Интегрированный урок в 6-м классе. Тема: "Вот и пришла матушка-зима"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: • вырабатывать умения учащихся использовать в своей речи прилагательные - определения, делая свою речь красивой и эмоционально насыщенной; • привлечь внимание детей к красоте родного края, в частности, в зимний период; • развивать творческие способности детей через конструирование предложений и подбор необходимых эпитетов-прилагательных; • познакомить со стихами различных поэтов на заданную тему. Эпиграф: Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленой; Блеснул мороз. И рады мы Проказам Матушки-зимы. (А.С.Пушкин)
Иконка файла материала Вот и пришла матушка-зима.doc
Интегрированный урок в 6-м классе. Тема: "Вот и пришла матушка-зима" Цель:     вырабатывать умения учащихся использовать в своей речи прилагательные ­ определения, делая свою  речь красивой и эмоционально насыщенной; привлечь внимание детей к красоте родного края, в частности, в зимний период; развивать творческие способности детей через конструирование предложений и подбор необходимых  эпитетов­прилагательных; познакомить со стихами различных поэтов на заданную тему. Эпиграф: Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленой; Блеснул мороз. И рады мы Проказам Матушки­зимы. (А.С.Пушкин) I. Организация детей: ХОД УРОКА 1. Тема нашего урока – неисчерпаемые возможности употребления прилагательных в нашей речи. А  рассматривать ее мы будем на примере описания зимнего пейзажа. Мы проследим, какую роль играет  имя прилагательное в поэтической речи, и попробуем сами использовать эпитеты­определения. 2. Приготовьте на парте все необходимое: тетрадь, учебник, ручку, листочки­черновики, простые  карандаши. II. Итак, ребята, начинаем. Обратим внимание на эпиграф урока (записан на доске, читаем вслух). О ком же идет речь в нем? (о зиме).Какая это часть речи? Это одушевленный предмет? А почему же автор говорит, что она “пришла”? (этот прием в  литературе называется олицетворением). Для чего писатели используют этот прием? (чтобы оживить предмет,  придать ему динамику, сделать его более ярким, образным, выразительным и эмоциональным). А теперь обратите внимание на стенд Найдите и прочитайте, какой рисуется зима в стихах различных  поэтов (называем только сущ.+ прил.).Что помогло нам увидеть это время года разным? (прилагательные). Каким  членом предложения эти прилагательные являются? (определением). А в литературе образные, устойчивые  определения как называются? (это эпитеты). III. Творческая работа: Попробуйте сами подобрать и вставить в текст пропущенные эпитеты­определения (выдаются листочки со  стихами, в которых определения пропущены. Дети должны подобрать подходящие прилагательные и вписать их  карандашом, соблюдая рифму). Например: (Чудная) картина, Как ты мне (мила): (Белая) равнина, (Полная) луна, Свет небес (высоких), И (блестящий) снег,И саней (далеких) (Одинокий) бег. (А.Фет). После проделанной работы зачитываем свои варианты, а затем учитель, похвалив их за труд, прочитает вариант автора стихов (или прослушаем в аудиозаписи). IV. Письмо по памяти. На уроке литературы мы читали с вами замечательный рассказ С.Т. Аксакова “Очерк зимнего дня” и даже  заучивали наизусть отрывок из этого рассказа “Снегопад”. Вспомним его (чтение наизусть). А теперь запишите  по памяти каждый свой отрывок (ребята учили наизусть различные отрывки). Не забудьте о правописании и  знаках препинания (на листочках). V. Синтаксический разбор предложения. Широка, долга и славна мать Печора (М.Голубкова). Вспомните, каким членом предложения может быть полное и краткое прилагательное. VI. Обратите внимание, как о своей малой родине пишут наши, ненецкие поэты Тундра­ снежные дали без края, Серебристый песцовый мех. Без меня проживешь ты, я знаю, Без тропинок моих и вех. У тебя их, тропинок, ­ без меры, Словно косы, сплелись на снегу. Только я вот без тундры, наверно, Вдалеке прожить не смогу. А.Пичков Бескрайняя равнина, Недвижные снега. Стекает с гор лавина: Рога, рога, рога… В.Ледков Тундра – белый простор И лосиные тропы, И полярные ночи, Как сны, глубоки. В.Ледков. Снег лениво падал, лохматя порыжевшие травы, делая их пушистыми, белыми. К полудню он таял, сбегая  ручейками в большие лужи на низине возле нашего чума и на дорогах между домами. А вчера, еще с вечера  повалил так густо, что земля и небо сделались одинаково серыми, и утром все окрест было белым­бело. Земля  казалась обновленной и посветлевшей (отрывок из повести В.Ледков “Раненый рассвет” ­ ученик читает  наизусть). VII. VIII. Теперь посмотрим, какой вы нарисовали зиму своего края (рассматриваем выставку рисунков  учащихся на стенде и обсуждаем). В тетрадях запишем ряд прилагательных, которые характеризуют нашу северную зиму (образец дать  на доске: Зима снежная, морозная…). После записи поделимся своими определениями зимы со всем классом­ читают по очереди, добавляя только те,  которые не прозвучали. IX. Закончим наш урок знакомыми стихами А.С. Пушкина: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Эти строчки поднимают нам настроение, бодрят, зовут на улицу.X. Подводим итог нашего урока: 1. Мы сегодня с вами увидели, что прилагательные придают нашей речи поэтическую окраску,  выразительность, эмоциональность, точность, помогают более конкретно увидеть предмет. С ними речь  наша становится образной, красивой. Значит, будем стараться больше прилагательных употреблять в  своей речи. 2. Мы сегодня пронаблюдали, что прилагательное в предложении может быть определением, сказуемым, а  в поэтической речи – эпитетом. Домашнее задание: разобрать морфологически 5 “зимних” прилагательных.

Посмотрите также