Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия"
Оценка 4.7

Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
математика +1
11 кл
23.04.2018
Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия"
Цели: Изучение творческого наследия Велимира Хлебникова и Софьи Ковалевской. Развитие внимания к эстетическим ценностям, изучаемым в математике и литературе, выявление в них общечеловеческих, гуманных начал. Воспитывать любознательность, чувство национальной гордости, патриотизм, любовь к художественному слову. Оборудование: Карточки с заданиями по математике; карточки с именами поэтов и учёных; плакат с афоризмами; портреты С. В. Ковалевской и Велимира Хлебникова. Ход урока Учитель математики: Сегодня необычный урок- урок математики и литературы. Удивлены? Но ведь не зря говорят: «Математик, не чувствующий и не понимающий поэзии, никогда не будет истинным математиком». Учитель литературы: Общеизвестны слова: «жизнь украшается двумя вещами - поэзией и математикой». И поэт и математик размышляют о смысле жизни, о мироздании, о назначении человека. И тот и другой стремятся преобразовать мир и внести в него красоту и гармонию. Итак, сегодня на уроке, переносясь из века в век, из одной области знаний в другую, убедимся в верности этих высказываний.
Интегрированный урок в 11-м классе Математика и поэзия.doc
Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия" Цели: Изучение творческого наследия Велимира Хлебникова и Софьи Ковалевской. Развитие внимания к эстетическим ценностям, изучаемым в математике и литературе, выявление в них общечеловеческих,  гуманных начал. Воспитывать любознательность, чувство национальной гордости, патриотизм, любовь к  художественному слову. Оборудование: Карточки с заданиями по математике; карточки с именами поэтов и учёных; плакат с  афоризмами; портреты С. В. Ковалевской и Велимира Хлебникова. Ход урока Учитель математики: Сегодня необычный урок­ урок математики и литературы. Удивлены? Но ведь не зря говорят: «Математик, не чувствующий и не понимающий поэзии, никогда не будет истинным  математиком». Учитель литературы: Общеизвестны слова: «жизнь украшается двумя вещами ­ поэзией и  математикой». И поэт и математик размышляют о смысле жизни, о мироздании, о назначении человека. И тот и другой стремятся преобразовать мир и внести в него красоту и гармонию. Итак, сегодня на уроке,  переносясь из века в век, из одной области знаний в другую, убедимся в верности этих высказываний. У.м.: Из представленных вам имён выберите имя поэта, о котором идёт речь в вопросе. (Блок; Гумилёв;  Хлебников; Есенин) 1 Ученик: Студент Казанского университета, естественного отделения физико­математического  факультета, увлекающейся историей и поэзией, философией и наукой о языке. Кто он? Карточка №1. (после выполнения задания учащиеся дают ответ) У.л.: Да, это Хлебников­математик и философ, один из самых ярких поэтов серебряного века. Краткая историческая справка: (ученики­консультанты) Александр Блок – последний великий поэт дооктябрьской России. Поэт – символист. Поэтическое  слово рассматривалось им как условный знак, символ потустороннего мира. Николай Гумилёв – Муза Дальних Странствий, воспетая им во многих стихах, стала проводником поэта  в непроходимых джунглях Центральной Африки, в горах Абиссинии и экзотических лесах Мадагаскара. Сергей Есенин – поэт­лирик, самобытный, яркий и неповторимый. Природа, рязанская деревня, её быт,  устное народное творчество оказали огромное влияние на формирование поэта. 2 Ученик: Член корреспондент Санкт­Петербургской Академии наук, профессор Стокгольмского  университета, литератор и публицист. Её жизнь – это увлекательная история о женщине, проложившей  дорогу в науку женщинам России и Европы. Кто она? (Софи Жермен; Е. Дашкова; Ада Лавлейс; С.  Ковалевская) Карточка№2. (выполнив задание, учащиеся называют имя) У.м.: Да. Это действительно С. В. Ковалевская. Талантливый литератор, математик, целеустремлённая  личность. Это ей одна из стокгольмских газет присвоила звание «Принцесса науки». А сейчас краткая  историческая справка: (ученики­консультанты) Софи Жермен ­ в 1808г. получила Наполеоновскую премию Парижской Академии наук за исследование по теории упругости. Екатерина Дашкова ­ русская княгиня, директор Санкт­Петербургской Академии наук. Ада Августа Лавлейс – дочь Байрона, первая программистка, в её честь один из языков  программирования был назван Ада. У.л.: Итак, имена названы. И сейчас вы ответите на вопрос – в каком из представленных направлений  деятельности Хлебников и Ковалевская проявили себя в полной мере? (математика; литература;  общественное движение) У.м.: Это задание вы будете выполнять по группам. Первая группа ответит на поставленный вопрос о  Велимире Хлебникове, а вторая о Софье Ковалевской. Ответ 1группы (Хлебников ­ литература) 1. Большой знаток славянского языка, поэт вошёл в историю русской литературы как непревзойденный  экспериментатор. Друзья­футуристы восторгались и удивлялись тому, с какой лёгкостью возвращал он  поэтическому языку образность первобытного мышления, изначальную конкретность. Желая быть  понятым теми, кто будет после него, Хлебников оставил своеобразное завещание, в котором даёт ключ к  своим произведениям. 2. Ещё раз, ещё раз, Я для вас звезда. Горе моряку, взявшему Неверный угол своей ладьи. И звёзды: Он разобьётся о камни, О подводные мели. Горе и вам, взявшим Неверный угол сердца ко мне: Вы разобьётесь о камни, И камни будут насмехаться Над вами, Как вы насмехались Надо мной. (май 1992г.) 3. У Хлебникова есть стихотворение, которое можно считать своеобразной автоформулой его  творчества. Это стихотворение «Там, где жили свиристели» 4. Там, где жили свиристели, Где качались тихо ели, Пролетели, улетели Стая лёгких времирей. Где шумели тихо ели Где поюны крик пропели, Пролетели, улетели, Стая лёгких времирей. Стая лёгких времирей! Ты поюнна и вобна, Душу ты пьянишь, как струны, В сердце входишь, как волна! Ну же, звонкие поюны, Славу лёгких времирей! У.л. Вы обратили внимание, какие слова наиболее часто употребляются в этом поэтическом тексте?  (стая, времири, лёгкий) Интересно слово времири – это результат словотворчества, соединение частей  слов время и снегири. Ещё интересны слова поюны – те, кто поёт; вабна – привлекательная. 5. Даже по одному этому стихотворению можно доказать причастность Хлебникова к ещё одному  направлению – общественное движение, т.к. в этом стихотворении поэт создаёт картину первозданной  природы, наполненную светом и воздухом, яркими и чистыми звуками, передаёт лёгкость птичьего  полёта, свободу выбора, присущую только миру пернатых, ощущение бесконечной повторяемости жизни.  Всё стихотворение проникнуто философским раздумьем о времени. Здесь впервые намечена связь птицы  – время – судьбы. Птицы были тем живым символом, который должен был передать движение времени,  связь между народами и континентами (свободные их перелёты, миграция) единый чем­то похожий на  птичий «всеземлянский» язык. Его сокровенным желанием было воскресить общечеловеческие ценности,  лишённые классовых, национальных и исторических предрассудков, и вернуть их современному  обществу. 6. Великий чудак, поражавший соприкасавшихся с ним людей необыкновенным талантом поэта и  философа, внёс свой вклад и в науку. Предметом его наблюдений были: связь чисел с силами природы,  законы времени, что должно было позволить заглянуть в будущее, помочь преобразовать жизнь всего  человечества. 7. Поискам числовых закономерностей он посвятил всю свою жизнь. Отражение этих поисков, их  результатов находим в поэтическом наследии Хлебникова. (Например, в стихотворениях: «Числа»,  «Зверь+число», «Если я обращу человечество в часы» и др.) Если я обращу человечество в часы И покажу, как стрелка столетия движется, Неужели из нашей времён полосы Не вылетит война, как ненужная ижица? У.л. Проповедник свободы и равенства, Хлебников и сам жил вольно, как птица, сообразно с законами  природы, не стремился к личному благополучию, дорожил своей независимостью, подобно странникам и  богомольцам исходил всю Россию, творил и жил во имя своего народа. Но всё­таки горькие наблюдения и размышления усиливали духовное одиночество поэта, который в силу  своей незащищённости и ранимости подобен был «бабочке, залетевшей в комнату человеческой жизни».  И он погибает, непонятный и отвергнутый. Но нам, людям XXI века его поэзия близка и понятно. Ведь  это к нам, к человечеству, истерзанному войнами и распрями, обращены его слова из 1921 года: Люди! Утопим вражду в солнечном свете! В плаще мнимых звёзд ходят – я жду –  Смелых замыслов дети, Смелых разумов сын. У.м. 1 группа дала исчерпывающий ответ о деятельности Велимира Хлебникова. Мы убедились в том,  что хотя литература и являлась главным делом жизни Хлебникова, но «Гений не есть какое­либо одно  дарование, это сочетание многих дарований». Что готова представить нам 2группа? Ответ 2 группы: (Ковалевская – наука) 7. Работа С. Ковалевской вызвала восхищение учёных. В Парижской Академии наук установили, что  аналогичное сочинение, но более частного характера, написал знаменитый учёный Франции Огюстен  Коши, теорему, которую доказала Софья Васильевна Ковалевская стали называть Теоремой Коши –  Ковалевской, она вошла во все курсы математического анализа. 8. В царской России для первой женщины – математика не нашлось университетской кафедры.  Ковалевская вынуждена была принять предложение занять кафедру в одном из университетов за границей. Чтение лекций в Стокгольмском университете она совмещала с научной работой над задачей о  вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки, давно привлекавшей внимание учёных. 9. Парижская Академия наук объявила премию в 3000 франков за дальнейшее усовершенствование  задачи, в каком – ни будь существенном пункте. На конкурс было представлено 15 работ. 10. С. В. Ковалевская для своей работы выбрала девизом высказывание: «Говори – что знаешь, делай –  что должен, будь – чему быть». Она внесла существенные дополнения к результатам, полученным до неё  лучшими математиками. Именно ей была присуждена премия. 11. Автором блестящей работы оказалась русская женщина. Её имя стало известно всему культурному  миру, о ней писали газеты и журналы. Премия была увеличена до 5000 франков. 12. Ковалевская стала знаменитостью. Но, всё чаще и чаще она стала думать и хлопотать о возвращении  на родину. Эта исключительная женщина душой и сердцем принадлежала России, которую беззаветно  любила. Пример первой русской женщины, посвятившей себя науке, подействовал на других передовых  женщин, которым Софья Васильевна очень помогала в их стремлении получить высшее образование и  приносить пользу своему народу. Вот имена этих женщин: Ю. В. Лермонтова – одновременно с Ковалевской получила степень доктора за свои работы по химии. А. М. Евреинова – первая женщина юрист в России. Е. Ф. Литвинова – получила степень доктора математики и лингвистики. 13. Талант Ковалевской вызывал восхищение всех математиков, но она обладала и незаурядным  литературным талантом. С 24­х лет началась её литературная деятельность: писала стихи, романы,  рассказы и статьи. Сама она писала, что всю жизнь не могла решить «к чему у неё больше склонности – к  математике или к литературе». Вот одно из её стихотворений: Если ты в жизни, хотя на мгновенье, Истину в сердце своём ощутил, Если луч правды сквозь мрак и сомненье Ярким сияньем твой путь озарил, Что бы, в решенье своём неизменном, Рок ни назначил тебе впереди, Память об этом мгновенье священном Вечно храни, как святыню в груди. Лживые призраки, злые виденья Сбить тебя будут пытаться с пути Против всех вражеских козней спасенье В собственном сердце ты сможешь найти. Если хранится в нём искра святая, Ты всемогущ и всесилен, но знай: Горе тебе, коль, врагам уступая, Дашь ты похитить её невзначай! Лучше бы истины было не знать, Нежели, зная, от ней отступиться, Нежели правду на ложь променять. Ведь грозные боги ревнивы и строги, Их приговор ясен, решенье одно: С того человека и взыщется много, Кому было много талантов дано! У.м. Маленькая, хрупкая женщина, которой была уготована участь барыньки, без реальной возможности  продолжить образование в высшей школе, смогла не только получить блестящее образование, убедив  давать ей, уроки яростного противника допуска женщин в университеты – К. Вейерштрасса, но и  добилась всеобщего признания, открыв тем самым путь в науку и другим. О С. В. Ковалевской можно  сказать: «Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех». У.л. Дорогие ребята! Заканчивается тот период вашей жизни, в котором всё было поделено на уроки. Но  в жизни всё перемешано: боль и радость, открытия и потери, литература и математика, звуки и тишина.  Это мир, в котором жили и Хлебников, и Ковалевская, и в котором живёте вы. Мир, который вам  предстоит открывать для себя и преобразовывать его. Живите с любовью к этому миру, к людям, ко  всему живому. И тогда даже маленькое дело станет большим. А сейчас мы предлагаем вам из  представленных афоризмов выбрать тот, который отражает, по вашему мнению, идею этого урока, тот,  который вы взяли бы с собой в большую жизнь. Подумайте и дайте развёрнутый ответ – рассуждение  (учителя математики и литературы по очереди зачитывают афоризмы). 1. Гений не есть какое­либо одно дарование, это сочетание многих великих дарований. Э. Уиппл. 2. Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное  самосовершенствование. В. Стасов. 3. Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех. Р. Роллан. 4. Гениальные люди­ это метеоры, призванные сгореть, дабы озарить свой век. Наполеон I. 5. Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше  людей, нужно быть вместе с ними. Ш.Монтескье. 6. Великие люди ничего не делают наполовину. К. М. Виланд. 7. Прекрасное – божественно, возвышенное – человечно. Т. С. Жуффруа. 8. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта. Ф. М. Достоевский. 9. Величие страны определяется величием её рядовых граждан. В.Вильсон. 10. Живёт свободно только тот, кто находит радость в исполнении долга. Цицерон.  После ответов учеников, учителя называют выбранные ими афоризмы и объясняют свой выбор: У.м. Я выбираю афоризм: «Величие страны определяется величием её рядовых граждан», потому что  каждый человек приносит в мир что­то новое. И провожая вас в большую жизнь, я надеюсь, что ваши  достижения и открытия укрепят величие нашей Родины. У.л. «Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта». Мы говорили о поэзии как о произведениях,  написанных стихами, а в этом афоризме говорится о поэзии в переносном значении. Поэзия как красота,  эмоционально­возвышенное чувство, чувство очарования любимым делом. У.м. И именно поэтому «математик, не чувствующий и не понимающий поэзии, не может быть истинным  математиком». У.л. Ребята, сегодня у нас последний урок. Мы его посвятили удивительным людям, мечтавшим дать  свободу людям, животным и птицам. Вот устремлённая в будущее мысль поэта­математика: Я вижу конские свободы И равноправие коров, Былиной снов сольются годы С глаз человека спал засов. Быстротечная жизнь, но бесконечна её повторяемость. Наша юность повторяется в вас. И мы дарим вам  песню «Как молоды мы были» в исполнении А. Градского.

Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия"

Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия"

Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия"

Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия"

Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия"

Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия"

Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия"

Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия"

Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия"

Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018