Интегрированный урок при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
чтение
5 кл
30.05.2017
На сегодняшний день в АООП, разработанной в соответствии с ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), выделяют предметные и личностные результаты обучения. Для обучающихся специальных школ приоритетными являются личностные результаты, способствующие социализации в окружающей действительности. Необходимо помнить, что для таких детей важны не сами предметные знания, а умение применять их на практике.
Интегрированный урок.docx
Интегрированный урок при обучении школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Основной формой коррекционноразвивающего обучения является урок.
Выделяют следующие основные типы уроков:
1. Урок изучения нового материала.
2. Урок закрепления знаний.
3. Урок обобщения и систематизации знаний.
4. Урок проверки и оценки знаний.
5. Комбинированный урок.
6. Урокигра.
7. Урокэкскурсия.
8. Урокдиалог.
При обучении умственно отсталых школьников используются следующие
методы:
1. Нагляднодемонстрационный,
2. Словеснообъяснительный,
3. Экспериментальнопрактический,
4. Индивидуальноразвивающий.
5. Смешанный.
Методы учебной и воспитательной работы реализуются за счёт конкретных
учебных мероприятий, форм обучения и воспитания, различных видов
деятельности учащихся, а также с помощью средств обучения, которые
используются в процессе реализации того или иного метода.
Специфика методов обучения в школе для детей с ОВЗ заключается в их
коррекционной направленности. Это понятие включает:
замедленность обучения и частую повторяемость,
подачу учебного материала малыми порциями,
максимальную развернутость и расчлененность материала,
наличие подготовительного периода в обучении,
постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их
выбирать и применять. Ценность метода реализуется в том случае, если он:
обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника,
делает обучение доступным и посильным,
обеспечивает прочность знаний,
учитывает индивидуальные особенности ребенка,
способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.
На сегодняшний день в АООП, разработанной в соответствии с ФГОС для
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
выделяют предметные и личностные результаты обучения. Для обучающихся
специальных школ приоритетными являются личностные результаты,
способствующие социализации в окружающей действительности. Необходимо
помнить, что для таких детей важны не сами предметные знания, а умение
применять их на практике. Иными словами, учащиеся должны получить те
необходимые для них предметные знания, применяя которые они смогут
беспрепятственно сосуществовать с другими представителями общества.
Таким образом, урок должен способствовать решению основных задач,
стоящих перед школой в общем и перед учителем в частности:
оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно
отсталому ребёнку;
способствовать его социальной адаптации.
Особое значение имеет проведение интегрированного урока, в ходе
которого прослеживаются межпредметные связи. Все учебные предметы
можно интегрировать между собой. Рассмотрим интеграцию таких учебных
предметов как чтение, ИЗО, музыка. Примером послужит урокэкскурсия,
проведённый в 5 классе на тему: «Зима в произведениях поэтов, писателей,
художников и композиторов». Данный урок – комбинированный, поскольку
содержит в себе как обобщение и систематизацию ранее полученных знаний
так и ознакомление с музыкальными и художественными произведениями,
посвящёнными зимней тематике. Он проведён как урокэкскурсия.
Цель проведения урока – показать взаимосвязь таких видов искусства как
литература, ИЗО, музыка, сформировать у учащихся понимание о синтезе
творчества писателей, поэтов, художников и композиторов.
Для достижения поставленной цели решались определённые задачи. Учебнокоррекционные:
обобщение и систематизация полученных знаний о литературных
произведениях о зимнем времени года отечественных писателей и поэтов;
ознакомление с музыкальными и художественными произведениями,
посвящённых зимней тематике;
нахождение взаимосвязи литературы, музыки, живописи как составных
частей искусства;
обучение анализу, выделению главного, умению высказывать своё мнение
при описании картины, знакомстве с литературным и музыкальным
произведениями.
Коррекционноразвивающие:
совершенствование техники чтения, закрепление навыков осмысленного
чтения;
развитие памяти, воображения, мышления;
расширение и активизация словарного запаса учащихся;
развитие музыкального восприятия, музыкальных и творческих
способностей, музыкального слуха;
развитие чувства прекрасного, художественных умений и навыков.
Коррекционновоспитательные:
воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю;
воспитание уважения и чувства гордости к людям искусства;
воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Урок состоял из подготовительной части и основной, которая в свою
очередь включала в себя актуализацию знаний, первичное обращение к
источнику знаний, вывод и оценку знаний учащихся. Все этапы урока
логически взаимосвязаны, каждый этап решает определенный круг задач и
представляет собой ступень на пути к достижению цели.
На уроке были применены следующие комплексы методов: словесные –
рассказ, беседа; наглядные – иллюстрация, демонстрация; практические –
выполнение заданий; поисковые; методы самостоятельной работы; методы
стимулирования – познавательные игры, создание ситуации успеха; методы
контроля и самоконтроля.
В ходе урока были показаны презентации с изображением зимних
признаков природы, репродукция картины «Зима» известного пейзажиста И.И.
Шишкина. Учащиеся прослушали пьесу под названием «Декабрь» из цикла
«Времена года» Петра Ильича Чайковского, концерт № 4 из цикла пьес
«Времена года» Антонио Вивальди, на фоне которого был прочитан сонет. На
уроке использовались дидактические карточки для индивидуальной работы
(использована классификация по М.С. Певзнер, В.В. Воронковой). Карточки с текстами рассчитаны на читающих детей.
Карточки с изображениями предметов, явлений природы были у каждого
ученика. Таким образом, на уроке применялся дифференцированный подход.
В начале урока перед учащимися была поставлена задача – определить,
о чём будет идти речь на уроке. Для этого детям нужно было поучаствовать в
игре «Новогодние игрушки». Из выделенных букв в названиях игрушек ребята
составили слово «зима», вследствие чего ими был сделан вывод, что тема
нашего урока связана с зимним временем года.
Во время урока школьники рассказывали стихи о зиме, по карточкам
читали отрывки из изученных произведений с описанием зимних примет.
После просмотра репродукции картины, прослушивания музыкальных
произведений дети отвечали на вопросы учителя, для чего из имеющихся на
столе карточек ребята выбирали те из них, которые, по их мнению,
соответствовали ответу на задаваемые вопросы. Правильность своего выбора
они определяли самостоятельно.
Когда все задания были выполнены, детям и гостям урока были
предложены разноцветные шары, цвет каждого из них соответствовал
восприятию урока. Ребята и гости выбирали подходящий дня них шар и
прикрепляли к искусственной ели, поставленной с этой целью в кабинете.
В конце урока учащимися был сделан следующий вывод: искусство
обладает могучей силой, когда им владеют люди с добрым сердцем. Оно не
только несет красоту в мир, но и объединяет людей, чтобы сделать мир ярче и
добрее.
Так, урок проведен в комфортной эмоциональнопсихологической
атмосфере, что соответствует принципам коррекционноразвивающего
обучения: динамичности, продуктивности, развития высших психических
функций, мотивации к обучению. Время урока распределено и использовано
рационально.
На протяжении всего урока дети сохраняли работоспособность за счёт
смены деятельности. Ребятам была предложена тематическая физминутка
«Наконец пришла зима», в ходе которой все с удовольствием показывали
виды деятельности в зимнее время года на прогулке.
Наконец пришла зима
Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
На каждом этапе урока создавались условия для продуктивной
деятельности – ученики решали задачу по добыванию знаний, что способствует развитию познавательных способностей учащихся. При этом
применялся частичнопоисковый метод. Все ученики проявляли интерес к
происходящему на уроке, с интересом выполняли предложенные задания,
принимали участие в дидактических играх. Ребята показали умение работать
в коллективе и индивидуально, самостоятельно извлекать информацию,
делать необходимые выводы, способность к самоконтролю.
Подводя итоги, следует сказать, что в целом на данном уроке
обучающиеся достигли положительных результатов в усвоении учебного
материала по теме урока, все поставленные на время урока задачи были
решены полностью, цель урока достигнута.
Интегрированный урок при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Интегрированный урок при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Интегрированный урок при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Интегрированный урок при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Интегрированный урок при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.