Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"
Оценка 4.8

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
физика +1
8 кл
02.02.2017
Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"
Тип урока: Интегрированный урок– связь с физикой, урок формирования новых знаний. Цель: расширить представления о физических и химических явлениях; развить у учащихся общеучебные, коммуникативные умения и наыки. Задачи урока: 1. сформировать представление о единой картине мира через единство предметов естественнонаучного цикла; 2. обратить внимание учащихся на разнообразный характер явлений окружающего мира; 3. дать представление о химических реакциях, их признаках и условиях протекания; 4. совершенствовать умение учащихся обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ; 5. развивать логическое мышление, умение анализировать, делать вывод; 6. воспитывать умение работать в группах, толерантность.Конспект урока «Физические и химические явления» Тип урока: Интегрированный урок– связь с физикой, урок формирования новых знаний.
Интегрир урок для конкурса.doc
Конспект урока «Физические и химические явления»  Тип урока: Интегрированный урок– связь с физикой, урок формирования новых знаний. Цель: расширить представления о физических и химических явлениях;                 развить у учащихся общеучебные, коммуникативные умения и наыки. Задачи урока:  1. сформировать представление о единой картине мира через единство предметов  естественнонаучного цикла; 2. обратить внимание учащихся на разнообразный характер явлений окружающего мира; 3. дать представление о химических реакциях, их  признаках и условиях протекания; 4. совершенствовать умение учащихся обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдая  ТБ; 5. развивать  логическое мышление, умение анализировать, делать вывод;  6. воспитывать  умение работать в группах, толерантность.  Оборудование: вода, мел, сахар, парафиновая свеча, медная проволока, цинк, растворы:  соляной кислоты; гидроксида натрия, сульфата меди,  лабораторная посуда, тигельные щипцы,  спиртовка.                               ЭПИГРАФ урока:  "Химик без знания физики подобен человеку, который        все искать должен на ощупь. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в  совершенстве быть не могут".     М.В. Ломоносов (слайд 4) I. II. 1. Ход урока Организационный момент  Актуализация знаний  Актуализация опорных знаний   Деятельность учителя Деятельность учащихся Вступительное слово: Учитель физики: Мы живем в удивительном мире природы. Природа –  это весь мир, который нас окружает, все, что мы видим и слышим.(слайд 5) Человечество накопило большой объем знаний о  природе, поэтому возникла необходимость ученым  изучать узкий круг явлений. Так возникли науки о  природе – естественные науки. Учитель химии: Нас окружает удивительный мир веществ. Мы и  сами  Участвуют в беседе. состоим из веществ.  И со всеми этими веществами  постоянно происходят различные процессы, явления.  (Сл­6  «Явления»). 1. Чем вещества отличаются друг от друга?  (Сл­7  «Вещества»). С помощью наводящих вопросов подводит учащихся к  необходимому ответу. 2. Что изучает химия?  Ответ: свойствами,  например, цветом, вкусом,   запахом, Т кип.  Ответ: Химия изучает  строение и свойства,  применение веществ 2.  Актуализация новых   знаний (работа в группах)   Деятельность учителя Деятельность учащихся Прочитайте и определите о  каком явлении говорится в  стихотворении. Деление на группы 1 физики, 2 химики Задание № 1 Каждой группе даны стихи  известных писателей.  1. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса ­ Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин) 2. И трещат сухие сучья, Разгораясь жарко. Освящая тьму ночную Далеко и жарко! (И Суриков.) 3. В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке За ночь вымостил мороз… (С.Я.Маршак) 4. А если медь в печи нагреть. То станет тяжелее медь С окалиною вместе. Не верите – так взвесьте… (Е. Ефимовский) 5. Что за звездочки резные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке? (Е. Благинина) 6. На рукомойнике моем Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело смотреть. (А Ахматова) 7. Световых частиц поток Падает на зеленый листок, Листок кислород выделяет, Углекислый газ поглощает. (Из ответа ученика ) 8. Когда металл в крутые формы льем, Мне верится, что оживут в металле Горячие полдневные поля. Кипит металл и ждут его поля. (А. Кравцов) Учащиеся дают определения  физическим и химическим  явлениям (сл­8,9) Задание № 2 Найдите соответствие (слайд 10) (cid:216)  Вариант 1 – физические явления (cid:216)  Вариант 2 – химические явления 1. Гниение растительных остатков 2. Ковка металла 3. Горение спирта 4. Прокисание яблочного сока 5. Растворение сахара в воде 6. Почернение медной проволоки при  прокаливании 7. Замерзание воды 8. Прокисание молока 9. Образование инея  10. Плавление парафина Задание № 3 1 К физическим явлениям относят: 1) скисание молока; 2) засахаривания варенья; 3) горение свечи; 4) ржавление гвоздя 2 Для выделения поваренной и соли из ее  раствора в воде можно использовать. 1. Фильтрование;     2. Отстаивание смеси в воде;     3. Дистилляцию;      4. Выпаривание и кристаллизацию. 3. Из списка условий протекания и признаков  химических реакций выберите признаки: 1) соприкосновение веществ; 2) образование осадка 3) облучение светом; 4) нагревание; 4. К физическим явлениям относят: 1) таяние льда; 2) ржавление железного гвоздя; 3) горение бумаги 4) гниение листьев 5. Из перечня слов выберите те, которые  Взаимопроверка Индивидуальные тестовые  задания могут быть использованы для характеристики водяного пара. 1) летучий; 2) газообразный;3) блестящий; 4)  розовый5) токсичный;  6 Для отделения спирта от воды можно  использовать 1. Фильтрование;      2. Отстаивание;       3. Дистилляцию;      4. Выпаривание и кристаллизацию. 7. Из списка условий протекания и признаков  химических реакций выберите условия: 1) облучение светом; 2) изменение цвета веществ; 3) нагревание; 4) соприкосновение веществ;                                         8 Укажите, какое суждение является верным: А. при химических явлениях происходит  превращения одних веществ в другие.  Б. к химическим явлениям относятся: получение  азота и плавление металла. 1. верно только А; 2. верно только Б; 3. верны оба рассуждения; 4. оба суждения неверны. 9 К химическим явлениям не относится:  1) плавление парафина; 2) горение свечи; 3) ржавление гвоздя;  4) скисание молока. 10 Подберите синонимические выражения к  понятию «химические явления»: а) явления, при которых вещество не меняется; б) химические реакции; в) явления, при которых из одних веществ  образуются другие вещества; г) явления, при которых изменяется цвет вещества,  образуется осадок или газ; д) явления, при которых изменяется агрегатное  состояние веществ.  Задание № 4    А теперь проведем  экспериментальную работу в группах. .  Учитель: Химия – наука экспериментальная,  эксперимент учит на практике проверять свои  выводы. Ломоносов говорил: «Химии никоим  образом научиться невозможно, не видав самой  практики и не принимаясь за химические операции» (Слайд 11 «Лабораторный практикум»)  Учитель физики: Далее я вам предлагаю выполнить  лабораторный эксперимент  по группам. Помните,  что любые химические опыты требуют при  выполнении осторожности,  внимания,  аккуратности.  Избежать неприятностей поможет   соблюдение простых правил техники безопасности.  (Слайд 12 «Техника безопасности»)   Задание 1 группе : 1) Горение свечи                              2) Деформация медной проволоки                                 3) Мел + соляная кислота                                4) Растворение сахара в воде                                5) Взаимодействие гидроксида  натрия с сульфатом меди                         Задание 2 группе : 1) Кипение воды                           2) Прокаливание медной проволоки                                         3) Измельчение мела                                         4) Плавление парафина          5) Цинк + соляная кислота Учителя организуют экспериментальную работу в  группах. Контролируют соблюдение правил ТБ,  консультируют учащихся. По окончании работы  обсуждение выполненных  лабораторных опытов. Выполненная вами  лабораторная работа показала, что вы сегодня  успешно применили теоретические знания на  практике. .Учитель: Какие условия должны выполняться,  чтобы произошла химическая реакция. Вспомните,  что  делали с веществами в  опытах, которые мы  наблюдали? Учитель: Вещества, которые вступают в  химическую реакцию, должны находиться в  контакте. Для быстроты прохождения химической  реакции вещества измельчают или растворяют. И  чаще всего, чтобы произошла химическая реакция  необходимо нагревание веществ до определенной  температуры, для энодотермических реакций –  Каждой группе необходимо  выполнить лабораторные  опыты и определить  наблюдаемое явление и  объяснить. Повторить правила ТБ. Выполняют лабораторные  опыты  в группах  (Приложение 2)Оформляют   работу  в таблице  (Приложение 3). 1 2 группа­ пишет значение  физических явлений,   группа­ пишет значение химических явлений. Выступления учащихся.   Ученик­физик:  О, физика – наука из наук! необходимо нагревание на протяжении всей  реакции.  (Слайды 13,14, 15 « Условия  и признаки  возникновения и протекания химических реакций»)  Задание № 5 Мы с вами научились определять  физические и химические явления, а теперь  подумаем об их значении Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо  рук, Пусть станет математика  плечами Не разлучайте этих трех сестер Познания всего в подлунном  мире, Тогда лишь будет ум и глаз  остер И знанье человеческое шире Ученик­химик:  Без химии жизни, поверьте,  нет.  Без химии стал бы тусклым  весь свет, С химией ездим, живем и  летаем, В разных точках Земли  обитаем, Чистим, стираем, пятна  выводим, Едим, спим, и с прическами  ходим, Химией лечимся, клеим и  шьем, С химией мы бок о бок живем! Так что вы без нее пропадете, Если значение ее не поймете! /ВМЕСТЕ/ А чтобы больше и  лучше все знать,  Надо науки эти понять. Подведение итогов.  3. Рефлексия. Цель: закрепить знания. Задание  1.  Завершите предложения в схеме «Явления» (устно). (Приложение. Слайд 16 «Проверим себя»  иллюстрация):  ­ Состав вещества при физических явлениях  не  изменяется.  ­ При химических явлениях образуются новые  вещества. ­ Признаки химических реакций………… IV. Домашнее задание. I уровень:Прочитайте §25 и §26. Раскройте сущность основных понятий (с.138 ). Ответьте устно на вопросы № 1­ №6  ( с.139).II и III  уровень: кроссворд,  ребусы по материалу §25 и §26 или сообщение «Химические реакции на нашей  кухне»  (Слайд 17 «Домашнее задание») Список   использованных   информационных ресурсов:   Литература: 1. Габриелян О.С. Химия. 8класс: учеб. для  общеобразоват. учреждений. – 10­е изд.,  перераб.– М: Дрофа, 2009. 2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П.,  Яшукова А.В. Настольная книга учителя.  8 класс.– М.: Дрофа, 2002, 416 с.; 3. Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический  эксперимент с малыми количествами  реактивов:  Кн. для  учит. – М.:  Просвещение, 1989. – 191с.  Интернет­ресурсы, ЦОР: ЦОР  (http://school­collection.edu.ru/),  Web­сайты:  www.posternazakaz.ru/shop/category/462/ 82/,  http://900igr.net/kartinki/khimija/  ­   Приложение 1 Задание № 1                                                 Каждой группе даны стихи известных писателей.  . Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса ­ Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин) 2. И трещат сухие сучья, Разгораясь жарко. Освящая тьму ночную Далеко и жарко! (И Суриков.) 3. В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке За ночь вымостил мороз… (С.Я.Маршак) 4. А если медь в печи нагреть. То станет тяжелее медь С окалиною вместе. Не верите – так взвесьте… (Е. Ефимовский) 5. Что за звездочки резные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке? (Е. Благинина) 6. На рукомойнике моем Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело смотреть. (А Ахматова) 7. Световых частиц поток Падает на зеленый листок, Листок кислород выделяет, Углекислый газ поглощает. (Из ответа ученика ) 8. Когда металл в крутые формы льем, Мне верится, что оживут в металле Горячие полдневные поля. Кипит металл и ждут его поля. (А. Кравцов) Тестовое Задание № 3 1 К физическим явлениям относят: 1) скисание молока; 2) засахаривания варенья; 3) горение свечи; 4) ржавление гвоздя 2 Для выделения поваренной и соли из ее раствора в воде можно использовать. 1. Фильтрование;     2. Отстаивание смеси в воде;     3. Дистилляцию;      4. Выпаривание и кристаллизацию. 3. Из списка условий протекания и признаков химических реакций выберите признаки: 1) соприкосновение веществ; 2) образование осадка 3) облучение светом; 4) нагревание; 4. К физическим явлениям относят: 1) таяние льда; 2) ржавление железного гвоздя; 3) горение бумаги 4) гниение листьев 5. Из перечня слов выберите те, которые могут быть использованы для характеристики водяного пара. 1) летучий; 2) газообразный;3) блестящий; 4) розовый5) токсичный;  6 Для отделения спирта от воды можно использовать 1. Фильтрование;      2. Отстаивание;       3. Дистилляцию;      4. Выпаривание и кристаллизацию. 7. Из списка условий протекания и признаков химических реакций выберите условия: 1) облучение светом; 2) изменение цвета веществ; 3) нагревание; 4) соприкосновение веществ;                                                                                                                     8 Укажите, какое суждение является верным: А. при химических явлениях происходит превращения одних веществ в другие.  Б. к химическим явлениям относятся: получение азота и плавление металла. 1. верно только А; 2. верно только Б; 3. верны оба рассуждения; 4. оба суждения неверны. 9 К химическим явлениям не относится:  1) плавление парафина; 2) горение свечи; 3) ржавление гвоздя;  4) скисание молока. 10 Подберите синонимические выражения к понятию «химические явления»: а) явления, при которых вещество не меняется; б) химические реакции; в) явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества; г) явления, при которых изменяется цвет вещества, образуется осадок или газ; д) явления, при которых изменяется агрегатное состояние веществ.  Задание № 4   А теперь проведем экспериментальную работу в группах. Задание 1 группе : 1) Горение свечи                              2) Деформация медной проволоки                                 3) Мел + соляная кислота                                4) Растворение сахара в воде                                5) Взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди  Задание 2 группе : 1) Кипение воды                           2) Прокаливание медной проволоки                                         3) Измельчение мела                                         4) Плавление парафина                                          5) Цинк + соляная кислота Алгоритм работы Приложение 2 Опыт № 1.  Сравнение скорости испарения  воды и спирта по исчезновению  их капель      на фильтровальной бумаге 1.На разные участки фильтровальной бумаги нанесите по одной капли воды и этилового спирта.  2. В каком случае испарение происходит быстрее?  3. Какое явление (физическое или химическое) наблюдаете? Обоснуйте свой выбор Опыт 2  «Окисление меди в пламени спиртовки или горелки» ­ 1 ГРУППА 1.Внесите в пламя медную проволоку с помощью тигельных щипцов.  Через 1 мин выньте из  пламени прокаленную проволоку.  Закройте спиртовку крышкой.  2.  Произошли ли изменения с медью? Образовалось ли новое вещество?  3. Какое явление (физическое или химическое) наблюдаете? Обоснуйте свой выбор.       Медную проволоку очистите наждачной бумагой. 4. Оформите наблюдения и выводы в виде  таблицы  Опыт 2  «Разложение глюконата кальция»        ­      2 ГРУППА 1.Внесите в пламя таблетку глюконата кальция с помощью тигельных щипцов.  Через 1 ­2 мин  выньте из пламени. Закройте спиртовку крышкой 2.. Произошли ли изменения с медью? Образовалось ли новое вещество?  3. Какое явление (физическое или химическое) наблюдаете? Обоснуйте свой выбор 4.  Оформите наблюдения и выводы в виде  таблицы. Опыт 2. «Взаимодействие карбоната кальция (мела) с соляной кислотой» ­  1 ГРУППА 1. В чистую пробирку сначала насыпьте 1 ложечку карбоната кальция ­ СaCO3 (мела) из    фарфоровой ступки, затем налейте  2 мл раствора сульфата меди (II) – CuSO4.  Что  наблюдаете?  2. Какое явление (физическое или химическое) наблюдаете? Обоснуйте свой выбор. 3.  Оформите наблюдения и выводы в виде  таблицы.  Опыт 2.  «Взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди (II)»  ­  2 ГРУППА 1. В пробирку с раствором гидроксида натрия – NaOH налейте  2 мл раствора      сульфата меди (II) – CuSO4. Что наблюдаете?  2. Какое явление (физическое или химическое) наблюдаете? Обоснуйте свой выбор. 3.  Оформите наблюдения и выводы в виде  таблицы. Приложение 3 Лабораторный практикум №1 «Физические и химические реакции»  Цель: научиться экспериментально проводить и распознавать физические и   химические             явления Оборудование: фильтровальная бумага, спирт, вода, пипетка,….  Наименование опыта  Опыт № 1. Сравнение скорости  испарения воды и спирта по  исчезновению их капель   на  фильтровальной бумаге Опыт № 2. Ход работы Что наблюдаете?   На бумаге появились…   Спирт испаряется …..                      , чем Произошло                                  явление Вещество …. Произошла                     реакция. Вывод:

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"

Интегрированный урок по химии и физике "Физические и химические явления"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017