Урок по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России»
Тема: Знакомство с А.С. Пушкиным. Лирические стихотворения
Цель урока:
- формировать устойчивый интерес
к книге, умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать опыт творческой
деятельности; обеспечение настройки учеников на урок, их психологического
погружения в пространство школы на позитивной волне;
Развивающие:
- развивать интерес к
художественному слову, развивать умение выразительно читать,
формирование в классе здоровье
сберегающего пространства;
включение в урок элементов
оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании;
Воспитывающие:
- воспитывать нравственные
качества личности: трудолюбие, способность к взаимопониманию, уважение к мнению
других, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность
за выполнение коллективной работы; воспитание грамотности в вопросах здоровья,
практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.
Формировать У У Д:
Познавательные: учить строить высказывания в устной форме; развитие
монологической речи обучающихся; учить передавать своё настроение при
выразительном чтении стихотворений;
Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентация на
понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,
товарищей;установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; самостоятельно адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу
его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные: развитие умения выслушивать мнение одноклассников,
предлагать и доказывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и
позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль
и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, учебник 3 класса «Литературное чтение»
В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, рисунки к произведениям, портрет А.С.Пушкина,
выставка книг автора, тексты для работы
Методы:
монологический, диалогический, исследовательский.
Использование современных технологий и методов обучения: проблемное обучение, метод проектов,
использование ИКТ, организация учебного сотрудничества на уроках, приём ученики
в роли учителя, метод организации фронтальной деятельности обучающихся:
словесный ( эвристическая беседа, вопросы педагога и ответы детей), наглядный
метод, методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия:
одобрение, похвала, создание ситуации успеха, практический метод и
частично-поисковый, здоровьесберегающая технология представлена физминутками.
I.Организационный момент
- С каким настроением пришли на урок. Чем вызвано у вас хорошее и приподнятое настроение? (Выпал первый снег, и он продолжает лететь огромными хлопьями).
- Я люблю зиму, а вы?
- А вот осень была любимым временем года у поэта с творчеством которого мы сегодня познакомимся.
Мотивация
Сегодня снежинки залетели и к нам в класс. Если вы довольны своей работой на уроке и считаете, что вы достаточно активны на уроке и ответы ваши правильны и полны, вы будете брать по одной снежинки, а потом увидим, что получится.
2. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы вспоминали, что такое рифма и ритм.
Предлагаю вам выполнить задание:
У вас на парте лежит задание №1 – текст
-Найдите и подчеркните все слова-рифмы
Скинуло
кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень в шубу жёлтую оделась.
По лесам с метёлкою прошлась.
Раструбили жаворонки звонко,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет,
Лисью шапку примеряет вяз.
Самооценка (с обратной стороны – 4 слова взять снежинку)
Проверка вслух
- К какой части речи относятся эти слова? (глаголы)
Найдите ещё глаголы в тексте.
Прочитайте
жужжащим способом. О чем это стихотворение?
Прочитайте стихотворение, выделяя голосом глаголы.
Прочитайте стихотворение громко.
Прочитайте стихотворение быстрым темпом.
Прочитайте стихотворение выразительно по строчке: девочки, затем мальчики.
Начинаем с девочек.
3. Открытие новой темы. Целеполагание
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране поэзии. А поможет нам в этом волшебный экран
По
- моему велению,
По нашему хотению
Доставь-ка, нас экран волшебный
До места назначения.
Слайд 1
- Ребята, посмотрите, буквы на экране рассыпались, нужно поменять их местами, чтобы получилось слово.
- И, конечно же, вы все догадались о творчестве какого поэта мы будем сегодня говорить. Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину.
Мы начинаем изучение нового
раздела. Прочитайте его название (Великие русские писатели).
- Как вы думаете, почему изучение раздела «Великие русские
писатели» авторы учебника начали с Пушкина? (размышления)
Совершенно верно, А.С.Пушкин
входит в нашу жизнь с раннего детства и остается на всю жизнь.
«Благословен и день, и час, когда с теплом родного крова
впервые к каждому из нас приходит пушкинское слово…»
- Как
вы думаете, почему А.С.Пушкина называют солнцем русской поэзии? (идёт
обсуждение, затем на экране дети открывают шторки)
.-Перед началом нашей совместной работы, я хотела бы взять у вас интервью, расскажите, что вы знаете об А.С. Пушкине, ответьте на мои вопросы. Даю время на подготовку, можете воспользоваться разными источниками: учебник, доп.литература, нэтбуки с входом в интернет)
Слайд 4
1.Когда родился А.С..Пушкин?
2. В каком городе?
3. Где учился поэт?
4. Какой роман в стихах вы знаете?
5. Какое время года поэт любил больше всего?
6. Из какого произведения эти строки: « У лукоморья…»
Проверка задания.
Дети подходят к учителю и встают вкруговую, для интервью.
(работа с экраном)
- А сейчас мы совершим виртуальное путешествие с музей А.С.Пушкина
-Продолжим нашу беседу.
- Что вы видите на фотографиях, как называются эти места? (Царскосельский лицей, село Михайловское)
- Сколько лет было А.С. Пушкину, когда его отдали учиться в лицей? (12 лет)
- Почему Пушкин был отправлен царем в село Михайловское?
- Кто изображён на портретах? (бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна)
- К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
- Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и театром.)
- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)
- Сколько лет было маленькому Пушкину, когда он сочинил своё первое стихотворение?
- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?
(Его бабушка, няня и крестьяне семьи Пушкиных.)
- А.С Пушкин очень любил свою няню и считал её своим другом не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым Няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом во время ссылки в Михайловском. За эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с ней. Арину Родионовну Пушкин часто вспоминал в своих стихах и некоторые посвящены именно ей.
(стихи читают подготовленные ученики) Давайте послушаем, что он писал о ней.
Мастерица ведь была,
И откуда что брала!
А куда разумны шутки,
Приговоры, прибаутки.
Небылицы и былины
Православной старины!
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы, и не ел,
Все бы слушал да сидел.
********
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
- Молодцы, ребята, вы много уже знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.
Слайд 8
- Пушкин любил, изучал народное творчество. Ведь сказки , пословицы и поговорки содержат народную мудрость. Из каких произведений эти отрывки? (работа с проверкой на экране)
1. А народ приговаривал с укоризной: не гонялся бы ты поп за дешевизной ( О попе и работнике его Балде)
2. Но жена не рукавица с белой ручки не стряхнёшь.. (Сказка о царе Салтане)
3..Вот тебе невежа наука: не садись не в свои сани. (О рыбаке и рыбке)
Слайд 9
- Сколько всего сказок написал Пушкин? Назовите их. Для чего нужны сказки? (идёт обсуждение, затем ответы открываются на доске)
Слайд 10
- Перед вами сундук со сказками, распределите картинки по группам. (работа с экраном)
(Дети распределяют героев сказок, дают названия сказкам, заголовки которых отсутствуют)
- На стихи Пушкина композиторы сочиняли романсы. Я предлагаю прослушать один из них –
А. Доргомыжский «Я вас любил»
Слайд 15
- 176 лет прошло со дня смерти поэта, а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит и слава его всё растёт. Почти в каждом городе есть улица, названная в его честь. И если бы кто-то взялся сосчитать, кому из русских поэтов поставили больше всего памятников, то первым бы в этом списке, конечно же, стояло имя А.С.Пушкина
Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Плещеева
Памяти Пушкина
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу…..
- Много замечательных произведений создал великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин. И его имя навечно останется в наших сердцах.
Физ. минутка. (Релаксация «В осеннем лесу»)
У
каждого человека есть свое любимое время года, у Александра Сергеевича любимым
временем года была осень. «И каждой осенью я расцветаю вновь», - писал великий
Пушкин. Именно осенью были написаны его самые известные произведения. В старших
классах вы познакомитесь с большим по объему произведением – романом «Евгений
Онегин». Пушкин работал над ним долгие 7 лет и именно осенью он закончил писать
этот роман. А сегодня мы познакомимся с отрывком из романа «Евгений Онегин».
- Закройте глаза и послушайте этот отрывок. (Исполнение учителя)
- Какое настроение передал нам А.С.Пушкин? (Работаем со словарем
настроений)
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Работаем со словарем
чувств)
- Какие картины вы представили при слушании?
- Захотелось ли вам его перечитать?
Словарная работа
В стихотворениях вам встретятся непонятные слова. Попытайтесь объяснить их значение.
знойное лето – жаркое лето.
солнышко блистало - светило ярко.
таинственная сень – покров – это верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
гусей крикливых караван – это стая.
куртины – цветочная грядка, клумба.
кровля – это верхний элемент покрытия здания, то есть крыша.
опрятней модного паркета – аккуратней популярного деревянного напольного покрытия.
плыть по лону вод - плыть по месту на воде, в котором покой и блаженство.
брег – берег
Работа над произведением
- Прочитаем стихотворение еще раз. Откройте стр. 86.
Это стихотворение лирическое, т.е. выражающее чувства и переживания, поэтому мы
будем читать его медленно, вдумчиво, по строчке. (Читают сильные ученики по
строчкам)
Уж небо осенью дышало,
- Как поэт говорит о небе? Как вы понимаете это выражение?
- Какое средство художественной выразительности использовал автор
(олицетворение)
Попробуйте словесно нарисовать это небо. (небо стало серое, тусклое, низкое)
Уж реже солнышко блистало,
- Как Пушкин называет солнце? (Ласково)
- Что он говорит о нем?
- Что значит реже?
Подберите синонимы к слову блистало. (блестит, сияет, сверкает)
- Прочитаем следующую строчку.
Короче становился день,
- Что поэт хотел сказать нам этими словами?
- Что в этой строчке означает слово «короче»? Подберите синоним. (меньше)
- В каком темпе нужно читать эти строчки? (в медленном)
- Прочитайте эти 3 строчки выразительно.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
(Дать оценку. Ты читал медленно, красиво. Молодец!)
- Прочитайте следующую строчку.
Лесов таинственная сень
- О чем в этой строчке говорит Александр Сергеевич?
- Все ли нам понятно?
- Кто знает, что такое сень?
- Где мы можем узнать значение этого слова? (стр.218 словарик)
- Открываем, читаем, что означает слово «сень»?
- Сень – это покров. О каком покрове в стихотворении говорит Пушкин? (Покров
осенних листьев)
- Какой эпитет использовал поэт? (таинственная)
- А почему сень таинственная?
- Прочитайте следующую строчку.
С печальным шумом обнажалась. (раздевалась)
- Кто может раздеваться? (человек)
- Какое художественное средство использовал Пушкин? (олицетворение)
- Почему таинственная сень обнажалась с печальным шумом? (Жалко деревья терять
красивую листву, свой покров).
- Печальный шум – это такое средство языковой выразительности? (эпитет)
- Прочитайте следующую строку.
Ложился на поля туман.
- Какую картину представили?
- Кто может ложиться? (человек)
- Какое средство языковой выразительности использовал Пушкин? (олицетворение)
- Прочитайте выразительно эти 3 строки:
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
(Оценивание)
- Прочитайте следующие 2 строки до знака препинания двоеточия:
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
- Ребята, что такое караван? (Группа животных, идущих друг за другом).
- Говорили ли мы, что птицы летят караваном? А как летят птицы? (стаями,
клином, косяком)
- Какое средство использует Пушкин. (Метафора – переносное значение)
- Какой эпитет использует поэт, описывая гусей. (эпитет «крикливых»)
- Почему гуси крикливые?
- А о
чем они кричат, покидая родные края? (боятся отбиться от стаи, прощаются до
весны с Родиной.)
Следующая картина. Читаем до точки запятой.
Приближалась довольно скучная пора;
- Почему Александр Сергеевич назвал позднюю осень «скучной порой»?
- Читаем последнюю строку:
Стоял ноябрь уж у двора.
- Что понимаем в последней строке?
- Что сообщил нам великий Пушкин?
- Давайте попробуем выразительно прочитать последние 4 строки. (оценивание)
- Ребята, внимательно посмотрите на стихотворение и скажите сколько в нем
предложений. (1) Почему? (1 точка)
- Видите, насколько был талантлив Пушкин, уместив целую словесную осеннюю
картину в 1 предложении!!! Как мы можем озаглавить это стихотворение? (Мнение
учеников)
- В каком темпе мы будем читать это стихотворение?
Чтение стихотворения про себя, расстановка пауз, логического ударения.
Игра в актеров. (Выразительное чтение стихотворения на фоне осеннего
Итог урока
- Что я сегодня сделал и чего достиг?
- Каким было моё настроение? Что было связано с положительными эмоциями?
- Чем я сегодня помог другим?
Рефлексия
Выберите уголок класса и разместите свои снежинки.
Посмотрим. Они отображают вашу работу на уроке.
Возьмите самую большую снежинку и подарите её тому, чья работа на уроке для вас была значима, чем-то вас удивила, заставила задуматься.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.