Интегрированный урок-викторина по теме
" История России в числах."
Подготовила
Учитель истории Алекберова И.Б.
Цель: закрепление и обобщение знаний по истории и математике по темам «История нашей страны древнейшего периода», «Умножение и деление многозначных чисел на целое число».
Задачи:
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Форма урока: интегрированный.
Оборудование и материалы: карточки с заданиями, ребусы.
Методы обучения: творческий, поисковый, продуктивный, репродуктивный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (обучающиеся до урока разделены на 2 группы)
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо,
Все легонечко вздохнём,
Наш урок сейчас начнём!
– Звонок пригласил нас на урок. Какие знания мы получим на этом занятии? При каких условиях это возможно?
Учитель истории: Сегодня у нас пройдёт необычный урок-викторина. Знания по математике помогут нам решить исторические задачи, мы узнаем с помощью математики новое из жизни наших предков.
II. Ход игры
Учитель математики: У нас с вами получилось 2 команды. Одну команду назовём «Историками», вторую «Математиками». На уроке у нас присутствуют гости, мы их попросим быть строгим жюри, оценить вашу работу на уроке. За правильный ответ жюри будет ставить 1 балл.
Учитель истории: Итак, первый конкурс – разминка.
1 конкурс «Разминка»
1. Точное календарное значение? (Дата)
2. Промежуток времени в сто лет? (Век)
3. В каком месяце бывает 28 дней? (В каждом)
4. Как называется результат сложения? (Сумма)
5. Старинный танец, который танцевали славяне, взявшись за руки в круг с песнями и музыкой? (Хоровод)
6. Деревянное или каменное изображение языческих богов? (Идол)
7. Перечислите известные вам геометрические фигуры.
8. Что означает цифра 2 в числе 12? (Единицы)
9. Воин, который следит за приближением врагов? (Дозорный)
10. Сбор дани князем? (Полюдье)
11. Что было завтра, а будет вчера? (Сегодня)
12. Что не имеет длины, ширины, глубины, высоты и что, тем не менее, можно измерить? (Возраст)
13. Боевой топор? (Секира)
14. Что такое бортничество? (Сбор мёда диких пчёл)
15. Первое – предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом? (За-дача)
16. Сколько часов в сутках? (24)
17. Как звали князя, который пострадал из-за своей жадности? (Игорь)
18. Полностью зависимый от хозяина человек, раб? (Холоп)
19. Сумка для стрел? (Колчан)
20. Столица Киевской Руси в IX веке? (Киев)
2 конкурс «Уха»
Учитель математики: Ребята, вы рыбу ловить любите? Сейчас, мы посмотрим, чья уха будет наваристее? Капитанам команд необходимо подойти ко мне, взять удочку и поймать себе по три «золотые» рыбки на уху, посовещаться с командой и ответить на вопросы «рыбок».
1.
Выразите в веках 600 лет.(6 в.)
2. Выразите в веках 1800 лет. (18в.)
3. Выразите в веках 3000 лет.(30 в.)
4. 892( 9в.)
5. Определите век по дате? XVI ( 16в.)
6. 988 (10в.)
3 конкурс «Историко-математические задачки»
Учитель истории: Перечислите основные занятия восточных славян. Урожай чего для славян был главным? – пшеницы. А почему? Какие изделия из пшеницы известны до сих пор?
Учитель математики: Давайте решим по задачке (на карточках).
1) Давайте подсчитаем высоту колосьев пшеницы.
Колос пшеницы, со времени посева в конце мая, вырастает за месяц в среднем на 9 вершков. Какой высоты будет колос во время жатвы в конце августа?
Решение:
1 вершок – 44 мм
9 вершков х 3 месяца= 44 мм х 27 вершков = 11 88 мм = 1 м
188 мм = 1 м 18 см 8 мм
Переведите в метры.
2) Посадил мужик поле репы. За четыре раза он перевёз 6240 кг. Сколько репы перевезёт мужик за 6 раз?
6240 : 4 = 1560 кг
= 1 кг 560 г
1560 *6 = 9160 кг = 9 кг 360 г
4 конкурс «Ребусы»
По 3 ребуса по истории, 3 по математики.
Учитель математики (устно, для обеих команд)
Задачка. Дети собрали осенний букет. В нём было 5 кленовых, 4 дубовых, 3 берёзовых и 2 осиных листочка. Со скольких разных деревьев были собраны листочки? (С 4 деревьев)
III. Физкультминутка – «Разомнёмся и подумаем»
IV. Составление кластера
– Сколько дней
длится зима? (90 дней)
– У нас на доске деревья – листочков на них нет. Ваша задача нарядить дерево.
Каждый ученик пишет по одному слову, относящемуся к истории или математике, выходит к доске и приклеивает его на дерево знаний.
V. Продолжение игры
5 конкурс «Собрать пословицы»
Учитель математики: Собрать пословицы и объяснить, какие виды ремесел упоминаются в пословицах:
6 конкурс «Построить дом»
Учитель истории: Какое ремесло было самым почётным? Что делал плотник? В нашей школе мальчики обучаются на уроках столярного дела, мальчики вашего класса тоже обучаются этому делу. Что для славян было самым важным?
Строительство избы.
Задание: построить избу (собрать мозаику и назвать геометрические фигуры ) Работа с палочками…
7 конкурс «Поставьте на Ленте времени даты»
Учитель математики: 988, 874, 2005, 1956, 2007.
8 конкурс «Согласны ли вы с утверждением?»
Учитель истории:
1. Князь Игорь умер, потому что был очень старый. (Нет)
2. 7 * 9 = 63 (Да))
3. История – это наука о числах, величинах. (Нет)
4. 6 * 8 = 58 (Нет)
5. 10 : 10 = 1 (Да)
6. Домовой, водяной, леший – это Боги? (Нет)
7. 8 * 9 = 56 (Нет)
8. Крест – символ православия. (Да)
9. 1000 – 1000 = 1 (Нет)
10. Илья Муромец, Святогор – земледельцы. (Нет)
9 конкурс «Определи век по дате»
Учитель математики:
892 – 9 век
1594 - 16 в.
988 - 10 в.
2007 - 21 в.
1800 - 19 в.
1652 - 17 в.
1600 - 17 в.
1901 - 20 в.
10 конкурс «Кто вперёд составит слово?»
Учитель истории: Отвечаете на вопросы на карточках, при правильном ответе, карточку переворачиваете, если вы ответите правильно, то сможете прочитать слово?
Ответ: МОЛОДЦЫ.
VI. Рефлексия
– Ребята вам было
интересно на уроке?
– Какое у вас настроение после урока?
– Знания каких предметов пригодились вам при ответе на вопросы?
VII. Подведение итогов за урок – слово предоставляется гостям.
VIII. Домашнее задание детям
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.