Муниципальное общеобразовательное учреждение
Введенская общеобразовательная школа № 3 города Звенигорода
Интегрированный урок по литературному чтению, музыке, изобразительному искусству в 4 классе
по теме: «Изображение природы в литературе, музыке, изобразительном искусстве»
Кашина Р.В. – учитель начальных классов;
Васильева Е.И. - учитель музыки;
Реутина Ю.В. – учитель ИЗО.
Цель урока:
- показать обеспечение целостного восприятия образов природы средствами разных видов искусства;
Задачи:
- прививать любовь к творчеству поэтов, музыкантов, художников;
- воспитывать художественный вкус;
- развивать речь, выразительность чтения, графические навыки, музыкальный слух и вокальные умения и навыки
Оборудование: предметные картинки с полевыми и садовымицветами, видео презентации, синтезатор,видео отрывок из балета «Щелкунчик»П.И. Чайковского «Вальс цветов», краски, кисточки, альбомные листы.
Кашина Р.В. начинает урок. Представляет учителей, своих коллег.
Раиса Владимировна говорит:
-Ребята! У нас сегодня необычный урок. Мы будем работать вместе с Еленой Ивановной и Юлией Вадимовной.
Ход урока:
1. Приветствие.
Приветственное стихотворение читает ученица 4а класса.
Придумано кем-то и просто и мудро
При встрече здороваться: доброе утро.
И каждый становится добрым, доверчивым
И доброе утро длится до вечера.
Поприветствуем наших гостей.
Чтобы доброе настроение длилось у всех весь день.Динара
2. Блок «Литературное чтение». Учитель Кашина Р.В.
Природа не боится повторений:
Из года в год в ней все проходит чередой.
И сколько ль б не цвели для нас сирени,
Цветенья нового мы , как подарка ждем .
Чтение стихов и о полевых цветах.
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах, они с нами и в последнем пути…
А. Толстой «Колокольчики мои»
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая? Бирюкова А.
С.Маршак «Ландыш»
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны
Юнна Мориц
Белые ромашки
Обняла ромашка Белую ромашку,
И стоят в обнимку — Сердце нараспашку!
Летние подружки, Белые ромашки,
Вам лесные феи Выткали рубашки —Кретова С.
Алексей Плещеев
Скажи, фиалка, отчего...
«Скажи, фиалка, отчего
Так рано к нам ты воротилась,
Когда в полях ни одного
Ещё цветка не распустилось?»
— «Бедна нарядом и мала,
Я меж других цветов незрима,
И если б с ними я цвела,
Ты, может быть, прошёл бы мимо».
Загадки
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их.
И кто их только выдумал,
Весёлых, голубых?
Должно быть оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок! (незабудка)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок
И остался стебелёк. (одуванчик)
Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет!
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит! (колокольчик)
- Что вы чувствовали, когда слушали эти стихи и загадки? ( авторы показывают свою любовь к этим простым, нежным цветам)
Ромашки, колокольчики, васильки, незабудки, одуванчики являются украшением полей.
Васильковые, незабудковые и ромашковые поля!
1. Цветы в поэзии. Знакомство с содержанием стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Полевые цветы».
2. Клип
3. Иван Бунин
4. Полевые цветы
5.
В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
6.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…
7.
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
8.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой
9.
.Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
10. 1887 г.
11.
Работа по содержанию стихотворения по вопросам:
- О каких цветах говорит поэт в первых двух четверостишиях? ( О тепличных цветах ).
- Что мы узнаём о них? ( «Их привезли из-за синих морей», «пышно цветут дорогие цветы», «их не пугают метели холодные» )
- Далее автор повествует о сёстрах и братьях «заморских цветов». Что это за цветы? (Это полевые цветы)
- Чем они отличаются от тепличных цветов? ( Выросли они «в зелени майских лесов и лугов»; «вечных созвездий узор золотой»)
- Какие из цветов милее «сердцу и взору» поэта? Почему?
- Какими Бунин изображает дорогие заморские цветы?
- Что значит «их привезли из-за синих морей»?
- А как поэт называет цветы полевые?
- А вы, какие любите цветы и почему?
- Почему автора привлекают скромные полевые цветы? («сердцу и взору родные и говорят эти цветы про давно позабытые светлые дни»)
Эпиграф урока:
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.
3. Блок «Музыка». Учитель Васильева Е.И.
Ребята! Какое красивое стихотворение мы сейчас слушали. И как красиво оно звучит!
Также красиво, как и музыка.
А что воспевает это стихотворение?(Ответы детей).
Правильно! Красоту природы. Красоту природы с давних времен воспевают поэты, художники, композиторы. О красоте природы, воспетой в разных видах искусства мы с вами сегодня, и говорим.
Ребята, скажите мне пожалуйста, а поэты свою любовь и восхищение природой при помощи чего выражают?
Верно, словом.
А у композиторов это восхищение, чем выражено?
Правильно, мелодией, музыкой.
Давайте-ка вспомним: что музыка выражает и что музыка изображает?
Музыка умеет изображать: картины природы, образы людей, время года, время суток (утро, вечер). И выражать: чувства и настроение человека.
Конечно! Правильно!
А что помогает музыке выражать и изображать все это?
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны вспомнить один очень волшебный музыкальный цветок.Он играет в музыке очень важную роль. Кто помнит, как называется этот особенный цветок? (ответы учащихся).
Правильно! Это цветик – семицветик «Интонация». Музыка выражает самые тонкие и сложные чувства человека, от горя до радости. Что же помогает музыке это делать?
(Перечисляем средства художественной выразительности музыки.На интерактивной доске выводим изображение музыкального цветка).
Молодцы! А теперь, давайте посмотрим и послушаем, как красиво изображает цветы мв своей музыке П.И.Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
4. Блок «Изобразительное искусство».
Учитель РеутинаЮ.В.
- Ребята, мы с вами сейчас послушали замечательное произведение, очень красивая мелодия! Наверное, такая же красивая и нежная, как цветы, правда? Ребята, а скажите мне, пожалуйста, где мы можем изображать цветы, в каких картинах? (природа, букет цветов, ваза с цветами). Конечно!
- А как называются эти жанры ? (натюрморт, пейзаж). Правильно!
- А что такое пейзаж? (изображение природы в различных ее состояниях)
- А что такое натюрморт? (изображение в живописи неодушевленных предметов) Молодцы! Все верно!
Цветы во все времена вдохновляли художников своей красотой. Часто они служили аллегорией (т.е.иносказание, маскировка истинного смысла), способом донести до наблюдателя какое-то послание, но также и самоцелью: в натюрмортах, например.
Так, один из известных художников Исаак Ильич Левитан - выдающийся русский пейзажист, 2ой половины 19 вв., участник передвижных выставок, мастер, создавший огромную галерею работ, посвященных изображению русской природы, так же любил цветочные натюрморты. Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия... Мастерская художника после леса превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами».
К категории современное искусство можно с уверенностью отнести произведения, созданные во второй половине 20-го или в 21-м веке, в котором мы с вами и живем. Но так как мы с вами изучаем в основном художников прошлых столетий, я хочу вас познакомить с художником современного мира. Николай Анатольевич Мошков, художник – живописец, родился в 1954 году. Основное направление в творчестве – портретная и пейзажная живопись. Действительно, посмотрев его замечательные работы, складывается ощущение, что ты чувствуешь запах этих цветов, хочется пройтись по этому прекрасному полю, собрать букет полевых цветов!
Мы с вами сейчас попробуем передать такую же красоту, которую мы видели с вами на картинах и всем вместе «создадим» прекрасное поле и «соберем» яркий букет полевых цветов вазу. У вас на партах лежат шаблоны, и из них мы все дружно создадим 2 яркие работы! Ключевое слово будет ЯРКИЕ, почему, как вы думаете? (ответы детей). Цветы от какого слова произошли? (цвет) Поэтому передать красоту цветочного поля мы можем с помощью ярких красок! (дети приступают к работе)
Выставка работ (шаблоны цветов клеятся на два ватмана)
5. Музыкальная физкультминутка.
Учитель Васильева Е.И.
7. Блок «Музыка». Учитель Васильева Е.И.
Цветы в музыке.Мы слушали вальс цветов великого русского композитора П.И.Чайковского. Но есть и немало, в том числе современных песен, о цветах. Мы с вами знает одну такую песню.
Ребята, как вы думаете какая песня из тех, что мы с вами учили подойдет к теме нашего урока?
Конечно! «Полевые цветы Александра Иванова. Давайте ее споем.
8. Блок «Рефлексия». Учитель Кашина Р.В.
Обобщение и рефлексия. Кашина Р.В.
Конфеты в подарок каждому ребенку.
- О каких цветах говорит поэт в первых двух четверостишиях? ( О тепличных цветах ).
- Что мы узнаём о них? ( «Их привезли из-за синих морей», «пышно цветут дорогие цветы», «их не пугают метели холодные» )
- Далее автор повествует о сёстрах и братьях «заморских цветов». Что это за цветы? (Это полевые цветы)
- Чем они отличаются от тепличных цветов? ( Выросли они «в зелени майских лесов и лугов»; «вечных созвездий узор золотой»)
- Какие из цветов милее «сердцу и взору» поэта? Почему?
- Какими Бунин изображает дорогие заморские цветы?
- Что значит «их привезли из-за синих морей»?
- А как поэт называет цветы полевые?
- А вы, какие любите цветы и почему?
- Почему автора привлекают скромные полевые цветы? («сердцу и взору родные и говорят эти цветы про давно позабытые светлые дни»)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.