Интегрированный урок по теме: « Азбука вежливости» ( русский и английский языки)
Класс : 5 А
Учителя : Каракозова О.С., Алексеева А.А.
Цели урока:
учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста,
знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов, воспитывать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу, формировать духовно - нравственное развитие личности.
Задачи урока:
приобщение к нравственности, развитие внутренней культуры детей, развитие умения общаться, находить правильный выход из ситуации, расширение активного словарного запаса и кругозора детей, выработка особого мнения о вежливом человеке и правил вежливости, знакомство с английским речевым этикетом.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон,магнитная доска, реквизит для инсценировок, раздаточный материал.
Ход урока:
I . Начальный этап.
а)Орг.момент. Приветствие. Вводное слово.
Звучит музыка.(Дети рассаживаются по группам: группа « Слова извинения»,
« Слова благодарения», « Слова просьбы», « Слова приветствия».
Учитель: Здравствуйте, ребята! Good-morning, boys and girls!
Существует такое выражение- « азбучная истина». Это начало любого дела. Мы с вами учимся жить в мире, который основан на доброте и порядке. А доброта и порядок там, где есть вежливость. Поэтому наше занятие так и называется « Азбука вежливости».
Ребята, давайте , как вежливые люди поприветствуем друг друга песенкой, которая называется « Здравствуйте».
б) Постановка проблемы:
Учитель: Какие слова вежливости вы знаете, которым вас научили ваши мамы , бабушки? Итак, цель нашего занятия- узнать больше о словах вежливости, которые мы употребляем каждый день.
-Как вы понимаете слово « вежливость»? ( воспитанность, учтивость)
- Какого человека можно назвать вежливым? ( Вежливый человек- это прежде всего воспитанный человек, соблюдающий правила поведения. Вежливый человек всегда внимательно следит за своей речью, за тем, что он говорит, и как говорит). Вежливость неотделима от доброжелательности. А она проявляется не только в поступках, но и в словах. Сегодня мы поговорим о правилах речевого этикета как в русском , так и в английском языках.
II. Основной этап.
Учитель: Вы знаете много добрых, вежливых слов. Давайте вспомним, какие из них нужно говорить и когда. Внимательно прослушайте стихи и постарайтесь их запомнить, а потом назвать.
Ученик 1: Эти слова известны давно,
Видишь, они просты и не новы.
Но я еще раз повторю все равно:
-Добрый день, будьте здоровы!
-Добрый день!- тебе сказали.
-Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и красоты.
Ученик 2: -Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
-Здравствуйте!- улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет. (и другие стихи)
Учитель: Ну, как вспомнили? Перечислите слова? Как еще мы называем слова приветствия, благодарности, пожелания, просьбы, прощания?
( этикетными, волшебными). Что мы знаем о них?
1.Слова приветствия
Ученик 7: По-разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни- встречу с другим человеком .И все-таки общее тут есть. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: « Я тебя вижу, человек, и желаю тебе здоровья, мира , веселья, счастья». Вот что означает слово
« здравствуйте» . об этом удивительном слове Влад Солоухин написал стихотворение:
Ученик 8 : Здравствуйте!
Поклонившись , мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто « здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Ученик 9: Вот видите, вы поздоровались и на « капельку радостней сделалась жизнь». Но многое зависит от того , как вы поздоровались. Один мальчик жаловался, что с этими « здоровканьями – одни неприятности». « Я ,-говорит, -уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, «здрасьте!» кричу. И мне же еще выговор делают: « До чего ты, Кеша, некультурный- просто ужас». Я поняла, что к чему, когда увидела, как он здоровается. Бежит Кеша по переулку: руки в карманах, воротник поднят, ноги консервную банку подфутболивают. Навстречу ему школьная медсестра . он на бегу бодро прокричал не то « дрась», не то « брысь» и помчался вперед. А она только руками развела и тяжело вздохнула: « Учат их, учат, а толку мало».
Нет, поздороваться с человеком так, чтобы на капельку солнца прибавилось в мире, тоже надо уметь.
Приветствие в английском языке
Учитель: А теперь давайте поговорим о приветствии в английском языке.
Ученик 10 .Английский речевой этикет важен не только для самих англичан, но и для всех изучающих английский язык как иностранный. Английский речевой этикет своеобразен и имеет собственные правила и нормы, которые порой существенно расходятся с правилами и нормами, например, русского речевого этикета. Это приводит к тому, что очень культурный русский человек может показаться невежливым среди англичан, если он, общаясь с ними на английском, не владеет английским речевым этикетом. Точно также и английский джентльмен может показаться невежливым в общении на русском языке с культурными русскими, если он не обучен русскому речевому этикету.
Ученик 11) : В английском языке ,так и в русском речевой этикет делится на официальный ( деловой) и неофициальный ( разговорный).
В обращении к официальному лицу приветствие произносится с полутвердительной, полувопросительной интонацией. Good-morning!
Следующие фразы в английском речевом этикете ограничены временем
(утром, днем или вечером) употребления. Например: Good-morning! Good-
evening! Good- afternoon!
Сейчас How do you do? в качестве приветствия можно услышать только
среди людей старшего поколения.
Стилистически сниженные приветствия, свойственны непринужденному
общению хорошо знакомых людей: Hello! Hi!
Задание 1: К какому стилю относятся данные диалоги и разыграйте их.
a) –Hello, Ben! How are you?
-I’m OK. And you?
-Fine.
b) - Good-morning, Mr Green. How are you?
- I’m fine, thanks.
c) - How do you do, Mr Black!
- How do you do, Mr Brown!
d) - Hi, Nick! Where are you going?
- To the swimming-pool.
Задание 2: Давайте споем песенку приветствия How do you do.
Задание 3: Учитель: Ребята, попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
3. Можно ли вместо « здравствуйте» говорить «привет»?
4. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ты увидел классного руководителя и поздоровался только с ним. Скажите, допущена ли ошибка? А может быть все в порядке?
2. Слова благодарности
Ученик 12 :Hearts, like doors, will open with ease
To very, very little keys.
And don't forget that two of these
Are "I thank you" and "If you please". (Стихотворение о том, что с
помощью волшебных слов можно открыть путь к сердцу)
Ученик 13:
Слова с рожденья ждет жестокий выбор.
Не всякий возглас в речи выжить мог!
Но вот звучит во все века спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Ученик14 : Вот из такого старинного русского пожелания « спаси бог» и родилось слово спасибо.
Учитель: Ребята, когда мы употребляем слово спасибо?( когда благодарим кого-нибудь за оказанное добро, внимание).
Какие еще формулы благодарности вы знаете? ( Благодарю вас, очень признательна, большое спасибо)
А вот исследователь русского этикета Н.И. Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Послушайте некоторые из них:
Благодарю вас.
Я вам очень признателен.
Как я вам благодарна.
Вы очень любезны.
Я тронута вашим вниманием.
Вы меня так выручили.
Это очень мило с вашей стороны
Учитель: К кому вы обращаетесь со словами благодарности, находясь в школе? Какие слова будете использовать?
( Спасибо, большое спасибо, благодарю вас).
Задание 4. Вы пришли в школьную библиотеку и попросили Татьяну Константиновну дать вам нужную книгу. Она выполнила вашу просьбу. Как вы поблагодарите ее? Выберите из трех вариантов правильный:
-Благодарю.
-Спасибо.
-Моя благодарность не знает границ.
Учитель: Выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость.
Слова благодарности в английском языке.
Учитель: Какие слова благодарности вы знаете в английском языке? Правильно. Но существуют различные формы благодарности.
Ученик15 :
-Наиболее употребительны формы благодарности:
Спасибо! |
|
Thank you. |
Спасибо, да. |
|
Yes, please. |
Спасибо, нет. |
|
No, thank you. |
Спасибо вам за... |
|
Thank you for... |
|
|
|
-Выражения усиленной благодарности:
Большое спасибо! |
|
Thank you (so) very much. |
-Оттенок официальности имеют следующие высказывания:
Разрешите вас поблагодарить. |
|
I would like to thank you. |
Учитель:В каких ситуациях можно использовать данные слова? ( В магазине, в гостях)
Задание 5: Представьте, что я продавец. Прореагируйте на мои реплики.
Would you like some cheese? Yes, please. No, thank you.
Фрагмент из мультфильма .
Задание 6: Скажите, правильны ли эти утверждения или нет с точки зрения речевого этикета(групповая форма):
- « Эй! Кто-нибудь дома?»
-« Незачем так орать!.»
-« Привет, Кролик!»
-« Мы шли мимо и решили зайти.»
-« Сразу никто не уходит».
-« Ну, нам пора.»
-« А разве еще что-нибудь есть?»
Задание 7:
Вопрос1. Какие правила вежливости поведения в гостях нарушают герои мультфильма?
Вопрос 2.Какие вежливые слова используют герои?
3. Слова извинения.
Ученик16: Excuse me, sorry переводятся как "извините", но употребляются эти слова по-разному. Excuse me вы говорите тогда, когда только собираетесь обратиться с вопросом к кому-то либо пройти мимо кого-то, чувствуя, что можете задеть человека локтем, коленом или же всем корпусом. Ну, a sorry вы говорите тогда, когда все это только что проделали, т.е. толкнули, задели, наступили, уронили, разбили, опрокинули...
Инсценировка стихотворения:
Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал: "Извините, нечаянно".
Второй англичанин любезно ответил:
"Простите, но я ничего не заметил".
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать, объясните?"
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять".
Учитель:Как вы думаете, какое слово извинения нужно употребить в этой ситуации?
4.Слова просьбы.
Ученик 17: Let us try to be polite
In everything we do;
Remember always to say "Please"
And don't forget "Thank you". ( стихотворение о том, что не нужно забывать говорить
вежливые слова)
Ученик 17: Отменить что ли слово « пожалуйста»?
Повторяем его постоянно.
Нет, пожалуй, что без « пожалуйста»
Нам станет неуютно.
Инсценировка (Осеева В.А. « Волшебное слово.»).
Действующие лица: Старичок и Павлик.
Учитель:- Как вы думаете, про какое волшебное слово рассказал старик мальчику? Помогло ли это слово?
Учитель: Ребята, а теперь попробуйте сами закончить этот рассказ. А теперь прочитайте конец этого рассказа, написанный Осеевой.
4 Слова просьбы в английском языке
Ученик 18: В английском языке слово пожалуйста употребляется следующим образом:
Когда ты приглашаешь людей сделать что-нибудь, употребляй слово пожалуйста в начале предложения.
Please help yourself (to)…
Please come to school in time.
Please don’t wait for me.
Когда ты спрашиваешь что-нибудь, употребляй данное слово в конце предложения.
Could you help me, please.
Two coffees, please.
A glass of mineral water, please.
Задание 8: У вас даны предложения, поставьте слово пожалуйста на правильное место (групповая форма):
….don’t play in the garden….
….a sandwich and a cup of tee…
….call me tomorrow…
….help me to do my homework….
….two ice-creams ….
….don’t spend much money….
Учитель: В обиходе вежливого, воспитанного человека есть слова, которые называются « волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.
Веселая страничка
Ученики декламирует стихотворение А.Барто « Вежливый поступок».Инсценировка
Было лето,
Пели птички…
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.
(Звучит мелодия)
Не толкаются девчонки,
Скромно встали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.
Павлик понял:
Иностранки!
Это видно по осанке!
Может быть, они туристки,
Первый раз у нас в стране?
И с трудом он по – английски
Произнес: -Позвольте мне
Пригласить вас на скамью
Ну, а сам я постою!
Было лето,
Пели птички…
Две девчонки в электричке
Сели около окна,
-Между прочим,
Мы москвички,-
Улыбается одна.
Павлик крикнул:
-Как же так!
Значит, я…
Попал впросак?!
И теперь не пьет,
Не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место-
Неизвестно почему.
Учитель: Можно ли назвать Павлика вежливым человеком?
Игра : « Волшебные слова».
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого ( спасибо).
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит( добрый день).
3. Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
4. Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь,(здравствуйте).
5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим ( прости, пожалуйста).
6. И во Франции и в Дании
На прощание говорят ( до свидания).
Задание 9: Соедини русский вариант вежливого обращения с английским.
(групповая форма)
Спасибо большое |
Excuse me |
Извините меня |
Thank you very much |
Пожалуйста |
Sorry |
Добрый день |
Good afternoon |
Привет |
Good-evening |
Как мило с вашей стороны |
Please |
Простите |
Hello |
Добрый вечер |
How kind of you |
III. Заключительный этап.
Подведение итогов
Учитель: Важно ли употреблять в речи вежливые слова? Какую роль играют эти слова в жизни человека?
Ученики: Все эти слова нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку, окружающие люди относятся всегда по- доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.
Учитель: Как солнечные лучи согревают нас своим теплом , так добрые, вежливые слова делают наше общение приятнее, радостнее. Ребята, давайте и мы сделаем наше солнышко из добрых, вежливых слов. Каждая группа выбирает из списка толь те выражения, которые относятся к названиям своей группы.( работа в группах)
Вежливые слова:
Будьте любезны
Доброго пути
Извините меня ,пожалуйста
Благодарю вас
Спасибо
Добрый день
Здравствуйте
Пожалуйста
Добро пожаловать
Thank you very much
Good-morning
Please
Sorry
Excuse me
How do you do
How kind of you
Hello
You are welcome
Рефлексия : Светофор успешности: Выберите (зелёный, желтый или красный свет),
1. если вы считаете, что вежливые слова помогают установить
контакт с собеседником;
2. что не всегда вежливые слова помогают в общении;
3. что вежливые слова употреблять не обязательно.
Поощрение : Детям раздаются шоколадные медальки за хорошую работу.
Учитель: На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным-
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
Учитель: Спасибо за урок. До встречи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.