Почему он берет Галю в разведку?

8.  Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?

9.Почему, по вашему мнению, все  девушки погибают?

 

Учитель: Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значимым ,  от того, что они женщины, исполненные  любви к людям, предназначенные самой природой продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими  захватчиками и погибают, защищая ценой своих  судеб, едва только начавшихся жизней, свободу и будущее Родины.

        

III.   Развитие творческого мастерства. Домашнее задание. Монолог.

 Перед выступлением мы еще раз проговорили задачу каждой героини повести и кратко попытались обозначить ее:
* У Сони: чудесное теплое защищенное детство, воспоминания о котором спасали от ужасов войны.
* У Гали: мечты и планы с ноткой авантюризма и реальность, которая не соответствует ее представлениям.
*У Лизы: романтичность и очень добрая душа, которая и среди войны сумела найти влюбленность.
*У Риты: резко оборвавшаяся любовь и материнство, и страх за сына.
*У Женьки ..... вот тут мы поспорили. 

 

На фоне музыки

Соня Гурвич:
     «А топали сапоги потому, что я никогда их не носила и получила в каптерке на два номера больше. Но наша семья была штатской, сапог там вообще не водилось, и даже папа не знал, за какие уши их надо тянуть… 
На дверях нашего маленького домика висела медная дощечка: «ДОКТОР МЕДИЦИНЫ СОЛОМОН АРОНОВИЧ ГУРВИЧ». И хотя папа был простым участковым врачом, дощечку не снимали, так как ее подарил дедушка и сам привинтил к дверям.
     У нас была очень дружная и очень большая семья: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, еще какая-то дальняя родственница, и в доме не было кровати, на которой спал бы один человек, а кровать, на которой спали трое, была. 
      Еще в университете я носила платья, перешитые из платьев сестер. Длинные и тяжелые, как кольчуги… Недолго, правда, носила: всего год. А потом надела форму. И сапоги — на два номера больше. 
      Я и в зенитчицы попала случайно. Фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц нет.»

Галя Четвертак:
      «Да, я из детдома, и фамилию мне дали там же, потому что в четверть меньше всех ростом была. В десять лет я стала знаменитой: устроила скандал, которого монастырь не знал со дня основания. Конечно, нападение бородатого дядьки - все это выдумка. А потом слава прошла, но потом по детдому поползли слухи о зарытых монахами сокровищах. А не врать я просто не могла. Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность. Повзрослев, я стала спокойнее, даже согласилась петь в хоре, хотя в душе мечтала о сольной партии, красивых платьях и популярности. Война застала меня на третьем курсе, и в первый же понедельник наша группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли, а меня не хотели брать воевать, потому что не подходила под армейские стандарты ни ростом , ни возрастом. Но, главное, не сдаваться! Я упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил в зенитчицы. Осуществленная мечта всегда лишена романтики.»

 

Лиза Бричкина:
        «А я все свои 19 лет провела в ощущении счастья. Жила на кордоне, с отцом. Он у меня лесником был. Мама умерла перед войной. Сильно болела, задыхалась от кашля. Дело мое было обычное: прибиралась в доме, готовила обед, обходила отцовские кварталы... Подруги мои, окончив школу... кто уехал учится, кто вышел замуж... А я ждала завтрашнего дня. Каждое утро просыпалась в ожидании какого-то чуда. А тут война. А потом я влюбилась...»

Рита Осянина:
    «Девчонки, а я ярче всего помню школьный вечер, встречу с героями пограничниками. Я случайно оказалась рядом с лейтенантом Осяниным и сидела, боясь шевельнутся. А потом...Потом он пошел меня провожать, и я схитрила. Я повела его самой дальней дорогой. Я была первой из нашего класса, кто вышел замуж. Причем не за кого-нибудь, а за красного командира пограничника. Через год я родила мальчика. Я была самой счастливой женщиной на свете...Эта проклятая война! Я не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что куда важнее чем я, мой муж, который геройски погиб во второй день войны... А если мои сын останется сиротой, мой маленький сын, в этом огромном и страшном мире..... Я все время думаю о нем: " Как переживет он войну? И как потом сложится его жизнь?"

 

Женя Комелькова: «Как тяжело любимых потерять,
Увидеть, как пронзают пули их тела.
Как страшно видеть смерть и промолчать
И знать, что ничего вернуть назад нельзя.
Увидеть, как сестренку добивают,
Но не увидеть жалости в глазах убийц,
Как тяжело в войну бывает,
Уж я то знаю. Я - боец!
Шутила и смеялась всю дорогу,
Ни страха, ни усталости в глазах.
И одному лишь было видно Богу,
Как всё болит внутри, там, глубоко впотьмах...
Так что к этим сволочам немецким у меня свой личный счет имеется! Маму, сестренку, братишку... всех из пулемета уложили. И я совсем одна осталась.... И сказала я себе тогда: патроны кончатся - прикладом добью, мертвой буду - а зубами загрызу....»

 

Монолог Женьки обрывает звук автоматной очереди, все девушки встревожено оглядываются, встают со своих мест и выстраиваются в одну линию и пятеро из них делают шаг вперед

 

Единый подвиг – защита России – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на  Синюхиной гряде.

 

Так возникает  еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Это и есть мера героического , по Васильеву.

 

  Учитель: Повесть заканчивается трагически, но почему все-таки она носит   оптимистический характер?

      Как Б.Васильев показывает, что эстафета подвига продолжается ?(сегодня)?

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

Слайд 4

Слайд5

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

аудиозапись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеорлик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формат А

Фласмастеры, фото

 

 

На постере

 

Мы и сегодня живем в тревожное время, когда то здесь, то там гремят войны, гибнут люди. Но мы верим, что объединив свои силы, люди Земного шара сумеют отстоять его, спасти от беды. Только тогда небо над нашей планетой будет ясным.

 

Творческое  завершение дискуссии по художественному произведению «Азори здесь тихие»

 

Ты нарисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо,
Он нарисует свет в оконце,
Она нарисует колосья хлеба.

Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей беспокойный
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и страдания

Защита

 

 

 

Рисуют проговаривая слова

Формат А4

Фламастеры

 

Конец урока

Рефлексия

Домашнее задание: Написать эссе «У войны не женское лицо»

Лист оценивания

 

Повторение

Мини-проект

Проблемное обучение

монолог

Творческое задание

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии : 24-  25 баллов «5» ,   19-20 баллов «4», 14-15 баллов «3»

 

 

 

 

Повторение

Мини-проект

Проблемное обучение

монолог

Творческое задание

итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист оценивания  

               

 

Лист оценивания  

Критерии : 24-  25 баллов «5» ,   19-20 баллов «4», 14-15 баллов «3»

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             «Утверждаю»

                                                                Директор ГУ «Буландинская СШ»:

                                                                    _______________/Смайлова Б.С./

 

 

 

 

Интегрированный урок

по истории и литературе

«Великая война и Великая победа»

в рамках недели гуманитарного цикла

 

 

учитель истории : Колпакова Г.В.

учитель литературы: Ахметжанова Г.Х.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буланды, 2019 год

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированный урок по истории и литературе

в рамках недели гуманитарного цикла

Школа: ГУ «Буландинская СШ»

Дата:11.04.2019 г

ФИО учителя: Колпакова Г. В.,  Ахметжанова Г.Х.

Класс:

10Б - 11 Б

Количество присутствующих:   5               

Количество присутствующих:    нет              

Тема урока

Великая война и Великая  победа

Цели обучения,

Систематизировать знание о Великой Победе Великого народа над фашизмом ,анализируя  художественное произведение

Цели урока

Показать лучшие черты советских людей, проявленные во время Великой Отечественной войны на примерах героев повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»

Формировать навыки работы с текстом художественного произведения, читать выразительно, использовать монолог

Воспитывать патриотизм

Критерии успеха 

Будет считаться «Достиг», если:

Ø Может раскрыть положение страны в 1941-1942 гг

Ø Может проследить по карте ход военных событий

Ø Может описать события, описанные в произведении;

Ø Может передать основные мысли автора о молодежи того времени;

Ø Может показать лучшие черты советских людей во время Великой Отечественной войны /мини -проект/

Ø Может   обсуждать проблемные вопросы по тексту в группе

Ø Может с чувством прочесть монолог героев повести

Ø Может исследовать, проанализировать и сделать выводы по проблемным вопросам  текста

Языковые цели

 

Ученики смогут …

Читать и исследовать художественный  текст  (навыки выразительного чтения), делать выводы (навыки говорения, слушания) совместно работая с одноклассниками (анализ, обсуждение и т.д.).

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Героизм, патриотизм, кровопролитная война, трагизм

Полезные выражения для диалогов : я считаю,……..;

по-моему мнению, …

Проблемные вопросы, возникающие : …

Привитие ценностей

Привитие ценностей осуществляется во время работы в группе через  проявление отношения к героям повести и их  подвигу

Межпредметные связи

История, литература

Навыки использования ИКТ

Видеоматериал, аудиозапись, книга

Предварительные знания

                                                                              

 

 Ход урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

0-3 мин

Организационный момент:

1.Приветствие. Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед!

Сегодня у нас необычный,  интегрированный урок истории и литературы, объединенный в общей теме «Великая война и Великая победа».

2.Ассоциативный ряд

3.Повторение пройденного материала

Исторические события, на фоне которых развивается действие повести.

Ø Между какими странами шла война с 1941-1945 гг.? (Германия и СССР).

Ø Сколько шла война?  /1418 дней и ночей/

Ø  Германия имела союзников? (Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия).

Ø А у СССР были союзники? (Нет)

Ø  Как назывался план «молниеносной войны» со стороны Германии против СССР? «Барбаросса»

Ø  Какие направления он включал? (Ленинград, Москва, Киев).

Ø По каким направлениям осуществлялось наступление немецко-фашистских войск в июне 1941 года? (Упорное сопротивление Красной армии под Смоленском, Ленинградом, Киевом, Одессой).

Ø В чём, по вашему мнению, причина того, что на начальном этапе войны столь большое количество бойцов и командиров Красной Армии оказалось в немецком плену?

 

Ø 29 июня была направлена директива партийным и советским организациям, в которой указывалось, что наша Родина оказалась в опасности, что необходимо быстро и решительно перестроить всю работу на военный лад.

Главное требование документа: «Всё для фронта, всё для победы!»

Ø Кто выступил с речью по радио о начале ВОВ?

 

Речь Левитана /аудиозапись/

     

Ø К середине 1942 г. завершился перевод советской экономики на военный лад, а выпуск военной продукции предприятиями страны превзошел по объему германский

Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, подлинной любовью к Родине, готовностью отдать жизнь во имя её благополучия мог спасти Отечество. Люди стремились отдать все силы для достижения победы над агрессором.

  Самое активное желание встать на защиту страны проявила молодёжь. Множество юношей и девушек, не достигших призывного возраста, приходили в военкоматы, требуя отправить их на фронт.

Введение в тему

Эпиграф

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

что умерли они?

С. ЩИПАЧЕВ

 

Просмотр видеоролика

Повесть Б.В. « А зори здесь тихие

        

Беседа с   анализом текста.

   1. Где происходит действие повести?

          Действие повести происходит  в 1942 году на 171 разъезде Мурманской дороги.

2. Васильев показывает  самое невероятное сочетание несочетаемых явлений: женщина и война.

Мини- проект «Образ Русской женщины»

Краткий пересказ. Подчеркните  своеобразие характеров  девушек

   Предлагается проанализировать своеобразие характеров каждой девушки.

У Жени Комельковой – это яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги. 

Своеобразие облика Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга .

Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание  уберечь, оградить.

Главное в Лизе Бричкиной – это ее близость к природе, открытая сердечность, а особенность Гали Четвертак – в ее способности преображать  действительность, в неуемности фантазии.

 

 

3.Что мы узнаем о мирной жизни девушек на разъезде?

Озорные, веселые, они ведут себя  не так, как положено на войне. «Днем разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу,  трещали как сороки, загорали,  вместо команды – «полная насмешка»(«Люда, Вера, Катенька – в караул! Катя –разводящая!) «Сапоги на тонком чулке, а портянки намотаны, словно шарфики». Сначала  просто не верится, что им  придется воевать, стрелять. А рядом – война, страшная, беспощадная, рядом – смерть.

 

   1.У кого из девушек личный счет с врагами?. (Сообщение о Рите, Жене).

У каждой из девушек свой личный счет с фашистами.

У Риты Осяниной – гибель на второй день «войны в утренней контратаке мужа».

У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку- всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили – и под пклемет».

 

   2. Как попали на фронт остальные? Что узнаем мы о прошлом Лизы, Сони, Гали?

У Лизы Бричкиной – несостоявшееся предчувствие ослепительного счастья.

У Сони Гурвич –«дружная очень большая семья в оккупированном Минске».

Она любит театр, поэзию.

У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.

 

Из неповторимых характеров пяти девушек – зенитчиц в повести незаметно вырастает емкий собирательный образ русской женщины, женщины – патриотки, защитницы своей Родины.

По сути, каждая из пяти  героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа.

 

3.Что объединяет девушек?

На страницах повести поэтизируется женственность и обаяние молодых героинь. С юмором изображаются будни  зенитной батареи, быт девичьего  подразделения, даже то, как  девушки  чисто по-женски налаживают отношения между собой, порой нарушая субординацию. Единодушно пытаются саботировать распоряжения сухаря Васкова.

 

С горечью пишет Васильев о том, как суровая действительность  войны вступает в непримиримые противоречия с присущими женщине жизнелюбием, нежностью , добротой.

 

II   Проблемное  обучение

 

Постановка проблемного вопроса.

1.Как ведут себя девушки в трудную минуту и как погибают?

2.Почему погибла Лиза - она ведь была опытнее  других?

Она стремилась поскорее выполнить приказ Васкова. Мы видим ее ужас и до последнего мгновения веру в то, что завтра будет и для нее».

3.Кто из девушек вам особенно понравился и запомнился?

 Почему Женя не затаилась, а приняла бой?

Она хотела хоть чем-то помочь Рите, раненной смертельно, и Васкову, который должен довести дело до конца. Женя понимала, что уводя немцев в сторону от своих товарищей, она тем самым спасает их от верной гибели.

4.  Права ли Рита, выстрелив  себе в висок?

Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и поэтому получает смертельную рану. А теперь она осознает свое положение и положение раненого Васкова и не  желает быть ему обузой. Она понимает, как важно закончить их общее дело, задержать немцев, поэтому стреляет в себя.

5.Как погибли Соня и Галя ? 

 6. Можно ли осуждать их смерть ?

Конечно, осудить легче всего. Но вы представьте их в военном обмундировании с оружием в руках сначала на болоте, затем в лесу.

7.  Как расценивает  поведение Гали Федот Васков?

Почему он берет Галю в разведку?

Он считает, что никакой трусости не было. «Трусость во втором бою только видна. А это просто растерянность. Васков всегда очень точно, неукоснительно выполнял устав, привык. А в нем сказано, что командир должен быть и воспитателем подчиненных. Поэтому он берет с собой Галю, хотя понимает, что лучше бы Женю.

8.  Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?

Они бесстрашно перебрались через болото, не пали духом, узнав, что немцев намного больше, чем предполагали. Действовали  очень осторожно, чтобы не обнаружить себя. Были очень находчивы. И все они, если не считать растерянности и страха Гали Четвертак, погибли как герои, защищая Родину, понимая, что «Родина не с каналов начинается, совсем не  оттуда. Мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал»( Рита).

9.Почему, по вашему мнению, все  девушки погибают?

Война очень жестокой была. И гибель девушек подчеркивает эту жестокость.

На одной из читательских конференций Б.Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул: надо иметь ввиду, что речь идет  о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично  вооруженных солдатах, тогда еще не  сдавшихся  в плен. Чтобы их остановить , нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один  старшина и пять неопытных девушек. Но эти девушки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.

 

Учитель: Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значимым ,  от того, что они женщины, исполненные  любви к людям, предназначенные самой природой продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими  захватчиками и погибают, защищая ценой своих  судеб, едва только начавшихся жизней, свободу и будущее Родины.

         

III.   Развитие творческого мастерства. Домашнее задание. Монолог.

 Перед выступлением мы еще раз проговорили задачу каждой героини повести и кратко попытались обозначить ее:
* У Сони: чудесное теплое защищенное детство, воспоминания о котором спасали от ужасов войны.
* У Гали: мечты и планы с ноткой авантюризма и реальность, которая не соответствует ее представлениям.
*У Лизы: романтичность и очень добрая душа, которая и среди войны сумела найти влюбленность.
*У Риты: резко оборвавшаяся любовь и материнство, и страх за сына.
*У Женьки ..... вот тут мы поспорили. 

 

На фоне музыки

Соня Гурвич:
     «А топали сапоги потому, что я никогда их не носила и получила в каптерке на два номера больше. Но наша семья была штатской, сапог там вообще не водилось, и даже папа не знал, за какие уши их надо тянуть… 
На дверях нашего маленького домика висела медная дощечка: «ДОКТОР МЕДИЦИНЫ СОЛОМОН АРОНОВИЧ ГУРВИЧ». И хотя папа был простым участковым врачом, дощечку не снимали, так как ее подарил дедушка и сам привинтил к дверям.
     У нас была очень дружная и очень большая семья: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, еще какая-то дальняя родственница, и в доме не было кровати, на которой спал бы один человек, а кровать, на которой спали трое, была. 
      Еще в университете я носила платья, перешитые из платьев сестер. Длинные и тяжелые, как кольчуги… Недолго, правда, носила: всего год. А потом надела форму. И сапоги — на два номера больше. 
      Я и в зенитчицы попала случайно. Фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц нет.»

Галя Четвертак:
      «Да, я из детдома, и фамилию мне дали там же, потому что в четверть меньше всех ростом была. В десять лет я стала знаменитой: устроила скандал, которого монастырь не знал со дня основания. Конечно, нападение бородатого дядьки - все это выдумка. А потом слава прошла, но потом по детдому поползли слухи о зарытых монахами сокровищах. А не врать я просто не могла. Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность. Повзрослев, я стала спокойнее, даже согласилась петь в хоре, хотя в душе мечтала о сольной партии, красивых платьях и популярности. Война застала меня на третьем курсе, и в первый же понедельник наша группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли, а меня не хотели брать воевать, потому что не подходила под армейские стандарты ни ростом , ни возрастом. Но, главное, не сдаваться! Я упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил в зенитчицы. Осуществленная мечта всегда лишена романтики.»

 

Лиза Бричкина:
        «А я все свои 19 лет провела в ощущении счастья. Жила на кордоне, с отцом. Он у меня лесником был. Мама умерла перед войной. Сильно болела, задыхалась от кашля. Дело мое было обычное: прибиралась в доме, готовила обед, обходила отцовские кварталы... Подруги мои, окончив школу... кто уехал учится, кто вышел замуж... А я ждала завтрашнего дня. Каждое утро просыпалась в ожидании какого-то чуда. А тут война. А потом я влюбилась...»

Рита Осянина:
    «Девчонки, а я ярче всего помню школьный вечер, встречу с героями пограничниками. Я случайно оказалась рядом с лейтенантом Осяниным и сидела, боясь шевельнутся. А потом...Потом он пошел меня провожать, и я схитрила. Я повела его самой дальней дорогой. Я была первой из нашего класса, кто вышел замуж. Причем не за кого-нибудь, а за красного командира пограничника. Через год я родила мальчика. Я была самой счастливой женщиной на свете...Эта проклятая война! Я не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что куда важнее чем я, мой муж, который геройски погиб во второй день войны... А если мои сын останется сиротой, мой маленький сын, в этом огромном и страшном мире..... Я все время думаю о нем: " Как переживет он войну? И как потом сложится его жизнь?"

 

Женя Комелькова: «Как тяжело любимых потерять,
Увидеть, как пронзают пули их тела.
Как страшно видеть смерть и промолчать
И знать, что ничего вернуть назад нельзя.
Увидеть, как сестренку добивают,
Но не увидеть жалости в глазах убийц,
Как тяжело в войну бывает,
Уж я то знаю. Я - боец!
Шутила и смеялась всю дорогу,
Ни страха, ни усталости в глазах.
И одному лишь было видно Богу,
Как всё болит внутри, там, глубоко впотьмах...
Так что к этим сволочам немецким у меня свой личный счет имеется! Маму, сестренку, братишку... всех из пулемета уложили. И я совсем одна осталась.... И сказала я себе тогда: патроны кончатся - прикладом добью, мертвой буду - а зубами загрызу....»

 

Монолог Женьки обрывает звук автоматной очереди, все девушки встревожено оглядываются, встают со своих мест и выстраиваются в одну линию и пятеро из них делают шаг вперед

 

Единый подвиг – защита России – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на  Синюхиной гряде.

 

Так возникает  еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Это и есть мера героического , по Васильеву.

 

  Учитель: Повесть заканчивается трагически, но почему все-таки она носит   оптимистический характер?

      Как Б.Васильев показывает, что эстафета подвига продолжается ?(сегодня)?

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

Слайд 4

Слайд5

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

аудиозапись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеорлик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формат А

Фласмастеры, фото

 

 

На постере

 

Мы и сегодня живем в тревожное время, когда то здесь, то там гремят войны, гибнут люди. Но мы верим, что объединив свои силы, люди Земного шара сумеют отстоять его, спасти от беды. Только тогда небо над нашей планетой будет ясным.

 

Творческое  завершение дискуссии

 

Ты нарисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо,
Он нарисует свет в оконце,
Она нарисует колосья хлеба.

Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей беспокойный
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и страдания

Защита

 

 

 

Рисуют проговаривая слова

Формат А4

Фламастеры

 

Конец урока

Рефлексия

Домашнее задание: Написать эссе «У войны ни женское лицо»

Лист оценивания

 

Повторение

Мини-проект

Проблемное обучение

монолог

Творческое задание

Итого

Абдрахманова Ф.

 

 

 

 

 

 

Колевид.Н.

 

 

 

 

 

 

Колпакова М.

 

 

 

 

 

 

Руденко В.

 

 

 

 

 

 

Яковлева И.

 

 

 

 

 

 

Критерии : 24-  25 баллов «5» ,   19-20 баллов «4», 14-15 баллов «3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое  завершение дискуссии

 

Ты нарисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо,
Он нарисует свет в оконце,
Она нарисует колосья хлеба.

Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей беспокойный
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и страдания

 

Защита

 

 

 

Постановка проблемного вопроса.

1.Как ведут себя девушки в трудную минуту и как погибают?

 

2.Почему погибла Лиза - она ведь была опытнее  других?

 

3.Кто из девушек вам особенно понравился и запомнился?

 

4.  Права ли Рита, выстрелив  себе в висок?

 

5.Как погибли Соня и Галя ? 

 

 6. Можно ли осуждать их смерть ?

 

7.  Как расценивает  поведение Гали Федот Васков?

 

Почему он берет Галю в разведку?

 

8.  Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?

 

9.Почему, по вашему мнению, все  девушки погибают?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Васильев показывает  самое невероятное сочетание несочетаемых явлений: женщина и война.

Мини- проект «Образ Русской женщины»

 

Краткий пересказ. Подчеркните  своеобразие характеров  девушек

   Предлагается проанализировать своеобразие характеров каждой девушки.

У Жени Комельковой – это яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги. 

Своеобразие облика Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга .

Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание  уберечь, оградить.

Главное в Лизе Бричкиной – это ее близость к природе, открытая сердечность, а особенность Гали Четвертак – в ее способности преображать  действительность, в неуемности фантазии.

 

 

3.Что мы узнаем о мирной жизни девушек на разъезде?

Озорные, веселые, они ведут себя  не так, как положено на войне. «Днем разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу,  трещали как сороки, загорали,  вместо команды – «полная насмешка»(«Люда, Вера, Катенька – в караул! Катя –разводящая!) «Сапоги на тонком чулке, а портянки намотаны, словно шарфики». Сначала  просто не верится, что им  придется воевать, стрелять. А рядом – война, страшная, беспощадная, рядом – смерть.

 

   1.У кого из девушек личный счет с врагами?. (Сообщение о Рите, Жене).

У каждой из девушек свой личный счет с фашистами.

У Риты Осяниной – гибель на второй день «войны в утренней контратаке мужа».

У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку- всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили – и под пклемет».

 

   2. Как попали на фронт остальные? Что узнаем мы о прошлом Лизы, Сони, Гали?

У Лизы Бричкиной – несостоявшееся предчувствие ослепительного счастья.

У Сони Гурвич –«дружная очень большая семья в оккупированном Минске».

Она любит театр, поэзию.

У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.

 

Из неповторимых характеров пяти девушек – зенитчиц в повести незаметно вырастает емкий собирательный образ русской женщины, женщины – патриотки, защитницы своей Родины.

По сути, каждая из пяти  героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа.

 

3.Что объединяет девушек?

На страницах повести поэтизируется женственность и обаяние молодых героинь. С юмором изображаются будни  зенитной батареи, быт девичьего  подразделения, даже то, как  девушки  чисто по-женски налаживают отношения между собой, порой нарушая субординацию. Единодушно пытаются саботировать распоряжения сухаря Васкова.

 

С горечью пишет Васильев о том, как суровая действительность  войны вступает в непримиримые противоречия с присущими женщине жизнелюбием, нежностью , добротой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Интегрированный урок по истории и литературе в рамках недели гуманитарного цикла

Интегрированный урок по истории и литературе в рамках недели гуманитарного цикла

Организационный момент: 1.Приветствие

Организационный момент: 1.Приветствие

Повесть Б.В. « А зори здесь тихие

Повесть Б.В. « А зори здесь тихие

У Сони: чудесное теплое защищенное детство, воспоминания о котором спасали от ужасов войны

У Сони: чудесное теплое защищенное детство, воспоминания о котором спасали от ужасов войны

Каждое утро просыпалась в ожидании какого-то чуда

Каждое утро просыпалась в ожидании какого-то чуда

Начало урока 0-3 мин

Начало урока 0-3 мин

Утверждаю»

Утверждаю»

Смайлова Б.С./ Интегрированный урок по истории и литературе «Великая война и

Смайлова Б.С./ Интегрированный урок по истории и литературе «Великая война и

Интегрированный урок по истории и литературе в рамках недели гуманитарного цикла

Интегрированный урок по истории и литературе в рамках недели гуманитарного цикла

Ход урока Запланированная деятельность на урокеРесурсы

Ход урока Запланированная деятельность на урокеРесурсы

Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, подлинной любовью к

Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, подлинной любовью к

Люда, Вера, Катенька – в караул!

Люда, Вера, Катенька – в караул!

Кто из девушек вам особенно понравился и запомнился?

Кто из девушек вам особенно понравился и запомнился?

Родины. III .

Родины. III .

Повзрослев, я стала спокойнее, даже согласилась петь в хоре, хотя в душе мечтала о сольной партии, красивых платьях и популярности

Повзрослев, я стала спокойнее, даже согласилась петь в хоре, хотя в душе мечтала о сольной партии, красивых платьях и популярности

Но не увидеть жалости в глазах убийц,

Но не увидеть жалости в глазах убийц,

Мы и сегодня живем в тревожное время, когда то здесь, то там гремят войны, гибнут люди

Мы и сегодня живем в тревожное время, когда то здесь, то там гремят войны, гибнут люди

Интегрированный урок по истории и литературе "Великая война и Великая победа"

Интегрированный урок по истории и литературе  "Великая война и Великая победа"

Интегрированный урок по истории и литературе "Великая война и Великая победа"

Интегрированный урок по истории и литературе  "Великая война и Великая победа"

Интегрированный урок по истории и литературе "Великая война и Великая победа"

Интегрированный урок по истории и литературе  "Великая война и Великая победа"

Интегрированный урок по истории и литературе "Великая война и Великая победа"

Интегрированный урок по истории и литературе  "Великая война и Великая победа"

Творческое завершение дискуссии

Творческое завершение дискуссии

Интегрированный урок по истории и литературе "Великая война и Великая победа"

Интегрированный урок по истории и литературе  "Великая война и Великая победа"

Постановка проблемного вопроса

Постановка проблемного вопроса

Васильев показывает самое невероятное сочетание несочетаемых явлений: женщина и война

Васильев показывает самое невероятное сочетание несочетаемых явлений: женщина и война

На страницах повести поэтизируется женственность и обаяние молодых героинь

На страницах повести поэтизируется женственность и обаяние молодых героинь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020