Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. М.Пришвин "Выскочка"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир +2
Взрослым
23.04.2018
Цели урока:
1. Cоздание на уроке особой атмосферы человеческого общения, способствующей воспитанию эстетически развитого читателя;
2. Формирование у школьников собственной точки зрения, своей оценки, умения сопоставлять ее с авторской;
3. Развитие умения акцентного вычитывания, как пути к пониманию авторской позиции.
Оборудование: портрет писателя, фотографии писателя, доклады учеников, иллюстрации животных, учебник.
Название урока: «Дорога к другу».
«Где ты, мой друг, за долами и за синими морями? Или ты был у меня, и это я зову тебя из прошлого, или надеюсь увидеть тебя в будущем? Как бы мне хотелось все свое тебе рассказать, во всем с тобой посоветоваться…»
М.М. Пришвин
Выскочка.doc
Интегрированный урок литературного чтения и
окружающего мира. М.Пришвин "Выскочка"
Цели урока:
1. Cоздание на уроке особой атмосферы человеческого общения, способствующей воспитанию эстетически
развитого читателя;
2. Формирование у школьников собственной точки зрения, своей оценки, умения сопоставлять ее с
авторской;
3. Развитие умения акцентного вычитывания, как пути к пониманию авторской позиции.
Оборудование: портрет писателя, фотографии писателя, доклады учеников, иллюстрации животных, учебник.
Название урока: «Дорога к другу».
«Где ты, мой друг, за долами и за синими морями? Или ты был у меня, и это я зову тебя из прошлого, или
надеюсь увидеть тебя в будущем? Как бы мне хотелось все свое тебе рассказать, во всем с тобой
посоветоваться…»
М.М. Пришвин
I.Слово учителя:
– Сегодня у нас состоится удивительная встреча с творчеством М.М. Пришвина, о которой он так мечтал…
Каждый из вас вынесет из нее чтото свое, то, что увидит, услышит, почувствует, запомнит… М.М. Пришвин
родился 23 января 1873 года недалеко от г. Ельца в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия,
затем Реальное училище в Тюмени, после политехникум в Риге. Дальнейшее образование М.М. Пришвин получил
за границей в Германии в Лейпцийском университете. В Россию вернулся в возрасте 29 лет агрономом, но с
широким общегуманитарным образованием. Интерес к языку, к родной природе заставил М.М. Пришвина
оставить основное занятие. Он полностью погрузился в литературную деятельность.
К. Паустовский однажды сказал:
«Жизнь Пришвина – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, “по
велению своего сердца”. В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому, что человек,
живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, всегда созидатель, обогатитель и
художник…»
Так А.П. Чехов, получив медицинское образование, будучи доктором, был должен бросить медицину и всю
жизнь целиком посвятить себя литературе. М.М. Пришвин оставил после себя дневниковые записи. Он был не
только писателем. После него остались необыкновенно интересные фотографии. Каждая фотография – целая
повесть. Пришвина называют художником «крупного плана». Ничего от него не скроется, всето он заметит: и
причудливые корни деревьев, и нежный цветок и травинку.
М.М. Пришвина упрекали в равнодушии к человеку, в том смысле, что в его произведениях мало людей, что он
все больше писал о себе и о себе. Основным объектом его художественного исследования был человек. Человек
и природа!
Душа человека в ее сокровенных переживаниях – вот о чем размышлял Пришвин.
Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов – «Выскочка» из серии «Разговор птиц и зверей».
II. Выразительное чтение текста
III. Первичное восприятие текста
1. Понравился ли вам рассказ?
2. Кто главные герои?
3. Почему сороку назвали выскочкой?
4. Как вы думаете, какие приемы помогли автору сделать рассказ интересным, смешным, веселым?
IV. Анализ текста (подробный) Сорока
1.1. Вопросы:
1. Что мы узнали о сороках из текста? (Выводок – 6–7 сорок, «воровки», действуют сообща, смышленые.)
2. А что вы прочитали о сороке в дополнительной энциклопедической литературе?
1.2. Минидоклады (2–3 человека)
1. Помогла ли дополнительная информация, взятая из доклада, понять лучше характер сороки, ее натуру,
повадки?
2. Что интереснее было слушать, текст или дополнительную информацию? Почему?
3. А когда необходимо научное описание?
Собака Вьюшка
2.1. Вопросы:
1. Поговорим о втором герое текста.
2. Как звали собаку сначала? Почему?
3. А почему, повашему, она стала Вьюшкой?
4. Какой породы была собака? (Лайка.)
5. Что мы узнали из текста о Вьюшке? Прочитайте. (Была хорошим сторожем, хитрая, сумела предугадать
замысел сороки Выскочки.)
2.2. Сообщение о лайке (делает учитель)
Известно, что лайки издревле путешествовали вместе с ненецкими племенами, скитавшимися по северным
районам Азии. Их использовали для выпаса оленьих стад или в качестве ездовых собак. Собаки этой порода
способны переносить низкие температуры, легко приспосабливаются к изменению условий, физически
выносливы, неагрессивны.
V. Акцентное вычитывание
1. Как вы думаете, как автор относится к Выскочке, а как к Вьюшке?
2. Над кем он подсмеивается и почему? Как об этом сказано в тексте?
3. Жалко ли автору сорочий хвост?
4. Какой стала сорока без хвоста?
5. Научит ли сороку эта «беда» уму разуму? Почему?
VI. Итог
– Мне тоже очень понравился этот рассказ. А чтобы он получился таким живым, интересным, писатель
внимательно наблюдал за жизнью леса всю свою жизнь.
1. Воспоминание о М. Пришвине В. Инбер (про синичку)
В 1952 г. в один из зимних месяцев Вера Инбер провела в подмосковном Доме творчества, где в то время
находился и Пришвин. Она была свидетельницей того, как он записывал высказывания большой синицы,
сидевшей на сосне. Вот, что она вспоминает: «Синица коротко просвистела какуюто фразу и стукнула клювом
по стволу: поставила точку. Пришвин записал.
Но, перелетев на ель и смахнув с нее снежок, синица повторила сказанное, однако уже подругому: длинным,
разветвленным предложением. Пришвин, закинув голову в меховой шапке и блестя очками, прислушался,
зачеркнул написанное и тоже записал подругому, видимо, более подробно, после чего сложил скамеечку, и мы
отправились дальше. Голубая большая синица смотрела нам вслед.
Чтобы сделать запись в своей тетрадке, Пришвин должен был сосредоточиться, углубиться в себя, побыть в
неподвижности. Нужна была тихая минута».
«Воспоминание о М. Пришвине»: сборник. – М.: Сов. писатель, 1991.
2. Пришвин о себе: «Так скажу о себе (уже пятьдесят лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний
писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те
самые, что люди называют незабудками. Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца,
становится основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки».
VII. Домашнее задание: выразительное чтение текста, подробный пересказ по самостоятельно составленному
плану.
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. М.Пришвин "Выскочка"
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. М.Пришвин "Выскочка"
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. М.Пришвин "Выскочка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.