Интегрированный урок по русскому языку и природоведению 4 класс Тема"Упражнение по распознаванию частей речи. Охрана растений".
Оценка 4.9

Интегрированный урок по русскому языку и природоведению 4 класс Тема"Упражнение по распознаванию частей речи. Охрана растений".

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
20.02.2017
Интегрированный урок по русскому языку и природоведению 4 класс Тема"Упражнение по  распознаванию частей речи. Охрана растений".
Цели. Совершенствовать умение распознавать части речи, повторять изученные орфограммы; обогатить знания детей о жизни растений, их месте в жизни человека; воспитывать чувство любви к природе, ответственность за её сохранность; развивать любознательность, наблюдательность у детей; учить их делать выводы, обобщения. Необычный урок, на котором ребята узнают о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охранять и беречь растения, о правилах поведения в природе; одновременно будут повторять все изученные орфограммы, работать над распознаванием частей речи.
Урок русского языка.doc
Урок русского языка Тема:  Упражнение по  распознаванию частей речи. Охрана растений.                (Интегрированный урок по русскому языку и природоведению) Цели.  Совершенствовать умение распознавать части речи, повторять изученные               орфограммы; обогатить знания детей о жизни растений, их месте в жизни                человека; воспитывать чувство любви к природе, ответственность за её               сохранность; развивать любознательность, наблюдательность у детей; учить их               делать выводы, обобщения. Оборудование:  учебник «Мир вокруг нас», картинки растений, индивидуальные                               карточки.                                                             Ход урока I.   Организационный момент. II.  Объявление темы и целей урока. ­ Сегодня у нас необычный урок, на котором мы с вами попробуем как можно больше  узнать о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, о  необходимости охранять и беречь растения, о правилах поведения в природе;  одновременно  будем повторять все изученные орфограммы, работать над распознаванием  частей речи.  III. Словарная работа. ­ Разговор у нас сегодня пойдёт о растениях, значит, посвятим этой теме и словарную  работу. Про какое дерево говорят: «Листок колючий, а ствол липучий?»   (сосна) ­ Запишите это слово.  ­ Какое «кудрявое» чудо – дерево имеет единственную в мире белую кору, которая не  нагревается солнцем?  (берёза) ­ А как ласково называем это дерево? (берёзка, берёзонька) ­ Запишите слово «берёзка» в тетрадь. ­ Какое дерево называют «спичечной королевой»?  (осина) ­ Записываем это слово. ­ Какое растение – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы?   (шиповник) ­ Записываем и это слово. ­ Я капелька лета На тоненькой ножке, Плетут для меня Кузовки и лукошки. Кто любит меня, Тот и рад поклониться, А имя дала мне родная землица.  (земляника) ­ Запишите и это слово. ­ Прочитайте слова, которые вы записали в тетради. Сосна, берёзка, осина, шиповник, земляника ­ На какое правило записаны вами слова?   (безударные гласные, проверяемые и не  проверяемые ударением) ­ Давайте проверим написания этих слов. ­ На какие группы можно разделить все эти растения?  (деревья, кустарники, травы) ­ Какие ещё группы растений вы знаете?   (мхи, водоросли, папоротники, хвойные и                                                                            цветковые, дикорастущие и культурные) ­ Без какого органа большинство растений не могут жить?   (без корня) ­ А без чего не может существовать слово?  (без корня) ­ Выделите в словах, обозначающих деревья, корень. Слово «берёзка» разберите по     составу. IV.   Минутка чистописания ­ Назовите первые буквы в словах, которые вы записали? Сшзоб   Бзсшо  Ошзсб   Шсозб   Зошсб V.  Работа по распознаванию частей речи. ­ К какой части речи относятся записанные вами слова?    (Существительные) ­ Что такое имя существительное? ( слова, обозначающие предметы и отвечающие на  вопросы кто?, что?, являются им. сущ.) ­ Что выделяют в воздух растения?  (кислород) ­ Как вы уже знаете, кислород необходим для дыхания живых существ. Для животных  растения – это и дом, и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами,  полученными из них.  На доске:                                         Твой завтрак.                               Белая булочка с изюмом.                              Чай с сахаром. ­ Какие растения дали тебе пищу?  (пшеница, виноград, чай, сахарная свёкла или сахарный  тростник) ­ Назовите словосочетания.    (белая булочка, булочка с изюмом, чай с сахаром) ­ Запишите эти словосочетания в тетрадь на следующей строчке. ­ Какими частями речи выражены слова?  (сущ., прил.) ­ Что такое имя прилагательное?   (часть речи, обозначающая признак предмета и  отвечающая на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?) VI.  Работа по охране природы. ­ Человек стремительно вторгается в природу. К чему это приведёт, давайте прочитаем в  учебнике «мир вокруг нас», на с. 84 ­ Многие замечательные растения находятся под угрозой исчезновения. О некоторых из  них вам сейчас расскажут ребята. Ученик 1 Эдельвейс – это горное растение, растёт высоко в горах, в переводе с латинского он  означает «лев и лапа». Люди заметили отдалённое сходство этого растения с лапой царя  зверей, а в переводе с немецкого это слово означает «благородная белизна». Растение  находится на грани полного исчезновения и заслуживает самой строгой охраны. Ученик 2 Водяной орех или чилим, ­ это водное растение, его семена содержат много питательных  веществ. Они вкусны и полезны. Растёт на юге России. В настоящее время численность  этого растения заметно сокращается. Это связано с обмелением и загрязнением водоёмов.  ­ Какие действия человека привели к исчезновению многих растений?  (загрязнение  окружающей среды, неограниченный сбор растений) ­ Сегодня мы познакомимся с одним из растений, занесённых в Красную книгу России. А  называется это растение – венерин башмачок. Ученик 3  ­ Про это растение сложена интересная легенда. Пролетая над Землёй, богиня Венера  обронила башмачок, который превратился в цветок. Даже дословный перевод с латинского  звучит как «туфелька». Это довольно крупное растение с крепким стеблем. Этот цветок –  ловушка для насекомых, заставляет их опылять себя. Жуки, мухи, пчёлы залетают внутрь  цветка. Оттуда очень трудно выбраться. Когда насекомые выбираются из него, они  оставляют принесённую ими пыльцу на цветке. Насекомое поднимается всё выше и выше,  ближе к свету. Но тут выход сужен, а когда оно протискивается в этот выход, то та  пыльца, которая была на цветке, налипает на брюшко насекомого. Слабые насекомые так и  прилипают к цветку, а те, кто посильнее, выбираются уставшие и на некоторое время  теряют способность двигаться.  ­ Вот видите, какое это интересное растение. К сожалению, оно встречается редко и  поэтому занесено в Красную книгу.  В охране нуждаются и такие растения, как кувшинка белая, или белая лилия. Ученик 4  Кувшинка имеет приятный тонкий аромат. Цветы в хорошую погоду всплывают рано  утром, к вечеру закрываются и прячутся под водой. В ненастье не показываются совсем. ­ В охране  нуждаются не только красивые и полезные, но и ядовитые растения, например,  такие, как волчье лыко и ландыш.  Ученик 5 Волчье лыко – небольшой кустарник, цветёт ранней весной. На тонких голых прутиках  появляются небольшие розовые цветки, которые имеют острый аромат. В середине лета  созревают плоды – блестящие красные ягодки. Всё растение ядовито. А вот пчёлам и  муравьям нравится его нектар и запах. Яд этого растения для них безвреден.  Ученик 6 Ландыш. Корневище ландыша живёт самое большое двадцать один год. Ландыш первый  раз цветёт в возрасте семи лет, а к 10 – 12 годам растение утрачивает эту способность.  Корневище образует ежегодно новые листья, а цветоносы образуются только через 2 – 3  года, вот и получается, что за свою длинную жизнь ландыш цветёт всего два – три раза. Всё  растение ландыша ядовито, но препараты из листьев, цветков, семян – это лекарственное  средство, которое улучшает работу сердца.   VII.  Физкультминутка VIII.Работа по распознаванию частей речи. ­  А сейчас давайте продолжим выполнение работы в тетрадях. Подберите к каждому  существительному нужное по смыслу прилагательное. Работу будем выполнять по  вариантам.                            На доске: Вариант 1                                 Ландыш                                   лесной, луговой, жёлтая, Кувшинка                                белая, водная, синий,                                                  редкий, лекарственный Вариант 2   Купальница Колокольчик ­ Что у вас получилось?  (1 вариант:  лесной  лекарственный ландыш,  белая водная  кувшинка;     2 вариант:   луговой синий колокольчик,  жёлтая водная купальница) ­ Какие части речи вы ещё знаете?  (глагол, предлог) ­ Что называется глаголом?  (часть речи, обозначающая действия предметов и отвечающая  на вопросы  что делать?, что сделать?) ­ Прочитайте текст, записанный у вас на карточках.                                  Лекарственные травы Когда человек _______, врач_______, ему лекарство. Часть лекарств_____ из трав.  Травы так и _______ ­ лекарственные. Они _______ на зелёных лугах, на широких полях,  в густых лесах.  Слова для справок:   делают, болеет, растут, прописывает, называются. ­ Какая часть речи пропущена?  (Глаголы) ­ Используя слова для справок, подберите нужный глагол и спишите текст.  ­ Прочитайте текст, который у вас получился. (чтение текста) ­ Действительно, лекарственные растения – это замечательное богатство природы.     Какие лекарственные растения вы знаете? (подорожник, тысячелистник, липа…) ­ Школьники часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её  нужно так, чтобы не нанести вреда природе.  Некоторые виды лекарственных растений из – за неумеренного сбора уже стали редкими.  Одним из таких растений является первоцвет, или примула. Редко можно встретить и  валериану, плаун. Все эти растения не надо собирать. Лучше заготавливать тысячелистник,  крапиву, пижму, пастушью сумку, подорожник.  ­ Ребята, какова роль предлога в нашей речи? (помогает связывать слова в предложении по  смыслу) ­ Составьте предложение из слов, записанных на доске.                               На доске: на, цветы, лугах, прелес…ные, сер…це, радуют   (дети составляют предложение) ­ Давайте запишем это предложение. (Один ученик у доски записывает предложение с комментированием).                               На доске: Прелестные цветы на лугах радуют сердце. ­ Разберите предложение по частям речи, выделите основу предложения.  IX.  Решение проблемных ситуаций. ­ А сейчас давайте разберём несколько небольших ситуаций. Мы должны оценить их и  сказать, что сделано так, а что нет.  Ребята поставили палатки. Вот и кострище есть.  «Давайте разожжём здесь костёр», ­ предложил Алик.  «Зачем здесь? Идите вон под то дерево – там уютнее», ­ возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда девочки показали, выкопали яму, землю откинули подальше,  чтобы не мешала.  ­ Что сделано не правильно? (После того как дети сняли дерн, постепенно корни дерева высохли, или вообще они  сожгли корни) ­ Могут ли люди жить без природы? На этот вопрос один старшеклассник сказал: «Сейчас нет! Но придёт время, когда                люди научатся готовить искусственную пищу и они смогут жить без природы». ­ Прав ли старшеклассник? А как бы вы ответили на этот вопрос? Почему? (Люди не смогут жить без природы. Ни одно искусственное вещество не сможет  полноценно заменить натуральное, природное) ­ Дополните предложение письменно: Люди не могут жить без природы, потому что … X. Итоги урока. ­ Объясните, почему в наши дни сокращаются площади, занимаемые растениями? (Земли идут под строительство, их распахивают, осушают водоёмы) ­ Какие правила поведения вы должны знать, находясь на природе? (Не пугать животных,  не жечь костры, не мусорить). ­ Какие части речи вы использовали на уроке при записи своих мыслей в тетрадь?  (Существительные, прилагательные, глаголы, предлоги). ­ Расскажите об этих частях речи.  Д / З Нарисуйте и подпишите плакат, призывающий охранять растения.

Интегрированный урок по русскому языку и природоведению 4 класс Тема"Упражнение по распознаванию частей речи. Охрана растений".

Интегрированный урок по русскому языку и природоведению 4 класс Тема"Упражнение по  распознаванию частей речи. Охрана растений".

Интегрированный урок по русскому языку и природоведению 4 класс Тема"Упражнение по распознаванию частей речи. Охрана растений".

Интегрированный урок по русскому языку и природоведению 4 класс Тема"Упражнение по  распознаванию частей речи. Охрана растений".

Интегрированный урок по русскому языку и природоведению 4 класс Тема"Упражнение по распознаванию частей речи. Охрана растений".

Интегрированный урок по русскому языку и природоведению 4 класс Тема"Упражнение по  распознаванию частей речи. Охрана растений".

Интегрированный урок по русскому языку и природоведению 4 класс Тема"Упражнение по распознаванию частей речи. Охрана растений".

Интегрированный урок по русскому языку и природоведению 4 класс Тема"Упражнение по  распознаванию частей речи. Охрана растений".

Интегрированный урок по русскому языку и природоведению 4 класс Тема"Упражнение по распознаванию частей речи. Охрана растений".

Интегрированный урок по русскому языку и природоведению 4 класс Тема"Упражнение по  распознаванию частей речи. Охрана растений".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017