Цель:
• вырабатывать умения учащихся использовать в своей речи прилагательные - определения, делая свою речь красивой и эмоционально насыщенной;
• привлечь внимание детей к красоте родного края, в частности, в зимний период;
• развивать творческие способности детей через конструирование предложений и подбор необходимых эпитетов-прилагательных;
• познакомить со стихами различных поэтов на заданную тему.
Эпиграф:
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленой;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам Матушки-зимы. (А.С.Пушкин)
Интегрированный урок в 6-м классе. Тема: "Вот и
пришла матушка-зима"
Цель:
вырабатывать умения учащихся использовать в своей речи прилагательные определения, делая свою
речь красивой и эмоционально насыщенной;
привлечь внимание детей к красоте родного края, в частности, в зимний период;
развивать творческие способности детей через конструирование предложений и подбор необходимых
эпитетовприлагательных;
познакомить со стихами различных поэтов на заданную тему.
Эпиграф:
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленой;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам Матушкизимы. (А.С.Пушкин)
I.
Организация детей:
ХОД УРОКА
1. Тема нашего урока – неисчерпаемые возможности употребления прилагательных в нашей речи. А
рассматривать ее мы будем на примере описания зимнего пейзажа. Мы проследим, какую роль играет
имя прилагательное в поэтической речи, и попробуем сами использовать эпитетыопределения.
2. Приготовьте на парте все необходимое: тетрадь, учебник, ручку, листочкичерновики, простые
карандаши.
II.
Итак, ребята, начинаем.
Обратим внимание на эпиграф урока (записан на доске, читаем вслух). О ком же идет речь в нем? (о зиме).Какая
это часть речи? Это одушевленный предмет? А почему же автор говорит, что она “пришла”? (этот прием в
литературе называется олицетворением). Для чего писатели используют этот прием? (чтобы оживить предмет,
придать ему динамику, сделать его более ярким, образным, выразительным и эмоциональным).
А теперь обратите внимание на стенд Найдите и прочитайте, какой рисуется зима в стихах различных
поэтов (называем только сущ.+ прил.).Что помогло нам увидеть это время года разным? (прилагательные). Каким
членом предложения эти прилагательные являются? (определением). А в литературе образные, устойчивые
определения как называются? (это эпитеты).
III.
Творческая работа:
Попробуйте сами подобрать и вставить в текст пропущенные эпитетыопределения (выдаются листочки со
стихами, в которых определения пропущены. Дети должны подобрать подходящие прилагательные и вписать их
карандашом, соблюдая рифму). Например:
(Чудная) картина,
Как ты мне (мила):
(Белая) равнина,
(Полная) луна,
Свет небес (высоких),
И (блестящий) снег,И саней (далеких)
(Одинокий) бег. (А.Фет).
После проделанной работы зачитываем свои варианты, а затем учитель, похвалив их за труд, прочитает вариант
автора стихов (или прослушаем в аудиозаписи).
IV.
Письмо по памяти.
На уроке литературы мы читали с вами замечательный рассказ С.Т. Аксакова “Очерк зимнего дня” и даже
заучивали наизусть отрывок из этого рассказа “Снегопад”. Вспомним его (чтение наизусть). А теперь запишите
по памяти каждый свой отрывок (ребята учили наизусть различные отрывки). Не забудьте о правописании и
знаках препинания (на листочках).
V.
Синтаксический разбор предложения.
Широка, долга и славна мать Печора (М.Голубкова).
Вспомните, каким членом предложения может быть полное и краткое прилагательное.
VI.
Обратите внимание, как о своей малой родине пишут наши, ненецкие поэты
Тундра снежные дали без края,
Серебристый песцовый мех.
Без меня проживешь ты, я знаю,
Без тропинок моих и вех.
У тебя их, тропинок, без меры,
Словно косы, сплелись на снегу.
Только я вот без тундры, наверно,
Вдалеке прожить не смогу. А.Пичков
Бескрайняя равнина,
Недвижные снега.
Стекает с гор лавина:
Рога, рога, рога… В.Ледков
Тундра – белый простор
И лосиные тропы,
И полярные ночи,
Как сны, глубоки. В.Ледков.
Снег лениво падал, лохматя порыжевшие травы, делая их пушистыми, белыми. К полудню он таял, сбегая
ручейками в большие лужи на низине возле нашего чума и на дорогах между домами. А вчера, еще с вечера
повалил так густо, что земля и небо сделались одинаково серыми, и утром все окрест было белымбело. Земля
казалась обновленной и посветлевшей (отрывок из повести В.Ледков “Раненый рассвет” ученик читает
наизусть).
VII.
VIII.
Теперь посмотрим, какой вы нарисовали зиму своего края (рассматриваем выставку рисунков
учащихся на стенде и обсуждаем).
В тетрадях запишем ряд прилагательных, которые характеризуют нашу северную зиму (образец дать
на доске: Зима снежная, морозная…).
После записи поделимся своими определениями зимы со всем классом читают по очереди, добавляя только те,
которые не прозвучали.
IX.
Закончим наш урок знакомыми стихами А.С. Пушкина:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Эти строчки поднимают нам настроение, бодрят, зовут на улицу.X.
Подводим итог нашего урока:
1. Мы сегодня с вами увидели, что прилагательные придают нашей речи поэтическую окраску,
выразительность, эмоциональность, точность, помогают более конкретно увидеть предмет. С ними речь
наша становится образной, красивой. Значит, будем стараться больше прилагательных употреблять в
своей речи.
2. Мы сегодня пронаблюдали, что прилагательное в предложении может быть определением, сказуемым, а
в поэтической речи – эпитетом.
Домашнее задание: разобрать морфологически 5 “зимних” прилагательных.