Интегрированный урок по теме: « Азбука вежливости» ( русский и английский языки)
Оценка 4.7

Интегрированный урок по теме: « Азбука вежливости» ( русский и английский языки)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
английский язык
5 кл
07.01.2017
Интегрированный урок по теме: « Азбука вежливости» ( русский  и английский языки)
Статья.DOC.doc

Интегрированный урок по теме: « Азбука вежливости» ( русский  и английский языки)

Класс : 5 А

Учителя : Каракозова О.С., Алексеева А.А.

Цели урока:

учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста,

знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов, воспитывать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу, формировать духовно - нравственное развитие  личности.

Задачи урока:

приобщение к нравственности, развитие внутренней культуры детей, развитие умения общаться, находить правильный выход из ситуации, расширение активного словарного запаса и кругозора детей, выработка особого мнения о вежливом человеке и правил вежливости, знакомство с английским речевым этикетом.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон,магнитная доска, реквизит для инсценировок, раздаточный материал.

Ход урока:

I . Начальный этап.

а)Орг.момент. Приветствие. Вводное слово.

Звучит музыка.(Дети рассаживаются по группам: группа « Слова извинения»,

« Слова благодарения», « Слова просьбы», « Слова приветствия».

Учитель: Здравствуйте, ребята! Good-morning, boys and girls!

Существует такое выражение- « азбучная истина». Это начало любого дела. Мы с вами учимся жить в мире, который основан на доброте и порядке. А доброта и порядок там, где есть вежливость. Поэтому наше занятие так и называется « Азбука вежливости».

Ребята, давайте , как вежливые люди поприветствуем  друг друга песенкой, которая называется « Здравствуйте».

б) Постановка проблемы:

Учитель: Какие слова вежливости вы знаете, которым вас научили ваши мамы , бабушки? Итак, цель нашего занятия- узнать больше о словах вежливости, которые мы употребляем каждый день.

-Как  вы понимаете слово « вежливость»? ( воспитанность, учтивость)

- Какого человека можно назвать вежливым? ( Вежливый человек- это прежде всего воспитанный человек, соблюдающий правила поведения. Вежливый человек всегда внимательно следит за своей речью, за тем, что он говорит, и как  говорит). Вежливость неотделима от доброжелательности. А она проявляется не только в поступках, но и в словах. Сегодня мы поговорим о правилах речевого этикета как в русском , так и в английском языках.

II.     Основной этап.

Учитель: Вы знаете много добрых, вежливых слов. Давайте вспомним, какие из них нужно говорить и когда. Внимательно прослушайте стихи и постарайтесь их запомнить, а потом назвать.


Ученик 1:    Эти слова известны давно,

                      Видишь, они просты и не новы.

                      Но я еще раз повторю все равно:

                     -Добрый день, будьте здоровы!

                     -Добрый день!- тебе сказали.

                     -Добрый день!- ответил ты.

                      Как две ниточки связали

                      Теплоты и красоты.

Ученик 2:   -Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

                     -Здравствуйте!-  улыбнется он в ответ.

                     И, наверно, не пойдет в аптеку

                     И здоровым будет много лет. (и другие стихи)



Учитель: Ну, как вспомнили? Перечислите слова? Как еще мы называем слова приветствия, благодарности, пожелания, просьбы, прощания?

 ( этикетными, волшебными). Что мы знаем о них?

            1.Слова приветствия

Ученик 7:  По-разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни- встречу с другим человеком .И все-таки общее тут есть. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое  и важное содержание: « Я тебя вижу, человек, и желаю тебе здоровья, мира , веселья, счастья».  Вот что означает слово

« здравствуйте» . об этом удивительном слове Влад Солоухин написал стихотворение:

              Ученик 8    :   Здравствуйте!

Поклонившись , мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто « здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ученик  9: Вот видите, вы поздоровались  и на « капельку радостней сделалась жизнь». Но многое зависит от того , как вы поздоровались. Один мальчик жаловался, что с этими « здоровканьями – одни неприятности». « Я ,-говорит, -уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, «здрасьте!» кричу. И мне же еще выговор делают: « До чего ты, Кеша, некультурный- просто ужас». Я поняла, что к чему, когда увидела, как он здоровается. Бежит Кеша по переулку: руки в карманах, воротник поднят, ноги консервную банку подфутболивают. Навстречу ему школьная медсестра . он на бегу бодро прокричал не то « дрась», не то « брысь» и помчался вперед. А она только руками развела и тяжело вздохнула: « Учат их, учат, а толку мало».

Нет, поздороваться с человеком так, чтобы на капельку солнца прибавилось в мире, тоже надо уметь.

                    Приветствие в английском языке

 Учитель: А теперь давайте поговорим о приветствии в английском языке.

Ученик 10 .Английский речевой этикет важен не только для самих англичан, но и для всех изучающих английский язык как иностранный. Английский речевой этикет своеобразен и имеет собственные правила и нормы, которые порой существенно расходятся с правилами и нормами, например, русского речевого этикета. Это приводит к тому, что очень культурный русский человек может показаться невежливым среди англичан, если он, общаясь с ними на английском, не владеет английским речевым этикетом. Точно также и английский джентльмен может показаться невежливым в общении на русском языке с культурными русскими, если он не обучен русскому речевому этикету.

Ученик 11) : В английском языке ,так и в русском речевой этикет делится на официальный ( деловой) и неофициальный ( разговорный).

В обращении к официальному лицу приветствие произносится  с полутвердительной, полувопросительной интонацией. Good-morning!

            Следующие фразы в английском речевом этикете ограничены временем

            (утром,   днем или вечером) употребления. Например: Good-morning! Good-

            evening! Good- afternoon!

       Сейчас How do you do? в качестве приветствия можно услышать только  

       среди людей старшего поколения.

       Стилистически сниженные приветствия, свойственны непринужденному

       общению хорошо знакомых людей: Hello! Hi!

       Задание 1: К какому стилю относятся данные диалоги и разыграйте их.


a)      –Hello, Ben! How are you?

-I’m OK. And you?

-Fine.

       b)  - Good-morning, Mr Green. How are you?

             - I’m fine, thanks.

       c)   - How do you do, Mr Black!

             - How do you do, Mr Brown!

       d)   - Hi, Nick! Where are you going?

              - To the swimming-pool.


       Задание 2: Давайте споем песенку приветствия How do you do.

       Задание 3: Учитель: Ребята, попробуйте ответить на следующие вопросы:

1.      Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?

2.      Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

3.      Можно ли вместо « здравствуйте» говорить «привет»?

4.      В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ты увидел классного руководителя и поздоровался только с ним. Скажите, допущена ли ошибка? А может быть все в порядке?

     2. Слова благодарности

Ученик 12  :Hearts, like doors, will open with ease

                     To very, very little keys.

                     And don't forget that two of these

                     Are "I thank you" and "If you please". (Стихотворение о том, что с

                                    помощью волшебных слов можно открыть путь к сердцу)

Ученик 13:

                     Слова с рожденья ждет жестокий выбор.

                    Не всякий возглас в речи выжить мог!

                    Но вот звучит во все века спасибо-

                    Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

Ученик14 : Вот из такого старинного русского пожелания « спаси бог» и родилось слово спасибо.

Учитель: Ребята, когда мы употребляем слово спасибо?( когда благодарим кого-нибудь за оказанное добро, внимание).

Какие еще формулы благодарности вы знаете? ( Благодарю вас, очень признательна, большое спасибо)

А вот исследователь русского этикета Н.И. Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Послушайте некоторые из них:


Благодарю вас.                            

Я вам очень признателен.      

Как я вам благодарна.      

Вы очень любезны.                

Я тронута вашим вниманием.

Вы меня так выручили.                              

Это очень мило с вашей стороны


Учитель: К кому вы обращаетесь со словами благодарности, находясь в школе? Какие слова будете использовать?

( Спасибо, большое спасибо, благодарю вас).

Задание 4. Вы пришли в школьную библиотеку и попросили Татьяну Константиновну дать вам нужную книгу. Она выполнила вашу просьбу. Как вы поблагодарите ее? Выберите из трех вариантов правильный:

-Благодарю.

-Спасибо.

-Моя благодарность не знает границ.

Учитель: Выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость.

      Слова благодарности в английском языке.

 Учитель: Какие слова благодарности вы знаете в английском языке? Правильно. Но существуют различные  формы благодарности.

Ученик15  :

  -Наиболее употребительны  формы благодарности:

Спасибо!

 

Thank you.

Спасибо, да.

 

Yes, please.

Спасибо, нет.

 

No, thank you.

Спасибо вам за...

 

Thank you for...

 

 

 

 -Выражения  усиленной  благодарности:

Большое спасибо! 

 

Thank you (so) very much.  
Thank you (ever) so much.  
Many thanks. Thanks a lot.

   -Оттенок официальности имеют следующие высказывания:

Разрешите вас поблагодарить. 

 

I would like to thank you.

Учитель:В каких ситуациях можно использовать данные слова? ( В магазине, в гостях)

Задание 5: Представьте, что я продавец. Прореагируйте на мои реплики.

Would you like some cheese? Yes, please. No, thank you.

             Фрагмент из мультфильма .

Задание 6: Скажите, правильны  ли эти утверждения или нет с точки зрения речевого этикета(групповая форма):

- « Эй! Кто-нибудь дома?»

-« Незачем так орать!.»

-« Привет, Кролик!»

-« Мы шли мимо и решили зайти.»

-« Сразу никто не уходит».

-« Ну, нам пора.»

-« А разве еще что-нибудь есть?»

Задание 7:

Вопрос1. Какие правила вежливости  поведения в гостях нарушают герои мультфильма?

Вопрос 2.Какие вежливые слова используют герои?

3. Слова извинения.

Ученик16: Excuse me, sorry переводятся как "извините", но употребляются эти слова по-разному. Excuse me вы говорите тогда, когда только собираетесь обратиться с вопросом к кому-то либо пройти мимо кого-то, чувствуя, что можете задеть человека локтем, коленом или же всем корпусом. Ну, a sorry вы говорите тогда, когда все это только что проделали, т.е. толкнули, задели, наступили, уронили, разбили, опрокинули...

Инсценировка стихотворения:


Один англичанин толкнул англичанина

и тут же сказал: "Извините, нечаянно".

Второй англичанин любезно ответил:

"Простите, но я ничего не заметил".

"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".

"Простите, но что мне прощать, объясните?"

"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"

"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.

Я рад бы простить вас, но мне не понять,

Что именно должен я вам извинять".


Учитель:Как вы думаете, какое слово  извинения нужно употребить в этой ситуации?

4.Слова просьбы.

Ученик 17: Let us try to be polite

In everything we do;

Remember always to say "Please"

And don't forget "Thank you". ( стихотворение о том, что не нужно забывать говорить

                                                       вежливые слова)

Ученик 17: Отменить что ли слово « пожалуйста»?

Повторяем его постоянно.

Нет, пожалуй, что без « пожалуйста»

Нам станет неуютно.

Инсценировка (Осеева В.А. « Волшебное слово.»).

Действующие лица: Старичок и Павлик.

Учитель:- Как вы думаете, про какое волшебное слово рассказал старик мальчику? Помогло ли это слово?

Учитель:  Ребята, а теперь попробуйте сами закончить этот рассказ. А теперь прочитайте конец этого рассказа, написанный Осеевой.

  4     Слова просьбы  в английском языке

Ученик 18: В английском языке слово пожалуйста употребляется  следующим образом:

Когда ты приглашаешь людей сделать что-нибудь, употребляй слово пожалуйста в начале предложения.

Please help yourself (to)…

Please come to school in time.

Please don’t wait for me.

Когда ты спрашиваешь что-нибудь, употребляй данное слово в конце предложения.

Could you help me, please.

Two coffees, please.

A glass of mineral water, please.

Задание 8: У вас даны предложения, поставьте слово пожалуйста на правильное место (групповая форма):

….don’t play in the garden….

….a sandwich and a cup of tee…

….call me tomorrow…

….help me to do my homework….

….two ice-creams ….

….don’t spend much money….

Учитель: В обиходе вежливого, воспитанного человека есть слова, которые называются « волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Веселая страничка

Ученики декламирует стихотворение А.Барто « Вежливый поступок».Инсценировка


Было лето,

Пели птички…

Павлик ехал в электричке.

Вдруг на станции Фили

Две девчонки в дверь вошли.

(Звучит мелодия)

Не толкаются девчонки,

Скромно встали в уголке

И беседуют в сторонке

На английском языке.

Павлик понял:

Иностранки!

Это видно по осанке!

Может быть, они туристки,

Первый раз у нас в стране?

И с трудом он по – английски

Произнес: -Позвольте мне

Пригласить вас на скамью

Ну, а сам я постою!

Было лето,

Пели птички…

Две девчонки в электричке

Сели около окна,

-Между прочим,

Мы москвички,-

Улыбается одна.

Павлик крикнул:

-Как же так!

Значит, я…

Попал впросак?!

И теперь не пьет,

Не ест он!

Посочувствуем ему:

Уступил девчонкам место-

Неизвестно почему.


Учитель: Можно ли назвать Павлика вежливым человеком?

Игра : « Волшебные слова».


1.      Растает даже ледяная глыба

От слова теплого ( спасибо).

2.      Зазеленеет старый пень,

Когда услышит( добрый день).

3.      Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

4.      Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь,(здравствуйте).

5.      Когда нас бранят за шалости,

Говорим ( прости, пожалуйста).

6.      И во Франции и в Дании

На прощание говорят ( до свидания).


Задание 9: Соедини русский вариант вежливого обращения с английским.

                    (групповая форма)

Спасибо большое

Excuse me

Извините меня

Thank you very much

Пожалуйста

Sorry

Добрый день

Good afternoon

Привет

Good-evening

Как мило с вашей стороны

Please

Простите

Hello

Добрый вечер

How kind of you

 

III.  Заключительный этап.

      Подведение итогов

Учитель: Важно ли употреблять в речи вежливые слова? Какую роль играют эти слова в жизни человека?

Ученики: Все эти слова нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку, окружающие люди относятся всегда по- доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.

Учитель: Как солнечные лучи согревают нас своим теплом , так добрые, вежливые слова делают наше общение приятнее, радостнее. Ребята, давайте и мы сделаем наше солнышко из добрых, вежливых слов. Каждая группа выбирает из списка толь те выражения, которые относятся к названиям своей группы.( работа в группах)


Вежливые слова:


Будьте любезны

Доброго пути

Извините меня ,пожалуйста

Благодарю вас

Спасибо

Добрый день

Здравствуйте

Пожалуйста

Добро пожаловать

Thank you very much

Good-morning

Please

Sorry

Excuse me

How do you do

How kind of you

Hello

You are welcome


Рефлексия : Светофор успешности: Выберите (зелёный, желтый или красный свет),

                       1. если вы считаете, что вежливые слова помогают установить

                           контакт с собеседником;

                       2. что не всегда вежливые слова помогают в общении;

                       3. что вежливые слова употреблять не обязательно.

Поощрение : Детям раздаются шоколадные медальки за хорошую работу.

Учитель: На доброе слово

                  Не надо скупиться.

                  Сказать это слово-

                 Что дать напиться.

                 Со словом обидным-

                 Нельзя торопиться,

                 Чтоб завтра

                Себя самого не стыдиться.

Учитель: Спасибо за урок. До встречи.                                                       


Интегрированный урок по теме: «

Интегрированный урок по теме: «

Учитель: Ну, как вспомнили? Перечислите слова?

Учитель: Ну, как вспомнили? Перечислите слова?

Сейчас How do you do ? в качестве приветствия можно услышать только среди людей старшего поколения

Сейчас How do you do ? в качестве приветствия можно услышать только среди людей старшего поколения

Учитель : Выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость

Учитель : Выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость

And don't forget "Thank you". ( стихотворение о том, что не нужно забывать говорить вежливые слова)

And don't forget "Thank you". ( стихотворение о том, что не нужно забывать говорить вежливые слова)

Если больше есть не в силах,

Если больше есть не в силах,
Скачать файл