Влияние географических факторов на менталитет нации
Оценка 4.7

Влияние географических факторов на менталитет нации

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
география +1
9 кл—10 кл
22.11.2020
Влияние географических факторов на менталитет нации
проектная работа
влияние факторов на менталитет нации.doc

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный итоговый проект

Тема

 

«Влияние географических факторов

на менталитет русской нации»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             

 

                                                                             Выполнила:

Соколова Алёна Александровна,

                                                                             ученица 9 «А» класса.

Куратор проекта:

Каюкова  Евгения Михайловна,

учитель географии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

2020 г.

Содержание

 

 

 

Введение. 3

Глава 1. Менталитет народа. 4

1.1.     Взгляды на русский менталитет в произведениях писателей            XIX века. 4

1.2.Русский народ в произведениях отечественных философов рубежа    XIX - XX веков. 5

1.3. Русский народ в произведениях писателей XIX века. 6

Глава 2. Зависимость менталитета русского народа от природных факторов. 8

2.1. Лес как природный фактор формирования культуры.. 10

2.2. Степь как одна из стихий русской природы.. 10

2.3. Славянские реки и формирование культуры.. 11

2.4. Культурное значение равнинного ландшафта. 11

Глава 3. Социально психологическое исследование менталитета русского народа. 13

Заключение. 15

Список используемых источников и литературы.. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Обращение к духовной сфере, к ментальности, к коллективным представлениям целого народа достаточно актуально в современных общественных науках. Это связано с повышенным вниманием к человеку, его внутреннему миру. Интерес к особенностям русского народа не угасает в отечественной, да и зарубежной науке, а в критические периоды развития нашего государства начинает привлекать больше внимания. Таким периодом является наше время, когда в очередной раз перед Россией стоит проблема выбора: к чему стремится.

Сходства исторических условий определяли выбор литературы для исследовательской работы. Это произведения русских философов начала XX века, таких как Н. Бердяев, А. Ильин, С. Франк, К. Леонтьев, и произведения русских писателей XIX века А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, так как в это время тема русского народа, его силы, характера, достоинств была очень актуальна. Для писателей XIX века это было связано в первую очередь с Отечественной войной 1918 года, где народ русский проявил свои лучшие качества, и, что также важно, эти качества стали заметны и близки высшим сословиям общества.

 

Цель проекта: определить влияние географических факторов на ментальность русского народа.

Задачи проекта:

1)    раскрыть понятие «менталитет нации»;

2)    изучить взгляды писателей на русский менталитет в произведениях XIX века;

3)    рассмотреть  влияние географических факторов на менталитет русской нации;

4)    изучить современное понимание понятия «менталитет» среди учащихся старших классов;

 

Методы исследования:

 

·       общенаучные

·       анализ полученной информации

·       сравнение

·       наблюдение

 

 

Тип проекта: исследовательский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Менталитет народа

 

Что понимаем мы под словом «менталитет»?  Менталитет народа — составная часть национальной культуры. Изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума на определенной территории. И географические условия этой территории оказывают влияние на самосознание нации. [1]

Менталитет – это совокупность всех знаний, оценка национального самосознания, личного жизненного опыта и психологических черт.

Менталитет – это синоним слова «характер». Слово «характер» происходит от древнегреческого и обозначает «примета, признак, отличительная черта». Когда мы говорим о характере одного человека, мы предполагаем черты, свойства его характера. Что касается менталитета одного конкретного человека, то касается менталитета его национальности. В мире существует много народов, поэтому можно смело говорить о разнообразии национальных характеров или о менталитете каждой национальности в отдельности. Менталитет присущ каждому народу и его формирование длительный процесс, который начинается у народов на истоках его зарождения. Современные исследователи все чаще обращают внимание на роль национального характера, который в значительной мере определяет траектории развития общества в то, что мы понимаем под словом «менталитет» целом. Проблема национального характера сложна,  в ее изучении необходим комплексный подход историков, политологов, философов, социологов, этнографов, психологов, искусствоведов.  Национальный характер любого народа представляет собой целостную систему со свойственной ей иерархией качеств, черт, доминирующих в побуждениях, образе мыслей и действий, в культуре, стереотипах поведения, свойственных данной нации.

 

1.1.          Взгляды на русский менталитет в произведениях писателей            XIX века

Менталитет народа - составная часть национальной культуры. Изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума на определенной территории. Изучение менталитета русского народа поможет найти правильные подходы к пониманию многих проблем в сфере социально-экономического и внутриполитического строительства.

Человек является частью географической среды и зависит от нее. В качестве пролога к изучению этой зависимости можно привести слова М.А. Шолохова: «Сурово, нетронуто, дико — море и каменный хаос гор [3].

И.А. Ильин утверждал: «Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с холодной зимой и раскаленным летом, с безнадежной осенью и бурною, страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания, заставила нас жить их властью и глубиной. Именно столь противоречив русский характер» [4].

Изучив закономерности природы, мы сможем понять закономерности поведения человека, его характер.

  С.Н. Булгаков писал о том, что континентальность климата (амплитуда температуры в Оймяконе доходит до 104 °С), вероятно, повинна в том, что русский характер такой противоречивый, жажда абсолютной свободы и раба покорность, религиозность и атеизм — эти свойства русского менталитета непонятны европейцу, создают России ореол таинственности, загадочности, непостижимости. Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Ф.И. Тютчев сказал о России:

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить»

 

 

1.2.Русский народ в произведениях отечественных философов рубежа    XIX - XX веков

Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа отличаемая русскими философами есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием.

Перечисленные проявления религиозности русского народа относятся к поведению высших слоев его. Что же касается низов народа, особенно крестьян, религиозность их обнаруживается с не меньшей очевидностью. Вспомним русских странников, паломников ко святым местам, особенно к таким прославленным монастырям, как Троице-Сергиевская лавра, Киево-Печерская лавра, Соловки, Почаевский монастырь, и за пределы России на Афон, в Палестину. Жажда поклонения чудотворным иконам Божией Матери и смысл паломничества к различным иконам Богоматери кажется идолопоклонством людям, не имеющим конкретного религиозного опыта.

 Н. Леонтьев по этому поводу писал следующее: "Народ сохраняет свою верность и связанным с ним обычаям: Мужик, например, не только молясь в Церкви, но даже сидя в кабаке уже тем умен и хорош, что он прогресс:не верит. Он, когда ему случается подумать о чем-нибудь другом, кроме хозяйства, податей и водки, думает, что "все мы под Богом", и "всѐ от Бога" [4].

В дальнейшей истории Руси вслед за высшими слоями о6щества и благодаря влиянию великих святых также низшие слои населения усвоили христианство настолько, что идеалом народа стала не могучая, не богатая, а "Святая Русь". "В древнерусской святости, говорит Федотов, евангельский образ Христа сияет ярче, чем где бы то ни было в истории" [5].  Русские святые особенно в своем поведении проявляют бедность, смирение, простоту жизни, самоотвержение, кротость. Героическое человеколюбие и чудеса св. Николая так полюбились народу, что он стал национальным русским святым. Проповеди св. Иоанна Златоуста и св. Ефрема Сирина стали любимым чтением; в первых привлекал призыв к милосердию, а во вторых к покаянию.

 

С. Л. Франк говорит: "Русский дух насквозь проникнут религиозностью" [3]. Свобода духа, искание совершенного добра и в связи с этим испытание ценностей ведут к тому, что у русского народа нет строго выработанных, вошедших в плоть и кровь форм жизни.

Можно открыть противоположные свойства в русском народе:

·        деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность;

·        жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость;

·        обрядоверие и искание правды;

·        индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм;

·        национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность;

·        религиозность и внешнее благочестие;

·        искание Бога и воинствующее безбожие;

·        смирение и наглость;

·        рабство и бунт.

 

О доброте, ласковости и гостеприимстве, а также и о свободолюбии русских славян свидетельствуют единогласно древние источники, и византийские, и арабские. Русская народная сказка вся проникнута певучим равнодушием. Русская песня есть прямое излияние сердечного чувства во всех его видоизменениях. Русский танец есть импровизация, проистекающая из переполненного чувства. Первые исторические русские князья - суть герои сердца и совести (Владимир, Ярослав, Мономах). Первый русский святой (Феодосий) есть явление сущей доброты. Духом сердечного и совестного созерцания проникнуты русские летописи и наставительные сочинения: Божии дары история и природа сделали русского человека таким.

 

 

1.3. Русский народ в произведениях писателей XIX века

В XIX веке интерес к русскому народу, и особенно к простому человеку необычайно возрос. Примеры этого можно найти у многих писателей того времени. До какой высокой духовной жизни могут доходить простые, малообразованные люди, примером служит книга "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу". Достоевский находит синтез и завершение всех добрых свойств русского народа в его христианском духе. "Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос", - думает Достоевский. Он доказывает эту мысль так: русский народ своеобразно принял Христа в свое сердце, как идеального человеколюбца; он обладает поэтому истинным духовным просвещением, получая его в молитвах, в сказаниях о святых, в почитании великих подвижников. Его исторические идеалы - святые Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Тихон Задонский. Признав святость высшей ценностью, стремясь к абсолютному добру, русский народ, говорит Достоевский, не возводит земные относительные ценности, например частную собственность, в ранг "священных" принципов [5].

Лев Толстой, жизнь и произведения которого служат ярким примером искания абсолютного добра и смысла жизни, хорошо знал русский народ, В статье "Песни на деревне" он говорит, что русский народ кроткий, мудрый - "святой".За два года до своей смерти в "Предисловии к альбому "Русские мужики" Н. Орлова" он говорит о русских крестьянах, что это - "смиренный, трудовой, христианский, кроткий, терпеливый народ. Мы с Орловым любим в этом народе его мужицкую смиренную, терпеливую, просвещенную истинным христианством душу" Смотря на картины Орлова, Толстой переживает сознание "великой духовной силы народа".

Лев Толстой в самом начале своей писательской деятельности в рассказе "Люцерн" с возмущением описал эгоистическую замкнутость в себе богатых людей, живущих в роскошной гостинице. В расцвете своего художественного творчества он метко заклеймил мещанство, изобразив в "Войне и мире" настойчивые старания Берга и его жены "жить как все". Чуткость ко злу была причиной того, что в русской литературе подверглось решительному осуждению дарвинистическое учение о борьбе за существование как факторе эволюции. Чернышевский указывает на то, что борьба за жизнь вследствие чрезмерного размножения и недостатка пищи есть источник бедствий, ведущих к вырождению, а не совершенствованию организма.

Печально то, что иногда весьма противоположные свойства, добрые и дурные, совмещаются в одном и том же русском человеке. Дмитрий Карамазов сказал: "Широк человек, я бы сузил". Доброта русского народа во всех слоях его высказывается, между прочим, в отсутствии злопамятности.

Достоевский высоко ценит жалостливость русского народа, выражающуюся в том, что простой народ относится к преступникам как к "несчастным" и стремится облегчить участь их, хотя и считает их заслуживающими наказания. Златовратский хорошо объяснил это поведение народа. Без всяких философских теорий народ сердцем чует, что преступление есть следствие существовавшей уже раньше порчи в душе человека, и преступный акт есть яркое обнаружение вовне этой порчи, само по себе уже представляющее "кару" за внутреннее отступление от добра. Толстой любит указывать на то, как русские солдаты проявляли доброту на войне в отношении к неприятелю. Во время Севастопольской кампании, пишет он, раненых французов "уносили на перевязку прежде, чем своих русских", говоря: "Русского-то всякий подымет, а французик-то чужой, его наперед пожалеть надо". "Разве тут не Христос, и разве не Христов дух в этих просто душных и великодушных, шутливо сказанных словах?" И во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. солдат кормит измученного в бою и захваченного в плен турка: "Человек тоже, хоть и не христьянин". Говоря о русском народе, нельзя забывать о его особом отношении к Родине, о его патриотизме. Об этом говорит и Л. Толстой, характеризуя "дубину народной войны" в "Войне и мире", подчеркивая вклад простого человека в защиту родной земли. О "сердечном", во многом бессознательном патриотизме писал П. Я, Чаадаев: "Мы еще очень далеки от сознательного патриотизма старых наций, созревших в умственном труде, просвещенных научным знанием и мышлением; мы любим наше отечество еще на манер тех юных народов, которых еще не тревожила мысль, которые еще отыскивают принадлежащую им идею, еще отыскивают роль которую они призваны сыграть на мировой сцене; наши умственные силы еще не упражнялись на серьезных вещах; одним словом, до сего дня у нас почти не существовала умственной работы"[6].

 

 

 

Глава 2. Зависимость менталитета русского народа от природных факторов

 

Географический фактор всегда играл большую роль в человеческой истории. Начиная с XVIII и ранее, с XVII века утвердилось противопоставление человеческой культуры природе. Века эти создали миф о «естественном человеке», близком природе и потому не только не испорченном, но и необразованном. Открыто или скрытно естественным состоянием человека считалось невежество. И это не только глубоко ошибочно, это убеждение повлекло за собой представление о том, что всякое проявление культуры и цивилизации неорганично, способно испортить человека, а потому надо возвращаться к природе и стыдиться своей цивилизованности. Это противопоставление человеческой культуры как якобы «противоестественного» явления «естественной» природе особенно утвердилось после Ж.-Ж. Руссо и сказалось в России в особых формах развившегося здесь в XIX веке своеобразного руссоизма: в народничестве, толстовских взглядах на «естественного человека» — крестьянина, противопоставляемого «образованному сословию», просто интеллигенции.

Русский пейзаж в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в нее человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой — человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж.

Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали ее человечность и приволье. Природа Восточно-Европейской равнины кроткая, без высоких гор, но и не бессильно плоская, с сетью рек, готовых быть «путями сообщения», и с небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами.

Пейзаж России на всем ее богатырском пространстве как бы пульсирует, он то разряжается и становится более природным, то сгущается в деревнях, погостах и городах, становится более человечным. В деревне и в городе продолжается тот же ритм параллельных линий, который начинается с пашни. Борозда к борозде, бревно к бревну, улица к улице. Крупные ритмические деления сочетаются с мелкими, дробными. Одно плавно переходит к другому.

Город не противостоит природе. Он идет к природе через пригород. «Пригород» — это слово, как нарочно созданное, чтобы соединить представление о городе и природе. Пригород — при городе, но он и при природе. Пригород — это деревня с деревьями, с деревянными полудеревенскими домами. Он прильнул огородами и садами к стенам города, к валу и рву, но прильнул и к окружающим полям и лесам, отобрав от них немного деревьев, немного огородов, немного воды в свои пруды и колодцы. И все это в приливах и отливах скрытых и явных ритмов — грядок, улиц, домов, бревнышек, плах мостовых и мостиков. Факты говорят о том, что Российское (Советское) государство и российский этнос были исторически, географически и психологически «запрограммированы» на противостояние жесточайшему нажиму извне. Российский этнос зародился в центре Евразии, на равнине, не защищенной с запада и востока ни морями, ни горами и доступной для военных вторжений как из Восточной Азии, так и из Западной Европы. Единственный способ сохранить в таких условиях самостоятельность — занять как можно большую территорию, в которой увязали бы любые вражеские армии.

Северно-евразийский характер нашей страны сформировал тип национальной психологии, который не только не соответствует преобладающим мировым тенденциям, но прямо противоположен им. Отсюда вместо развития товарного хозяйства — психология ухода в натуральное хозяйство (спасительная в годы иностранной интервенции, но непродуктивная для строительства интенсивной экономики), вместо самостоятельности — привычка к патернализму, вместо высоких материальных запросов —неприхотливость к условиям жизни.

Громадные пространства, суровый климат и необходимость противостоять объединенным силам одновременно многих народов с запада и с востока породили преобладающий тип подсознательных и сознательных психологических установок («медленно запрягать, но быстро ездить» — по Бисмарку, или интровертно-эмоциональный тип психологии — по Юнгу), концентрацию власти в тоталитарном государстве (абсолютная монархия или  восточная деспотия сталинского типа). Проживая на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура в течение большой части года повлияла и на темперамент нации. Русские более меланхоличны, медлительны, чем западноевропейцы. Им приходится сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом. «Сколько сил, денег, времени уходит у жителей России на защиту от холода, добычу и перевоз топлива, устройство отопления, утепление домов, укрепление инженерных сооружений, спасение судов, пристаней, мостов, расчистку от снега путей, защиту от наводнений, производство теплой одежды» (С.В. Рогачев) [6].

Суровые российские зимы оказали сильное влияние на традиции русского гостеприимства. Отказать путнику в крове зимой в наших условиях означает обречь его на холодную смерть. Поэтому гостеприимство воспринималось русскими людьми не иначе как сама собою разумеющаяся обязанность. Суровость и скупость природы научили русского человека быть терпеливым и послушным. Но еще большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Русским издавна наряду с земледелием приходилось заниматься и всякого рода ремеслами. Этим объясняется практическая направленность их ума, ловкость и рациональность. Рационализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогает великороссу, так как своенравие климата порой обманывает самые скромные ожидания. И, привыкнув к этим обманам, наш человек предпочитает порой выбрать очертя голову самое что ни на есть безнадежное решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эту наклонность дразнить счастье, играть в удачу В.О. Ключевский назвал «великорусским авосем» [3].

 

 

 

 

2.1. Лес как природный фактор формирования культуры

 

Многовековой обстановкой славянской жизни был лес: до второй половины XVIII века жизнь наибольшей части славянского населения шла в лесной полосе нашей равнины. Лес оказывал человеку множество хозяйственных услуг. Он снабжал его строительным материалом и топливом, а также материалом для хозяйственного обзаведения, для домашней обстановки и для посуды, Лес давал мужику липовую кору для изготовления его традиционной обуви - лыковых лаптей. Жители лесных областей "курили" смолу, "гнали" деготь и занимались множеством разного рода кустарных промыслов.

Но особенно важную роль в хозяйстве жителей лесных областей играли два промысла: охота или звероловство и лесное пчеловодство, Крупные звери и животные давали охотникам и их семьям, мясо и теплую одежду, а  ценные шкурки мелких пушных зверей служили для них источником дохода, своего рода "валютой", исполняя роль орудия обмена (слово "куны" до XIV в. употреблялось в значении деньги). Лесное пчеловодство и бортничество также было важным промыслом у славян; когда не было известно производство сахара, мед употреблялся для изготовления сладких кушаний и любимого напитка. Воск требовался в огромных количествах для изготовления церковных свечей. Наконец, лес оказывал славянам услуги религиозно-нравственного характера: в тяжелые времена татарского ига, в эпоху политического гнета извне и морального упадка внутри общества благочестивые люди, стремившиеся уйти от мирских соблазнов, суеты и грехов, уходили в лесную "пустыню", строили себе там кельи и скиты и жили долгие годы в уединении и безмолвии; впоследствии к ним присоединялись и другие люди, которые потом создавали центры и опорные пункты славянской колонизации первобытных лесных пространств.

Приведем некоторые типичные примеры из исследования В. Ключевского. "Лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку горы и замки"; "лес придал особый характер северно-русскому пустынножительству, сделав из него своеобразную форму лесной колонизации. Несмотря на все такие услуги, лес всегда был тяжел для русского человека. Этим можно объяснить недружелюбное или небрежное отношение русского человека к лесу: он никогда не любил своего леса. И древнерусский человек населил лес всевозможными страхами". Лес грозил русскому человеку и его домашнему скоту медведем и волком; по лесам гнездились разбойники; отвоевывание у леса все новых территорий для хлебопашества давалось с огромным трудом и большими временными затратами. Русский фольклор вслед за восточнославянской мифологией населял лес зловещими существами, недоброжелательными к людям и "русскому духу" - баба-яга, леший и другие представители "нечистой силы".

 

2.2. Степь как одна из стихий русской природы

 

Не менее важна для русской ментальности и степь. "...Степь широкая, раздольная, как величает ее песня, своим простором, которому конца-краю нет, воспитывала в древнерусском южанине чувство шири и дали, представление о просторном горизонте, окоеме, как говорили в старину <...> Но степь заключала в себе и важные исторические неудобства: вместе с дарами она несла мирному соседу едва ли не больше бедствий, была вечной угрозой и постоянным источником опасностей, нашествий и разорений. Не раз и не два азиатские орды подвергали славянские земли опустошительным нашествиям и вынуждали славян истощать свои силы в непрерывной тяжелой борьбе. Эта "борьба со степным кочевником... длившаяся с VIII почти до конца XVII в. - самое тяжелое историческое воспоминание русского народа" (Ключевский). Словом, как подчеркивает Ключевский, "лес и особенно степь действовали на русского человека двусмысленно". С одной стороны, степь символизирует волю, разгул, широту, не ограниченную никакими узами или запретами; с другой, - степь - это опасное пространство, заселенное хищными кочевниками и гуляками-ворами, непредсказуемыми в своем поведении, несущими разорение и разрушение любой социокультурной стабильности.

 

2.3. Славянские реки и формирование культуры

 

Велико и благотворно было историческое значение славянских рек. Они не только кормили славянина своими обильными рыбными запасами, но они представляли в его распоряжение густую и удобную сеть летних и зимних путей сообщения. Летом реки были покрыты множеством речных судов, начиная от маленьких рыбачьих лодок и кончая большими военными и торговыми кораблями, с несколькими десятками воинов или с тяжелым купеческим грузом. А зимой по прочной и гладкой ледяной дороге глубоко замерзающих северных рек тянулись санные обозы со всевозможными грузами. По рекам шла славянская колонизация, по берегам рек строились города, села, маленькие деревушки, рыбачьи и охотничьи хижины. Взаимная близость речных бассейнов способствовала общению и сближению населения различных областей. Любовь русского человека к реке, как ее характеризует В. Ключевский, позволяла преодолеть подобную "двусмысленность" леса и степи. "На реке он оживал и жил с ней душа в душу": она - соседка и кормилица, водяная и ледяная дорога". Река является даже своего рода воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. Она и сама любит порядок и закономерность. Русская река приучала своих прибрежных обитателей к общежитию и общительности. Река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному, артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, общаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, меняться товаром и опытом, знать обхождение". Ключевский отмечал разнообразие "исторической службы русской реки".

 

2.4. Культурное значение равнинного ландшафта

 

Противоположное действие по сравнению со славянскими реками оказывала на русского человека бескрайняя равнина, отличающаяся пустынностью и однообразием. "Все отличается мягкостью, неуловимостью очертаний, нечувствительностью переходов, скромностью, даже робостью тонов и красок, все оставляет неопределенное, спокойно-неясное впечатление", - так определял В. Ключевский культурное значение среднерусского ландшафта. Запечатляющийся в душе пейзаж не мог не отразиться на общественных настроениях, на самом складе национального характера: "Жилья не видно на обширных пространствах, никакого звука не слышно кругом - и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя, беспробудного сна и пустынности, одиночества, располагающее к беспредметному унылому раздумью без ясной, отчетливой мысли"[3].

 

Однако равнинность русского ландшафта представляла далеко не простой культурно-семантический комплекс:

·                    душевная мягкость и скромность;

·                    смысловая неопределенность и робость;

·                     невозмутимое спокойствие и тягостное уныние;

·                    отсутствие ясной мысли и предрасположенность к духовному сну;

·                    аскетизм пустынножительства и беспредметность творчества.

 

Все эти свойства русской духовности имеют в истории отечественной

культуры далеко идущие последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Социально психологическое исследование менталитета русского народа

 

При выполнении социально-психологического исследования были изучены взгляды учащихся  девятых классов на проблему менталитета русского народа. Диагностическое исследование состояло из двух частей:

·                   Изучение степени знакомства с понятием ментальность (см. рис.1.)

·                   Составление списка основных черт характера, присущих русскому народу и последующее ранжирование полученных характеристик  представлено в таблице № 1.

 

 

Рис.1. Степень знакомства с понятием ментальность

 

Анализ опроса показал, что 24% учащихся знакомы с понятием «ментальность», а  76% учащихся не знакомы. На основе таблицы № 1 мы представили основные качества характера русского народа, выделенные девятиклассниками.

 

Таблица 1. Основные черты  характера русского народа

 

Качество характера

Среднее значение

 

Ранг

 

Патриотизм

10

2

Оптимизм

12,12

5

Доброта

10

2

Доверие

12,65

8

Терпеливость

10,29

3

Смелость

12,45

7

Целеустремленность

13

10

Независимость

15,2

17

Свободолюбие

9,88

1

Лень

15,3

18

Сплоченность

14,29

15

Честность

16,24

19

Отзывчивость

14

14

Трудолюбие

13,49

12

Жадность

21,33

27

Щедрость

14,82

16

Нетерпимость

20,16

23

Собранность

18,96

20

Открытость

13,49

13

Сострадание

13,3

11

Недоброжелательность

22,14

28

 

 

Результаты исследований (см. Таблицу 2) показали, что учащиеся выделяют основные три черты характера русских, которым они и присвоили первые места. Это черты:

·        Свободолюбие

·         Доброта

·         Патриотизм

 

 

Таблица № 2. Ранжирование основных черт характера русского народа

 

 

 

На диаграмме мы видим, что религиозность, которая была характерна для русского народа даже еще в начале прошлого века, теперь утрачивается (19-20 места).

Вполне возможно, что это связано с историей нашей страны в XX веке, с тем, что церковь и религия в это время были отделены от государства, с появлением других идеалов и ценностей в русском обществе в советское время.



Заключение

 

В ходе выполнения работы нами получены следующие результаты:

·       в работах русских философов рубежа 19-20 веков выделяются такие характеристики, присущие менталитету русского народа как религиозность и связанное с ней искание абсолютного добра, красоты, истины. Еще одна важная черта - свободолюбие, в высшей степени - свобода духа. Очень много внимания уделяется патриотизму русского народа;

·       на формирование менталитета русского народа оказывают влияние целый комплекс природных особенностей: географическое положение, территория, климатические условия и ландшафт территории России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Список используемых источников и литературы

 

1.     Ануфриев Е. А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический феномен // СПЖ., 1997. № 4

2.     Горюнов Е.В. Соотношение народной и ученой культуры Средневековья в зеркале церковных обрядов и священных предметов // Одиссей. Человек в истории. (Картина мира в народном и ученом сознании). - М., 1994.

3.     Гуревич А.Я. Средневековый купец //Одиссей. Человек в истории. (Личность и общество. - М., 1990.

4.     Культурология: теория и история культуры. - М.: Знание, 1998.

5.     Раульф У. История ментальностей. К реконструкции духовных процессов. Сборник статей. - М., 1995.

6.     Россия и Запад: Диалог культур. М., 1994.

7.     Стельмашук Г.В. Культура и ценности // Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина.- 2000.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Индивидуальный итоговый проект

Индивидуальный итоговый проект

Содержание Введение . 3

Содержание Введение . 3

Введение Обращение к духовной сфере, к ментальности, к коллективным представлениям целого народа достаточно актуально в современных общественных науках

Введение Обращение к духовной сфере, к ментальности, к коллективным представлениям целого народа достаточно актуально в современных общественных науках

Глава 1. Менталитет народа

Глава 1. Менталитет народа

С.Н. Булгаков писал о том, что континентальность климата (амплитуда температуры в

С.Н. Булгаков писал о том, что континентальность климата (амплитуда температуры в

С. Л. Франк говорит: "Русский дух насквозь проникнут религиозностью" [3]

С. Л. Франк говорит: "Русский дух насквозь проникнут религиозностью" [3]

Н. Орлова" он говорит о русских крестьянах, что это - "смиренный, трудовой, христианский, кроткий, терпеливый народ

Н. Орлова" он говорит о русских крестьянах, что это - "смиренный, трудовой, христианский, кроткий, терпеливый народ

Глава 2. Зависимость менталитета русского народа от природных факторов

Глава 2. Зависимость менталитета русского народа от природных факторов

Восточной Азии, так и из Западной

Восточной Азии, так и из Западной

Лес как природный фактор формирования культуры

Лес как природный фактор формирования культуры

Но степь заключала в себе и важные исторические неудобства: вместе с дарами она несла мирному соседу едва ли не больше бедствий, была вечной угрозой и…

Но степь заключала в себе и важные исторические неудобства: вместе с дарами она несла мирному соседу едва ли не больше бедствий, была вечной угрозой и…

В. Ключевский культурное значение среднерусского ландшафта

В. Ключевский культурное значение среднерусского ландшафта

Глава 3. Социально психологическое исследование менталитета русского народа

Глава 3. Социально психологическое исследование менталитета русского народа

Жадность 21,33 27

Жадность 21,33 27

Заключение В ходе выполнения работы нами получены следующие результаты: · в работах русских философов рубежа 19-20 веков выделяются такие характеристики, присущие менталитету русского народа как…

Заключение В ходе выполнения работы нами получены следующие результаты: · в работах русских философов рубежа 19-20 веков выделяются такие характеристики, присущие менталитету русского народа как…

Список используемых источников и литературы 1

Список используемых источников и литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2020