Эпиграф к уроку:
“Умереть – так только за Отчизну,
Жить – так только Родиной дыша”.
Мусса Джалиль
Отечественная война 1812 года.
План-конспект урока.
Цель:Напримере событий Отечественной войны 1812 г., Бородинского сражения,показать роль личности в истории, народный характер войны.
Задачи:
Ø образовательные: показать героическую борьбу всего русского народа с французскими войсками; раскрыть роль и сущность полководческого таланта командующих; рассмотреть значение личности в истории страны.
Ø развивающие: формирование умения анализировать и обобщать исторический материал, развитие креативного мышления.
Ø воспитательные: формирование патриотизма, уважительного отношения к заслугам предков, воспитание у детей интереса к истории родного края, чувства ненависти ко всякому порабощению и угнетению.
Тип урока:исследовательно - поисковая групповая работа.
Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные технологии обучения.
Приёмы:составление плана, подбор цитат, рефлексия.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор.
Мы долго молча
отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О
русские штыки?»
Учитель: - Вы все узнали строки стихотворения М.Ю.Лермонтова. Какому событию они посвящены? (Бородинской битве).
-Кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока? (Отечественная война 1812 года). Запишите тему в тетрадь. В течение урока вам надо составить и записать в тетрадь план по теме «Отечественная война 1812 года».
Учитель: - На доске и в листах самоанализа, у вас на парте, указаны критерии вашей оценки работы на уроке. (Приложение 1).
Учитель: - Мы с вами уже изучили международное положение начала XIX в. и знаем, что мир не был прочным.Россия и Франция готовились к войне. Каковы её причины? Понять, разобраться в обстановке накануне войны нам помогут император России - Александр I и император Франции – Наполеон Бонапарт.
(Приглашаются 3 ученика, которые выполняли опережающее задание)
Сообщение 1-го учащегося: Александр I – российский император, либерал, сторонник Великой французской революции, конституционной монархии. В начале войны – главнокомандующий, но вскоре вынужден был уехать из армии, так как был далек от военного дела.
- Император, считаете ли Вы, что подписание Тильзитского мира 1807 г. явилось одной из причин войны с Францией?
2-й учащийся, Александр I: Тильзитский мир, мирный договор с Францией был вынужденным соглашением. Да, Россия получила свободу действий в отношении Турции, Ирана и Швеции, но мы были вынуждены согласиться с завоеваниями Франции в Европе.Кроме того, Россия обязана была присоединиться к «континентальной блокаде» Англии. Однако это больно ударило не только по Англии, но и по самой России. Россия понесла большой экономический ущерб. Авторитет России «падал» и страна оказалась в международной изоляции. Все это осложняло и обостряло отношения с Францией.Возникли неразрешимые противоречия между нашими странами, которые, возможно может решить только война.
1-й учащийся: Наполеон Бонапарт – великий полководец, первый консул, император Франции, в молодые годы сторонник Великой французской революции.Завоевал Западную Европу, Египет, Сирию…
- Император, Вы – великий полководец. На завоеванной территории Вы распространяете буржуазные порядки, уничтожая феодальные пережитки. В то же время грабили древние
города, отправляя ценности банков, музеев, дворцов и церквей обозами в Париж.Ваша армия из освободительной превращается в грабительскую и завоевательную.
С чем Вы связываете такие перемены?
3-й учащийся, Наполеон Бонапарт: «Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Я не скрываю, что люблю власть, но люблю ее, как скрипач любит свою скрипку. Власть открывает огромные возможности. Подчинить мир - вот моя цель. Я – человек, призванный влиять на судьбы народов. Франция будет гордиться мной. И в этом мне поможет моя «великая» армия. Я верю в своих солдат, так как уверен, что «в ранце каждого солдата лежит жезл маршала».
Учитель: - Назовите причины войны. (Стремление Наполеона к мировому господству, агрессивная политика Наполеона, противоречия между Францией и Россией, несоблюдение Россией континентальной блокады Англии). Запишите их в тетрадь.
Учитель: - Наполеон собрал огромную армию в поход против России и планировал быстро закончить войну в свою пользу, благодаря чему же Россия одержала победу в Отечественной войне 1812 года?
Учитель: - Последующая работа будет проводиться по группам.
(Учитель делит класс на 5 групп и ставит перед каждой задачу (Приложения1-3). На выполнение работы отводится 6-7 минут).
Учитель: -Вы все историки – исследователи, но помимо этого в каждой группе вы выберете картографа и портретиста. Исследовав определенный этап Отечественной войны, вы должны будете дать его краткую характеристику. Ответ историка сопроводить показом карты и закончить выступление представлением 1-2 участников событий.
Учитель: - Ваша задача составить план темы «Отечественная война 1812 года». В этом вам помогут сообщения историков.
(Сообщения групп, по 3-5 минут, и контроль понимания учениками событий войны).
Учитель: - Что произошло бы, если русские армии дали сражение на границе?
- Чем была Бородинская битва победой или поражением если оставили противнику Москву?
- К чему мог привести отвод русской армии на Рязанское направление?
- Как партизанское движение повлияло на ход войны?
- Какой план по теме составили?(1-2 ученика).
Возможный план
1. Причины войны.
2. Соотношение сил накануне войны.
3. Планы командующих.
4. Смоленская битва и её значение.
5. Бородинская битва и её значение.
6. Роль партизанского движения.
7. Тарутинский маневр русской армии.
8. Значение сражения под Малоярославцем.
9. Изгнание неприятеля из России.
10. Итоги и значение войны 1812 года.
Подведение итогов урока.
Учитель: - Заполните листы самооценки
- Поднимите руки те, кто может назвать сегодня себя главнокомандующим, который постоянно контролировал ситуацию, понимал происходящее и мог ответить на любой вопрос; теперь поднимите руки те, кто сравнил бы себя с офицером добросовестно выполняющим свой долг в вверенном подразделении; и те, кто как солдаты ответственно но не всегда с пониманием выполнял задания полученные в группе.
- Оцените работу вашей группы (1-2 ученика).
- Оцените свою работу на уроке (1-2 ученика).
- Работа какой группы вам понравилась больше? Почему? (1-2 ученика).
Выставление отметок.
Домашнее задание.
Пар.4 , р.т.2,3,5, карта, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ задание: презентация «Памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года», сообщение по одной из тем: Мифы о войне 1812 г.
1. Миф о причинах войны
2. Миф о стратегии Наполеона
3. Миф о результатах Бородино
4. Миф о поджоге Москвы
5. Миф о народном единстве
6. Мифы и о причинах поражения французской армии
7. Миф о Кутузове.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.