Интегрированный урок "Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конек - горбунок»" 5 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Визитная карта урока 1. Класс: 5 2. Предмет: интегрированный урок изобразительного искусства и литературы 3. Тема урока: «Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек-горбунок». 4. Этап обучения по данной теме: начальный. 5. Цели: формирование знаний об особенностях создания иллюстраций к волшебной сказке, о роли цвета и композиции в иллюстировании литературных произведений; организация работы по созданию собственной иллюстрации.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Интегрированный урок изобразительного искусства  и литературы в 5 классе «Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек­горбунок» Визитная карта урока 1. Класс: 5 2. Предмет: интегрированный урок изобразительного искусства и литературы  3. Тема урока: «Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек­горбунок». 4. Этап обучения  по данной теме: начальный. 5.   Цели:  формирование   знаний   об   особенностях   создания   иллюстраций   к волшебной сказке, о роли цвета и композиции в иллюстировании литературных произведений;  организация работы по созданию собственной иллюстрации.    Задачи:  образовательные:  познакомить   с   творческой   биографией   П.Ершова,     с работами   художников­иллюстраторов   сказки   «Конек­горбунок»,   дать представление   о   роли   художественного   текста   в   процессе   созданияиллюстраций;   научить   выбирать   фрагменты   литературного   произведения для иллюстрирования, определять композицию иллюстрации и её цветовое решение;   воспитательные:  показать нравственную ценность сказки и эстетическую ценность   иллюстрации,   воспитывать     интерес   к   чтению   и   творческому осмыслению прочитанного, закрепить умение работать в парах;  развивающие:  развивать   творческие   способности   детей,  образное   и логическое мышление, воображение, навыки связной речи.    формы   организации   6. Тип урока: интегрированный урок  7. Используемые  приемы, методы, технологии  обучения:  Метод проблемного изложения материала, частично­поисковый  метод.  Наблюдение, беседа, работа с текстом и иллюстративным материалом, решение    проблемных задач,практическая работа, игра.  Личностно – ориентированная  технология,  технология развивающего обучения. 8.  Используемые     познавательной   деятельности учащихся: фронтальная форма организации познавательной деятельности, работа в   парах,  индивидуальная   и   дифференцированная   форма   организации познавательной деятельности.  9. Оборудование:   Мультимедийный   комплекс,   презентация,   учебные   таблицы   по   основам цветоведения,   иллюстрированное   издание   сказки   П.Ершова   «Конек­горбунок»; раздаточный   материал   (фрагменты   художественного   текста,   заготовки   для творческой   работы,   наборы   карточек   для   рефлексии,   листочки   с   домашним заданием), акварельные, гуашевые краски, кисти №3, №5. 10. Основные источники информации и использованная литература: 1)  Дроздова С.Б. Изобразительное искусство.5 класс.­ Волгоград: Учитель, 2008.  2) Ершов П.П. «Конек­горбунок».­Пермь: Пермское книжное издательство, 1994. 3)Изобразительное искусство.5­9 кл.: программа для общеобразовательных  учреждений/В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – М.: Дрофа,2007. 4)Интернет ­ ресурсы: http://az.lib.ru/img/e/ershow_p_p/text_0030/index.shtml http://school120.edusite.ru/p143aa1.html five­school.narod.ru › metodika/form.doc  http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11.html#V4 http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm http://www.zavuch.info/metodichka/gumanitarnie/IZO/­/­­­­­­ 10. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):            Формирование ключевых  компетентностей учащихся:   общекультурной,  учебно­познавательной, коммуникативной.Ход урока. Этап урока Организационный момент (1 минута) Деятельность учителя и учащихся Учитель приветствует учащихся, предлагает обратить внимание  на фотографии  и ответить на  ряд вопросов. оборудование Слайды с  изображением  памятника Коньку­ горбунку. Учитель: Здравствуйте. Наш урок сегодня посвящен  очень известному литературному персонажу. Это волшебный герой одной замечательной литературной сказки. В нескольких городах России этому герою установили памятник. Посмотрите на экран. Догадались, о ком идет речь? Кто из вас читал эту сказку? Что же это за герой, которому устанавливают памятники? Чем он заслужил такой почет и уважение? Учащиеся рассматривают  фотографии, отвечают на  вопросы учителя Объявление темы  урока Учитель объявляет тему урока Слайд с темой урока Учитель: Тема нашего урока –  «Иллюстрирование сказки П.Ершова  «Конек­горбунок». Учащиеся осмысливают  формулировку темы Учитель предлагает учащимся  определить цель своей  деятельности на уроке. Учитель: Какова, по­вашему,  конечная цель нашего урока? Постановка цели и  задач урока (1 минута)Словарная работа (1,5 минуты) Слайды  с задачами  урока. Слайд с определением Учащиеся формулируют цель  своей деятельности на уроке. Учащиеся:  создать иллюстрацию к  сказке «Конек­горбунок» Учитель ставит перед  учащимися задачи урока. Чтобы достичь этой цели, нам  придется решить ряд задач: ­ узнать, что такое иллюстрация и  чем она отличается от обычного  рисунка?  ­выяснить, как создаются  иллюстрации?  Учитель предлагает  проанализировать определение  слова «иллюстрация» и выявить  отличие иллюстрации от  рисунка. Учитель: Прочитайте определение  слова «иллюстрация», взятое из  толкового словаря. Иллюстрация­ рисунок,  поясняющий что­либо.      Чем отличается иллюстрация от   простого рисунка?    Что будет пояснять иллюстрация,  которую мы должны создать к концу  урока? Учащиеся анализируют  определение и выявляют отличие иллюстрации от рисунка. Табличка со словами «1. Знание текста». Учитель делает вывод по итогам словарной работы и прикрепляет  на доску табличку №1. Учитель: Итак, наша иллюстрация  будет пояснять текст сказки, значит  1 шаг художника­иллюстратора ­Биографическая  справка (1,5 минуты) Актуализация знаний  учащихся (2,5 минуты) внимательное чтение текста. Учитель знакомит учащихся с  фрагментами биографии  П.Ершова. Учащиеся слушают рассказ  учителя. Учитель: Помните ли вы, кто написал сказку? Для начала познакомимся  поближе с автором сказки. Петр  Павлович Ершов родился и большую  часть жизни прожил в Сибири. А вот  учился он в Петербургском  университете. Именно тогда он  увлекся сказками Александра  Сергеевича Пушкина и решил тоже  попробовать написать  свою сказку в  стихах. Было тогда молодому  Ершову 19 лет. Веселая сказка о  смелом Иванушке и его верном друге Коньке­горбунке сразу понравилась  читателям. Прочитал сказку и  Пушкин. Он  отметил талант  молодого писателя и сказал «Теперь  этот род сочинений можно мне и  оставить». Он был уверен, что Ершов станет великим писателем­ сказочником. Но жизнь сложилась  иначе. Ершов стал педагогом,  работал в гимназии у себя на родине,  был директором и даже заведовал  всеми училищами губернии. Он  написал еще несколько произведений, но ни одно так и не превзошло по  популярности сказку «Конек­ горбунок».   Учитель предлагает учащимся  проверить знание содержания  сказки с помощью сказочной  викторины. Учащиеся отвечают на вопросы  Слайд с портретом  Ершова. Слайды с вопросами  викторины в  сопровождении  кадров из  мультфильма «Конек­ горбунок»викторины. Учитель: Давайте коротко вспомним  основные моменты сказки, связанные  с её главными героями: Иванушкой и  Коньком­горбунком. И поможет нам  в этом сказочная викторина. 1. Кто подарил Иванушке  чудесного Конька­горбунка?  (Белая кобылица) 2. Что посоветовал Конёк­ горбунок Ивану, когда тот  нашёл перо Жар­птицы?                 (Не брать его) 3. На какую должность взял царь  Ивана для службы при дворце?  (Главный конюх) 4. Что приказал Ивану царь,  когда узнал ,что у того есть  перо Жар­птицы? (Достать  саму Жар­птицу) 5. Во второй раз царь отправил  Ивана за прекрасной Царь­ девицей, чтобы взять её себе в  жены. Но Царь­девица сказала,  что не выйдет замуж за царя,  пока не получит свой перстень. А где находился этот  перстень?  (В океане) 6. В поисках перстня Иван  встретил Чудо­юдо  рыбу –кит. За что кит нес тяжкое  наказанье и выполнял роль  острова, на котором жили  люди? (За то, кит проглотил   три десятка кораблей) 7. Даже когда Иван привез  перстень, Царь­девица не  хотела идти замуж за царя. Что еще она от него потребовала?  (Чтобы он помолодел,  искупавшись в трех котлах) 8. Иван, которого царь послал  первым искупаться в котлах,Работа с текстом  сказки. Дифференцированное  задание. (5 минут) Листы с  отпечатанными  фрагментами текста  сказки Карточка со  справочным  материалом про  вершок и аршин. стал красавцем хоть куда. А  что стало с царем?  (Сварился в первом же котле) 9. Чем закончилась сказка? (Иван  женился на Царь­девице и стал  царем)  Учитель предлагает более  подробно проанализировать образ  конька­горбунка. Учитель: И все это время рядом с  Иванушкой был его верный друг  Конек – горбунок. Именно он  помогал Иванушке справляться со  всеми испытаниями.  Конек­ горбунок, на самом деле, очень  необычный персонаж. Перед вами  отрывки из сказки.  Мальчикам: найти все, что касается  внешности Конька­горбунка. Девочкам: найти все, что касается  характера и волшебных свойств  Конька­горбунка. Индивидуальное задание:  подготовить справку о том, что такое «вершок» и «аршин».  Учащиеся анализируют по  группам (мальчики, девочки)  предложенные фрагменты  текста и делают выводы о герое  сказки. Один ученик  индивидуально готовит  сообщение по карточке, данной  учителем. Учитель просит учащихся  озвучить свои выводы,  подтверждая их примерами из  текста.  Учитель: Итак, что говорится в  тексте о том, как выглядел Конек­ горбунок?Проблемная ситуация (4  минуты.) Учащиеся приводят примеры из  текста Учитель предлагает учащимся  решить проблемную задачу. Учитель: А теперь давайте решим  небольшую проблемную задачу. В сказке говорится, что конек был  ростом три вершка, а уши его были  длиной в аршин. А сколько это­  вершок и аршин?   Отвечает ученик, готовивший  индивидуальное задание.  Остальные учащиеся решают  проблемную задачу. Ученик: Вершок и аршин ­ старинные русские меры длины. Они  соотносились с частями  человеческого тела. Вершок­ ширина  двух пальцев (4,5см), Аршин – длина  руки от плеча до кончиков пальцев  (71 см). Учитель предлагает учащимся  представить , как выглядел  конек­горбунок в натуральную  величину. Рисунок с  изображением конька  в полный рост Учитель: Покажите руками, какого  примерно роста был Конек –  горбунок. А какой длины были его  уши? Посмотрите, что получилось бы у нас, если бы мы решили изобразить  конька­горбунка в полный рост. Учащиеся анализируют  полученную информацию  ;проверяют свой глазомер,  показывая  рост конька –горбунка, фиксируют в своем воображении  Слайд с изображением самой маленькой  лошадки в мире.Анализ нравственной  идеи сказки (4 минуты) реальный рост героя. Учитель: Можно ли себе  представить, что Ивана на самом  деле возил Конек такого роста? Вряд ли. Посмотрите, как выглядит самая  маленькая лошадь в мире. Её рост 35  см.Это больше 7 вершков.     Учитель в процессе обсуждения  характера героев подводит  учащихся к пониманию  нравственной идеи сказки. Учащиеся, опираясь на текст,   работают над характеристикой  героев и с помощью учителя  делают вывод о нравственной  идее сказки.  Учитель:Можно ли, по­вашему,   назвать Конька­горбунка красивым?  Маленький, горбатый, длинноухий…  Вряд ли.  Но ведь он нам нравится.  Почему?    Обратимся к тексту. Девочкам: Какими чертами  характера обладал этот герой? Вывод: Эта сказка не только о  волшебных приключениях Иванушки и Конька­горбунка, но и о дружбе, о верности, о доброте и  взаимопонимании, о взаимовыручке. Мальчикам: А какими волшебными  свойствами обладал Конек – горбунок? Почему  Конек не делал  всю работу за Ивана?  Ведь с его  волшебными силами это было  несложно. Иван сам чистил коней,  сам ловил Жар­птицу, сам караулил  Царь­девицу, сам договаривался сВведение новых знаний  Решение проблемной  задачи. (6 минут) Месяцем.    Вывод: Автор хотел, чтобы мы  увидели, какой он на самом деле  трудолюбивый, смелый, ловкий,  сообразительный, дружелюбный. А  дураком его называют те люди,  которым самим этих качеств не  хватает: жадные братья,  трусливый царь, завистливый  царский слуга.  Учитель предлагает  проанализировать иллюстрации  художников­иллюстраторов и  помогает сделать вывод об  особенностях создания  иллюстрации Учащиеся под  руководством  учителя анализируют  содержание иллюстраций  художников и делают вывод об  особенностях создания  иллюстрации. Учитель: Теперь, когда мы хорошо  представляем себе главных героев  сказки, самое время начать работу  над созданием иллюстрации.  Обратимся за помощью к  профессиональным художникам,  которые уже работали над  иллюстрированием этой сказки.  Наш  2 шаг­ выбор того фрагмента,  который необходимо  проиллюстрировать.  Проблемная ситуация: посмотрите  внимательно на иллюстрации разных  художников к сказке «Конек­ горбунок» и попробуйте сделать  вывод, на какие моменты следует  прежде всего обращать внимание при Карточка на доску  «2.Выбор  фрагмента» Слайды с  иллюстрациями  разных художников.Карточка на доску  «3.Определение  композиции» Карточка на доску  «4.Цветовое  решение» иллюстрировании.    Выводы: 1)В сказке для иллюстрирования  выбираются, как правило,  фантастические персонажи: жар­ птица, чудо­рыба и т.д. Ведь  предполагается, что сказку будут  читать дети, и художник должен  помочь им представить этих  волшебных героев, которых они  никогда в жизни не видели.     2)Обязательно присутствуют на  иллюстрациях главные герои.     3)Кроме того, иллюстрируются  самые важные и захватывающие  моменты сказки.  Учитель:  3 шаг­ определение  композиции рисунка. Что будет  являться композиционным центром  рисунка? Как обозначить  композиционный центр на рисунке? 4 шаг­цветовое решение. Как с  помощью цвета передать характеры  героев, их настроение? Как  передать сказочную атмосферу произведения? Физминутка (0,5 минуты) Учитель показывает ученикам  движения, проговаривает текст. Слайд с текстом  физминутки.  Учащиеся повторяют за  учителем. Учитель: Перед тем, как приступить  к рисованию, проведем небольшую  разминку. Нарисуем воздушную  иллюстрацию.  Нарисуем высоко облако большое, Нарисуем глубоко море голубое, Брызнем краской на листок –  Капельки­дождинки И подарим всем вокругЗаготовки для  иллюстраций. Таблица  «Выразительные  свойства цвета» Творческая работа в  парах. (14 минут) Подведение итогов  творческой работы.  Экспресс­выставка. Оценивание работ. (3 минуты) Подведение итогов  урока  (1,5 минуты) Яркую картинку. Учитель предлагает учащимся  решить творческую задачу.   Учитель: Сейчас вам предстоит  необычная работа. Посмотрите на  эти изображения. Можно ли их  назвать  удачными иллюстрациями?  Что нужно сделать, чтобы это  изображение превратить в сказочную  иллюстрацию? Учащиеся предлагают свои  варианты доработки  иллюстраций.  (Желающие могут не пользоваться заготовками, а создать свою  творческую работу). Учитель организует эскпресс ­  выставку. Учащиеся оценивают  результаты своей творческой  работы. Учитель: Давайте посмотрим, какие  иллюстрации у вас получились.    Молодцы! Вы замечательно  справились с заданием. Учитель организует работу по  подведению итогов урока. Учащиеся под руководством  учителя подводят итог урока,  опираясь на таблички,  вывешенные на доске. Учитель: Итак, я считаю, что цели,  поставленной вначале урока, мы  достигли. И сейчас мне хотелось бы  услышать ответ на вопрос: что  нужно помнить, чтобы  создатьДомашнее задание (0,5 минуты) Рефлексия (2 минуты) хорошую иллюстрацию? Учитель знакомит учащихся с  домашним заданием. Учащиеся  обдумывают содержание  задания. Учитель: Дома вам нужно найти  книги с иллюстрированными  обложками и принести их на урок.   Посмотрите на книги, которые   размещены у доски. Вот примеры  иллюстрированных обложек. Учитель организует работу  учащихся по рефлексии. Учитель: Наш урок подходит к  концу. И мне хотелось бы узнать, что  было для вас самым интересным и  полезным на этом уроке. Чтобы   получить ответ на свой вопрос, я  предлагаю вам игру «Шкатулка  любознательности».  (Учитель  показывает шкатулку)  У вас на столах конверты со  звездочками. Каждая звездочка­ это  искорка вашего любопытства. На  экране подсказки, которые напомнят  вам разные моменты нашего урока.  Вспомним, чем мы сегодня  занимались, о чем говорили. Если  этот момент урока заинтересовал вас  и вы хотели бы узнать что­то еще по  этой теме, то вы кладете звездочку в  мою шкатулку с номером   заинтересовавшего вас фрагмента  урока. (Ученики пишут на звездочках  номера заинтересовавших их  фрагментов урока и кладут  звездочки в шкатулку).      Наша шкатулка наполнилась  искорками вашей любознательности.  А теперь я подключаю новейшие  компьютерные технологии, и   Листочки с домашним заданием Книги «Конек­ горбунок» с  иллюстрированными  обложками. Шкатулка Конверты со  звездочками На экране слайд, на  котором изображены  картинки с разных  фрагментов урока. Подарок: Диск с  дополнительными  материалами по  литературным сказкам и творчеству  художников – иллюстраторов.происходит чудо. Вас ждет подарок.  (Учитель достает подарок из  шкатулки).  Вы честно его заслужили. Я благодарю вас за урок и желаю вам  успехов в учебе. Завершение урока

Посмотрите также