Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"
Оценка 5

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика
6 кл
04.11.2017
Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"
Презентация к уроку "Л.Н. Толстой - педагог, писатель, математик"
Интеграция в действии, Пастухова Н.А., Герасимова О.Н., СОШ-18, Энгельс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа №18» ЭМР Саратовской области. Интегрированный урок по литературе и математике в 5 классе  по теме  «Л.Н. Толстой – педагог, писатель и математик»                                                 Подготовили                                                                               учитель математики                                                                       Пастухова Наталья Алексеевна,                                                        учитель русского языка и литературы                                                                                Герасимова Ольга Николаевна Тема урока: Лев Толстой – педагог, писатель, математик.  Цели урока: Образовательная: 1. Формирование представления у школьников о единстве школьных дисциплин в понимании  целостности окружающего мира. 2. Расширение знаний учащихся о жизни Л.Н.Толстого с помощью работы с различными  источниками информации. 3. Обобщение знаний учащихся об обыкновенных  дробях; закрепление навыка решения задач с  дробями. Развивающая: 1. Развитие познавательного интереса, логического мышления.  2. Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; 3. Развитие навыков  исследовательской коллективной  и самостоятельной работы учащихся. Воспитательная:  1. Воспитание  коммуникативной культуры.   2. Воспитание  любознательности, чувства национальной гордости и патриотического отношения  учащихся к истории нашей Родины; 3. Воспитание любви к русской речи и математике. Источники: 1. Л.Н.Толстой «Азбука» 2. Л.Н.Толстой «Арифметика» 3. «Словарь литературоведческих терминов» С.П.Белокурова  : СПб, 2005 4. «Математика, 5 класс» Н.Я. Виленкин, М: Мнемозина, 2013 Оборудование: Компьютер, проектор, экран, выставка книг Л. Толстого, выставка рисунков учащихся к  произведениям Л.Н.Толстого На партах карточки с названием: 1 ряд ( педагог), 2 ряд ( писатель), 3 ряд (математик) Раздаточный материал: У учеников на партах отпечатанные тексты рассказов; карточки по литературе; карточки с тексом  самостоятельной работы по математике и текстом домашней работы; бумажные полоски; два   прямоугольника разной величины. Используемые Интернет -ресурсы для подготовки и проведения урока: 2 http://www.tolstoy­school.ru/prog/prog41.htm http://chitariki.ru/index.php/2011­01­19­12­47­45/186­lr­ http://festival.1september.ru/articles/413550/ http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4503512 http://dates.gnpbu.ru/2-7/Tolstoj-azbuka/tolstoj-azbuka.html http://www.probydis.ru/skazki/rasskazy­dlya­detej/2781­lev­tolstoy­rasskazy­dlya­detey.html Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний. Этапы урока: 1) Создание проблемной ситуации. Спор математики и литературы. 2) Исторические сведения о педагогической деятельности Л.Н. Толстого и о его «Азбуке». 3) Исследовательская работа со словарем литературоведческих терминов. 4) Литературная викторина. 5) Самостоятельная работа по произведениям Л.Н. Толстого. 6) Исторические сведения об «Арифметике» Л.Н. Толстого. 7) Практическая исследовательская работа с дробями. 8) Решение задачи Л.Н. Толстого о косцах. 9) Физкультминутка. 10) Инсценированная задача Л.Н. Толстого о шапке. 11) Задача Л.Н. Толстого о деньгах. 12) Самостоятельная работа по математике с расшифровкой названия произведения Л.Н. Толстого. 13) Вывод, домашнее задание, рефлексия. Ход урока: (Л – учитель литературы, М – учитель математики) 1) Л: Литература с математикой с давнишних пор Ведут между собой древнейший спор.  М: «Я ­ Математика! Я ­ Королева средь наук.  И без меня все, как без рук.  Не смогут вычесть и сложить,  И даже точно день прожить.  Моих фигур прелестный ряд Везде, куда не кинешь взгляд.  Я Человечеству служу,  Я ум в порядок привожу».  Л: Литература ей в ответ:  «Да, ты прекрасна спору нет.  3 Но всех важнее я на свете.  Нужна и взрослым я и детям,  И интересней нет меня наук.  Я для людей ­духовный друг!  Я тоже Человечеству служу И в людях чувства добрые бужу».  М: Так множество веков тянулись разногласья О том, что между разумом и чувством нет согласья.  Л: Друзья! Решили мы окончить этот спор:  И о пересеченье этих плоскостей ведем наш разговор.  Л: Сегодня на уроке собрались литераторы, математики и педагоги. Что же или кто их сегодня  объединит? Талантливые люди талантливы во всём.  Сегодня наш урок посвящен выдающемуся человеку, его  имя знают и взрослые, и дети. Это великий русский писатель, философ, математик, он  занимался  педагогической деятельностью. (слайд 2) 2) Слово предоставляется нашим  педагогам ­ исследователям.  (слайды 3 ­ 4) 1 ученик ­ педагог: Под городом Тулой есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и  работал писатель Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910). 150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно  были неграмотны. Осенью 1859 года писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей  ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что  телесных наказаний (розог) в ней не будет. В классе ученики рассаживались, кто где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу.  Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с  соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.  На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной, тёмной избе его ученики не сумеют их  выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель  составляет  для детей  «Азбуку». Вышла она в 1872 г.  Состояла из разделов по обучению грамоте, текстов для чтения на русском и старославянском языках, заданий по арифметике и научно — познавательных  статей. Толстой отдал «Азбуке» 15 лет кропотливого, напряженного труда. 3) 2 ученик ­ литератор: В «Азбуку» Толстого включены произведения разных жанров: рассказы,  сказки, были, басни, пословицы, поговорки, загадки. ( слайд 5) 4 Мы обратились к «Литературоведческому словарю» Басня – это краткий  рассказ­аллегория нравоучительной направленности. Быль – это краткий  рассказ о происшествии, случае,  имевшем место в действительности. Рассказ – это небольшое прозаическое произведение в  повествовательного характера,  композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера. 4) Л: Сейчас мы проведем литературную викторину. (слайд 6) Вам придется по иллюстрации догадаться о каком произведении Л.Н. Толстого идет речь. Второй  подсказкой будут прочитанные мною отрывки из этих произведений.  Л: 1. «На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно  было в парусе, и они вздумали плавать на перегонки в открытом море». («Акула») Л: 2. «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ  был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех». («Прыжок») Л: 3.«Мальчик осмелился и сказал: ­ Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! Учитель остановил его и сказал: ­ Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу». («Филиппок») Л: 4. «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке.  Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. Очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все  ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел».  («Косточка») 5. «Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принес ее в  зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение».  («Лев и собачка») 5) Л: При  создании своих  рассказов Толстой всегда исходил из того, чтобы сюжет их был прост,  но занимателен, и чтобы рассказы представляли поучительный или познавательный интерес. Какие уроки преподает нам автор в своих рассказах? Мы с вами ответим на вопрос  «Чему учит  Толстой? и заполним  таблицу. 1. «Жучка». Сказка. (Чтение про себя).  Л: Какой урок вы извлекли? Вывод: Нельзя жадничать. Записываем в  таблицу. 2.  «Лев и собачка». Дома вы читали этот рассказ. ­В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Выборочное чтение). (Оставлял ей еду.  Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как  старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.) 5 Вывод: Доброта, забота. Записываем в  таблицу. ­Почему лев не принимает новую собачку? (Друзей не меняют, он был ей предан.) Вывод: преданная дружба. Записываем в  таблицу. 3.  «Косточка»  Быль. Работа в группах. Задания на карточках. 1группа. Прочитайте слова: нетерпеливый, добрый, весёлый, честный, смелый, трусливый.   Подчеркните  слова, которые характеризуют Ваню. Объясните выбор ответа. 2 группа. Прочитайте слова: добрый, умный, злой, строгий, справедливый, великодушный. (великодушный –  Человек, который всё понимает и умеет прощать) Подчеркните  слова, которые  характеризуют отца Вани. Объясните выбор ответа. 3 группа. Прочитайте пословицы.     Выберите те, которые могут выражать главную мысль рассказа.                  Где правда, там и счастье.                  Ложь человека не красит.                  Любую ошибку можно исправить.                  Правду как ни прячь, она наружу выйдет. Вывод: нельзя обманывать. Записываем в  таблицу. 4.  «Филиппок».  Быль. Чтение по ролям сюжета – Филиппок на уроке. Л: — Как вы думаете, как будет учиться Филипп дальше?  Какие черты характера вы увидели у главного героя, которые и вам смогут помочь хорошо  учиться? Вывод: настойчивость, смелость, самостоятельность, стремление к знаниям.  Записываем в  таблицу. — Как можно было бы продолжить это произведение? Как вы представили себе дальнейшую    жизнь Филиппка. Это и будет ваше домашнее задание. Оно записано на карточках.  6) 3 ученик­ математик : Однако не все заслуги Толстого еще получили должного освещения и  признания. В истории известны настоящие жемчужины математического творчества – «Задачи Л.Н.  Толстого». Методические искания привели Толстого к правильному выводу: "Математика имеет  задачей не обучение счислению, но обучение приёмам человеческой мысли при исчислении".  Писателем был написан учебник "Арифметика" в двух частях.  4 ученик­ математик : В учебник арифметики Л.Н. Толстого, изданный в 1874 году, вошли  обновленные методы обучения детей. АРИФМЕТИКА Толстого резко отличалась по своему  содержанию не только от учебников арифметики своего времени, но и от учебников арифметики  6 последующих десятилетий. Издав свою арифметику, Толстой показал, как и чему, по его мнению,  надо учить детей в школе на уроках по этому предмету. (слайд 7)       7) М : Л.Н. Толстой категорически возражал против включения в учебник сложных и громоздких  задач. Но сам он был большим любителем задач, требующих для своего решения определенного  искусства. Толстой их нередко предлагал своим гостям. Сегодня на уроке мы решим несколько  задач Л.Н. Толстого.  Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Задачи Л.Н. Толстого». Но сначала давайте проведем небольшое математическое исследование. У вас на столах лежат бумажные полоски. Разделите их без помощи линейки сначала на 2 равные  части, затем на 4 равные части, затем на 8. Представьте 1 целую в виде суммы её половин, суммы её четвертей, суммы её восьмых.          Как получили четверти полоски без измерения, восьмые полоски? Во сколько раз одна восьмая  меньше одной четверти? Сравните знаменатели дробей  1 4 и 1 8 ; 1 2 и 1 4 .  Сколько в сумму входит  четвертей, а сколько восьмых? (слайд 9.) 1 2 1 4 1 4 1 2 1 4 1 4 1 8 1  1 8 1 8 1 8 1 8 1 8 1 8 1 8 №1098 с. 170 Задание : Представьте число в виде суммы его половин, суммы его четвертей, суммы его восьмых. Образец:  4  111122 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 вариант:  Представьте 2 целые в  виде суммы их половин, суммы их четвертей, суммы их восьмых. 112  1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 2 1 2 1 2 1 2 2 вариант: Представьте  в виде суммы её половин, суммы её четвертей, суммы её восьмых. 1 2 1 8 1 8 1 8 1 8 1 4 1 4  1 1 2 16 (Последующая проверка решения на слайде). 8) М. Задачу, которую я вам сейчас предложу, придумана примерно в 1900 году.  (слайд 10) 1 16 1 16 1 16 1 16 1 16 1 16 1 16       Эта задача предлагалась Львом Толстым для второго класса церковноприходской школы. Сейчас её правильно могут решить только 30% старшеклассников, только 20% студентов ВУЗов и только  7 10% работников банков и кредитных учреждений. Интересен графический способ решения этой  задачи, предложенный Л.Н. Толстым.  “Косцы должны выкосить два луга. Начав с утра косить большой луг, они после полудня  разделились: одна половина осталась на первом лугу и к вечеру его докосила, а другая перешла  косить на второй луг площадью вдвое меньше первого. Сколько было косцов, если известно, что в  течение следующего дня оставшуюся часть работы выполнил один косец?” Давайте мы попробуем ее решить. У вас на столах два прямоугольника, один больше другого в 2  раза. За единицу (1) примем объем работы  артели. Если на одного человека приходится в день 1/10 часть работы, то 5/10 работы выполнят 5 человек. Т.е. если мы узнаем, какая часть работ  приходится на одного косца, то будем знать число косцов.  А в условиях задачи есть большой луг, скошенный в первый рабочий  день. Какую часть этого луга скашивает  половина артели за первую  половину рабочего дня? Укажите это на большом прямоугольнике,  разделив его на эти части с помощью линейки и карандаша. Очевидно,  что на втором меньшем луге половина артели за полдня тоже скосила  площадь, равную этой же части, т. е. 1/3 первого луга. Отметьте это на  втором прямоугольнике. За день всей артелью был скошен первый луг и  эта часть второго луга. Кто скосил оставшуюся часть малого луга на  второй день? Какая это часть большого луга? Оставшийся участок  второго луга равен 1/6. И это норма одного косца за день. Сколько  таких долей скосила полная артель на двух участках за день? Таких  долей 8, значит за день артель скосила 8/6, и в артели было 8 косцов. 9) 5 ученик ­педагог: (слайд 11) В школе также,  как и у нас, были перемены. Толстой  рассказывал ребятам что­нибудь интересное,  показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, бегал наперегонки, летом ходил на  речку или в лес, зимой катался на санках с гор. В 67 лет крутит «солнце» на турнике.  Л. И у нас наступило время переменки.   Подустали мы немного, Отдохнем же не надолго. Дружно встанем, тихо сядем И закроем все глаза. Наступает, наступает, Наступает тишина. Именно в такой тишине Лев Николаевич любил обдумывать свои произведения. 8 10) ученики ­ литераторы: Инсценированная задача о шапке. (слайд 12) (Продавец, соседка,  покупатель, мальчик обыгрывают сценарий задачи). «Продавец продаёт шапку, которая стоит 10 рублей. Подходит покупатель, меряет и согласен  взять, но у него есть только банкнота 25 рублей. Продавец отсылает мальчика с этими 25 рублями к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдаёт 10 + 10 + 5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15  рублей. Через какое­то время приходит соседка и говорит, что 25 рублей фальшивые, требует  отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги. На сколько  обманулся продавец?» Решение. Эта задача требует логических рассуждений. Получается, что 25 рублей у продавца не было, он их  вернул соседке. А отдал покупателю 15 рублей из своего кармана и шапку, которая стоит 10  рублей.  Продавец обманулся на 25 рублей, точнее, на 15 рублей + стоимость шапки. 11) М: Задача о деньгах (слайд 13). Муж и жена брали деньги из одного сундука, и нечего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а  жена 690 р. Сколько было всех денег? Решение:  Муж ? денег, 7/10 всех денег Жена – 690р, Всего ­? Р 1) 1 – 7/10 = 3/10 (всех денег) ­ потратила жена. 2) 690 : 3 * 10 = 2300 (р) – всего. Ответ: 2300 рублей. 12) Самостоятельная работа (слайды 14­15) Выполнить вычисления. Каждому ответу соответствует буква. Правильно расположив эти буквы,  вы получите произведение Л.Н. Толстого, которое вы будете изучать по литературе. ( Кавказский  пленник)  1 вариант. Вычислите: 1)  6   (К ­  5 8 2 8 6 );    2)  7 8 8 9 11  3 5 11  ( А ­  5 4 11 );     3)  3   (В ­  8 5 7 11 );   4)  5 7 8  7 8 2  (К ­ 6 ); 7 8 9  11 5)  4 6 11  (А ­  5 4 11 );  6)  4  3 8 2 5 8  (З – 7);  7)  9  5 6   (С ­  8 );  8)  1 6 8  2 8 1 3 8  (К ­  6 ) 7 8 9 2 вариант . Вычислите: 1)   3  13 5 7 13  (И ­  5 10 13 ); 2)  4 12 17  2 7 17  (Й ­  2 5 17 ); 3)  2 ); 4 9 5   (П ­  3 5 9 8 ); 4)  5 9 6  4 9 4 (Л ­ 5)  4 3 11  8 11  (Е ­ 5); 6)  2 4 15  6 13 15 (Н ­  9 2 15 );  7)  11  1 13 15  (Н­  9 2 15 ); 8)  8 4 13  2 7 13  (И ­ 5 10 13 ) Решите уравнение: ( 1 и 2 вариант) ( х 2 3)  3 8 7 8  5 3 8  (К ­  6 ). 7 8 13) Вывод. (слайды 16­19) Домашнее задание по математике на карточках. М: Л.Н. Толстой говорил: "Человек есть дробь. Числитель ­ это ­ сравнительно с другими ­  достоинства человека; знаменатель ­ это оценка человеком самого себя. Но всякий может  уменьшить своего знаменателя ­ свое мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к  совершенству". В связи с этим о людях, имевших о себе высокое мнение, Л.Н.Толстой говорил: "У  этого человека слишком велик знаменатель". Л:  Сейчас в нашей стране есть общеобразовательные учреждения, которые работают по системе   «Школа Л.Н.Толстого».  «Азбука» Льва Толстого­это  книга для чтения, где сохранились  оригинальные тексты, это источник народной мудрости, поистине азбука жизни.  Математика и  литература… Разве может что­то их связывать? Они такие разные! Но вот , что об  этом говорят известные писатели. «Нельзя быть математиком, не будучи одновременно поэтом в душе.» В.Г.Белинский. «Настоящие стихи ­ это математика слова.»                                                      А. Блок. М: Рефлексия:  Выбрать и нарисовать смайлик на листочке с заданием по литературе. Домашнее задание по математике:  Решить задачи Л.Н. Толстого. Задача №1. Пять братьев разделили после отца наследство поровну. В наследстве было три дома.  Три дома нельзя было делить, их взяли старшие три брата. А меньшим за это выделили деньги.  Каждый из старших заплатил по 800 рублей меньшим. Меньшие разделили эти деньги между собою, и тогда у всех 5 братьев стало поровну. Много ли стоили дома? 10 Задача №2. Один мужик нанял 70 десятин земли, заплатил по 8 рублей за десятину помещику и  посеял пшеницы все 70 десятин. За семена заплатил по 1 руб. 30 коп. за пуд, сеял на десятину по  девять пудов. За работу заплатил по 8 руб. за десятину. Родилось пшеницы по 13 копен на  десятине. Из каждой копны вымолотил по 6 пудов пшеницы. За молотьбу заплатил по 7 коп. с пуда. За провоз в город заплатил по 11 коп. с пуда. Продал пшеницу по 1 руб. 40коп. за пуд. Много ли  мужик получил барыша или убытка? 11

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"

Интегрированный урок по литературе и математике "Л.Н. Толстой - педагог, писатель и математик"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017