в статье рассматриваются проблемы , возникающие при подготовке к ЕГЭ у учителей и учеников, подробно описана методика подготовки к ЕГЭ, начиная с 5 класса. Уделяется внимание различным методикам и приёмам при подготовке к написанию второй части ЕГЭ, особенно написанию сложного плана ответа (задание 28).в статье рассматриваются проблемы , возникающие при подготовке к ЕГЭ у учителей и учеников, подробно описана методика подготовки к ЕГЭ, начиная с 5 класса. Уделяется внимание различным методикам и приёмам при подготовке к написанию второй части ЕГЭ, особенно написанию сложного плана ответа (задание 28).
Эффективная подготовка к ЕГЭ по обществознанию.docx
«Эффективная подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
Штанева С.В. учитель истории и обществознания
высшей категории, ЧОУ «ЛИЕН»
В настоящее время вопрос подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень
актуален, поскольку с каждым годом все увеличивается количество
учащихся, сдающих этот предмет по выбору. По последним данным в 2016
году обществознание выбрали 70 процентов выпускников российских школ.
Это прежде всего объясняется тем, что вопервых многие ВУЗы требуют при
поступлении результаты экзамена по обществознанию, и во – вторых сами
учащиеся выбирают сдавать этот предмет, так как ошибочно считают его
самым легким. Но это абсолютно не так.
При решении подобных задач возникает ряд противоречий:
между высоким уровнем требований к знаниям, навыкам и умениям и
недостаточным владением учениками приемами учебной деятельности;
между теоритическими знаниями и неумением их использовать;
большим объемом информации, поскольку обществознание включает в себя
ряд других предметов , таких как : политология, экономика, философия,
право, социология.
Также для успешной сдачи экзамена необходимы знания истории,
литературы , русского языка. Эти знания в первую очередь необходимы при
написании эссе.
Я подготовку выпускников к ЕГЭ по обществознанию осуществляю с 2009,
каждый год среди моих учеников есть набравшие 80 баллов и выше.
Основная нагрузка подготовки к ЕГЭ начинается в 1011 классах.
Начиная с начала года ученики заводят папку, в которую вносят весь
изучаемый материал (схемы, таблицы, определения, блоки, правила) . Ведут
словари, в которые записываем основные термины и понятия, необходимые
для решения 2 части. На этом этапе я использую методику структурирования
учебного материала, она ориентирована на укрепление дидактической
единицы учебной информации.
В результате логической обработки материала и установления
последовательности его изучения создаются благоприятные условия для
формирования у учащихся обобщенных знаний. Этими папками или тетрадями разрешаю пользоваться на всех уроках, кроме
контрольных и проверочных работ.
Провожу мониторинг качества знаний по всем заданиям ЕГЭ. Еще в 10 классе
завожу диагностическую карту на каждого ученика, в которой отражаю
результативность подготовки к ЕГЭ по каждому заданию, в этой карте
записываю дату тренинга, тему задания, результаты . Таким образом
выявляются пробелы знаний.
На уроках провожу тестирование по каждой теме, используя различные
источники.
Процесс этот конечно очень трудоемкий, но очень эффективный формируется
методическое обеспечение у каждого ученика в полном объеме.
Занятия с учащимися имеют различные формы и виды:
1.
Школьная лекция – форма учебных занятий в старших классах, в
которой учитель дает глубокое, целостное, логически стройное изложение
основного теоретического материала. Лекции целесообразно использовать,
открывая или завершая тематический блок. Подобные лекции содержат
минимум банка данных, знакомят учащихся с исходными теоретическими
положениями. Они способствуют пониманию темы, осмыслению конкретных
фактов или, наоборот, систематизируют, обогащают вопросы темы,
поднимают их до уровня проблемного анализа, актуальных суждений и
выводов – оценок. В наиболее подготовленных классах перед началом лекции
я поручаю составить логические схемы, таблицы, чтобы они отражали
материал.
2.
Семинарское занятие – позволяет эффективно организовать
познавательную деятельность учащихся. Положительными моментами этого
типа занятий в формате проблемного и развивающего обучения являются то,
что здесь учащиеся не просто овладевают новыми знаниями и умениями, но и
выносят их на коллективное обсуждение в классе, после предварительной
полготовки дома. Этот вид занятия способствует развитию диалогической
речи учащихся, формирует самостоятельность в работе с первоисточниками.
Обычно за неделю до проведения семинара я объявляю учащимся тему, даю
план, перечень вопросов для обсуждения и список литературы. Сильным
ученикам предлагаю подумать над наиболее сложными вопросами,
подготовить небольшие сообщения. В заключении я обобщаю главное и
объявляю оценки. В кабинете вывешены особые правила ведения диспута,
которые крайне необходимы для ведения уроков дискуссионного характера. 3.
Практическое занятие – форма учебной деятельности, при которой на
основе ранее полученных знаний и умений школьники решают познавательные
задачи, представляют результаты своей практической и творческой
деятельности или осваивают сложные познавательные приемы. Практикумы
подразделяются на три вида: 1) практическое занятие по развитию
познавательных умений; 2) практическое занятие по решению познавательных
задач; 3) практическое занятие по проверке результатов творческопоисковой
деятельности. Например, изучая тему “Система органов государственной
власти”, я предлагаю учащимся следующие познавательные задания:
1) Найдите в Конституции и запишите основные полномочия органов
государственной власти .
2) Решите тесты по определению полномочий органов государственной
власти.
3 )Установите соответствие между органами гос. власти и их полномочиями .
Для этого я раздаю специально разработанные бланки с заданиями. На
практических занятиях часто мною используются и логические задания,
активизирующие абстрактнологическое мышление. Особый интерес
представляют проблемные задания. В процессе их решения ученики
овладевают опытом творческой деятельности, т.е. способностью при решении
каждой новой задачи находить свой оригинальный способ ее решения,
опираться на собственные знания, умения, догадку и интуицию.
На основе собственного опыта реализации вышеизложенных приемов и
методов обучения, могу сформулировать следующие выводы:
– процесс обучения – это совместная деятельность учителя и учащихся, когда
учитель не просто передает информацию ученику, а учит его самостоятельно
добывать эту информацию и пользоваться ею.
– учителю необходимо всей своей деятельностью на уроке способствовать
раскрытию способностей учащихся; активизировать их познавательную
деятельность.
В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес
учащихся к предмету, сформировать способности к самообразованию и
самоконтролю, развить логическое мышление, воображение, навыки научно
исследовательской деятельности, умение работать с документальными
материалами, формировать коммуникативные способности. На пути решения
этих актуальных задач учитель должен совершенствовать и развивать приемы
и методы обучения, делать их разнообразными и учитывающими интересы
каждого отдельно взятого ребенка.
По источнику знаний применяются следующие методы: на основе
логических операций – индуктивный (от фактов – к теоретическим выводам),
аналитический и др.; по дидактическим целям – методы изучения материала, закрепления, проверки знаний; в обучении – словесные, наглядные,
практические.
По характеру познавательной деятельности преобладают; объяснительно
иллюстрационный, репродуктивный, проблемного изложения, частично
поисковый и исследовательский.
Очень важны приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Приемы
бывают письменно логические , к ним относятся составление сравнительных
таблиц, планов, логических схем. Часто я использую на уроках прием работы
с учебником, с печатнословесными текстами. Например, учащиеся
анализируют документы в учебнике или сборнике заданий, и отвечают на
вопросы ( в ЕГЭ это задания 2124)
В технологии совместного обучения очень хорошо развиваются
навыки логического мышления;
навыки мыслительной деятельности;
Повышается ответственность за свои результаты и результаты товарищей;
формируется адекватная самооценка своих возможностей
информация обсуждается, что позволяет легче ее запомнить и усвоить.
Отдельно следует остановиться на задании 28, введенном с 2010 года. Оно
требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной
теме курса. Выполнение этого задания предполагает:
а) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их
соответствия заданной теме;
б) полноту отражения основного содержания в плане;
в) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Основным условием выполнения данного задания является системное,
глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание по теме, требующее
привлечения внутрикурсового материала, материала из смежных учебных
дисциплин, а также, по возможности, оперативных знаний по обществознанию,
получаемых из СМИ.
При выполнении задания выпускникам предстоит:
а) в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный
материал;
б) выстроить логику имеющегося знания в виде пунктов сложного плана.
Следует иметь в виду, что составление сложного плана как вид
деятельности далеко не часто используется в педагогической практике преподавания обществоведческого курса, поэтому значительная часть
выпускников не владеет необходимыми для выполнения задания умениями
или владеет ими в недостаточной степени.
Формирование навыков составления развернутого плана на многочисленных
примерах показывает, что учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на
одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя
настойчивости и терпения. Методисты считают, что основная работа по
этому направлению, должна проводиться в пятыхседьмых классах, быть
систематической и последовательной. Учитель должен четко представлять,
каким приемам учебной работы в соответствии с возрастными
возможностями, нужно обучать школьников в конкретных классах. Диспуты,
дебаты и игры в этом случае также приводят к повышению знаний учащихся,
способствуют росту эффективности обучения обществознания.
Подготовка к выполнению данного задания должна
охватывать значительный период обучения в основной школе. В течение
этого периода учащиеся должны научиться: обобщать и
формулировать в виде небольшой фразы основное содержание
фрагмента текста; проводить отбор материала, необходимого для
раскрытия темы или ее части, «вписывать» отобранные факты в контекст
заданной темы; определять логику, последовательность
изложения материала. Каждое из названных умений является
достаточно сложным для
освоения и, конечно, требует отдельной работы над его формированием.
Нельзя, не отработав каждое из названных умений по отдельности, сразу
требовать от учащихся выполнения заданий по оставлению сложного плана
по определенной теме. Необходимо отметить, что для составления плана
необходимо не только обладать умениями, но и хорошо знать материал. Как
известно, знания усваиваются более прочно тогда, когда они
применяются на практике.
При анализе работ учащихся над планами я стараюсь выявить типичные
недостатки у каждого ученика. Познакомив учащихся с этими недостатками,
я стараюсь направить самостоятельную работу учеников по определению
правильного способа деятельности, но не оставляю их работу без внимания.
Планы учащихся систематически
подвергаются разбору при регулярной проверке конспектов в
старших классах, а также на каждом уроке при проверке и уточнения
правильности выполнения планов и других видов самостоятельной работы,
выполненных как домашние задания. В результате, к старшим классам у
учеников вырабатывается определенная последовательность действий при
составлении плана:
1. Представить содержание обществоведческого курса, раскрывающее
предложенную тему. 2. Разделение этого содержания на смысловые части, выделение в каждой из
них главной мысли.
3. Проверяется, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли
последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них
основное содержание темы.
4. В случае необходимости вносятся корректировки.
5. При оформлении плана надо помнить, что план должен охватывать
основное содержание темы. В заголовках (пунктах и подпунктах плана)
нежелательно повторять сходные формулировки.
Для формирования умения раскрывать предложенную тему в виде
сложного плана целесообразно попробовать использовать следующий
прием. Учащимся предлагается при изучении ряда тем одновременно
формулировать пункт плана и тезисно раскрывать знание, стоящее за
этим пунктом. Этот методический прием позволит, вопервых, исключить
«пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Вовторых, такая работа
позволит выработать видение изучаемых тем как на уровне целостного
восприятия, так и на уровне основных идей, содержательных составляющих.
Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту
учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого
предлагаемого учащимися пункта и подпункта.
Эффективность подготовки к ЕГЭ, его результат зависит от совместной
работы учителя и ученика.
Учитель должен найти индивидуальный подход к каждому ученику, и
подобрать такие методы обучения, которые применимы и подходят
учащемуся. Ученик же в свою очередь должен осознавать всю меру
ответственности при подготовки и выполнения заданий.
Тогда можно будет считать, что цели достигнуты.
"Эффективная подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
"Эффективная подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
"Эффективная подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
"Эффективная подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
"Эффективная подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
"Эффективная подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.