Упражнения на развитие логического мышления при решении задач
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
3 кл
07.03.2018
Методическая разработка по математике на тему "Упражнения на развитие логического мышления при решении задач" (3 класс, математика). Данная методическая разработка предназначена учителям начальных классов. Позволяет выбрать ребенку правильно действие при решении задач. Например, к километрам не прибавляем скорость, из расстояния не вычитаем время и т.д.Методическая разработка по математике на тему "Упражнения на развитие логического мышления при решении задач" (3 класс, математика). Данная методическая разработка предназначена учителям начальных классов. Позволяет выбрать ребенку правильно действие при решении задач. Например, к километрам не прибавляем скорость, из расстояния не вычитаем время и т.д.
Упражнения на развитие логического мышления при решении задач.docx
Упражнения на развитие логического мышления при решении задач
В.В. Смирнова МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушский
район, Чувашская Республика
Дана задача:
Турист проехал на автомобиле 32 часа
со скоростью 46 км/ч, а остальную
часть пути – на поезде со скоростью 56
км/ч. Всего он проделал путь в 2424 км.
Сколько часов турист был в пути?
Cначала cоставляем краткую за
пись и чертеж задачи.
Скорость
46 км/ч
56 км/ч
Авт.
Поезд
Время
32 ч
?
?
Расстояние
?
?
2424 км
46 км/ч
32 ч.
56 км/ч
?
?
?
2424 км
? часов
1) х 46
32
92
138
1472 (км) – расстояние, пройденное
на автомобиле.
2) 2424
–1472
952 (км) – расстояние, пройден
ное на поезде.
3) 952 56
56 17 (ч) – время, пройденное на
392
0
поезде.
4) 32 + 17 = 49 (ч) – турист был
(2424 – 46 ∙ 32) : 56 + 32
в пути.
Вместе с детьми начинаем выяс
нять, что обозначает каждое выраже
ние.
не
имеет смысла, по ходу объяснения
подчер киваю.
Выражение,
которое
1. 46 + 56 – сумма скоростей автомо
биля и поезда.
2. 56 – 46
Составляем уравнение:
46 ∙ 32 + 56 ∙ х = 2424
Упражнение, направленное на раз
витие логического мышления, я начи
наю после тщательного разбора и ре
шения данной задачи. Вместе с детьми
составляем новую краткую запись и
чертеж на доске со всеми данными
и полученными числами.
Скорость Время
46 км/ч
56 км/ч
32 ч
17 ч
Авт.
Поезд
Расстояние
49 ч 1472 км 2424 км
952 км
46 км/ч
32 ч.
56 км/ч 17 ч
1472 км
952 км
2424 км
49 ч
До начала урока записываю на дос
ке всевозможные
данным задачи:
выражения
по
46 + 56
56 – 46
56 : 46
+ 32
46
– 32
56
56
– 17
32 : 17
2424 + 46
2424
+ 56
2424 – 952
2424 – 1472
49 + 17
49 – 17
49 – 32
952
+ 56
1472 : 952
1472 : 32
1472 – 952
952 : 17
2424 : 46
2424 : 56
+ 49
56
– 46
49
∙ 32
1472
952
∙ 17
32 – 17
1
а) На сколько километров в час ско
рость поезда больше скорости автомо
биля?
б) На сколько километров в час ско
рость автомобиля меньше скорости по
езда?
3. 56 : 46
а) Во сколько раз скорость поезда
больше скорости автомобиля? б) Во сколько раз скорость автомо
биля меньше скорости поезда?
4. 46 + 32 – не имеет смысла, так как
к скорости время никогда не прибав
ляем.
5. 56 – 32 – не имеет смысла, так как
из скорости время не вычитаем.
6. 56 – 17 – не имеет смысла.
7. 32 : 17
а) Во сколько раз больше времени
турист потратил, путешествуя на ав
томобиле, чем на поезде?
б) Во сколько раз меньше времени
потратил турист, путешествуя на по
езде, чем на автомобиле?
8. 2424 + 46 – не имеет смысла
(нельзя прибавлять к расстоянию ско
рость).
9. 2424 + 56 – не имеет смысла.
10. 2424 – 952 – расстояние,
пройденное на автомобиле.
11. 2424 – 1472 – расстояние,
пройденное на поезде.
12. 49 + 17 – не имеет смысла,
так как всего турист был в пути
49 ч.
13. 49 – 17 – время,
потрачен ное туристом на
автомобиле.
14. 49 – 32 – время,
потрачен ное туристом на поезде.
15. 952 + 56 – нет смысла (к
рас стоянию нельзя прибавить
ско рость).
16. 1472 : 952 – во сколько раз
больше расстояние, пройден
ное на автомобиле, чем рас
оборот.
17. 1472 : 32 – какова скорость авто
мобиля?
18. 1472 – 952 – на сколько километ
ров больше расстояние, пройденное на
автомобиле, чем расстояние, пройден
ное на поезде, и наоборот.
19. 952 : 17 – какова скорость
поезда?
20. 2424 : 46 – за какое время
все
про ехал
расстояние на автомобиле?
турист
бы
21. 2424 : 56 – за какое время
все
турист
про ехал
расстояние на поезде?
бы
22. 56 + 49 – не имеет смысла,
нельзя
скорости
так как
прибавлять время.
к
23. 49 – 46 – не имеет смысла,
скорость
времени
так как
вычитать нельзя.
из
24. 1472 ∙ 32 – не имеет смысла, так
как расстояние нельзя умножать на
время.
25. 952 ∙ 17 – не имеет смысла.
26. 32 – 17 – на сколько часов боль
ше потратил турист на автомобиле,
чем на поезде, и наоборот.
после
Этот вид работы удобно использо
всех
вать
четырех арифметических действий
и всех видов простых задач.
изучения
Часто эту работу я провожу в виде
игры «Карусель». Дети очень любят
2
4/03 эту игру. Вешаю перед детьми
большой рисунок с изображением
карусели. На сиденьях сделаны про
рези, в которые вставляем карточки с
фамилиями и именами детей.
Дети во время игры бывают очень
внимательны и сосредоточены, никому
не хочется «слезать» с карусели. Если
выбывший из игры ответит правильно,
то опять «садится» на карусель. Я по
казываю указкой выражение, дети
объясняют с места.
Эта игра проходит в быстром темпе.
Дети хорошо ориентируются по крат
кой записи и чертежу уже со всеми
числами после разбора и решения
задачи.
Иногда сразу ставлю вопрос после
разбора и решения задачи: какие
выражения из записанных на доске не
имеют смысла и почему? Или я назы
ваю вопрос к одному из множества
выражений, а дети называют выраже
ние, например: «С какой скоростью
шел поезд?» (952 : 17.)
На отдельных листках заранее
готовлю чертежи к выражениям.
Показываю детям чертежи, а дети
составляют по ним выражения и объ
ясняют, что неизвестно и как
оно
находится.
?
?
46 км/ч
1472 км
1472 км
2424 км
?
17 ч
952 км
?
952 км
2424 км
56 км/ч
?
56 км/ч
17 ч
952 км
?
?
17 ч
46 км/ч
32 ч
49 ч
32 ч
?
32 ч
49 ч
?
?
17 ч
По этим чертежам составляем и
уравнения:
1472 : 46
46 ∙ х = 1472
1472 : х = 46
46 км/ч
х
1472 км
Таким видом работы я развиваю
у детей логическое мышление, прове
ряю умение применять то или иное
арифметическое действие при реше
нии простых задач, умение устанавли
вать взаимосвязь между величинами.
В итоге добиваюсь того, что в решении
составных задач мои дети не выполня
ют «глупых» действий (нельзя к ско
рости прибавлять время и т.д.), умеют
объяснять, почему применено то или
иное арифметическое действие. Одно
временно у детей развивается боль
шой интерес к математике.
Передавая классы в среднее звено,
я никогда не получала от учителей
математики замечаний и упреков.
?
32 ч 1472 км
3
Упражнения на развитие логического мышления при решении задач
Упражнения на развитие логического мышления при решении задач
Упражнения на развитие логического мышления при решении задач
Упражнения на развитие логического мышления при решении задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.