МАОУ гимназия № 88
МО учителей начальных классов
Интегрированный урок
по русскому языку
и окружающему миру
в 4 классе
Учитель Савченко Н.Н.
г. Краснодар
ТЕМА УРОКА:
Осенние изменения в живой природе. Бережное отношение к окружающему миру.
Упражнение в склонении и распознавании падежей имён существительных.
ТИП УРОКА:
Интегрированный
ВИД УРОКА:
Урок – конкурс
ОБОРУДОВАНИЕ:
Тексты загадок, изображение овощей, текст для самостоятельной работы (каждому ученику), изображение птиц, учебники, рабочие тетради.
ЦЕЛИ УРОКА:
- формировать умение склонять имена существительные и распознавать падежи имён существительных;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, к родному краю;
- обобщить знания детей об осенних изменениях в живой природе;
- развивать познавательный интерес, смекалку, мышление, умение работать в команде;
- прививать интерес к предмету русский язык и окружающий мир.
ХОД УРОКА:
1. Организация класса.
2. Введение в тему урока.
- Сегодня у нас необычный урок, он посвящён времени года, о котором А.С.Пушкин сказал:
«Унылая пора.
Очей очарованье!» (записано на доске)
- О чём это я?
(Ответы детей)
- Также продолжим работу над склонением и определением падежей имён существительных.
3. Развивающая пятиминутка.
- Записываем сегодняшнее число, классную работу, элементы чистописания (записаны на доске).
@ @ @ @ @ …
- Чтобы узнать, какие существительные мы будем склонять, вам необходимо отгадать загадки. Отгадки мы и просклоняем.
- Вы помните, что специально для нашего урока мы разделились на три команды: сентябрята, октябрята и ноябрята. Загадка загадывается каждому ряду, а тот, кто быстрее всех отгадает, и будет защищать честь своей команды.
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (капуста)
Он растёт в теплице,
Холода боится.
Как трава зелёный,
А зимой солёный. (огурец)
Я красна, да не девица,
Зелена, да не дубрава.
С хвостом, да не мышь. (морковь)
Запись на доске и в тетрадях:
И.п. капуста огурец морковь
Р.п. капусты огурца моркови
Д.п. капусте огурцу моркови
В.п. капусту огурец морковь
Т.п. капустой огурцом морковью
П.п. о капусте об огурце о моркови
Подводятся итоги первого задания, анализ ошибок и подсчёт баллов.
4. Основная часть.
1) Конкурс чтецов стихотворений об осени.
Выступает подготовленный ученик от каждого ряда.
Подводятся итоги второго задания, анализ недочётов и подсчёт баллов.
2) Упражнение в определении падежей имён существительных.
Упражнение из дидактического материала, текст у каждого ученика на парте:
Вот и приходит Иванушка к морю широкому. Стоят на море корабли разные. Попросился на корабль и Иванушка. Поплыл счастье своё искать.
Плывёт корабль по морю неделю, плывёт другую. Сначала море было ласковое, приветливое. Но вот поднялась на море страшная буря…
Задание: указать падеж существительного море, разобрать по членам предложения последнее предложение.
Группы самостоятельно оценивают свою работу, проводят анализ ошибок.
Подсчёт баллов производится коллективно.
3) Конкурс «Кто больше?»
- Осенью происходят изменения в жизни животных, птиц, насекомых.
- О чём это я?
(Ответы детей)
- А как ведут себя птицы осенью? Какие изменения происходят в их жизни с наступлением холодов?
(Ответы детей)
- А на какие группы можно разделить птиц?
(Зимующие, перелётные, пролётные или кочующие)
Задание: по изображениям птиц отгадать саму птицу и её статус. Каждому ряду показывается одинаковое количество птиц. Учитывается только полный правильный ответ.
Подводятся итоги выполнения задания, анализ недочётов и подсчёт баллов.
5. Итог урока.
- Сможете ли определить тему нашего сегодняшнего урока?
- Что понравилось? Что запомнилось?
Проводится подсчёт баллов, определяется команда-победитель.
Командир называет лучших игроков своей команды, отметка выставляется коллективно.
6. Домашнее задание.
- Дома повторите осенние изменения в неживой природе и выполните упражнение 41 со страницы 85, в задании нужно указать род, число и падеж каждого существительного.
- Урок окончен. Всем спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.