Интегрированый урок по теме химические и физические явления.
Оценка 4.6

Интегрированый урок по теме химические и физические явления.

Оценка 4.6
doc
17.01.2023
Интегрированый урок по теме химические и физические явления.
Интегрированый урок химия +история
Интегрированный урок химия.doc

 

 

 

Интегрированный урок химия + история

Обобщение по теме 

«Явления, происходящие с веществами»

 

Учитель химии: Сергеев А.А.

Учитель истории: Нечаев С.Ю.

 

 

 

 

Интегрированный урок химия + история

Обобщение по теме  «Явления, происходящие с веществами» в 7 классе

Цели урока:

Образовательные – проверить прочность усвоения учащимися пройденного материала, выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях, с целью их последующего усвоения.

Развивающие – формировать умение выделять главное, грамотно излагать материал, логически мыслить, развивать химическую речь, обеспечить эмоциональное восприятие, создавая на уроке ситуацию , вызывающую интерес к предмету.

Воспитательные – воспитывать наблюдательность, умение работать в коллективе и индивидуально, самостоятельность, умение преодолевать трудности, прививать чувство взаимопомощи.

Оборудование:  наличие интернет, проектор + ПК, экран, реактивы  и посуда для опыта (ацетат свинца, уксусная кислота, йодид калия)

Ход урока.

І. Организационный момент.  Добрый день ребята вы все сегодня прекрасно выглядите. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поэтому поздоровайтесь с ними. Наш урок будет не совсем обычным поэтому я пригласил на него нашего учителя истории которого вы все хорошо знаете это Сергей Юрьевич. Поэтому предлагаю начать наш урок.  (3 мин.)

ІІ. Мотивация 

Мультфильм (2 мин.)

О чём же этот мультфильм, ребята? Какова  тема нашего сегодняшнего урока?

ІІІ. Сообщение темы урока

Сегодня 20 февраля

Тема нашего урока  «Явления, происходящие с веществами» слайд 1

ІV. Актуализация знаний.

 Я приготовил для вас небольшую Самостоятельную работу  задания которой могут встретиться вам ЕГЭ.

 (5 минут)  слайд 2

Что из перечисленного относится к физическим, а что к химическим явлениям? В ответе поставьте Ф, если физическое явление, и X – если химическое явление.

1) Плавление алюминия; Ф

2) на медных предметах образуется зеленый налет; Х

3) если к духам или одеколону прилить воду, то происходит помутнение раствора;  Ф

4) испарение воды; Ф

5) серебряные ложки со временем чернеют; Х

6) ржавление гвоздя. Х

Найдите соответствие между веществами  и их свойствами.

1 Вода

а) Не поддерживает горение

2 Алюминий

б) Сладкий на вкус

3 Кислород

в) Пластичный

4 Углекислый газ

г) Поддерживает дыхание

5 Сахар

д) Жидкое агрегатное состояние.

 Ответ: 1-д; 2-в; 3-г; 4-а; 5-б

Давайте поменяемся своими работами и проверим друг друга.

 

V. Основная часть. (40 мин. коллективная работа по презентации самостоятельная работа  за ПК + 5 мин. опыт).

Слайд 3  «Рецепт1»

Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов.

Учитель химии: Ребята, перед вами рецепт некоего  химического продукта.

- Какие вещества в нем указаны? ......

-Что предполагается сделать с этими веществами ? ....  (смешать, нагреть)

- Если есть рецепт, то, в результате, из него должно что-то получиться. Как вы думаете что?

Ответы учеников (все ответы сводятся к тому, что это рецепт отравы).

Учитель химии: Неверно.

Учитель истории:  Извините, что вклиниваюсь в вашу беседу. А вы не хотите посмотреть на этот рецепт с другой точки зрения? Я историк и привык рассматривать всё с точки зрения место, время, события. Давайте определимся с местом.

- Дело было в России?  (если «да», то почему, если «нет», то почему.

В результате, при помощи слов «фунт», «унция» определяем, что это не Россия).

- Теперь определимся со временем.  Рецепт был написан в настоящее время?

 Докажите.

(в результате приходим к выводу, что современные химики не смешивают вещества в горшках, следовательно, это было достаточно давно).

Даю подсказку – ещё один рецепт того же самого.

Слайд 4 «Рецепт 2»

Возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигедрируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится, приняв вскоре великолепный лимонный цвет.

Учитель химии: Странно, учитель истории сказал, что это рецепт одного и того же продукта, а я вижу другие химические реакции. А вы, ребята, видите? Какие? (дистилляция, горение, дети также называют изменение агрегатного состояния – выпаривание).

Учитель истории: Химические реакции вы разобрали, а результат стал понятен? (нет).

Давайте разбираться дальше. Мы встретили много новых непонятных слов. Каких? (называют).

Предлагаю найти их значение в интернете при помои ваших мобильных телефонов.

Самостоятельная работа  в малых группах у ПК или на своих смартфонах

(7 мин).

(обучающиеся ищут значение новых слов, понятие «философская ртуть» приводит их к эпохе алхимиков).

Учитель истории:  Слайд 5

Алхимия — мистическая наука, появившаяся задолго до нашей эры. Ее служители пытались найти эликсир молодости и так называемый философский камень — вещество, превращающее металл в золото.

Природу алхимики считали живой и были уверены, что металлы растут и созревают в недрах Земли от смеси серы с ртутью. Золото рассматривали как созревший металл, а железо — как недозревший. Задачей алхимика было изобрести философский камень — вещество, ускоряющее "дозревание" металла и превращающее его в золото. Тот, кому это удастся, якобы сможет не только превратить металл в золото, но и создать из него эликсир молодости. Несмотря на фантастичность задачи, алхимики получили достаточно много практических и важных результатов. Они изобрели аппараты для очистки жидкости и кристаллизации солей. Научились применять в медицине химические элементы. Результаты своей работы держали в тайне. Потому что, с одной стороны, опытами могли воспользоваться мошенники, искатели золота. С другой — алхимика могли объявить магом и чернокнижником и наказать или даже казнить.

Предлагаю посмотреть на продолжение первого рецепта, чтобы точно удостовериться, какой продукт должен был в итоге получиться.

Слайд 6

..Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня.

Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав недоварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза.

Физкультминутка.  Вы наверное немножко устали поэтому предлагаю немного расслабится Участники встают .  Дождь это физическое явление, знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас  вы будете повторять мои движения. Следите внимательно!   Слайд 7

§  В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

§  Начинает капать дождь. (Клацанье пальцами).

§  Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

§  Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

§  А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

§   Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

§  Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

§  Редкие капли падают на землю. (Клацанье пальцами).

§  Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

§  Солнце! (Руки вверх).

Учитель химии: Посмотрите, сколько химических реакций использовали алхимики при попытках получения золота. Теперь давайте вернёмся в настоящее время и подумаем, какие из этих химических реакций используются для получения золота в нашем веке. (Обсудив, приходим к выводу, что люди так и не научились получать золото путём химических реакций – золото приходится добывать).

 А вот получать вещества похожие на золото мы можем попробовать прямо на нашем сегодняшнем уроке. Давайте почувствуем себя алхимиками – попробуем получить вещество похожее на золото.  Слайд 8

Опыт «Золотой дождь»

 (Для проведения этого опыта необходимо взвесить равные количества ацетата свинца(II) и йодида калия. Я советую по 0,5г. Далее готовят два раствора. В два химических стакана наливают по 50 мл дистиллированной воды. В один добавляют ~1мл столового уксуса (или ~0,2 мл концентрированной уксусной кислоты) и растворяют ацетат свинца. Кислота добавляется для того, чтобы подавить гидролиз ионов Pb2+. Во втором растворяют KI. Затем оба раствора сливают в колбу из огнеупорного стекла объёмом 150мл. При этом происходит реакция двойного обмена между ацетатом свинца и йодидом калия:

Pb(CH3COO)2 + 2KI => 2KCH3COO + PbI2

   После смешивания растворов выпадает жёлтый осадок йодида свинца. Смеси растворов в колбе необходимо дать отстояться, чтобы осадок осел полностью. После этого с осадка осторожно сливают жидкость и вместо неё доливают 100мл дистиллированной воды. Теперь раствор необходимо нагреть до кипения и кипятить в течении 2-3мин. Осадок должен раствориться полностью.

Если всё было сделано правильно, то после охлаждения раствора выпадет множество золотистых кристалликов, которые при встряхивании колбы будут парить в толще воды. Размер кристалликов очень сильно зависит от скорости охлаждения: чем медленнее охлаждать, тем более крупными и красивыми будут кристаллики. Для большей их прочности перед кипячением в раствор добавляют немного глицерина (~0,5мл на 100 мл раствора). Слайд 9

Для проведения этого опыта нужно время поэтому пока остывает раствор предлагаю вам отгадать кроссворд. Слайд 10

1.     Любые изменения, которые происходят с телами. (явления)

2.     Явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие. (химические)

3.     Реакция, сопровождающаяся выделением тепла и света.(горения)

4.     Явление, связанное со светом.(световое)

5.     Явление, связанное с изменением положения какого-либо тела по отношению к другим телам.(механическое)

6.     Тела, способные после натирания притягивать лёгкие предметы.(наэлектризованные)

7.     Горючие материалы, сжигаемые для использования выделяющейся теплоты.(топливо)

8.     Реакция взаимодействия веществ с кислородом.(окисление)

9.     Энергия, получаемая на тепловых электростанциях. (электричество)

10. Явления, при которых вещества остаются прежними. (физические)

11. Тела, излучающие свет. (светящиеся)

12. Явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел. (тепловые)

13. Процесс медленного окисления питательных веществ в живом организме. (дыхание)

 

 

Учитель химии. (Выводы - обобщение). Слайд 11-12

VI. Рефлексия:

         Учитель истории: В ходе урока вы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие учёные прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Мы же смогли справиться с задачей.

Учитель химии:  Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И наша задача, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Закончите  предложение»   Слайд 13

1. Теперь я знаю, что  ...

2. Теперь я знаю, как  ...

3. Теперь я умею...

4. Меня удивило...

VIІ. Домашнее задание.   Слайд 14

§ 14 повторить

Упражнение № 6

Творческое задание Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.


Скачано с www.znanio.ru

Интегрированный урок химия + история

Интегрированный урок химия + история

Интегрированный урок химия + история

Интегрированный урок химия + история

Что из перечисленного относится к физическим, а что к химическим явлениям?

Что из перечисленного относится к физическим, а что к химическим явлениям?

Ответы учеников (все ответы сводятся к тому, что это рецепт отравы)

Ответы учеников (все ответы сводятся к тому, что это рецепт отравы)

Давайте разбираться дальше. Мы встретили много новых непонятных слов

Давайте разбираться дальше. Мы встретили много новых непонятных слов

Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота ; если же не действует, это — признак того, что состав недоварен

Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота ; если же не действует, это — признак того, что состав недоварен

Кислота добавляется для того, чтобы подавить гидролиз ионов

Кислота добавляется для того, чтобы подавить гидролиз ионов

Учитель химии. ( Выводы - обобщение)

Учитель химии. ( Выводы - обобщение)

Творческое задание – Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях

Творческое задание – Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2023