Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир +2
Взрослым
19.04.2018
Форма урока – игра – путешествие
• Заповедная – выступление экскурсоводов, просмотр презентации, заполнение карточки «Станция заповедная».
• Красная книга – определение видов краснокнижников.
• Литературная – чтение стихотворений и их анализ.
• В мире животных – просмотр видеосюжета, озвучивание ролика.
• Поэтическая – учащиеся сочиняют лозунг к защите природы (рефлексия).
Цель: интегрирование знаний о заповедниках Пермского края и об их значении и умение работать с литературными источниками.
Задачи:
• Обучающие – формировать навык выразительного чтения и анализа литературных произведений, умения работы в группе.
• Развивающие – готовить доклады и выступать перед аудиторией, развивать познавательный интерес к природе Пермского края.
• Воспитательные – способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование: презентация «Басеги», «Вишерский заповедник», «Красная книга», карточки-задания, видеосюжет «Из жизни животных», Красная книга Среднего Урала, карта Среднего Урала, таблица к станции «Заповедная» , бланк оценивания для жюри
Интегрированный урок В гости к природе.doc
Интегрированный урок "природоведение +
литература" по теме "В гости к природе"
Форма урока – игра – путешествие
Заповедная – выступление экскурсоводов, просмотр презентации, заполнение карточки «Станция
заповедная».
Красная книга – определение видов краснокнижников.
Литературная – чтение стихотворений и их анализ.
В мире животных – просмотр видеосюжета, озвучивание ролика.
Поэтическая – учащиеся сочиняют лозунг к защите природы (рефлексия).
Цель: интегрирование знаний о заповедниках Пермского края и об их значении и умение работать с
литературными источниками.
Задачи:
Обучающие – формировать навык выразительного чтения и анализа литературных произведений, умения
работы в группе.
Развивающие – готовить доклады и выступать перед аудиторией, развивать познавательный интерес к
природе Пермского края.
Воспитательные – способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование: презентация «Басеги», «Вишерский заповедник», «Красная книга», карточки
задания, видеосюжет «Из жизни животных», Красная книга Среднего Урала, карта Среднего Урала, таблица к
станции «Заповедная» , бланк оценивания для жюри
Ход урока
Ход урока
Деятельность учащихся
Введение (организационный)
1 слайд Эпиграфом к нашему уроку послужат слова известного
писателя Б. Шоу:
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать
под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить
на земле, как люди» Б. Шоу
– Что значит жить как люди?
(Уважать друг друга, бережно относиться к окружающему миру)
– Сегодня еще сохранились уголки первозданной природы.
Мы совершим путешествие в живописные уголки Пермского Края – в
заповедники.
2 слайд Тема урока «В гости к природе».
Сегодняшний урок не только путешествие, но еще и игра. Вы будете
работать в команде. Правильность ваших ответов будет
оцениваться в баллах, разрешите представить жюри:…
Желаем удачи! Путешествие начинается и первая станция
«Заповедная».
3 слайд Станция «Заповедная»
– У вас на столе лежат карточки, ознакомьтесь с ними.
Просмотр презентаций «Басеги»,
«Вишерский заповедник»,
заслушивание выступлений,
заполнение карточки «Станция
заповедная» и устная проверка. Вы внимательно слушаете экскурсоводов и по окончании
выступлений заполняете карточку станция «Заповедная».
4 слайд Заповедник Басеги
1 ученик:
5 слайд
Сказочный край – горы и лес.
Мир этот полон тайн и чудес.
Я окунусь в него с головой.
Знаю и верю – мир этот мой.
На горных вершинах здесь спят облака.
6–9 слайд
В дебрях таежных струится река,
Играет на солнце живою водой.
Знаю и верю – мир этот мой.
И нет на свете красивее гор.
Это – Басеги, зеленый простор
Я окунусь в него с головой.
Знаю и верю – мир этот мой.
2 ученик: На Западном склоне Уральских гор, среди бескрайнего
моря тайги поднялся один из живописнейших горных хребтов –
Басеги. Заповедник назван в честь горного хребта Басеги и
переводится как «красивый, чудесный». Заповедник был создан в
1982 году для охраны природы Среднего Урала. Общая площадь
заповедника не превышает 37935 га.
1012 слайд Он состоит из трех отдельных вершин, названных
Северный, Средний и Южный Басег, разделенных ложбинами.
Крупные каменистые склоны покрыты огромными камнями.
1415 слайд Причудливые формы рельефа, образовавшегося в
результате последнего оледенения и выветривания, являются
красивейшими местами.
1618 слайд Леса в районе хребтов Басеги представляют собой
последний крупный не вырубленный таежный массив западной
части Среднего Урала и поэтому являются эталонным объектом
естественных таежных экосистем.
В заповеднике протекают 11 рек, 8 из которых имеют особое
значение из – за того, что в них нерестится рыба, такая как: хариус
и таймень. Самой большой рекой заповедника является река Усьва.
1928 слайд 3 ученик: В шерский запов дник — государственный
природный заповедник в Красновишерском районе Пермского края
расположен на западном склоне Северного Урала. Основан в 1991
году. Общая площадь Вишерского заповедника составляет 241 200
га.
29 слайд Крупнейшая река заповедника — Вишера.
Самый высокий пункт заповедника — главная вершина хребта
Тулымский камень — 1469,6 м. Она также является высшей точкой
ии
еи Пермского края.
В недрах заповедника встречаются алмазы, золото, серебро,
вольфрам, свинец, горный хрусталь.
Вишерский Урал интересен тем, что является последним в Европе
районом компактного проживания представителей древнего народа
манси.
3031 слайд В верховьях Вишеры находится один из крупнейших в
Европе массивов эталонного, то есть не знавшего топора,
темнохвойного таёжного леса. В заповеднике произрастают елово
пихтовые и пихтовоеловые леса с сильной примесью кедра (сосны
сибирской), рябины и берёзы.
3233 слайд 4 ученик:
Есть на притоке Вишеры уникальный уголок – это водопад
Жигалан. Только появившись на свет, Жигалан сразу ныряет в
тесный каньон. Когда встает солнце и освещает долину Жигалана,
все преображается. Оно играет в пенных струях, в листьях ив и
рябин, расцвечивает яркими красками покрытые лишайниками
камни. В это время нет реки красивее.
34 слайд 5 ученик:
Говорливый, скажи, много слез,
Много ль вод протекло у порога?
Эхо камня на этот вопрос
Многократно ответит, что много.
Причудливым изгибом вытянулся вдоль Вишеры Камень Говорливый
– скала длиной более 2 км и высотой до 100 м. Славится
необыкновенным эхом, с которым связано множество былин и
легенд. Местные предания рассказывают о том, что если в темную
ночь тихонько постоять возле расщелины камня, то можно
услышать рассказ этого разговорчивого великана об исторических
событиях, происходивших на берегах Вишеры в старину.
35 слайд 6 ученик:
Развернув свою лодку веслом,
Посмотри на восток обагренный:
Нас угрюмый старик Помяненный
Помянет, когда вниз поплывем…
Казалось бы, что особенного? Мало ли гор в России? Много, да не
таких! Гора необычна – с ней слиты воедино и массивные каменные
крепости, и замки, и чудесный неповторимый пейзаж сказочного
леса. Почему Камень называют Помяненным? Может в память о
тысячах сосланных в эти каря людей, которые в короткие сроки
построили первый завод бумажной промышленности в России?
Мы познакомились только с несколькими памятниками природы, а
их в заповедниках еще много.
– А что такое заповедник?
36 слайд Заповедник – это охраняемая территория, на которой
Просмотр презентации «Красная
книга» и определение видов
краснокнижников.
Заслушивание отрывка
стихотворения, анализ,
угадывание авторов
стихотворений, рассуждение над
стихотворениями оберегаются ценные растения, редкие животные. В заповедниках
нельзя охотиться, собирать растения. Создаются они для того,
чтобы сохранить природу в первозданном виде.
37 слайд Кроме заповедников для сохранения природы создаются
еще заказники, национальные парки, ботанические сады.
А теперь заполните в группах карточку «Станция заповедная».
– Устная проверка:
1. Где расположен заповедник Басеги?
2. Где расположен Вишерский заповедник?
3. Какой заповедник больше по площади?
4. В каком году создан заповедник Басеги?
5. В каком году создан Вишерский заповедник?
6. Крупная река в Басегах?
7. Крупная река в Вишерском заповеднике?
8. Какой лес преобладает в заповедниках?
9. Что уникального есть в Вишерском заповеднике?
Путешествие наше продолжается и следующая
38 слайд станция «Красная книга».
Вы знаете, что в Красную книгу включаются
животные и растения, численность которых находится под угрозой
исчезновения (демонстрация Красной книги Среднего Урала).
– А знаете ли вы кто, помещен в Красной книге Среднего Урала?
3948 слайд Внимательно посмотрите фотографии и в группе
решите, кто из них является краснокнижником (Правильные ответы:
еж обыкновенный, лебедькликун, краснозобая казарка, медянка,
ушан, кувшинка белая, кубышка желтая, черный аист).
49 слайд Станция «Литературная»
Тема природы, ее защита волновала писателей и поэтов во все
времена.
1. Послушайте отрывок из стихотворения Владимира Высоцкого
«Заповедник»
Бегают по лесу стаи зверей
Не за добычей, не на водопой:
Денно и нощно они егерей
Ищут веселой толпой.
– Что означает выражение «денно и нощно»?
– Объясните значение слова егерь* – охотникпрофессионал
Каждому егерю – в руки таблички:
«Не бей!», «Не губи!»
Все это вместе зовут – заповедник,–
Заповедь только одна: не убий!
Просмотр видеосюжета «В мире
животных», озвучивание ролика.
Пишут лозунг – призыв и
зачитывают. – От какого слова произошло слово заповедник – заповедь, т.е.
правило.
– К чему призывает автор, какое правило должны соблюдать люди?
2. Природа прекрасна в любое время года. Недаром поэты
посвящали столько стихов природе.
Задание: отгадать по портретам поэтов, которые писали стихи о
природе.
– А.С. Пушкин, – М.Ю. Лермонтов, – Ф.И. Тютчев, – С.А. Есенин, А.А.
Фет, И. Северянин.
3. Недавно на уроках литературы мы изучали творчество И.
Северянина. Прочитайте выразительно стихотворение «В парке
плакала девочка» Задание: ответить на вопросы по группам:
1. Что вызвало жалость у маленькой героини. Почему поэт так
высоко оценил чувства ребенка?
2. Как откликнулся отец на добрые чувства девочки?
3. Какие рифмы запомнились вам в этом стихотворении?
Задание: придумать вопросы для обсуждения стихотворения.
4. Выразительное чтение стихотворения «Что шепчет парк»
– Какой прием используется в названии стихотворения?
(олицетворение)
– О чем «тоскует душой» автор?
Мир природы интересен и загадочен. Наверное, вы устали,
представьте себе, что вы очутились на лугу. И следующая станция
творческая
50 слайд Станция «В мире животных»
Вашему взору представилась чудесная картина. Вы ее сняли и ее
необходимо озвучить. После просмотра команды озвучивают свои
работы.
В ходе нашего путешествия вы были в роли слушателей, чтецов,
эрудитов, звукооператоров, а почему бы не попробовать себя в
роли поэта? И следующая
51 слайд Станция «Поэтическая»
Пока жюри подводит итоги, вы напишите лозунг – призыв к людям о
защите окружающей среды (рефлексия).
Подведение итогов игры.
Путешествие подходит к завершению.
Итог урока.
Мы сегодня очутились в сказке. Вот она живая природа, одно из
чудес Вселенной. Кажется, что не тронута она ни временем, ни
человеком. Укрытая пестрым ковром трав, населенная зверями и птицами, украшенная вековыми елями и пихтами, пропитанная
родниками и ручьями живой воды. На нашей планете так мало
места для дикой природы… и такие заповедные уголки – спасение
для многих живых существ.
Наша с вами задача беречь природу и сохранить ее для будущих
поколений.
После урока учащиеся оценивают свое настроение, используя
цветовую гамму радуги.
Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"
Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"
Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"
Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"
Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"
Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.