ЦЕЛЬ УРОКА: формирование целостного представления о культуре, традициях разных народов мира на примере празднования Рождества и Нового года в Великобритании и в России.
ЗАДАЧИ УРОКА НА УРОВНЕ НАБЛЮДАЕМЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
• Квалифицируют и выявляют исторические и культурные связи народов мира.
• Сравнивают традиции празднования Рождества и Нового года в России и в Великобритании.
• Рассказывают о национальных традициях на русском и на английском языках.
• Демонстрируют навыки обученности на русском и английском языках:
o в монологической и диалогической речи;
o в чтении вслух и про себя;
o в составлении плана к прочитанному;
o в переводе небольшого текста с английского языка на русский;
o в оформлении рождественской открытки.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА:
• воспитание у учащихся интереса и уважения к культуре и традициям страны изучаемого языка и родной страны;
• развитие навыков общения в группе, толерантного понимания других людей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ УРОКА:
• Исследовательская сравнительная таблица национальных традиций празднования Рождества и Нового года в Великобритании и в России.
• Поздравительная рождественская открытка.
Интегрированный урок "Традиции празднования
Рождества и Нового года в России и
Великобритании"
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование целостного представления о культуре, традициях разных народов мира на
примере празднования Рождества и Нового года в Великобритании и в России.
ЗАДАЧИ УРОКА НА УРОВНЕ НАБЛЮДАЕМЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Квалифицируют и выявляют исторические и культурные связи народов мира.
Сравнивают традиции празднования Рождества и Нового года в России и в Великобритании.
Демонстрируют навыки обученности на русском и английском языках:
Рассказывают о национальных традициях на русском и на английском языках.
o в монологической и диалогической речи;
o в чтении вслух и про себя;
o в составлении плана к прочитанному;
o в переводе небольшого текста с английского языка на русский;
o в оформлении рождественской открытки.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА:
воспитание у учащихся интереса и уважения к культуре и традициям страны изучаемого языка и родной
страны;
развитие навыков общения в группе, толерантного понимания других людей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ УРОКА:
Исследовательская сравнительная таблица национальных традиций празднования Рождества и Нового
года в Великобритании и в России.
Поздравительная рождественская открытка.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: компьютерная презентация к уроку, проектор, дидактический материал о
Рождестве, алгоритм для рождественской открытки, аудиозапись песни "Jingle Bells", некоторые символы
Рождества и Нового года ( ёлка, гирлянды, открытки, игрушки).
1. Начало урока. Приветствие учащихся. Краткая беседа о теме урока. Учитель читает стихотворение, что
помогает догадаться, о чём пойдёт речь.
Santa Clause стучится к нам в дверь:
"Open, open поскорей!"
Ему дети говорят: "Please, come in".
Он очень рад.
Видит он a Christmas tree,
И гирлянды, и шары.
А на самом на верху
Видит он a star звезду.
"Do you like it? Yes, I do!"
Merry Christmas you and you!"
2. Уровень знаний учащихся.
Фонетическая зарядка.
Christmas. Christmas is a favourite holiday for English people.The 25th of December. They celebrate Christmas on the 25th of December.
Christmas cards. The people give and receive many Christmas cards.
Christmas tree. They usually have a Christmas tree in the corner of the room.
Santa Clause. The small children believe in Santa Clause.
Речевая зарядка.
What do you know about Christmas?
Примерные ответы учеников:
I know that Christmas is a favourite holiday for British people.
Christmas is a religious holiday. We celebrate the birth of Jesus Christ.
I think that Christmas is a family holiday. Family gather for traditional Christmas dinner, give presents and
congratulate each other.
The people send and receive many Christmas cards. They read on the cards: "Merry Christmas".
Most families decorate their houses with holly. They usually have a Christmas tree in the corner of the room.
The small children believe in Santa Clause. He puts presents into the stockings.
(демонстрация соответствующих слайдов презентации)
3. Уровни понимания и применения знаний в работе в группах.
Группа "Историки" Тема исследования: история возникновения праздника.
Задания группе:
Узнайте, почему праздник называется РОЖДЕСТВО.
Найдите легенду о рождении Иисуса Христа.
Объясните, что такое СОЧЕЛЬНИК и когда он празднуется. Узнайте, как называются дни, следующие за
Выясните, почему Рождество празднуется в России 7января, а в Великобритании 25 декабря.
Рождеством.
На уроке группа историков отвечает на данные вопросы, знакомит класс с результатами исследовательской
работы.
Чтение текста " Christmas in Great Britain" ( см
. ПРИЛОЖЕНИЕ) и составление плана к тексту на русском языке.
Примерный план:
Канун Рождества.
Традиции, связанные с Рождеством: дарение подарков; праздничный обед; послание британской королевы;
монетка на счастье; рождественские гимны; украшение дома и рождественской ёлки.
Boxing Day.
Беседа учителя и учащихся по содержанию текста:
How many days do the British celebrate Christmas? Do you know them?
Read and translate the passage about Boxing Day.
Группа "Культурологи"
Тема исследования: празднование Рождества в России и в Великобритании.
Задания группе:
Узнайте, как готовятся к Рождеству в Великобритании и в России.
Выясните, как проходит сочельник.
Выделите основные символы Рождества и поясните их значение.
Найдите информацию о народных обрядах и гуляниях в канун Рождества и Святок на Руси и в
Великобритании.Группа знакомит класс с результатами своей работы.
Миниинсценировка калядок в России.
Группа "Литераторы"
Тема исследования: легенды и мифы любимых рождественских персонажей.
Задания группе:
Выясните, являлись ли прообразами Деда Мороза и Санта Клауса реальные люди.
Как формировались и менялись образы рождественских волшебников с прошлого до наших дней.
Узнайте, где живёт российский Дед Мороз и где родина Санта Клауса.
Приведите примеры литературных произведений, в которых встречаются образы Деда Мороза и Санта
Клауса.
Группа знакомит одноклассников с результатами своей работы.
Выполнение учебных упражнений урока:
расшифровка "волшебного" послания Санта Клауса по азбуке Морзе (прилагается).
Ответ: "Merry Christmas and happy New Year!"
4. HАБЛЮДАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ СРАВНЕНИЯ.
Отличия Деда Мороза и Санта Клауса.
ДЕД МОРОЗ
САНТА КЛАУС
a) Проживание
Великий Устюг
b) Путешествуют
Лапландия, Финляндия
В санях, на тройке лошадей
В санях, на 8 оленях
с) Семейное положение
Внучка Снегурочка
d) Появляются
Когда 3 раза позовут
e) Подарки
Кладёт под ёлку
f) Внешность
Расшитая шуба с атласным кушаком,
расшитые рукавицы.
Шапкабоярка, сафьяновые сапоги. Посох.
Мешок с подарками.
Отличное зрение
g) Это главное действующее лицо
праздника.
Есть миссис Санта Клаус, но её никто не видел
В дом приходит незаметно через каминную трубу
кладёт в чулок
Курткакамзол, широкий кожаный ремень, кожаные
сапоги, белые перчатки, колпак с кисточкой.
Мешок с подарками.
Носит очки "велосипед".
Группа "Дизайнеры"
Тема исследования: оформление дома, подарков, Рождественского стола.
Задания группе:
Узнайте, какими рождественскими украшениями принято оформлять ёлку в России и в Великобритании.
Выясните, какие традиционные элементы оформления помещений используются в нашей стране и в
Великобритании.
Узнайте о рождественском меню и о праздничном оформлении стола.
Узнайте, как оформляют подарки к Рождеству.
Группа сообщает о результатах своей исследовательской работы.
5) НАБЛЮДАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ ТВОРЧЕСТВА: оформление приветственной
рождественской открытки.
Dear Santa Claus,
Thank you for your message.
We were glad to read it.
How are you?
We wish you all the best.
Yours truly,
5A Form
SANTA CLAUS
94610 ARCTIC
POLE
F I N L A N D
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДИСКУССИИ.
Образовательный продукт урока.
Сходства и различия в национальных традициях празднования Рождества и Нового года.
С х о д с т в а
1. История праздника о д и н а к о в а я.
2. Радостные приготовления к празднику: праздничный стол, украшение жилища.
3. Обмен подарками и поздравлениями.
4. Гуляния. Обычно это шумное веселие с фейерверком.
5. Широкая благотворительная деятельность: в рождественские дни стремятся сделать д о б р о другим:
подать милостыню, приютить бездомного, накормить голодного.
6. Колядования: прославление Рождества Христова и добрые пожелания.
7. Символы: ёлка, открытки, свечи, колокольчики, рождественская звезда, Дед Мороз / Санта Клаус
главное действующее лицо.
О т л и ч и я
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
РОССИЯ
1) Шире отмечают Рождество
Дата: 25 декабря.
1) Шире отмечают Новый год
Рождество 7 января
Подготовка
2) Ёлку украшают до Рождества.
Украшают дворы и улицы.
Празднование
3) Главный семейный праздник:
рождественский обед, обмен
подарками и поздравлениями в
основном 2526 декабря.
2) Ёлку украшают до Нового года
3) Обмен подарками и поздравлениями в Новый год. Хороводы
вокруг ёлки с карнавальными масками. Во многих семьях
отмечают Старый Новый год.
Рождество как государственный праздник отмечается
церковными службами и благотворительнойдеятельностью. С 8
17 января святки: раздольное святочное веселье смолодёжными игрищами и гаданиями.
ЕДА
4) Жареный индюк, пудинг, сладкое
печенье.
4) Салаты, гусь с яблоками, рыба, солёные огурцы, печенье
для участников калядок.
ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО
5) Санта Клаус
Живёт в Лапландии, приезжает на 8
оленях, появляется незаметно, кладёт
подарки в чулок.
5) Дед Мороз.
Живёт в Великом Устюге, приезжает на тройке лошадей,
появляется в сопровождении Снегурочки, когда трижды
позовут, кладёт подарки под ёлку.
В беседе с учителем дети отвечают на вопросы: чего больше: различий или сходства? Почему? Почему есть
сходства и различия?
ГЛАВНЫЙ ВЫВОД УРОКА
История праздника одинаковая, а традиции разные.
Великобритания и Россия имеют много общего в культуре и в обычаях празднования самых любимых
праздников. Знание особенностей культурной жизни народов обогащает и развивает знания о стране
изучаемого языка и помогает взаимопониманию наших народов.
(дети поют песню Jingle Bells)
7. Окончание урока. Комментирование оценок.
Домашнее задание:
Узнать, как называют Деда Мороза в других странах.
Рассказать поанглийски о праздновании Нового года и Рождества в своей семье.