Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Перебирая наши даты".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ход урока Музыка военных лет I. Преподаватель истории II. Преподаватель литературы Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки, А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезли в танки, закрывая люки. Что вся дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось! Этот день начался не тихой росной зарей, грохотом бомб, свистом пуль и скребли орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнем. Многие матери отметят этот день в календаре в черным числом. 1-й ученик: 22 июня писатели Москвы, как по боевой тревоге собрались на митинг. На этом митинге председатель Союза писателей А.Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером.”
Иконка файла материала Перебирая наши даты.doc
Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Перебирая наши даты". Ход урока Музыка военных лет I. Преподаватель истории II. Преподаватель литературы Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки, А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезли в танки, закрывая люки. Что вся дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких­то пять минут осталось! Этот день начался не тихой росной зарей, грохотом бомб, свистом пуль и скребли орудийные залпы, смешали с  дымом и кроваво­красным огнем. Многие матери отметят этот день в календаре в черным числом. 1­й ученик: 22 июня писатели Москвы, как по боевой тревоге собрались на митинг. На этом митинге  председатель Союза писателей А.Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают свое место в этой  решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером.” 2­й ученик: Впервые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, политработников,  корреспондентов ушло около тысячи писателей. Литература надела фронтовую шинель и шагнула в горнило  войны. Произведения созданные в годы войны, обладают ныне силой документа. Этим же качеством абсолютной достоверности отличаются лучшие художественные произведения о войне, созданные в послевоенные годы. 3­й ученик: Никогда еще наша многонациональная литература не откликалась так единодушно и оперативно на  события времени, как годы войны с фашизмом. Гетлеровцы, развязывая войну, рассчитывали возбудить между  народами столь многоликого государства национальную жизнь. Но этого не произошло – военные испытания  еще больше сблизили народы нашей страны. 4­й ученик: Башкирский поэт М.Карим писал об Украине, которую ему довелось освободить Довольно слез! Меня послал Урал, Чтоб ты утерла слезы, Катерина Я под Уфою землю целовал, Чтоб ты цвела, как прежде Украина! Казахский поэт Джамбул Джабаев пишет, обращаясь к блокадному Ленинграду: Предстоят большие бои, Но не будет врагам житья! Спать не в силах сегодня я … Пусть подмогой будут, друзья, Песни вам на рассвете мои, Ленинградцы, дети мой, Ленинградцы – гордость моя! Многонациональная литература стала грозным оружием в борьбе народа за свободу своего отечества. 5­й ученик: В годы ВОВ особый подъем пережила поэзия. Стихи в отличие от других видов литературы  обладали преимуществом: они способны были гораздо быстрее, оперативнее и эмоциональнее откликаться на  постоянно менявшиеся события военного дняИх можно было увидеть на спичечном коробке, они мелькали на броне танка, мчавшегося в атаку, бросались  дождем листовок из самолетов, умещались на газетной полосе рядом со сводкой Информбюро. Возродилась  традиция знакомых “Окон Роста”, теперь они назывались “Окна ТАСС”. В годы войны было написано огромное количество стихотворений. Стихи и песни Суркова, Симонова, Тихонова, Исаковского, Твардовского и многих других поэтов,  опубликованные в центральных и фронтовых газетах. Они поднимались дух воинов, наполняли их сердца  любовью к Родине, звали их на подвиг. III. Учитель: Но стихотворение Л.Кумача “Священная война” остается в этом ряду непревзойденным (на столе текст стихотворения) Вопросы: 1. Какую роль она играла в годы войны? (просьба, приказ, мольба) 2. Кому обращен призыв? 3. Как вы думаете, что имеет в виду автор, называя страну огромной? (не территорию, а народ) 4. Кто обращается к стране с призывом? (Не литературное я , а от имени всего народа). 5. Как называет автор врагов? (Обратите внимание на слово ярость – это ярость к агрессору, к  завоевателю). Учитель: А теперь послушаем песенный вариант. Это песня прозвучала в первый раз на 3 день войны на Белорусском вокзале Москвы. Музыку написал композитор Александров (звучит музыка поют дети) 6­й ученик: Наверное многим из вас известно имя татарского поэта Героя Советского Союза Муссы Джалиля.  Трагичной оказалась его судьба. Уйдя на фронт, Комиссар Мусса Джалиль писал пафосные, вдохновляющие  бойцов стихи. В 1942 г.будучи тяжело раненным, лишенным возможности сопротивляться, он попал в плен. Но  фашистский концлагерь не сломил патриота. Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию.  Члены подпольной организации распространяли листовки, вели пропаганду среди заключенных, устраивали их  побеги. Но его выдал предатель. Джалиль был переведен в берлинскую тюрьму Моабит и приговорен к  смертной казни. Поэт был казнен незадолго до нашей победы, его товарищи по заключению сохранили стихи,  написанные им в тюрьме. В последствии они были изданы под названием “Моабитская тетрадь”. В него вошли  115 стихотворений. Это стихи о Родине, раздумья о прошлом, размышляющего о будущем. Одним из них является стих. “Варварство”. 7­й ученик: Стихотворение “Варварство” Вопросы по стихотворению: 1.Какие образы появляются в этом стихотворении? 2. Как изображает автор фашистов? (кучка дикарей, бесчувственные, бесчеловечные). Вывод какой? Это стихотворение – свидетельство большой ненависти поэта к фашизму. IV. Преподаватель истории 8­й ученик: Чтение стихотворения “Жди меня” К.Симонова. Учитель читает наизусть отрывок из поэмы Твардовского. V. Преподаватель литературы Итак, какую же роль играла поэзия в годы войны? Имена каких поэтов­ фронтовиков вы открыли для себя  сегодня? А какое стихотворение, изученное нами сегодня, произвело на вас больше впечатление? Какие еще песни военных лет вы знаете? (Катюша, Синий платочек, Темная ночь, Смуглянка и др.)“День Победы” исполняют учащиеся.

Посмотрите также