День народного единства. История и современность.
Здравствуйте.
Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение и определите тему нашего занятия.
(Стихотворение слайд 1) Читает ученик
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд.
Едино государство,
Когда един народ.
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает
Он, жертвуя собой. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Ответ: я думаю, что сегодня мы будем говорить о приближающемся празднике – Дне
народного единства
Учитель: Совершенно верно.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой
Почему День народного единства так важен для России?
Идея единения всегда была центральной для русского народа – во всех смыслах: в
религиозном, политическом или национальном. Достаточно вспомнить «Слово о полку
Игореве», автор которого прямо призывает русичей объединиться, забыв все обиды и
разногласия. Только вместе мы можем быть сильным и великим народом –вся наша
история показывает это, поэтому взаимное уважение и сохранение традиций жизненно
необходимы для стабильности и целостности государства, для согласия и понимания в
обществе, для нашего счастья и благополучия. И неважно, какую веру мы исповедуем, на
каком языке говорим и каких политических взглядов придерживаемся: мы все –россияне, и
у нас одна судьба и одно будущее. Любовь к своему Отечеству спасала наш народ во все
времена, помогала одолеть любых врагов и справиться с любыми трудностями.
Празднование этого дня связано с событиями российской истории далёкого 1612 года.
Скажите, что же за события происходили в это время?
Ответ: эти события были связаны с освобождением Москвы от польских
интервентов (захватчиков), с событиями Смутного времени.
Учитель: Давайте вспомним, а что же такое «Смута»?
Ответ: Смута (смутное время). в широком смысле слова – раздоры, мятеж,беспорядок;
в узком смысле под Смутой понимается период русской истории конца 16 начала 17 в.
время безвластия и самозванства
Учитель: Чем закончилось смутное время?
Ответ: Началом царствования Михаила Романова
1 ученик Праздник был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное
ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило
Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием
Смутного времени в России в 17 веке. В это тяжёлое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на
защиту Родиныи изгнать польских захватчиков из Москвы. Его призыв был подхвачен
многими; возникло движение за освобождение столицы от поляков.
2 ученик В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский
староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашён новгородский князь
Дмитрий Пожарский. Под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное по тому
времени войско. Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять
штурмом Китайгород и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года
стал окончательной победой над Смутой.
3 ученик. Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю.
Народам нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с
многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и
независимость своей Родины. Историю страны, народа невозможно уместить на скудных
страничках учебников или пространных рассуждениях монографий. Она заявляет о себе в
названиях улиц населённых пунктов, фасадами старинных зданий –памятников
архитектуры, монументами и скульптурами в честь тех или иных знаменательных дат и
великих личностей.
Памятник Минину и Пожарскому одна из таких композиции, ставшей визитной карточкой
Москвы. Идея воплотить в скульптуре память об освобождении России от польского
нашествия принадлежит членам «Вольного Общества любителей словесности, науки и
художеств». В 1803 году они организовали для памятника сбор пожертвований. Вначале
скульптуру думали установить в Нижнем Новгороде –на родине ополчения. Император
Александр идею одобрил и издал указ всячески содействовать разработке проектов. Среди
конкурсантов, выставлявших свои варианты монумента, несомненным победителем
оказался архитектор Иван Петрович Мартос. Учитывая огромную идейнопатриотическую
важность проекта, Высочайшим повелением было решено установить композицию в
Москве, а в Нижнем –обелиск из мрамора. После победы в войне 1812 года значимость
проекта возросла ещё больше. При открытии памятника был проведён торжественный
парад войск. С тех пор и украшает он Москву – первый в Росси монумент в честь народа
освободителя!
4 ученик. 4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому
работы Зураба Церетели—уменьшенная (на 5см) копия московского памятника.
Он установлен под стенами Нижегородского кремля.
Учитель: 4 ноября, видимо, дата неслучайная, ведь в этот день отмечается праздник
Казанской иконы Божией Матери (икона с изображением Богоматери с младенцем
Христом на руках в иконографическом типе Одигитрия, то есть Путеводительница).
По церковному преданию икона была обретена в Казани в 1579 году. После пожара,
уничтожившего половину Казани, 9летней девочке Матрёне Онучиной трижды во сне
являлась Богородица и повелела возвестить всем, что в земле, на месте сгоревшего дома
хранится Её икона. Матрёна со своей матерью откопали икону, а священник ближайшего Никольского храма, будущий патриарх Гермоген с крёстным ходом отнёс икону в свой
храм. После молебна икону перенесли в Казанский Благовещенский собор.
В 1612 году список с иконы находился во Втором ополчении, освободившем Москву от
интервентов. Накануне решающего сражения русское воинство 3 дня постилось и молило
Богородицу о милости перед Казанской иконой. Победа, одержанная в этом сражении,
была расценена как чудо.
Видео № 1 (великая держава – день народного единства)
Мы с вами живем в демократическом государстве, одной из черт которого является
идеологическое многообразие. Это один из многих взглядов на события. А сейчас
небольшое отступление, давайте вспомним характерные черты демократического
государства.
Ответ: 1. В демократическом государстве народ – источник власти
2. свободные выборы
3. наличие независимых СМИ
4. идеологическое многообразие
5. многопартийность
6. широкие и гарантированные права и свободы граждан
Учитель. День народного единства фактически пришёл на смену Дню примирения и
согласия, который с 1996 года отмечался 7 ноября.
Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная
правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с
годовщиной Октябрьской революции 1917 года.
Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана
Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.
Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике и, таким
образом, приобрела статус думской инициативы. На заседании Думы законопроект был
принят в первом чтении. Против выступили … Как вы думаете, какая думская фракция
выступила против? Учащиеся – «коммунисты.»
Учитель: Правильно. 27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал
законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) — против, двое
воздержались.
Реакция прессы и СМИ на введение нового праздника была неоднозначной. Введение
праздника трактовалось как заведомо неудачная попытка заменить популярное 7 ноября.
Однако одновременно с этим праздник характеризовали и как «сплотивший народы». Накануне первого празднования Дня народного единства в 46 регионах страны был
проведён социологический опрос. 33 % респондентов считали, что 4 ноября в России
отмечается День согласия и примирения, 8 % собирались праздновать День народного
единства, а 5 % — «День освобождения от польсколитовских интервентов». Тот же опрос
показал, что большинство россиян (63 %) отрицательно отнеслись к отмене 7 ноября.
Вопрос: Можно ли сегодня говорить о единстве в современном российском
обществе? Какие моменты свидетельствуют о единении или о разобщённости
современного общества?
Предлагаю вам другой взгляд на исторические события не только смутного времени, но и
современности. Видео № 2
Порассуждайте о причинах разногласий, существующих в современном обществе? О том,
что такое единение и как оно связано с понятием «патриотизм»?
Заключение
Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том,
кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического
прошлого своей Родины –это научиться любить её. А российским людям свойственна
любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века
проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.
Интегрированный урок для 11 класса по истории и обществознанию День народного единства. История и современность.
Интегрированный урок для 11 класса по истории и обществознанию День народного единства. История и современность.
Интегрированный урок для 11 класса по истории и обществознанию День народного единства. История и современность.
Интегрированный урок для 11 класса по истории и обществознанию День народного единства. История и современность.
Интегрированный урок для 11 класса по истории и обществознанию День народного единства. История и современность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.