Урок по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России» Тема: И.Суриков «Детство»
Оценка 5

Урок по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России» Тема: И.Суриков «Детство»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл—10 кл
28.10.2020
Урок по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России» Тема: И.Суриков «Детство»
Тип урока: творческое исследование, погружение в тему. Цели урока: 1. Обучающая: познакомить с произведением И. Сурикова « Детство». 2.Развивающая: развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, классифицировать, «погружаться в тему». 3.Воспитательная: формирование умения сочувствовать, сопереживать; воспитание любви к искусству: живописи, музыке, художественному слову, патриотизма к малой родине. Задачи урока: осмысление художественного пространства
Урок по литературному чтению в 3 классе УМК.docx

Урок по литературному чтению в 3 классе УМК «Школа России»

Тема: Знакомство с А.С. Пушкиным. Лирические стихотворения

Цель урока:
- формировать устойчивый интерес к книге, умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать опыт творческой деятельности; обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне;
Развивающие:
- развивать интерес к художественному слову, развивать умение выразительно читать,
формирование в классе здоровье сберегающего пространства;
включение в урок элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании;
Воспитывающие:
- воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, способность к взаимопониманию, уважение к мнению других, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы; воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.
Формировать У У Д:
Познавательные: учить строить высказывания в устной форме; развитие монологической речи обучающихся; учить передавать своё настроение при выразительном чтении стихотворений;
Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные: развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, учебник 3 класса «Литературное чтение» В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, рисунки к произведениям, портрет А.С.Пушкина, выставка книг автора, тексты для работы 
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Использование современных технологий и методов обучения: проблемное обучение, метод проектов, использование ИКТ, организация учебного сотрудничества на уроках, приём ученики в роли учителя, метод организации фронтальной деятельности обучающихся: словесный ( эвристическая беседа, вопросы педагога и ответы детей), наглядный метод, методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха, практический метод и частично-поисковый, здоровьесберегающая технология представлена физминутками.
I.Организационный момент

- С каким настроением пришли на урок. Чем вызвано у вас хорошее и приподнятое настроение? (Выпал первый снег, и он продолжает лететь огромными хлопьями).

- Я люблю зиму, а вы?

- А вот осень была любимым временем года у поэта с творчеством которого мы сегодня познакомимся.

 Мотивация

Сегодня снежинки залетели и к нам в класс. Если вы довольны своей работой на уроке и считаете, что вы достаточно активны на уроке и ответы ваши правильны и полны, вы будете брать по одной снежинки, а потом увидим, что получится.

2. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы вспоминали, что такое рифма и ритм.

Предлагаю вам выполнить задание:

У вас на парте лежит задание №1 – текст

-Найдите и подчеркните все слова-рифмы

Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень в шубу жёлтую оделась.
По лесам с метёлкою прошлась.
Раструбили жаворонки звонко,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет,
Лисью шапку примеряет вяз.
Самооценка (с обратной стороны – 4 слова взять снежинку)

Проверка вслух

- К какой части речи относятся эти слова? (глаголы)

Найдите ещё глаголы в тексте.

Прочитайте жужжащим способом. О чем это стихотворение?
Прочитайте стихотворение, выделяя голосом глаголы.
Прочитайте стихотворение громко.
Прочитайте стихотворение быстрым темпом.
Прочитайте стихотворение выразительно по строчке: девочки, затем мальчики. Начинаем с девочек.

3. Открытие новой темы. Целеполагание 

- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране поэзии. А поможет нам в этом волшебный экран

 По - моему велению,
По нашему хотению
Доставь-ка, нас экран волшебный
До места назначения.
Слайд 1

-  Ребята, посмотрите, буквы на экране рассыпались, нужно поменять их местами, чтобы получилось слово.

- И, конечно же, вы все догадались о творчестве какого поэта мы будем сегодня говорить. Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину.

Мы начинаем изучение нового раздела. Прочитайте его название (Великие русские писатели).
- Как вы думаете, почему изучение раздела «Великие русские писатели» авторы учебника начали с Пушкина? (размышления)
Совершенно верно, А.С.Пушкин входит в нашу жизнь с раннего детства и остается на всю жизнь.
«Благословен и день, и час, когда с теплом родного крова впервые к каждому из нас приходит пушкинское слово…»
- Как вы думаете, почему А.С.Пушкина называют солнцем русской поэзии? (идёт обсуждение, затем на экране дети открывают  шторки)

.-Перед началом нашей совместной работы, я хотела бы взять у вас интервью, расскажите, что вы знаете об А.С. Пушкине, ответьте на мои вопросы. Даю время на подготовку, можете воспользоваться разными источниками: учебник, доп.литература, нэтбуки с входом в интернет)

Слайд 4 

1.Когда родился А.С..Пушкин?

2. В каком городе?

3. Где учился поэт?

4. Какой роман в стихах вы знаете?

5. Какое время года поэт любил больше всего?

6. Из какого произведения эти строки: « У лукоморья…»

Проверка задания.

Дети подходят к учителю и встают вкруговую, для интервью.

(работа с экраном)

- А сейчас мы совершим виртуальное путешествие с музей А.С.Пушкина

-Продолжим нашу беседу.

-  Что вы видите на фотографиях, как называются эти места? (Царскосельский лицей, село Михайловское)

 - Сколько лет было А.С. Пушкину, когда его отдали учиться в  лицей?    (12 лет)

- Почему Пушкин был отправлен царем в село Михайловское?

-  Кто изображён на портретах? (бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна)

- К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

- Чем больше всего интересовались в этой семье?

(В этой семье интересовались литературой и театром.)

- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

- Сколько лет было маленькому Пушкину, когда он сочинил своё первое стихотворение?

- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

(Его бабушка, няня  и крестьяне семьи Пушкиных.)

- А.С Пушкин  очень любил свою няню и считал её своим другом не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым  Няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом во время ссылки в Михайловском. За эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с ней. Арину Родионовну Пушкин часто вспоминал в своих стихах и некоторые посвящены именно ей.

(стихи читают подготовленные ученики) Давайте послушаем, что он писал о ней.

Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговоры, прибаутки.

Небылицы и  былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

          ********

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя, 
Одна в глуши лесов сосновых 
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы 
Горюешь, будто на часах, 
И медлят поминутно спицы 
В твоих наморщенных руках. 
Глядишь в забытые вороты 
На черный, отдаленный путь: 

Тоска, предчувствия, заботы 
Теснят твою всечасно грудь…

- Молодцы, ребята, вы много уже знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.

Слайд 8

- Пушкин любил, изучал народное творчество. Ведь сказки , пословицы и поговорки содержат народную мудрость. Из каких произведений эти отрывки? (работа с проверкой на экране)

1. А народ приговаривал с укоризной: не гонялся бы ты поп за дешевизной ( О попе и работнике его Балде)

2. Но жена не рукавица с белой ручки не стряхнёшь.. (Сказка о царе Салтане)

3..Вот тебе невежа наука: не садись не в свои сани. (О рыбаке и рыбке)

Слайд 9

- Сколько всего сказок написал Пушкин? Назовите их. Для чего нужны сказки?  (идёт обсуждение, затем ответы открываются на доске)

Слайд 10

- Перед вами сундук со сказками, распределите картинки  по группам. (работа с экраном)

(Дети распределяют героев сказок, дают названия сказкам, заголовки которых отсутствуют)

- На стихи Пушкина композиторы сочиняли романсы. Я предлагаю прослушать один из них –

А. Доргомыжский  «Я вас любил»

Слайд 15

- 176 лет прошло со дня смерти поэта, а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит и слава его всё растёт. Почти в каждом городе есть улица, названная в его честь. И если бы кто-то взялся сосчитать, кому из русских поэтов поставили больше всего памятников, то первым бы в этом списке, конечно же, стояло имя А.С.Пушкина

Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения  А. Плещеева 

        Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу…..

- Много замечательных произведений создал великий русский поэт и писатель  А.С. Пушкин. И его имя навечно останется в наших сердцах.  

Физ. минутка. (Релаксация «В осеннем лесу»)

У каждого человека есть свое любимое время года, у Александра Сергеевича любимым временем года была осень. «И каждой осенью я расцветаю вновь», - писал великий Пушкин. Именно осенью были написаны его самые известные произведения. В старших классах вы познакомитесь с большим по объему произведением – романом «Евгений Онегин». Пушкин работал над ним долгие 7 лет и именно осенью он закончил писать этот роман. А сегодня мы познакомимся с отрывком из романа «Евгений Онегин».
- Закройте глаза и послушайте этот отрывок. (Исполнение учителя)
- Какое настроение передал нам А.С.Пушкин? (Работаем со словарем настроений)
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Работаем со словарем чувств)
- Какие картины вы представили при слушании?
- Захотелось ли вам его перечитать?

Словарная работа

В стихотворениях вам встретятся непонятные слова. Попытайтесь объяснить их значение.

знойное лето – жаркое лето.

солнышко блистало - светило ярко.

таинственная сень – покров – это верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

гусей крикливых караван – это стая.

куртины – цветочная грядка, клумба.

кровля – это верхний элемент покрытия здания, то есть крыша.

опрятней модного паркета – аккуратней популярного деревянного напольного покрытия.

плыть по лону вод - плыть по месту на воде, в котором покой и блаженство.

брег – берег 

Работа над произведением

- Прочитаем стихотворение еще раз. Откройте стр. 86.
Это стихотворение лирическое, т.е. выражающее чувства и переживания, поэтому мы будем читать его медленно, вдумчиво, по строчке. (Читают сильные ученики по строчкам)
Уж небо осенью дышало,
- Как поэт говорит о небе? Как вы понимаете это выражение?
- Какое средство художественной выразительности использовал автор (олицетворение)
Попробуйте словесно нарисовать это небо. (небо стало серое, тусклое, низкое)
Уж реже солнышко блистало,
- Как Пушкин называет солнце? (Ласково)
- Что он говорит о нем?
- Что значит реже?
Подберите синонимы к слову блистало. (блестит, сияет, сверкает)
- Прочитаем следующую строчку.
Короче становился день,
- Что поэт хотел сказать нам этими словами?
- Что в этой строчке означает слово «короче»? Подберите синоним. (меньше)
- В каком темпе нужно читать эти строчки? (в медленном)
- Прочитайте эти 3 строчки выразительно.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
(Дать оценку. Ты читал медленно, красиво. Молодец!)
- Прочитайте следующую строчку.
Лесов таинственная сень
- О чем в этой строчке говорит Александр Сергеевич?
- Все ли нам понятно?
- Кто знает, что такое сень?
- Где мы можем узнать значение этого слова? (стр.218 словарик)
- Открываем, читаем, что означает слово «сень»?
- Сень – это покров. О каком покрове в стихотворении говорит Пушкин? (Покров осенних листьев)
- Какой эпитет использовал поэт? (таинственная)
- А почему сень таинственная?
- Прочитайте следующую строчку.
С печальным шумом обнажалась. (раздевалась)
- Кто может раздеваться? (человек)
- Какое художественное средство использовал Пушкин? (олицетворение)
- Почему таинственная сень обнажалась с печальным шумом? (Жалко деревья терять красивую листву, свой покров).
- Печальный шум – это такое средство языковой выразительности? (эпитет)
- Прочитайте следующую строку.
Ложился на поля туман.
- Какую картину представили?
- Кто может ложиться? (человек)
- Какое средство языковой выразительности использовал Пушкин? (олицетворение)
- Прочитайте выразительно эти 3 строки:
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
(Оценивание)
- Прочитайте следующие 2 строки до знака препинания двоеточия:
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
- Ребята, что такое караван? (Группа животных, идущих друг за другом).
- Говорили ли мы, что птицы летят караваном? А как летят птицы? (стаями, клином, косяком)
- Какое средство использует Пушкин. (Метафора – переносное значение)
- Какой эпитет использует поэт, описывая гусей. (эпитет «крикливых»)
- Почему гуси крикливые? 

- А о чем они кричат, покидая родные края? (боятся отбиться от стаи, прощаются до весны с Родиной.) 
Следующая картина. Читаем до точки запятой.
Приближалась довольно скучная пора;
- Почему Александр Сергеевич назвал позднюю осень «скучной порой»?
- Читаем последнюю строку:
Стоял ноябрь уж у двора.
- Что понимаем в последней строке?
- Что сообщил нам великий Пушкин?
- Давайте попробуем выразительно прочитать последние 4 строки. (оценивание)
- Ребята, внимательно посмотрите на стихотворение и скажите сколько в нем предложений. (1) Почему? (1 точка) 
- Видите, насколько был талантлив Пушкин, уместив целую словесную осеннюю картину в 1 предложении!!! Как мы можем озаглавить это стихотворение? (Мнение учеников)
- В каком темпе мы будем читать это стихотворение?
Чтение стихотворения про себя, расстановка пауз, логического ударения.
Игра в актеров. (Выразительное чтение стихотворения на фоне осеннего

Итог урока

- Что я сегодня сделал и чего достиг?

- Каким было моё настроение? Что было связано с положительными эмоциями?

- Чем я сегодня помог другим?

Рефлексия

Выберите уголок класса и разместите свои снежинки.

Посмотрим. Они отображают вашу работу на уроке.

Возьмите самую большую снежинку и подарите её тому, чья работа на уроке для вас была значима, чем-то вас удивила, заставила задуматься.


 

Урок по литературному чтению в 3 классе

Урок по литературному чтению в 3 классе

I.Организационный момент - С каким настроением пришли на урок

I.Организационный момент - С каким настроением пришли на урок

Ребята, посмотрите, буквы на экране рассыпались, нужно поменять их местами, чтобы получилось слово

Ребята, посмотрите, буквы на экране рассыпались, нужно поменять их местами, чтобы получилось слово

В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке

В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке

Слайд 8 - Пушкин любил, изучал народное творчество

Слайд 8 - Пушкин любил, изучал народное творчество

И в них будить стремленье к идеалу…

И в них будить стремленье к идеалу…

Что значит реже? Подберите синонимы к слову блистало

Что значит реже? Подберите синонимы к слову блистало

Какое средство использует Пушкин

Какое средство использует Пушкин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2020