Методическая разработка урока по математике 1 класс "Сложение и вычитание в пределах 15. Повторение"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

личностные: применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться; работать в ситуациях, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач; стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей; предметные:выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 15 (устно и письменно) с переходом через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); решать текстовые задачи в два действия на сложение и вычитание.
Иконка файла материала математика.docx

Тип урока: закрепление и повторение.

Цель урока: отработка навыков сложения и вычитания в пределах 15 с переходом через десяток.

 

Результаты:

 

личностные: применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться; работать в ситуациях, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач; стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей;

 

предметные:выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 15 (устно и письменно) с переходом через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); решать текстовые задачи в два действия на сложение и вычитание.

 

метапредметные:

 

— регулятивные: принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией; проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;

 

— коммуникативные: характеризовать (описывать) числа; комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение чисел; различать и использовать математические знаки;

 

— познавательные: обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий; понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью различных средств: текста, числовой записи, рисунка.

 

Ход урока

1.     Орг. момент. Самоопределение к деятельности

Встаньте красиво. Проверьте все ли у вас готово для урока. К нам на урок пришли гости, поприветствуем их улыбкой.

Улыбнемся и друг другу, чтобы с хорошим настроением начать урок.

2.     Мотивация

-Представляете, ребята, иду я сегодня в школу, а на встречу мне почтальон. Отдал мне конверт, а на нем написано для учащихся  1 «Е» класса.

-Хотите узнать от кого?

-Тогда отгадайте загадку.

Я живу на дне морском

Во дворце из лилий

Вместе с сестрами, отцом,

Рыбами чудными.

У меня красивый хвост

И волшебный голос

И искрится под водой

Золотистый волос.

У меня желанье есть

-Стать земной девчонкой:

Буду бегать, танцевать

И смеяться звонко! (Русалочка)

-Что же она вам написала?

-Здравствуйте, ребята, пишу я вам письмо не из сказки Г.Х. Андерсена, а из мультфильма Уолта Диснея.  У нас случилась беда. Злая волшебница Урсула заколдовала всех моих близких в камни. Она сказала, что расколдовать их смогут ребята из 1 «Е» класса, выполняя математические задания.

-Готовы ли вы спуститься на морское дно и помочь подводным жителям?

-А на чем мы с вами будем спускаться на морское дно?

-Чтобы наш батискаф начал погружение, мы должны выполнить математический диктант.

1) Первое слагаемое 6, второе слагаемое 2. Чему равна сумма?

2)Уменьшаемое 10, вычитаемое 3. Чему равно значение разности?

3)Уменьшите 9 на 4.

4)Около Русалочки плавало 10 красных рыб и 5 желтых. Сколько всего рыбок плавало около Русалочки?

5) У Русалочки было 18 жемчужин. 8 она подарила осьминожке. Сколько жемчужин осталось у Русалочке?

-Поменяйтесь тетрадями. Выполним проверку. Если правильно ставим+, если неправильно ставим -.

Оцените работу товарища смайликом. Верните работу.

Поднимите руку, кто получил веселого, печального, грустного смайлика.

-Большинство ребят справились с заданием, и мы благополучно спустились на морское дно. Нам предстоит много успешной работы, чтобы успеть расколдовать.

-Подплываем к первому камню. Из конверта вытаскиваю задание.

№1 Числа и равенства

Посмотрите на ряд чисел. Записанный в тетради.

8, 7, 5, 15, 10

-На какие группы можно разделить числа?

-Назовите наиме5ньшее двузначное число, из записанных в тетради. Сколько в нем десятков? Сколько единиц?

-Назовите наибольшее, из записанных двузначных чисел? Сколько в нем десятков? Сколько в нем единиц?

7+8=15         10+5=15

-Составьте из равенства на сложение, равенства на вычитание.

15-7=8     15-10=5

15-8=7     15-5=10

-Каким правилом воспользовались?

-Какое число получили в ответе?

-Из какого числа вычитали числа?

-Вы уже владеете приемами сложения и вычитания чисел в пределах 15?

- Мы будем изучать приемы сложения и вычитания в пределах 15 или закреплять?

-Тема урока: закрепление сложения и вычитания в пределах 15.

-Задачи на урок:

1)Повторить сложение и вычитание в пределах 15.

2)Тренируемся в решении выражений и задач.

-Справились с первой проблемой, узнаем кого же мы расколдовали?

-Как зовут этого героя? (Флаундер)

-Отправляемся к следующему камню.

Из конверта достаю следующее задание.

№2 Объясни решение выражений с переходом через десяток.

Посмотрите на выражения со сложением

7+8=15       10+5=15

-При решении кого выражения можно допустить ошибку?

7+8=15

-Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку?

-Объясните, пользуясь абаком.

-Хорошим объяснением, мы кого-то спасли. Как зовут этого героя? (Себастьян)

Физминутка по ФГОС с Русалочкой

-Подплываем к следующему камню. Из конверта достаю следующее задание.

№3 Примени и реши.

-Пользуясь этим объяснение, самостоятельно решите примеры.

-В тетрадь запишите примеры и найдите значение

15-5=10     12+3=15

15-3=12     6+7=13

14-3=11     9+4=13

По какому признаку я составила столбики? (сложение и вычитание)

-Назовите компоненты при вычитании?

-Назовите компоненты при сложении?

-В каких примерах использовали деление числа на части?

Ниже запишите, получившиеся результаты в порядке возрастания через клеточку.

10 11 12 13  13 15

С    к   а    т     т    л

С помощью шифра отгадайте героя, которого мы расколдовали.

-Плывем дальше.

№ 4

Решить задачу.

-Пока мы с вами подплывали к камню, Флаундер и Себастьян делали фотографии жителей подводного мира.

Посмотрите, что у них получилось.

Флаундер-8 фотографий

Скаттл - ? на 3 фотографии больше

Придумайте по этому условию задачу, чтобы она решалась в два действия.

Записываем и краткую запись, и решение, и ответ самостоятельно.

Проверяем.

Самооценка.

-Ура! Задание выполнено. Посмотрим, кого же мы расколдовали?

(Тритон-отец Русалочки)

-Плывем к следующему камню.  Из конверта достаю задание.

№5 Поработайте в парах над решением цепочки.

-Вы должны помочь рыбам добраться до кораллов, по дороге с наименьшим значением.

-Какой результат получили ? (10)

- Посмотрим кого же мы расколдовали?

-Эрик – принц

-Итак, у нас остался последний камень. Быстрее плывем к нему.

№6

Поработай в паре над логической задачей.

 -Пододвиньте второй листочек. В каждом столбике звездочка спрятала одну цифру. Догадайтесь, какая цифра спрятана и обведите ее.

-Проверяем, доказывая.

-Посмотрим, кого же мы расколдовали.

-Сестер

-Всех ли близких мы смогли расколдовать?

-Все ли задачи, поставленные на урок мы выполнили?

-Посмотрите, какая радостная Русалочка.

-Наш батискаф поднимается наверх. А пока он  поднимается, вы оцените свою работу на уроке.

-У вас на столах лежит рыбка. Раскрасьте ее в зеленый цвет, если все было понятно и все получалось, в желтый цвет, если возникали трудности, в красный, если многое было не понятно и трудно выполнять задания. Покажите, какие рыбки у вас получились. Вижу, что всем на уроке было работать комфортно. Спасибо за урок.