СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Интегрированный урок русского языка 8 класс ФГОС УО (ИН) Вариант 1
Тема : «Склонение существительных. Закрепление знаний»
Цель и задачи урока: обобщить и закрепить знания об имени существительном. Совершенствование умения морфологического разбора имени существительного, развитие орфографической зоркости. Развитие познавательной активности, речи, внимания, эмпатии, расширение знаний об эмоциональном интеллекте, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля, обогащение словарного запаса. Воспитание аккуратности, интереса к предмету, усидчивости.
Ход урока.
1.Оргмомент.
-Доброе утро.
-Проверьте свою готовность к уроку, улыбнитесь нашим гостям и больше не отвлекайтесь. Садитесь.
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
-Объясните смысл этого выражения «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Знания это богатство, которое мы складываем в сундучок своей памяти, запоминаем, а когда нужно достаем и используем. И сегодня наш урок даст частицу мудрости, каждому из нас.
-Думаю, мы совершим свои маленькие открытия в мире русского языка и вспомним много интересного.Настраиваем себя на активную работу.
- Посмотрите, пожалуйста, на цветные карточки, лежащие у вас на столах, выберете цвет настроения, с которым каждый из вас приступает к занятиям, который вам больше всего нравится.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
-Прочитайте про себя стихотворение, приготовьтесь читать вслух выразительно, подумайте, чем это стихотворение необычное. (карточка 1)
УТРО. РОЩА. ЛУГ. РЕКА.
ВОЗДУХ. НЕБО. ОБЛАКА.
ИВА. ТРЕЛИ. СОЛОВЬИ.
СОЛНЦЕ. ОТБЛЕСКИ ЗАРИ.
ОДУВАНЧИК. ВАСИЛЁК.
ЖУК. БУКАШКА. МОТЫЛЁК.
СТАДО. ПЕСНЯ ПАСТУХА.
ЛЕТО.ТРАВКА. СТЕПЬ. ОЛЬХА.
ТИШИНА. НОЧЬ. ТЕМЬ. ЛУНА.
ЗВЁЗДЫ. СВЕЖЕСТЬ. МОШКАРА.
РЫБА. ПЛЕСК. УХА. КОСТЁР.
ПЛАМЯ. СМЕХ.КРИК. РАЗГОВОР.
СТОГ. КОСА. СТУК. ПЕРЕСВИСТ.
КУРОПАТКА. ФИЛИН. РИСК.
ЗОРЬКА. КАПЕЛЬКИ РОСЫ.
ЩЕБЕТ. ПОЛЕ. КУСТ. ДРОЗДЫ.
ХОЛОДОК. ВЗДОХ ВЕТЕРКА.
УТРО. РОЩА. ЛУГ. РЕКА.
-Кто-то, может быть, уже догадался, чем отличается это стихотворение от других? (В этом стихотворении одни существительные).
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Предлагаю систематизировать знания об имени существительном.
4.Первичное закрепление.
- И начнем мы с вами с устной проверки знаний. Внимательно слушаем вопрос, не торопимся, поднимаем руку, отвечаем полными предложениями.
А)Беседа об имени существительном:
-что такое имя существительное?
-с каким частями речи «дружит» существительное?
-Я буду задавать вопросы-подсказки:
-этот признак мы определяем по вопросу «кто?» одушевленность;
-признак противоположный по значению одушевленности?
-эта категория обозначает имена, фамилии людей, названия городов, клички животных;
-эта категория обозначает все остальные существительные;
-определяя этот признак, мы подбираем вспомогательные слова «он мой, она моя, оно моё»;
-Какого рода бывают имена существительные?
-эта категория определяет количество предметов.
-этот признак относится к словоизменению имен существительных по вопросам.
-Сколько падежей ?
Б)Д.игра « Узнай падеж»
-начальная форма имени существительного – это какой падеж?И.п.
-без предлога не употребляется какой падеж?П.п.
- какой падеж всегда употребляется без предлога? И.п.
-в каком падеже есть вопрос -Кому?Д.п.
- в каком падеже есть вспомогательное слово –Нет? Р.п.
- в каком падеже всегда стоит подлежащее-существительное? И.п.
- косвенные падежи –это…
- в каких падежах есть вопрос -Кого?Р.п., В.п.
- в каких падежах есть вопрос -Что?И.п., В.п.
-Зачем нужны падежные вопросы? Слово изменяет свое окончание. И появляется связь слов в предложении.
В)Самостоятельная работа в тетради:
-Записываем в тетрадь(один на доске) «Мы учим вас смелости и дружбе» определите у существительных род, падеж, число ( ж.р., Д.п., ед.ч.)
-Как вы думаете, почему в одном и том же роде, падеже и числе окончания у существительных разные? Разные склонения.
-Какие знаем?
Файл «3 склонения существительных» вам в помощь
-В тетради 3 столбика. Распределяем данные слова.(карточка 2)
-Взаимопроверка
1скл. |
2скл. |
3скл. |
мужчина дядя юноша мальчишка береза дорога няня деревня скука дедушка Ваня папа |
конь автор герой соловей слово дело горе поле море чтение варенье пень |
быль радость сирень рожь ладонь печь ночь печаль дочь мышь тетрадь дверь |
-Я вижу, вы немного устали и следующий этап нашего урока предлагаю провести Н.А.
5. Физкультминутка (проводит педагог-психолог)
- Ребята, вы заметили, что среди слов, которые вы выписывали есть слова, обозначающие эмоции?
- Назовите их, пожалуйста.
- Как вы знаете, эмоции бывают разные и обозначают наше настроение. Зная и понимая эмоции, мы учимся понимать, что переживают и чувствуют другие люди контролировать свои чувства.
- А знаете ли вы, что почти 30 лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта – Майер и Саловей, доказали, что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье. А психологи Орегонского университета добавляют, что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи.
- Давайте проверим, понимаете ли вы эмоции, насколько хорошо развит ваш эмоциональный интеллект. Я вам буду показывать смайлики, которые изображают разные эмоции, а вы мимикой и жестами их покажите.
- А теперь скажите, пожалуйста, все эти эмоции, которые мы с вами называли какой частью речи являются?
- Продолжаем работать дальше.
6.Творческое применение и добывание знаний(проблемные задания)
-Я надеюсь, вы отдохнули и с новыми силами принимаемся за работу.
Рабочая тетрадь упр. 342. Морфологический разбор. Мы берем первые 4 словосочетания.Разрешаю пользоваться шпаргалками. Желающие к доске?
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Упр.109, морфологический разбор слов «морями, на глобусе, на картах»
8.Рефлексия.
Педагог-психолог.- Ребята, какие виды эмоций мы должны применять в своей жизни? А какие эмоции вы не хотите видеть у своих друзей, близких?
- У каждого из вас на краю стола лежат цветные карточки, выберете, пожалуйста, тот цвет, который вам больше всего нравится. Это и есть цвет вашего настроения. Очень хорошо, что в конце занятия настроение ваше улучшилось и вы выбрали яркие и красочные цвета.
Учитель – Вы молодцы, ребята. Поднимите руки, те, кто освежил в памяти все знания о существительном, систематизировал. Разложил по полочкам и готов к изучению нового, интересного материала? Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.