Интеллект-карта как средство развития связной речи у старших дошкольников.
В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. Кандидат педагогических наук, доцент В. М.Акименко предложил метод интеллект-карт в использовании развития речи у детей.
Технология «интеллект-карт» была создана американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps" майнд мапс. Буквально слово "mind" майнд означает "ум", а слово "maps« мапс — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты"
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Технология «интеллект-карт» помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогает структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и
осмыслению окружающего мира. Как это работает? Ученые выяснили, что умение
человека находить решения в различных учебных и жизненных ситуациях связано не
с количеством знаний в его голове, а с количеством связей между этими знаниями.
Данный метод как раз направлен на то, чтобы создать это множество связей у
ребёнка.
Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
· Главная идея обводится в центре страницы.
· Лист располагается горизонтально.
· Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
· Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
· Каждая мысль обводится.
· В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
· Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
Для развития связной речи метод интеллект — карт можно использовать в разных вариантах, в зависимости от сложности работы с интеллект — картами и уровня развития детей.
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Например,: мы хотели бы составить карту по теме «Хлеб. Хлебобулочные изделия. Труд людей на полях».
Что мы знаем о хлебе?
Что хотим узнать о хлебе?
Готовую карту предлагаю «прочесть» коллективно, либо индивидуально.
Таким образом, полученная информация систематизируется, обобщается и предстает перед детьми уже в виде готового рассказа, созданного ими самими.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Пример: прочитали рассказ В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет». Задание: пересказ.
Только это уже не просто традиционный рассказ по предложенной картинке, а рассказ по картинке, нарисованной самими детьми.
В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: социально-коммуникативную, познавательную, речевую. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.