Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
МБОУ лицей г. Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Бадамшина Элина Вагидовна
учитель начальных классов МБОУ лицей г.Янаул
учебник Русского языка (3 класс) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина,
Москва «Баласс» 2006 год
Интегрированный урок русского языка и внеклассного чтения.
Тема: Определение имени прилагательного.
Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (Отрывки из глав: « Как Незнайка был художником», «Как Незнайка сочинял стихи»).
Цели:
Познакомить с определением имени прилагательного как самостоятельной частью речи, обозначающей признак предмета; отвечающей на вопросы: какой? какая? какое? какие?; согласующейся с именем существительным в роде и числе. Формировать умение определять род и число имени прилагательного по признакам имени существительного; учить распознавать постоянные и непостоянные признаки существительного и прилагательного; познакомить с ролью имен прилагательных в речи;
развивать познавательную активность учащихся через творческую деятельность; развивать понятийный аппарат, речь;
воспитывать коллективизм, взаимоуважение, аккуратность, побуждать и мотивировать интерес к чтению.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Подготовительная работа: ознакомление на уроках внеклассного чтения с отрывками повести Н.Н.Носова, подготовка презентации, наглядных пособий.
Оборудование:
Наглядные пособия (схемы, таблицы, иллюстрации, коротышки – Незнайка);
ТСО (магнитофон, аудиозапись, проектор, экран); презентация урока;
учебник русского языка (3 класс) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Москва
«Баласс» 2006 год, ; карточки для чтения и индивидуальной работы;
книги: Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (Роман-трилогия).
Ход урока:
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят? (слайд1)
II. Вступительная беседа.
На урок я к вам спешила,
Коротышек прихватила.
Посмотрите каковы.
Вы знакомы, быть должны. (слайд 2)
В славном городе Цветочном
Жил малыш. Его узнай-ка!
Он беспечный, но веселый
Озорник, шалун… (Незнайка) (слайд3)
- А почему его так назвали?
- А каких других малышей- коротышек вы знаете? Назовите. (Сиропчик, Винтик, Шпунтик, Молчун, Ворчун, Знайка)
- А за что их называют коротышками?
- Все они хотели к нам на урок попасть, да слишком много их в Цветочном городе живет. Лучше мы отправимся в Цветочный город. (слайд4)
Н Н Н
- Чтобы коротышки приняли нас хорошо, гостеприимно мы должны отгадать, что обозначают эти три заглавные буквы:
- Здесь зашифровано Ф. И.О. автора, который придумал сказочных человечков.
- Молодцы! Роман-сказку написал Н.Н. Носов. Это трилогия: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».
(Выставка книг) (слайд5)
III. Введение в раздел.
(слайд6)
- Посмотрите, дети, как Незнайка нарядно одет.
- Что он надел?
-А это что? ( Галстук, шляпу, брюки, рубашку).
- Незнайка улыбается, значит у него хорошее что? (Настроение).
- Запишите эти 4 слова с экрана с комментированием. (слайд 7)
- Что объединяет эти слова? Почему они записаны в первой группе? ( Имена существительные).
- Что обозначает имя существительное? (Предмет).
- Скажите, галстук, какой? (Зелёный, красивый, нарядный и т.д.) (слайд 8)
- Молодцы, много признаков назвали. Запишем один из признаков, названных вами.
(Рассуждение: галстук – (какой?), шляпа (какая?), настроение (какое?), брюки (какие?).
Запись учеником на доске:
сущ.
галстук (какой?) зелёный
сущ.
шляпа (какая?) голубая
сущ.
настроение (какое?) весёлое
сущ.
брюки (какие?) жёлтые
- Сначала у нас были одни существительные, обозначающие предметы. (Читают эти существительные). А затем мы подбирали к ним какие слова? (Отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие?)
IV. Сообщение целей урока.
- Сегодня мы будем говорить о словах, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие? (слайд9)
- Узнаем, как называется эта часть речи.
- Будем наблюдать за этой частью речи и за её признаками.
- Узнаем, какие это признаки – постоянные или непостоянные!
Вот как много нам надо
узнать.
Это вам не 2+5!
Вы работать все готовы? (Да)
Все ль сегодня вы здоровы? (Да)
V. Работа с определением (1 абзац) страница 69. Постановка проблемы:
СЧР ПП (слайд 10)
- Надо узнать, что обозначают эти буквы.
- Откроем стр. 69. Прочтите первый абзац текста в рамке внимательно, в этом абзаце есть ответ на наш вопрос.
- СЧР - самостоятельная часть речи.
- ПП - признак предмета (описание)
- Что значит признак? (Какой это предмет по форме, по цвету, по размеру и т.д.)
- О какой части речи нам говорят эти буквы, прочтите название части речи и сообщите тему нашего урока. (слайд11)
VI. Определение темы урока. Имя прилагательное.
(слайд 12)
VII. Наблюдение над признаками имен прилагательных, их ролью в речи.
1. Постановка проблемы. Упр. 308 стр.69.
№308. Прочитай. Что означает название части речи - «прилагательное»? (Название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление»).
2. Решение проблемы.
- К словам какой части речи «присоединяются, прибавляются» имена прилагательные?
VIII. Продолжение наблюдений (2, 3 абзацы определения).
1. Связь имени прилагательного с именем существительным. Работа в группах.
(слайды 13)
- Мы не зря, по-моему, оказались в Цветочном городе. Как называется этот цветок? (Ландыш.)
- А этот цветок? ( Роза.)
- А это что такое? (Солнце.)
- К какой части речи относятся перечисленные вами слова?
У вас на карточках записаны эти существительные, а рядом прилагательные. Дети читают группу слов на карточках: красивый, красивая, красивое. .
Ваша задача подобрать нужные прилагательные к именам существительным.
Самостоятельная работа, один ученик у доски.
(Звучит спокойная музыка во время работы детей).
Ландыш (какой?)…красивый
Роза (какая?) …красивая
Солнце (какое?)…красивое
- Что происходит с именами прилагательными? (Изменяются окончания).
- Почему? (Существительные разного рода.)
- Определим род имен существительных.
- А в каком числе находятся имена существительные? (В единственном).
- Почему? (Обозначают один предмет).
- Что еще вы заметили? (Имена прилагательные употреблены в том же роде и числе, что и имена существительные). (слайд14)
- Определим, какое слово в каждом словосочетании главное, а какое зависимое (под руководством учителя).
- От какого слова задаем вопрос? (Ландыш).
- Это главное слово. От него задаем вопрос к зависимому слову.
- Главное слово обозначаем крестиком, к зависимому ведем стрелочку.
( Поставим стрелочки от имен существительных к именам прилагательным).
- Молодцы! Вы не только нарядные, красивые, но и умные!
Запишем это предложение.
У доски работает ученик.
Запись:
- Существительное «дети» во множественном числе, значит и прилагательные умны, красивые, веселые во множественном числе.
- Можно ли определить род этих имен прилагательных? (Нет).
- Проверим наши предположения, прочитав вторую часть вывода в учебнике.
Вывод: Они изменяются по родам и числам и связаны с именами существительными.
Юный лес, теплая погода, доброе сердце, родные лица.
- Что значит: «Имена прилагательные связаны с именами существительными». (Они согласуются в роде и числе).
- Правильно. Вид связи называется согласование. (слайд15)
- В чем согласуются существительные и прилагательные?
- В роде и числе.
- Можно ли определить род имени прилагательного во множественном числе? (Нет.)
- Что значит, «изменяются по родам и числам»?
-Сравним прилагательное с существительным. (слайд16)
- Признаки рода и числа прилагательного постоянные или непостоянные? (Непостоянные).
- Род имени существительного постоянный признак? (Да).
2. Наблюдение за изменением имен прилагательных.
- Прочтите вопрос после вывода в учебнике:
-Как вы думаете, почему имена
прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью
речи?
Без предмета нет признака. (слайд17)
IX. Физкультминутка.
X. Первичное закрепление знаний и умений
1. Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.
- Однажды Незнайка решил стать поэтом. Послушайте, какие стихи он сочинил.(Учитель читает отрывок из главы «Как Незнайка сочинял стихи»)
(слайд18)
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
- Какое мнение сложилось у вас о Незнайке, как поэте? Почему? (Горе-поэт).
- Выпишите из стихов Незнайки словосочетания сущ.+прил. (по образцу) и укажите род, число имен прилагательных. (Работу выполняют ученики самостоятельно на карточках, а один на обратной стороне доски).
2. Определение рода и числа прилагательных.
- Ребята, вспомните из-за чего поссорились Незнайка с Гунькой.(слайд19)
- Прочтите название главы.
- Прочтите отрывок из главы самостоятельно, подготовьтесь читать громко и выразительно!
«Как Незнайка был
художником».
Незнайка говорит: Садись, Гунька, сейчас я тебя рисовать буду.
Гунька обрадовался, сел поскорее на стул, и Незнайка принялся его рисовать. Ему
хотелось изобразить Гуньку покрасивее, вот он и нарисовал ему красный нос,
зеленые уши, синие губы и оранжевые глаза.
- А художником удалось Незнайке стать, как вы считаете? Почему? (Учитель показывает портрет).
- Прочитайте последнее предложение.
- Ему хотелось изобразить Гуньку покрасивее, вот он и нарисовал ему красный нос, зеленые уши, синие губы и оранжевые глаза.
3. Самостоятельная работа. Самоконтроль.
Найти в этом предложении словосочетания сущ.+ прил. Над существительными поставить крестик - это главное слово и задать вопрос к имени прилагательному – это зависимое слово.
Над именем прилагательным написать, в форме какого рода и числа оно употреблено.
- Как будем определять? (По признакам имени существительного).
4. Творческая работа (слайд 20).
- Попробуем себя в роли писателей или поэтов. Напишите мини- сочинение или стишок по следующему плану:
Моего друга зовут... (Мою подругу зовут…)
Характер.
Внешность.
- Придумайте к нему заголовок. В тексте надо использовать имена прилагательные. Описать, какой характер, какие глаза, какие волосы, какое настроение часто бывает у друга (у подруги). Но, описывая своего друга, мы должны помнить, что мы – не « горе - художники и поэты», как Незнайка. (Звучит спокойная музыка во время творческой работы детей).
5. Чтение наиболее удавшихся работ.
- Молодцы!
XI. Итог.
- Вам понравилось в Цветочном городе? Теперь посмотрим, какие вы внимательные. Продолжите предложения.
ИП – это…(СЧР)
ИП обозначают…(ПП)
ИП отвечают на вопросы…(какой? какая? какое? какие?)
ИП изменяются по…и…(родам и числам)
ИП согласуются с именами…(существительными)
- Вы оказывается не только нарядные, красивые, но и находчивые, внимательные, дружные, умелые.
- Какие части речи я называю?
- Имена прилагательные. (Хором).
XII. Рефлексия.
- Незнайка решил сделать вам подарок- подарить каждому свой портрет, но так как он не совсем терпеливый портрет у него остался не закрашенным, давайте мы раскрасим портреты Незнайки. Покажем друг другу, какое личико у коротышки? Что на лице у Незнайки? Улыбнитесь и вы друг другу! От улыбок ещё светлее стало!
XII. Домашнее задание.
Дома правило учите!
Упражненьем закрепите! (№2 с.88, правило с.69)
Вам спасибо за урок!
Вот уже звенит звонок!
Встаньте, подровняйтесь, с гостями попрощайтесь.
Сказки Носова читайте
Коротышкам привет передавайте!
(Звучит веселая музыка).
Самоанализ интегрированного урока русского языка и внеклассного чтения.
Тема урока: Определение имени прилагательного.
Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (Отрывки из глав: « Как Незнайка был художником», «Как Незнайка сочинял стихи»).
Урок был проведен во 3а классе МБОУ лицей г.Янаул. Класс занимается по учебнику русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной .
Обучающиеся класса способные, умеют делать выводы при открытии новых знаний, обобщать.
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 3а класса. В данной теме «Имя прилагательное» урок первый. Специфика урока в использовании групповой и парной работы, использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие технологии. Тип урока- введение нового материала.
На уроке решались следующие задачи:
образовательные- формировать умение определять род и число имени прилагательного по признакам имени существительного; учить распознавать постоянные и непостоянные признаки существительного и прилагательного; познакомить с ролью имен прилагательных в речи;
воспитательные- воспитывать умение работать в коллективе, стремление к достижении положительных результатов в изучении русского языка.
Была обеспечена комплексность и взаимосвязь целей, их «триединство».Главными, стержневыми задачами были задачи развития. Выбранная структура урока ( организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, « добывание» знаний путём практических действий, обобщение, рефлексия) была рациональна для решения задач. Было выбрано такое сочетание методов обучения как наглядно-дедуктивные, наглядно-продуктивные и частично-поисковые.
На уроке были использованы следующие формы работы:
-индивидуальная и групповая,
-работа в парах,
-самостоятельная работа
-рефлексия
-обобщение
-работа по учебнику
Для проведения урока использовался учебный кабинет школы, технические средства обучения- ноутбук и медиапроектор. Это было необходимо для создания увлекательной атмосферы учебной игры, диалога между ребятами и учителем.
Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (физкультминутка, упражнение на релаксацию,).
На уроке применялись формы организации учебно-познавательной деятельности:
1) фронтальные (при определении признаков имен существительных, при работе с определением, при определение постоянных и непостоянных признаков имен прилагательных, при выполнении упражнения); фронтальная форма задала всем одинаковую последовательность операций и вовлекла в эти операции всех учащихся в соответствии с их природными возможностями. 2) индивидуальные (работа по карточкам, составление рассказа о своем друге).
В ходе работы использовались задания репродуктивного, частично – поискового, творческого характера, ведущий метод - частично – поисковый.
Составление рассказа по плану организует деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности; вызывает интерес к заданию, придает ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся; развивает у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении.
Учащиеся с работой справились.
Подведение итогов – традиционный момент, который позволяет выставить оценки учащимся и осмыслить итоги урока. При выставлении оценки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа, выполненного задания. Итоги урока обсуждаются с учащимися: что понравилось, что запомнилось.
Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока.
Каждый из этапов работал на конечный результат урока.
На уроке была установлена межпредметная связь (русский язык, литература, музыка, ИЗО,).
На уроке были задействованы креативные (творческие) способности учеников: воображение, инициативность, умение видеть знакомое в незнакомом;
когнитивные (познавательные) способности – любознательность, вдумчивость, способность находить аналогии, выполнять теоретические исследования, делать выводы и обобщения.
Задачи воспитания коллектива данного класса осуществлялись через создание дружеской творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и обучающихся.
Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке были достигнуты.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.