Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"
Оценка 4.9

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир +2
Взрослым
19.04.2018
Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"
Форма урока – игра – путешествие • Заповедная – выступление экскурсоводов, просмотр презентации, заполнение карточки «Станция заповедная». • Красная книга – определение видов краснокнижников. • Литературная – чтение стихотворений и их анализ. • В мире животных – просмотр видеосюжета, озвучивание ролика. • Поэтическая – учащиеся сочиняют лозунг к защите природы (рефлексия). Цель: интегрирование знаний о заповедниках Пермского края и об их значении и умение работать с литературными источниками. Задачи: • Обучающие – формировать навык выразительного чтения и анализа литературных произведений, умения работы в группе. • Развивающие – готовить доклады и выступать перед аудиторией, развивать познавательный интерес к природе Пермского края. • Воспитательные – способствовать воспитанию бережного отношения к природе. Материалы и оборудование: презентация «Басеги», «Вишерский заповедник», «Красная книга», карточки-задания, видеосюжет «Из жизни животных», Красная книга Среднего Урала, карта Среднего Урала, таблица к станции «Заповедная» , бланк оценивания для жюри
Интегрированный урок В гости к природе.doc
Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе" Форма урока – игра – путешествие  Заповедная – выступление экскурсоводов, просмотр презентации, заполнение карточки «Станция  заповедная».  Красная книга – определение видов краснокнижников.  Литературная – чтение стихотворений и их анализ.  В мире животных – просмотр видеосюжета, озвучивание ролика.  Поэтическая – учащиеся сочиняют лозунг к защите природы (рефлексия). Цель: интегрирование знаний о заповедниках Пермского края и об их значении и умение работать с  литературными источниками. Задачи:  Обучающие – формировать навык выразительного чтения и анализа литературных произведений, умения работы в группе. Развивающие – готовить доклады и выступать перед аудиторией, развивать познавательный интерес к  природе Пермского края. Воспитательные – способствовать воспитанию бережного отношения к природе.   Материалы и оборудование: презентация «Басеги», «Вишерский заповедник», «Красная книга», карточки­ задания, видеосюжет «Из жизни животных», Красная книга Среднего Урала, карта Среднего Урала, таблица к  станции «Заповедная» , бланк оценивания для жюри  Ход урока Ход урока Деятельность учащихся Введение (организационный) 1 слайд Эпиграфом к нашему уроку послужат слова известного  писателя Б. Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» Б. Шоу – Что значит жить как люди? (Уважать друг друга, бережно относиться к окружающему миру) – Сегодня еще сохранились уголки первозданной природы. Мы совершим путешествие в живописные уголки Пермского Края – в заповедники. 2 слайд Тема урока «В гости к природе». Сегодняшний урок не только путешествие, но еще и игра. Вы будете работать в команде. Правильность ваших ответов будет  оцениваться в баллах, разрешите представить жюри:… Желаем удачи! Путешествие начинается и первая станция  «Заповедная». 3 слайд Станция «Заповедная» – У вас на столе лежат карточки, ознакомьтесь с ними. Просмотр презентаций «Басеги»,  «Вишерский заповедник», заслушивание выступлений,  заполнение карточки «Станция  заповедная» и устная проверка. Вы внимательно слушаете экскурсоводов и по окончании  выступлений заполняете карточку станция «Заповедная». 4 слайд Заповедник Басеги 1 ученик: 5 слайд Сказочный край – горы и лес. Мир этот полон тайн и чудес. Я окунусь в него с головой. Знаю и верю – мир этот мой. На горных вершинах здесь спят облака. 6–9 слайд  В дебрях таежных струится река, Играет на солнце живою водой. Знаю и верю – мир этот мой. И нет на свете красивее гор. Это – Басеги, зеленый простор Я окунусь в него с головой. Знаю и верю – мир этот мой. 2 ученик: На Западном склоне Уральских гор, среди бескрайнего  моря тайги поднялся один из живописнейших горных хребтов –  Басеги. Заповедник назван в честь горного хребта Басеги и  переводится как «красивый, чудесный». Заповедник был создан в  1982 году для охраны природы Среднего Урала. Общая площадь  заповедника не превышает 37935 га. 10­12 слайд Он состоит из трех отдельных вершин, названных  Северный, Средний и Южный Басег, разделенных ложбинами.  Крупные каменистые склоны покрыты огромными камнями. 14­15 слайд Причудливые формы рельефа, образовавшегося в  результате последнего оледенения и выветривания, являются  красивейшими местами. 16­18 слайд Леса в районе хребтов Басеги представляют собой  последний крупный не вырубленный таежный массив западной  части Среднего Урала и поэтому являются эталонным объектом  естественных таежных экосистем. В заповеднике протекают 11 рек, 8 из которых имеют особое  значение из – за того, что в них нерестится рыба, такая как: хариус  и таймень. Самой большой рекой заповедника является река Усьва. 19­28 слайд 3 ученик: В шерский запов дник — государственный  природный заповедник в Красновишерском районе Пермского края  расположен на западном склоне Северного Урала. Основан в 1991  году. Общая площадь Вишерского заповедника составляет 241 200  га. 29 слайд Крупнейшая река заповедника — Вишера. Самый высокий пункт заповедника — главная вершина хребта  Тулымский камень — 1469,6 м. Она также является высшей точкой  ии еи Пермского края. В недрах заповедника встречаются алмазы, золото, серебро,  вольфрам, свинец, горный хрусталь. Вишерский Урал интересен тем, что является последним в Европе  районом компактного проживания представителей древнего народа манси. 30­31 слайд В верховьях Вишеры находится один из крупнейших в  Европе массивов эталонного, то есть не знавшего топора,  темнохвойного таёжного леса. В заповеднике произрастают елово­ пихтовые и пихтово­еловые леса с сильной примесью кедра (сосны  сибирской), рябины и берёзы. 32­33 слайд 4 ученик: Есть на притоке Вишеры уникальный уголок – это водопад  Жигалан. Только появившись на свет, Жигалан сразу ныряет в  тесный каньон. Когда встает солнце и освещает долину Жигалана,  все преображается. Оно играет в пенных струях, в листьях ив и  рябин, расцвечивает яркими красками покрытые лишайниками  камни. В это время нет реки красивее. 34 слайд 5 ученик: Говорливый, скажи, много слез, Много ль вод протекло у порога? Эхо камня на этот вопрос Многократно ответит, что много.  Причудливым изгибом вытянулся вдоль Вишеры Камень Говорливый – скала длиной более 2 км и высотой до 100 м. Славится  необыкновенным эхом, с которым связано множество былин и  легенд. Местные предания рассказывают о том, что если в темную  ночь тихонько постоять возле расщелины камня, то можно  услышать рассказ этого разговорчивого великана об исторических  событиях, происходивших на берегах Вишеры в старину. 35 слайд 6 ученик: Развернув свою лодку веслом, Посмотри на восток обагренный: Нас угрюмый старик Помяненный Помянет, когда вниз поплывем…  Казалось бы, что особенного? Мало ли гор в России? Много, да не  таких! Гора необычна – с ней слиты воедино и массивные каменные  крепости, и замки, и чудесный неповторимый пейзаж сказочного  леса. Почему Камень называют Помяненным? Может в память о  тысячах сосланных в эти каря людей, которые в короткие сроки  построили первый завод бумажной промышленности в России? Мы познакомились только с несколькими памятниками природы, а  их в заповедниках еще много. – А что такое заповедник? 36 слайд Заповедник – это охраняемая территория, на которой  Просмотр презентации «Красная  книга» и определение видов  краснокнижников. Заслушивание отрывка  стихотворения, анализ,  угадывание авторов  стихотворений, рассуждение над  стихотворениями оберегаются ценные растения, редкие животные. В заповедниках  нельзя охотиться, собирать растения. Создаются они для того,  чтобы сохранить природу в первозданном виде. 37 слайд Кроме заповедников для сохранения природы создаются  еще заказники, национальные парки, ботанические сады. А теперь заполните в группах карточку «Станция заповедная». – Устная проверка: 1. Где расположен заповедник Басеги? 2. Где расположен Вишерский заповедник? 3. Какой заповедник больше по площади? 4. В каком году создан заповедник Басеги? 5. В каком году создан Вишерский заповедник? 6. Крупная река в Басегах? 7. Крупная река в Вишерском заповеднике? 8. Какой лес преобладает в заповедниках? 9. Что уникального есть в Вишерском заповеднике? Путешествие наше продолжается и следующая 38 слайд станция «Красная книга». Вы знаете, что в Красную книгу включаются животные и растения, численность которых находится под угрозой  исчезновения (демонстрация Красной книги Среднего Урала). – А знаете ли вы кто, помещен в Красной книге Среднего Урала? 39­48 слайд Внимательно посмотрите фотографии и в группе  решите, кто из них является краснокнижником (Правильные ответы: еж обыкновенный, лебедь­кликун, краснозобая казарка, медянка,  ушан, кувшинка белая, кубышка желтая, черный аист). 49 слайд Станция «Литературная» Тема природы, ее защита волновала писателей и поэтов во все  времена. 1. Послушайте отрывок из стихотворения Владимира Высоцкого  «Заповедник» Бегают по лесу стаи зверей­ Не за добычей, не на водопой: Денно и нощно они егерей Ищут веселой толпой. – Что означает выражение «денно и нощно»? – Объясните значение слова егерь* – охотник­профессионал Каждому егерю – в руки таблички: «Не бей!», «Не губи!» Все это вместе зовут – заповедник,– Заповедь только одна: не убий! Просмотр видеосюжета «В мире  животных», озвучивание ролика. Пишут лозунг – призыв и  зачитывают. – От какого слова произошло слово заповедник – заповедь, т.е.  правило. – К чему призывает автор, какое правило должны соблюдать люди? 2. Природа прекрасна в любое время года. Недаром поэты  посвящали столько стихов природе. Задание: отгадать по портретам поэтов, которые писали стихи о  природе. – А.С. Пушкин, – М.Ю. Лермонтов, – Ф.И. Тютчев, – С.А. Есенин, А.А. Фет, И. Северянин. 3. Недавно на уроках литературы мы изучали творчество И.  Северянина. Прочитайте выразительно стихотворение «В парке  плакала девочка» Задание: ответить на вопросы по группам: 1. Что вызвало жалость у маленькой героини. Почему поэт так  высоко оценил чувства ребенка? 2. Как откликнулся отец на добрые чувства девочки? 3. Какие рифмы запомнились вам в этом стихотворении? Задание: придумать вопросы для обсуждения стихотворения. 4. Выразительное чтение стихотворения «Что шепчет парк» – Какой прием используется в названии стихотворения?  (олицетворение) – О чем «тоскует душой» автор? Мир природы интересен и загадочен. Наверное, вы устали,  представьте себе, что вы очутились на лугу. И следующая станция  творческая 50 слайд Станция «В мире животных» Вашему взору представилась чудесная картина. Вы ее сняли и ее  необходимо озвучить. После просмотра команды озвучивают свои  работы. В ходе нашего путешествия вы были в роли слушателей, чтецов,  эрудитов, звукооператоров, а почему бы не попробовать себя в  роли поэта? И следующая 51 слайд Станция «Поэтическая» Пока жюри подводит итоги, вы напишите лозунг – призыв к людям о защите окружающей среды (рефлексия). Подведение итогов игры. Путешествие подходит к завершению. Итог урока. Мы сегодня очутились в сказке. Вот она живая природа, одно из  чудес Вселенной. Кажется, что не тронута она ни временем, ни  человеком. Укрытая пестрым ковром трав, населенная зверями и птицами, украшенная вековыми елями и пихтами, пропитанная  родниками и ручьями живой воды. На нашей планете так мало  места для дикой природы… и такие заповедные уголки – спасение  для многих живых существ. Наша с вами задача беречь природу и сохранить ее для будущих  поколений. После урока учащиеся оценивают свое настроение, используя  цветовую гамму радуги.

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018