Интегрированный урок литературы "Читая С.Т. Аксакова…"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: • Обобщить полученные во время экскурсии по аксаковским местам г. Уфы знания о личности писателя. • Акцентировать внимание на глубоком чувстве любви к родному краю через восприятие и описание С.Аксаковым природы родного края. • Показать единство «Очерка зимнего дня» С.Аксакова, картин М.Нестерова и пьес П.Чайковского в освещении темы Родины. • Развивать чувство патриотизма через эмоциональное восприятие красоты родного края. • Учить полно, логично, стилистически точно воспроизводить текст С.Аксакова. Оборудование: 1. Портрет С.Т.Аксакова. 2. Стенд с фотографиями Дома-музея С.Т.Аксакова, сквера имени С.Аксакова, памятника С.Т.Аксакову в г. Уфе. 3. Репродукции картин М.Нестерова «Родина Аксакова», «Зимой в скиту». 4. Аудиозапись пьесы П.Чайковского «Декабрь. Рождество» (цикл «Времена года»). 5. На доске – эпиграфы к уроку: • «Горячая любовь к природе и живым творениям, населяющим Божий мир, не остывала в душе моей…» (С.Т.Аксаков) • «Одно несомненно хорошо – это природа... Сколько она содержит в себе звуков, мыслей, чувств, сколько в ней мечтаний…глубоких, вдумчивых, долговечных…» (М.В.Нестеров)
Иконка файла материала Читая С.Т. Аксакова….doc
Интегрированный урок литературы "Читая С.Т. Аксакова…" Цель:  Обобщить полученные во время экскурсии по аксаковским местам г. Уфы знания о личности писателя.  Акцентировать внимание на глубоком чувстве любви к родному краю через восприятие и описание  С.Аксаковым природы родного края.  Показать единство «Очерка зимнего дня» С.Аксакова, картин М.Нестерова и пьес П.Чайковского в  освещении темы Родины. Развивать чувство патриотизма через эмоциональное восприятие красоты родного края. Учить полно, логично, стилистически точно воспроизводить текст С.Аксакова.   Оборудование:   1. Портрет С.Т.Аксакова. 2. Стенд с фотографиями Дома­музея С.Т.Аксакова, сквера имени С.Аксакова, памятника С.Т.Аксакову в г.  Уфе. 3. Репродукции картин М.Нестерова «Родина Аксакова», «Зимой в скиту». 4. Аудиозапись пьесы П.Чайковского «Декабрь. Рождество» (цикл «Времена года»). 5. На доске – эпиграфы к уроку: «Горячая любовь к природе и живым творениям, населяющим Божий мир, не остывала в душе моей…»  (С.Т.Аксаков) «Одно несомненно хорошо – это природа... Сколько она содержит в себе звуков, мыслей, чувств, сколько в ней мечтаний…глубоких, вдумчивых, долговечных…» (М.В.Нестеров) Примечание: 1. Накануне урока проводится экскурсия по аксаковским местам г. Уфы с посещением Дома­музея  С.Аксакова. 2. Для проведения данного урока объединяю два: урок развития речи и урок внеклассного чтения. I. Организационная часть II. Работа над материалом урока 1. Вступительное слово учителя. Ход урока – Сегодня наш урок посвящён личности и творчеству С.Т.Аксакова. Мы посетили аксаковские места нашего  города , вы узнали, что С.Т.Аксаков – это великий русский писатель, наш земляк. Вы знаете теперь, что члены  большой семьи Аксаковых много сделали для развития нашего родного города, всего нашего края.  – Вспомните самые яркие, запомнившиеся вам факты биографии писателя. – Расскажите о событиях детства писателя. – Почему жизнь природы стала основной темой в творчестве писателя? (Учащиеся рассказывают биографию  С.Т.Аксакова, услышанную ими во время экскурсии, обращая внимание на то, что рос писатель очень  болезненным ребёнком, редко мог принимать участие в играх детей на улице, чаще наблюдал природу из окна  дома, а за окном был прекрасный пейзаж: река Белая, лес, необыкновенный простор…) 2. Работа с текстом «Очерка зимнего дня». а) Слово учителя. Вы знаете, что главные произведения С.Т.Аксакова – это «Семейная хроника» (1856г.) и «Детские годы  Багрова­внука» (1858г.). С.Т.Аксаков писать стал довольно поздно. Долгие годы он был известен, как  хлебосольный московский барин, страстный театрал, охотник, исходивший башкирские и московские леса и  болота, неутомимый рыболов, очень наблюдательный человек. Как же он стал писателем? Потрясением для С.Т.Аксакова стала встреча с Н.В.Гоголем. Сочинения Н.Гоголя словно пробудили скрытые  глубоко способности С.Т.Аксакова. И он стал писать.Самое известное вам произведение писателя – сказка «Аленький цветочек». А сегодня мы познакомимся с  «Очерком зимнего дня», который создан за 4 месяца до смерти писателя. Декабрь 1858 года. С.Т.Аксаков  прикован к постели. Силы убывают, но он в ясном сознании. И он диктует… Его близкие записывают… Итак, «Очерк зимнего дня». 3. Чтение «Очерка…» учителем. Комментарий к тексту (лексика). 4. Беседа по содержанию очерка. – Очерк – это прозаический документальный жанр. Что показалось вам наиболее интересным в нём? – Какие моменты жизни писателя ярко отразились в очерке? – Почему в 1858 году автор вспоминает декабрь 1813 года? Чем так запомнилась писателю та зима? – Обратим внимание на описание зимней природы. Найдите их, выразительно прочитайте. Какие  художественные средства использует писатель? (В процессе работы с текстом учащиеся под руководством учителя выразительно читают, пересказывают отрывки­ описания зимней природы, отмечают средства выразительности). 5. Работа с репродукциями картин М.В.Нестерова. а) Слово учителя. – А теперь обратимся к репродукциям картин М.В.Нестерова «Родина Аксакова» и «Зимой в скиту». Вы знаете,  что это ещё один великий наш земляк. М.В.Нестеров родился в нашем городе в 1862 году. Семья была  патриархальная (вы уже знаете, что это означает). Детские годы будущего художника прошли в нашем городе, а затем М.В.Нестеров учился сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а потом – в  Петербурге в Академии художеств. Творчество М.В. Нестерова многогранно. Но особая тема – малая Родина,  воспоминания детства. М.В.Нестеров родился в 1862 году, а С.Т.Аксаков умер в 1859 году. Казалось бы, что может объединять  произведения писателя и живописца, которых разделяет целая жизнь? Есть нечто, роднящее их. Что это? На  этот вопрос мы и попробуем сейчас ответить. б) Беседа по содержанию картин. – Что изображено на картинах?  – Узнаваем ли этот пейзаж для нас с вами? Почему? – Какая из этих картин М.В.Нестерова ближе по содержанию, по настроению очерку С.Т.Аксакова? Почему? – Какие строки из «Очерка зимнего дня» С.Т.Аксакова созвучны этой картине по настроению, внутреннему  содержанию? – Что же объединяет произведения С.Т.Аксакова и М.В.Нестерова? (В процессе беседы учащиеся отмечают, что сближает произведения двух великих художников общая тема:  любовь к родной природе, а значит, любовь к Родине, которая у них одна – и малая, и большая.) в) Слово учителя (итог). Неповторимо прекрасна природа Башкирии, так поэтично воспетая в произведениях русского писателя 19 века,  нашего земляка С.Т.Аксакова. В живописи же она впервые нашла отражение в произведениях русского  художника М.В.Нестерова, тоже нашего земляка. Не случайно М.В.Нестеров, высоко оценивая талант  С.Т.Аксакова и безмерно любя свой родной край, одну из своих картин так и назвал – «Родина Аксакова» (1914). Торжественен и суров образ башкирской природы на этом монументальном полотне. Спокойны и величественны  очертания холма, просторны дали. Картина словно светится… Это и есть тот неповторимый нестеровский  ЛИРИЗМ, который отмечают все исследователи творчества живописца. Природу М.В.Нестеров и С.Т. Аксаков любили самозабвенно, о чём свидетельствуют их мысли, вынесенные нами  в эпиграф урока. Как вы понимаете эти слова двух наших великих художников? ( В процессе беседы приходим к выводу: главное, что объединяет двух художников, – это их глубокая, сильная  любовь к родной природе, которая и является основой любви к Родине.) 6. Прослушивание музыки П.И.Чайковского («Декабрь. Рождество»). а) Слово учителя.– Сейчас мы прослушаем два музыкальных отрывка. Подумайте, какой из них созвучен произведениям  С.Т.Аксакова и М.В.Нестерова? б) Прослушивание пьес А.Вивальди «Зима» (отрывок) и П.И.Чайковского «Декабрь. Рождество». (Дети без  особого труда определяют родство музыки П.И.Чайковского и произведений С.Т.Аксакова и М.В.Нестерова и  легко аргументируют своё мнение.) 7. Слово учителя. Напомню вам рассказ И.А.Бунина «Косцы» (его мы читали в 5 классе). В нём, говоря о необыкновенном пении  косцов, размышляя над содержанием русской песни, ещё один русский писатель, до самозабвения любивший  нашу Родину, И.А.Бунин писал: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и  всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств… И ещё в том была… прелесть,  что эта родина, этот наш общий дом была – Россия…». – Откликаются ли наши сердца тоже на эти слова, ощущаем ли мы с вами скрытую за этими словами, звуками,  красками любовь к нашей Родине, нашему общему дому? (Дети всегда отвечают утвердительно и эмоционально.) – Это и есть то, что объединяет все поколения россиян: любовь к своей стране, к своему народу. «Горячая  любовь к природе», о которой писал С.Т.Аксаков, это и есть горячая любовь к Родине. III. Итог урока IV. Домашнее задание Подготовить пересказ описания зимней природы из «Очерка зимнего дня» С.Т.Аксакова для подробного  изложения по памяти.

Посмотрите также