Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
математика +1
3 кл
05.11.2017
На уроке прослеживается взаимосвязь между предметом математики, окружающего мира и жизненным опытом. Дети решают задачи, связанные с планированием семейного бюджета, а именно его распределением в течении месяца, а также учатся экономно использовать газ, электроэнергию, воду. К данному уроку приготовлена также презентация.
математика семейный бюджет..docx
Урок математики в 3 классе УМК «Школа России»
автор учебника – М.И.Моро, М. «Просвещение» 2013год.
Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Составила: Булыгина Нина Павловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Метели
Тип урока: комбинированный интегрированный урок математики с окружающим миром
Цель: учиться соотносить доходы и расходы в семье, считать их с помощью арифметических действий.
Задачи:
Образовательные:
знать нумерацию в пределах 1000;
знать приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел;
овладеть навыками умножения и деления круглых трёхзначных чисел;
Развивающие:
способствовать развитию внимания, речи;
развивать логическое мышление у учащихся.
Воспитывающие:
содействовать воспитанию коллективных навыков работы в паре, уважения друг к другу, взаимопомощи,
любознательности;
воспитывать уважительное и заинтересованное отношение к математике и её важность в повседневной жизни;
воспитывать бережливость и рациональное отношение к деньгам;
Здоровьесберегающие :
соблюдать правила посадки при письме;
1 вовремя разгружать опорнодвигательный аппарат от статических положений;
вспомнить правила полноценного питания.
Ход урока:
Этапы урока
Содержание урока
Деятельность учителя
1 этап
организацион
ный
Стих:
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету вам скажу : «Будет интересно!»
Будем мы считать, писать и решать задачи,
Чтоб сегодня , как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим уменья,
Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я!»
Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при
письме.
Какое сегодня число?
Что можете сказать про число16?
Каков порядковый номер месяца апреля?
2
Деятельность
учащихся
Проверяют рабочее
место, записывают
число и классная
работа.
Формируемые УУД
Личностные
Развитие
доброжелательности
Метапредметные
регулятивные:
способность прини
мать,
сохранять
цели и следовать им
в
учебной
деятельности;
коммуникативные:
уметь оформлять
свои мысли в устной
форме, слушать и
понимать
речь
Ответы детей.
( 16 апреля)
Высказывают
мнения :двузначное ,
чётное, в нём 1 дес.
и 6 ед. Является
произведением
чисел 8 и 2 , 4 и 4…
номер 4 других;
познавательные
:
формировать
умение ставить
задачи и
формулировать
тему урока.
Предметные :
знать нумерацию в
пределах 1000;
уметь заменять
числа разрядными
слагаемыми;
повторить приёмы
сложения и
вычитания
трёхзначных чисел;
2 этап – устный
счёт и
актуализация
изученного
материала.
Используя три цифры : 1,4,6 составьте всевозможные
трёхзначные числа.
Расположите эти числа в порядке возрастания, …
в порядке убывания...
Оцените правильность своей работы с помощью
самостоятельная
работа , запись у
доски по цепочке.
Самостоятельная
работа, проверка
по интерактивной
доске. Слайд №2.
3 цветных кругов: зелёный круг – всё верно, красный круг
– есть ошибки.
Самооценка.
Ответы детей.
Что обозначает в записи этих чисел цифра 6?
Разбор числа 416 :
сколько отдельных единиц?
сколько отдельных десятков?
сколько отдельных сотен?
сколько всего единиц?
сколько всего десятков?
сколько всего сотен?
Разложите наибольшее и наименьшее числа из
написанных на разрядные слагаемые.
146 = … + .. + . 641 = … + .. + .
Какие знания нам сейчас пригодились?
Попробуйте догадаться , чем мы будем заниматься на
уроке? Попробуйте сформулировать тему.
Самостоятельная
работа.
Взаимопроверка.
Ответы: знать
нумерацию, уметь
раскладывать на
слагаемые…
Что ещё вы уже умеете делать с трёхзначными
числами?
..складывать,
вычитать…
4
Личностные
Формировать
осознание
ответственности за
себя и товарищей.
Метапредметные
регулятивные:
Формировать
саморегуляцию, т.е.
мобилизация сил к
преодолению
препятствий для Тема нашего урока: Приёмы устных вычислений с
трёхзначными числами.
Составьте всевозможные примеры на сложение и
вычитание .
Например , 614 – 164 146 + 461
416 – 146 641 + 164 и т. д.
А теперь решите эти примеры самостоятельно
столбиком.
Оцените свою работу с помощью цветных кругов :
зелёный круг – всё могу, красный круг – есть
затруднения.
С какой темой мы познакомились на уроке
окружающего мира?
Давайте попробуем связать наши знания по
математике с темой «Семейный бюджет»
Из чего состоит бюджет?( доход и расход)
Какую цель поставим на урок?
Цель: учиться соотносить доходы и расходы в семье,
считать их с помощью арифметических действий.
5
Предлагают
варианты.
Слайд №3.
Работа в группах.
Запись на доске без
решения по
цепочке.
познания нового.
познавательные
:
Формировать
умение ставить
цель, задачи и
формулировать
тему урока.
коммуникативные:
Контролировать
действия товарища,
соблюдая культуру
поведения.
Самостоятельная
работа.
Самооценка
трудностей, а не
ответов..
Ответы детей.
Слайд №4.
Слайд №5.
Предлагают вари
анты.
Слайд №6. 3 этап
постановки
проблемы.
Задание 1. Сосчитайте доход семьи из 4х человек?
Зарплата мамы – 8 тысяч рублей
Зарплата папы – 10 тысяч рублей.
Детские пособия – 1 тысяча рублей.
Были трудности в подсчётах дохода семьи?
( счёт тысячами: 8 тыс. + 10 тыс. + 1 тыс. = 19 тыс.)
Ответы детей
устно.
Слайд №7.
Выполняют
движения.
Физкультминутка.
1,2,3,4.5
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легколегко подышим.
К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись.
1,2,3,4 –
Вот как славно освежились.
Теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз, это брасс.
Одной , другой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Теперь примемся за подсчёт расходов.
6
Личностные
Формирование
заинтересованности
в приобретении и
расширении знаний
и способов
действий,
формирование
рефлексивной
самооценки, умения
анализировать свои
действия и
управлять ими,
навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками.
Метапредметные
регулятивные:
Формировать
саморегуляцию, т.е.
мобилизация сил к
преодолению
препятствий для
познания нового. познавательные
:
Формировать
умение ставить
задачи и
формулировать
тему урока.
коммуникативные:
Задавать вопросы и
формулировать свои
затруднения.
Коммунальные услуги:
Какие единицы величин вы знаете, и что в них
вычисляют?
Единицы длины: мм, см, дм, м…
Единицы площади: см2, дм2, м2.
Единицы массы: г, кг.
Единицы ёмкости: л.
А знаете ли вы в чём измеряют газ, электроэнергию?
( учитель знакомит с кубическим метром на примере
кубика игрушки, мысленно увеличив его длину сторон
до 1 м)
Задание 2.
Цена 1 кубического метра газа 4 рубля. По
показаниям счётчика за месяц израсходовали 250
кубических метров газа. Какова стоимость всего
использованного газа за месяц?
Опора в виде таблицы на доске ( не в тетради)
стоимость
цена
4 рубля
?
количество м3
250 м3
Как найдём стоимость?
Умеем ли мы умножать такие числа?
Так какие задачи поставим на урок?
7
Ответы детей устно.
Предлагают
варианты.
Слайд №8.
Заполнение готовых
граф в таблице у
доски.
Проверка по
слайду № 9.
Ответы детей. Задача: научимся умножать трёхзначные числа ,
оканчивающиеся нулями.
Предлагаю разобраться с вопросом: « Как научиться
выполнять такие вычисления?»
Это проблемный вопрос урока ?
Предлагают вари
анты. Слайд №10.
Проблемный
вопрос на урок.
3 этап
открытия
нового
материала.
Ваши действия? Что для этого нужно сделать? Побудем
в роли исследователей. Для этого будем вспоминать
изученное, наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Ответы детей.
Если не смогут, учитель направляет к сведениям в
учебнике с. 82 и с. 83 параграфы вверху.
1 способ: превращаем в десятки:
250 х 4 = 25 дес. х 4 = 100 дес.=1000
2 способ: заменяем разрядными слагаемыми:
250 х 4 = ( 200 + 50) х4 = 200 х4 + 50 х4 =800+200 = 1000
Так как можно выполнить умножение трёхзначных
чисел?
Ответы детей.
Под руководством
учителя сильные
ученики записывают
решение на доске,
остальные в
тетради.
Предлагают свой
вывод.
Вывод: умножать такие числа можно двумя способами,
превращая в десятки или заменяя разрядными
Слайд №11.
8
Личностные
Повышение уровня
познавательных
интересов, учебных
мотивов
Метапредметные
коммуникативные:
формировать
умение оформлять
свои мысли в устной
форме.
регулятивные :
высказывать свое
предположение
познавательные:
уметь
ориентироваться в
своей
системе
знаний:
отличать
новое от уже
известного
с
помощью учителя, слагаемыми.
Задание 3 .
За свет (электроэнергию) мама заплатила 640 рублей.
Сколько киловатт электроэнергии израсходовала семья
за месяц, если цена 1 киловатта 2 рубля.
Заполнение таблицы у доски ( не в тетради)
цена
2 рубля
количество кВт
?
стоимость
640 рублей
Предлагайте решение.
Решение в группах: на карточках
640 : 2 = ____дес. : 2 =___ дес.
640 : 2 = (_____ + ____) : 2 = ____ : 2 + ____ : 2 =
=_____+_____ = ______
Заполнение готовых
граф в таблице у
доски.
Проверка по
слайду № 12.
Ответы детей.
Решение в
группах. Если есть
затруднения –
помощь учителя.
Стих:
Понапрасну не болтай
Ответы детей.
9
добывать
новые
знания,
находить
ответы на вопросы,
используя учебник,
свой
жизненный
опыт и информацию,
полученную
на
уроке;
Предметные:
развитие умения
умножать и делить
круглые
трёхзначные числа;
Личностные:
Развитие умения
слушать
собеседника и вести
диалог; признавать
возможность
существования
различных точек
зрения и права
каждою иметь свою; Предлагают свой
вывод.
Рассуждая – убеждай.
Здесь не нужен шум и гам –
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг.
Так как можно выполнить деление трёхзначных
чисел?
Вывод: делить можно так же двумя способами,
превращая в десятки или по частям, заменяя
удобными слагаемыми.
излагать своё
мнение и
аргументировать
свою точку зрения,
Метапредметные:
п ознавательные
Строить логическую
цепь рассуждения.
регулятивные:
Формировать
саморегуляцию, т.е.
мобилизация сил к
преодолению
препятствий для
познания нового;
самостоятельно
делать несложные
выводы о
математических
объектах и их
свойствах;
делать выводы по
аналогии и
проверять эти
выводы;
10 4 этап –
практического
применения
знаний
Итак, посчитаем наши расходы за коммунальные
услуги:
Плата за газ: 1000 руб.
Плата за свет: 640 руб.
Плата за телефон и интернет : 1000 руб.
Плата за воду : 360 руб.
Решите удобным способом:
1000 + 1000 + ( 640 +360) =3000 руб.
Расходы на продукты питания.
Мы сосчитаем хотя бы расход на хлеб. Составьте
сами задачу по готовой таблице:
цена
18 руб.
количество
2 буханки
стоимость
?
Слайд №13.
Решают удобным
способом.
Слайд №14.
Устно составляют
задачу и решают.
хлеба
Продолжим задачу устно: ежедневно семья тратит на
хлеб 36 рублей. Сколько в среднем тратит за месяц ?
Кто сможет записать эти две задачи вместе с
помощью выражения?
Запись на доске
кемто, остальные в
тетради.
Проверка по
слайду №14.
11
Личностные
повышение уровня
познавательных
интересов, учебных
мотивов;
Метапредметные
коммуникативные :
совместно
договариваться о
правилах поведения
и общения на уроке
и следовать этим
правилам;
познавательные:
формировать
умение рассуждать,
доказывать,
проговаривать свои
действия;
формировать
логические УДД
умение В среднем по подсчётам расход на питание в месяц
1 тысяча рублей на 1 человека. А на четверых?
Познакомимся со средним расходом семейного
бюджета за месяц?
Расходы:
Оплата коммунальных услуг: 3 тысячи рублей
Питание : 5 тысяч рублей
Одежда, обувь : 5 тысяч рублей
Транспорт : 2 тысячи рублей
Прочие расходы: 3 тысячи рублей
Итого: …. 18 тысяч рублей.
Ответы устно.
Слайд №15.
Ответы детей.
Вспомним каков был доход ? ( 19 тысяч)
Найдите разницу: 1 тысяча – это сбережения. Они могут
пригодиться в трудную минуту. В народе говорят «на
чёрный день».
Находят доли числа
и выполняют
движения.
Физкультминутка.
12
анализировать;
формировать
умение
самостоятельно
ориентироваться в
своей системе
знаний, с опорой на
алгоритм.
регулятивные:
формировать
целеполагание
(построение
алгоритма).,
контролировать
свои выводы с
выводом эталона
(учебника),
проговаривание
своих действий.
Предметные
анализировать
задачу, выполнять Сколько раз ногами топнем?1\2 от 10
Сколько раз руками хлопнем?1\3 от 9
Мы присядем столько раз…1\5 от 20
Мы наклонимся сейчас… 1\4 от 8
Мы подпрыгнем ровно столько…1\2 от 12
Ай да счёт , игра и только!
5 этап –
обобщения и
систематизации
знаний.
Можно ли не платить за коммунальные услуги?
Этого делать нельзя, так как могут отключить газ ,
свет , воду.
Но можно экономить. За сутки из плохо закрученного
крана вытекает 8 вёдер воды. Сколько литров воды
вытечет если в одном ведре 10 литров?
Ответы детей.
Принимают участие
в обсуждении,
дополняют.
Способы экономии воды:
1) всегда закрывать кран после его использования. следить
за их исправностью. Во время чистки зубов закрывать кран
или пользоваться стаканчиком.
2) загружать стиральные и посудомоечные машины
полностью. Следить за собой, меньше пачкать одежду,
чтобы сократить количество стирок.
13
краткую запись
задачи в различных
видах: в таблице, на
схематическом
рисунке, на
схематическом
чертеже;
составлять
задачу по краткой
записи.
Метапредметные :
познавательные
выстраивать
цепочку логических
рассуждений, делать
выводы;
перерабатывать
полученную
информацию:
сравнивать и
группировать факты
и явления;
определять причины
явлений, событий;
перерабатывать
полученную
информацию: делать Способы экономии газа:
1)регулярно очищайте горелки от жира и копоти. Чем
они чище – тем меньше газа потребуется для
достижения необходимой температуры.
2) чистые кастрюли способны сэкономить газ: их
блестящая поверхность лучше проводит тепло, чем
загрязнённая копотью.
3)простой способ экономии газа – как можно чаще
накрывать посуду крышкой во время готовки.
Способы экономии электроэнергии:
1)гасите свет , не оставляйте приборы в режиме
ожидания.
2)отдавайте предпочтение энергосберегающим
лампочкам.
3) меньше времени проводите за телевизором,
компьютером и другими гаджетами. Лучше больше
общайтесь с друзьями и родственниками напрямую.
Можно ли сэкономить на продуктах питания?
Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты,
крупы, мясо , рыбу и молочные продукты. Организм
14
Ответы детей.
выводы на основе
обобщения знаний.
коммуникативные:
донести свою
позицию до других:
высказывать свою
точку зрения и
пытаться ее
обосновать,
приводя аргументы;
слушать других,
пытаться принимать
другую точку
зрения, быть
готовым изменить
свою точку зрения.
Регулятивные:
Учиться совместно с
учителем
обнаруживать и
формулировать
учебную проблему.
Предметные:
использовать
приобретенные знания и умения для
обогащения
жизненного опыта.
Принимают участие
в обсуждении,
дополняют.
Слайд №16.
должен получать полноценное питание. Но…можно
сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого,
чупачупсов , кокаколы, или чипсов, кириешек… Без
этих продуктов вполне можно обойтись. Я уже не
говорю о вредных привычках : алкоголь , табак…
Как можно сэкономить на одежде и обуви?
Можно продлить срок службы тех вещей, которые есть
у вас. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз
не пачкать. Если родители вынуждены купить вам
третьи джинсы за год, потому что вы порвали
предыдущие двое, то о покупке нового красивого
джемпера ( или кроссовок) придётся забыть.
Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет.
А теперь представьте ваших родителей, которые не
играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и
рассчитывают : на что их потратить в первую очередь,
а с чем можно подождать.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на
свою просьбу «Сейчас на это нет денег».Это не
значит , что у мамы и папы нет денег в кошельке они
есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие
суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба
15 может быть выполнена или в ущерб питанию, или в
ущерб ещё какихто покупок. А может быть, родителям
придётся даже занимать деньги. Поэтому прежде, чем
обижаться и требовать чегото ,поговорите с
родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.
6 этап
рефлексия
Какую цель мы ставили на уроке?
Достигли ли мы их?
Какое задание было лёгким?
А какое самым трудным? Почему?
Нам предстоит ещё многому учиться, чтобы с
лёгкостью справиться с любыми заданиями
Показывают круги и
говорят устно.
Слайд №17.
Оцените урок и вашу работу .
Зелёный круг урок понравился и вы довольны своей
работой,
Красный круг урок не понравился, я не очень доволен
своей работой.
Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк
любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк
не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за
днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
Личностные:
умение проводить
самооценку
на
основе
критерия
успешности учеб
ной деятельности;
Метапредметные:
регулятивные:
способность сохра
нять
цели и
следовать им в
учебной
деятельности;
способность
оценивать
свои действия
7 этап
информации о
домашнем
Домашнее задание:
1 уровень с. 83 ,№ 1,3.
16
Метапредметные :
личностные:
Формировать задании
2 уровень с.83,№1,5
3 уровень – составить задачурасчёт расходов на
Выбирают
задание.
ваши игрушки или на школьные принадлежности
в течение года.
осознание
ответственности
регулятивные:
Мобилизовать силы
и энергию учащихся.
Предметные:
решать задачи
практического
содержания, в том
числе задачи
расчеты.
Используемая литература:
1. М.И.Моро.«Математика» учебник для 3 класса в 2х частях , Москва «Просвещение», 2013год.
2. Интернет – ресурсы:http://www.
nsportal
. ru
17 ПРИЛОЖЕНИЕ. Карточки для работы в парах:
640 : 2 = ____дес. : 2 =____ дес.
640 : 2 = (_____ + ____) : 2 = ____ : 2 + ____ : 2 =_____+_____ =______
640 : 2 = ____дес. : 2 =____ дес.
640 : 2 = (_____ + ____) : 2 = ____ : 2 + ____ : 2 =_____+_____ =______
18 640 : 2 = ____дес. : 2 =____ дес.
640 : 2 = (_____ + ____) : 2 = ____ : 2 + ____ : 2 =_____+_____ =______
640 : 2 = ____дес. : 2 =____ дес.
640 : 2 = (_____ + ____) : 2 = ____ : 2 + ____ : 2 =_____+_____ =______
640 : 2 = ____дес. : 2 =____ дес.
640 : 2 = (_____ + ____) : 2 = ____ : 2 + ____ : 2 =_____+_____ =______
19
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Интегрированный урок математики и окружающего мира Тема «Приёмы устных вычислений с трёхзначными числами. Семейный бюджет»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.