Визитная карта урока
1. Класс: 5
2. Предмет: интегрированный урок изобразительного искусства и литературы
3. Тема урока: «Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек-горбунок».
4. Этап обучения по данной теме: начальный.
5. Цели: формирование знаний об особенностях создания иллюстраций к волшебной сказке, о роли цвета и композиции в иллюстировании литературных произведений; организация работы по созданию собственной иллюстрации.конспект
Интегрированный урок изобразительного искусства
и литературы в 5 классе «Иллюстрирование сказки
П.Ершова «Конекгорбунок»
Визитная карта урока
1. Класс: 5
2. Предмет: интегрированный урок изобразительного искусства и литературы
3. Тема урока: «Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конекгорбунок».
4. Этап обучения по данной теме: начальный.
5. Цели: формирование знаний об особенностях создания иллюстраций к
волшебной сказке, о роли цвета и композиции в иллюстировании литературных
произведений; организация работы по созданию собственной иллюстрации.
Задачи:
образовательные: познакомить с творческой биографией П.Ершова, с
работами художниковиллюстраторов сказки «Конекгорбунок», дать
представление о роли художественного текста в процессе созданияиллюстраций; научить выбирать фрагменты литературного произведения
для иллюстрирования, определять композицию иллюстрации и её цветовое
решение;
воспитательные: показать нравственную ценность сказки и эстетическую
ценность иллюстрации, воспитывать интерес к чтению и творческому
осмыслению прочитанного, закрепить умение работать в парах;
развивающие: развивать творческие способности детей,
образное и
логическое мышление, воображение, навыки связной речи.
формы организации
6. Тип урока: интегрированный урок
7. Используемые приемы, методы, технологии обучения:
Метод проблемного изложения материала, частичнопоисковый метод.
Наблюдение, беседа, работа с текстом и иллюстративным материалом, решение
проблемных задач,практическая работа, игра.
Личностно – ориентированная технология, технология развивающего обучения.
8. Используемые
познавательной деятельности
учащихся: фронтальная форма организации познавательной деятельности, работа
в парах,
индивидуальная и дифференцированная форма организации
познавательной деятельности.
9. Оборудование:
Мультимедийный комплекс, презентация, учебные таблицы по основам
цветоведения, иллюстрированное издание сказки П.Ершова «Конекгорбунок»;
раздаточный материал (фрагменты художественного текста, заготовки для
творческой работы, наборы карточек для рефлексии, листочки с домашним
заданием), акварельные, гуашевые краски, кисти №3, №5.
10. Основные источники информации и использованная литература:
1) Дроздова С.Б. Изобразительное искусство.5 класс. Волгоград: Учитель, 2008.
2) Ершов П.П. «Конекгорбунок».Пермь: Пермское книжное издательство, 1994.
3)Изобразительное искусство.59 кл.: программа для общеобразовательных
учреждений/В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – М.: Дрофа,2007.
4)Интернет ресурсы:
http://az.lib.ru/img/e/ershow_p_p/text_0030/index.shtml
http://school120.edusite.ru/p143aa1.html
fiveschool.narod.ru › metodika/form.doc
http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11.html#V4
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
http://www.zavuch.info/metodichka/gumanitarnie/IZO//
10. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
Формирование ключевых компетентностей учащихся: общекультурной,
учебнопознавательной, коммуникативной.Ход урока.
Этап урока
Организационный
момент
(1 минута)
Деятельность учителя и учащихся
Учитель приветствует учащихся,
предлагает обратить внимание
на фотографии и ответить на
ряд вопросов.
оборудование
Слайды с
изображением
памятника Коньку
горбунку.
Учитель: Здравствуйте. Наш урок
сегодня посвящен очень известному
литературному персонажу. Это
волшебный герой одной
замечательной литературной сказки.
В нескольких городах России этому
герою установили памятник.
Посмотрите на экран. Догадались, о
ком идет речь?
Кто из вас читал эту сказку?
Что же это за герой, которому
устанавливают памятники?
Чем он заслужил такой почет и
уважение?
Учащиеся рассматривают
фотографии, отвечают на
вопросы учителя
Объявление темы
урока
Учитель объявляет тему урока
Слайд с темой урока
Учитель: Тема нашего урока –
«Иллюстрирование сказки П.Ершова
«Конекгорбунок».
Учащиеся осмысливают
формулировку темы
Учитель предлагает учащимся
определить цель своей
деятельности на уроке.
Учитель: Какова, повашему,
конечная цель нашего урока?
Постановка цели и
задач урока
(1 минута)Словарная работа
(1,5 минуты)
Слайды с задачами
урока.
Слайд с определением
Учащиеся формулируют цель
своей деятельности на уроке.
Учащиеся: создать иллюстрацию к
сказке «Конекгорбунок»
Учитель ставит перед
учащимися задачи урока.
Чтобы достичь этой цели, нам
придется решить ряд задач:
узнать, что такое иллюстрация и
чем она отличается от обычного
рисунка?
выяснить, как создаются
иллюстрации?
Учитель предлагает
проанализировать определение
слова «иллюстрация» и выявить
отличие иллюстрации от
рисунка.
Учитель: Прочитайте определение
слова «иллюстрация», взятое из
толкового словаря.
Иллюстрация рисунок,
поясняющий чтолибо.
Чем отличается иллюстрация от
простого рисунка?
Что будет пояснять иллюстрация,
которую мы должны создать к концу
урока?
Учащиеся анализируют
определение и выявляют отличие
иллюстрации от рисунка.
Табличка со словами
«1. Знание текста».
Учитель делает вывод по итогам
словарной работы и прикрепляет
на доску табличку №1.
Учитель: Итак, наша иллюстрация
будет пояснять текст сказки, значит
1 шаг художникаиллюстратора Биографическая
справка
(1,5 минуты)
Актуализация знаний
учащихся
(2,5 минуты)
внимательное чтение текста.
Учитель знакомит учащихся с
фрагментами биографии
П.Ершова.
Учащиеся слушают рассказ
учителя.
Учитель: Помните ли вы, кто написал
сказку? Для начала познакомимся
поближе с автором сказки. Петр
Павлович Ершов родился и большую
часть жизни прожил в Сибири. А вот
учился он в Петербургском
университете. Именно тогда он
увлекся сказками Александра
Сергеевича Пушкина и решил тоже
попробовать написать свою сказку в
стихах. Было тогда молодому
Ершову 19 лет. Веселая сказка о
смелом Иванушке и его верном друге
Конькегорбунке сразу понравилась
читателям. Прочитал сказку и
Пушкин. Он отметил талант
молодого писателя и сказал «Теперь
этот род сочинений можно мне и
оставить». Он был уверен, что Ершов
станет великим писателем
сказочником. Но жизнь сложилась
иначе. Ершов стал педагогом,
работал в гимназии у себя на родине,
был директором и даже заведовал
всеми училищами губернии. Он
написал еще несколько произведений,
но ни одно так и не превзошло по
популярности сказку «Конек
горбунок».
Учитель предлагает учащимся
проверить знание содержания
сказки с помощью сказочной
викторины.
Учащиеся отвечают на вопросы
Слайд с портретом
Ершова.
Слайды с вопросами
викторины в
сопровождении
кадров из
мультфильма «Конек
горбунок»викторины.
Учитель: Давайте коротко вспомним
основные моменты сказки, связанные
с её главными героями: Иванушкой и
Конькомгорбунком. И поможет нам
в этом сказочная викторина.
1. Кто подарил Иванушке
чудесного Конькагорбунка?
(Белая кобылица)
2. Что посоветовал Конёк
горбунок Ивану, когда тот
нашёл перо Жарптицы?
(Не брать его)
3. На какую должность взял царь
Ивана для службы при дворце?
(Главный конюх)
4. Что приказал Ивану царь,
когда узнал ,что у того есть
перо Жарптицы? (Достать
саму Жарптицу)
5. Во второй раз царь отправил
Ивана за прекрасной Царь
девицей, чтобы взять её себе в
жены. Но Царьдевица сказала,
что не выйдет замуж за царя,
пока не получит свой перстень.
А где находился этот
перстень? (В океане)
6. В поисках перстня Иван
встретил Чудоюдо рыбу –кит.
За что кит нес тяжкое
наказанье и выполнял роль
острова, на котором жили
люди? (За то, кит проглотил
три десятка кораблей)
7. Даже когда Иван привез
перстень, Царьдевица не
хотела идти замуж за царя. Что
еще она от него потребовала?
(Чтобы он помолодел,
искупавшись в трех котлах)
8. Иван, которого царь послал
первым искупаться в котлах,Работа с текстом
сказки.
Дифференцированное
задание.
(5 минут)
Листы с
отпечатанными
фрагментами текста
сказки
Карточка со
справочным
материалом про
вершок и аршин.
стал красавцем хоть куда. А
что стало с царем?
(Сварился в первом же котле)
9. Чем закончилась сказка? (Иван
женился на Царьдевице и стал
царем)
Учитель предлагает более
подробно проанализировать образ
конькагорбунка.
Учитель: И все это время рядом с
Иванушкой был его верный друг
Конек – горбунок. Именно он
помогал Иванушке справляться со
всеми испытаниями. Конек
горбунок, на самом деле, очень
необычный персонаж. Перед вами
отрывки из сказки.
Мальчикам: найти все, что касается
внешности Конькагорбунка.
Девочкам: найти все, что касается
характера и волшебных свойств
Конькагорбунка.
Индивидуальное задание:
подготовить справку о том, что такое
«вершок» и «аршин».
Учащиеся анализируют по
группам (мальчики, девочки)
предложенные фрагменты
текста и делают выводы о герое
сказки. Один ученик
индивидуально готовит
сообщение по карточке, данной
учителем.
Учитель просит учащихся
озвучить свои выводы,
подтверждая их примерами из
текста.
Учитель: Итак, что говорится в
тексте о том, как выглядел Конек
горбунок?Проблемная ситуация
(4 минуты.)
Учащиеся приводят примеры из
текста
Учитель предлагает учащимся
решить проблемную задачу.
Учитель: А теперь давайте решим
небольшую проблемную задачу.
В сказке говорится, что конек был
ростом три вершка, а уши его были
длиной в аршин. А сколько это
вершок и аршин?
Отвечает ученик, готовивший
индивидуальное задание.
Остальные учащиеся решают
проблемную задачу.
Ученик: Вершок и аршин старинные
русские меры длины. Они
соотносились с частями
человеческого тела. Вершок ширина
двух пальцев (4,5см), Аршин – длина
руки от плеча до кончиков пальцев
(71 см).
Учитель предлагает учащимся
представить , как выглядел
конекгорбунок в натуральную
величину.
Рисунок с
изображением конька
в полный рост
Учитель: Покажите руками, какого
примерно роста был Конек –
горбунок. А какой длины были его
уши? Посмотрите, что получилось бы
у нас, если бы мы решили изобразить
конькагорбунка в полный рост.
Учащиеся анализируют
полученную информацию
;проверяют свой глазомер,
показывая рост конька –горбунка,
фиксируют в своем воображении
Слайд с изображением
самой маленькой
лошадки в мире.Анализ нравственной
идеи сказки
(4 минуты)
реальный рост героя.
Учитель: Можно ли себе
представить, что Ивана на самом
деле возил Конек такого роста? Вряд
ли. Посмотрите, как выглядит самая
маленькая лошадь в мире. Её рост 35
см.Это больше 7 вершков.
Учитель в процессе обсуждения
характера героев подводит
учащихся к пониманию
нравственной идеи сказки.
Учащиеся, опираясь на текст,
работают над характеристикой
героев и с помощью учителя
делают вывод о нравственной
идее сказки.
Учитель:Можно ли, повашему,
назвать Конькагорбунка красивым?
Маленький, горбатый, длинноухий…
Вряд ли. Но ведь он нам нравится.
Почему? Обратимся к тексту.
Девочкам: Какими чертами
характера обладал этот герой?
Вывод: Эта сказка не только о
волшебных приключениях Иванушки
и Конькагорбунка, но и о дружбе, о
верности, о доброте и
взаимопонимании, о взаимовыручке.
Мальчикам: А какими волшебными
свойствами обладал Конек –
горбунок? Почему Конек не делал
всю работу за Ивана? Ведь с его
волшебными силами это было
несложно. Иван сам чистил коней,
сам ловил Жарптицу, сам караулил
Царьдевицу, сам договаривался сВведение новых знаний
Решение проблемной
задачи.
(6 минут)
Месяцем.
Вывод: Автор хотел, чтобы мы
увидели, какой он на самом деле
трудолюбивый, смелый, ловкий,
сообразительный, дружелюбный. А
дураком его называют те люди,
которым самим этих качеств не
хватает: жадные братья,
трусливый царь, завистливый
царский слуга.
Учитель предлагает
проанализировать иллюстрации
художниковиллюстраторов и
помогает сделать вывод об
особенностях создания
иллюстрации
Учащиеся под руководством
учителя анализируют
содержание иллюстраций
художников и делают вывод об
особенностях создания
иллюстрации.
Учитель: Теперь, когда мы хорошо
представляем себе главных героев
сказки, самое время начать работу
над созданием иллюстрации.
Обратимся за помощью к
профессиональным художникам,
которые уже работали над
иллюстрированием этой сказки.
Наш 2 шаг выбор того фрагмента,
который необходимо
проиллюстрировать.
Проблемная ситуация: посмотрите
внимательно на иллюстрации разных
художников к сказке «Конек
горбунок» и попробуйте сделать
вывод, на какие моменты следует
прежде всего обращать внимание при
Карточка на доску
«2.Выбор
фрагмента»
Слайды с
иллюстрациями
разных художников.Карточка на доску
«3.Определение
композиции»
Карточка на доску
«4.Цветовое
решение»
иллюстрировании.
Выводы:
1)В сказке для иллюстрирования
выбираются, как правило,
фантастические персонажи: жар
птица, чудорыба и т.д. Ведь
предполагается, что сказку будут
читать дети, и художник должен
помочь им представить этих
волшебных героев, которых они
никогда в жизни не видели.
2)Обязательно присутствуют на
иллюстрациях главные герои.
3)Кроме того, иллюстрируются
самые важные и захватывающие
моменты сказки.
Учитель: 3 шаг определение
композиции рисунка. Что будет
являться композиционным центром
рисунка? Как обозначить
композиционный центр на рисунке?
4 шагцветовое решение. Как с
помощью цвета передать характеры
героев, их настроение? Как передать
сказочную атмосферу произведения?
Физминутка
(0,5 минуты)
Учитель показывает ученикам
движения, проговаривает текст.
Слайд с текстом
физминутки.
Учащиеся повторяют за
учителем.
Учитель: Перед тем, как приступить
к рисованию, проведем небольшую
разминку. Нарисуем воздушную
иллюстрацию.
Нарисуем высоко облако большое,
Нарисуем глубоко море голубое,
Брызнем краской на листок –
Капелькидождинки
И подарим всем вокругЗаготовки для
иллюстраций.
Таблица
«Выразительные
свойства цвета»
Творческая работа в
парах.
(14 минут)
Подведение итогов
творческой работы.
Экспрессвыставка.
Оценивание работ.
(3 минуты)
Подведение итогов
урока
(1,5 минуты)
Яркую картинку.
Учитель предлагает учащимся
решить творческую задачу.
Учитель: Сейчас вам предстоит
необычная работа. Посмотрите на
эти изображения. Можно ли их
назвать удачными иллюстрациями?
Что нужно сделать, чтобы это
изображение превратить в сказочную
иллюстрацию?
Учащиеся предлагают свои
варианты доработки
иллюстраций.
(Желающие могут не пользоваться
заготовками, а создать свою
творческую работу).
Учитель организует эскпресс
выставку.
Учащиеся оценивают
результаты своей творческой
работы.
Учитель: Давайте посмотрим, какие
иллюстрации у вас получились.
Молодцы! Вы замечательно
справились с заданием.
Учитель организует работу по
подведению итогов урока.
Учащиеся под руководством
учителя подводят итог урока,
опираясь на таблички,
вывешенные на доске.
Учитель: Итак, я считаю, что цели,
поставленной вначале урока, мы
достигли. И сейчас мне хотелось бы
услышать ответ на вопрос: что
нужно помнить, чтобы создатьДомашнее задание
(0,5 минуты)
Рефлексия
(2 минуты)
хорошую иллюстрацию?
Учитель знакомит учащихся с
домашним заданием. Учащиеся
обдумывают содержание
задания.
Учитель: Дома вам нужно найти
книги с иллюстрированными
обложками и принести их на урок.
Посмотрите на книги, которые
размещены у доски. Вот примеры
иллюстрированных обложек.
Учитель организует работу
учащихся по рефлексии.
Учитель: Наш урок подходит к
концу. И мне хотелось бы узнать, что
было для вас самым интересным и
полезным на этом уроке. Чтобы
получить ответ на свой вопрос, я
предлагаю вам игру «Шкатулка
любознательности». (Учитель
показывает шкатулку)
У вас на столах конверты со
звездочками. Каждая звездочка это
искорка вашего любопытства. На
экране подсказки, которые напомнят
вам разные моменты нашего урока.
Вспомним, чем мы сегодня
занимались, о чем говорили. Если
этот момент урока заинтересовал вас
и вы хотели бы узнать чтото еще по
этой теме, то вы кладете звездочку в
мою шкатулку с номером
заинтересовавшего вас фрагмента
урока.
(Ученики пишут на звездочках
номера заинтересовавших их
фрагментов урока и кладут
звездочки в шкатулку).
Наша шкатулка наполнилась
искорками вашей любознательности.
А теперь я подключаю новейшие
компьютерные технологии, и
Листочки с домашним
заданием
Книги «Конек
горбунок» с
иллюстрированными
обложками.
Шкатулка
Конверты со
звездочками
На экране слайд, на
котором изображены
картинки с разных
фрагментов урока.
Подарок:
Диск с
дополнительными
материалами по
литературным сказкам
и творчеству
художников –
иллюстраторов.происходит чудо. Вас ждет подарок.
(Учитель достает подарок из
шкатулки). Вы честно его заслужили.
Я благодарю вас за урок и желаю вам
успехов в учебе.
Завершение урока