Интеллект-карта в планировании деятельности преподавателя английского языка
Оценка 4.6

Интеллект-карта в планировании деятельности преподавателя английского языка

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
английский язык
Взрослым
13.07.2020
Интеллект-карта в планировании деятельности преподавателя английского языка
Данная статья посвящена вопросам применения интеллект-карт в образовательном процессе и профессиональной деятельности преподавателя
И-к по аттестации Знанио.doc

Е.А. Первушина,

преподаватель английского языка

ГБПОУ «Чайковский индустриальный колледж»

 

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА В ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

В настоящее время использование возможностей современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса является одной из актуальных проблем.

Метод интеллект-карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Адекватного перевода на русский язык слов "mind maps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума", что допускает весьма вольную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова "ум". Есть и другие варианты перевода: "карты разума", "интеллект-карты" или "карты интеллекта", "карты сознания", "ментальные карты", "карты памяти", "карты представлений", "мысленные карты", "умственные карты" и т.д. [1]. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", который и будет использоваться нами в дальнейшем.

Процесс построения интеллект-карт по-английски обозначается словом "mindmapping". В основе майндмэпинга лежит теория радиантного мышления, предложенная Т. Бьюзеном. Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, ― каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона "крючков". Каждый "крючок" представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями» [2].

В результате многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения, могут быть решены, если сделать процессы мышления наблюдаемыми. Благодаря визуализации процессов мышления,  метод интеллект-карт позволяет глубоко изучать личность; вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, развивать креативность; формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт; формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией; улучшать все виды памяти; формировать организационно-деятельностные умения; формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности [1].

Существует несколько основных областей применения интеллект-карт:

1)    личная жизнь человека (самоанализ, анализ и разрешение проблемных ситуаций, ведение дневника с помощью интеллект-карт и т.д.);

2)    семейная жизнь (анализ взаимоотношений, планирование бюджета, планирование отдыха и т. д.);

3)    бизнес и профессиональная жизнь (мозговой штурм, деловые встречи, презентации, менеджмент);

4)    образование (развитие мышления, конспектирование, аннотирование, подготовка к экзаменам, организация коллективной деятельности).

В частности, применение карт на уроках иностранного языка позволяет создать мотивацию к овладению предметом; организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся; осуществлять дифференцированный подход; организовывать самостоятельную работу и проектную деятельность учащихся. Наиболее эффективные результаты даёт использование мыслительных карт при работе с лексическим материалом. При изучении и закреплении новой лексики применяются составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке и дома, индивидуально, в группе, в паре.

Интеллект-карты можно использовать для планирования. Довольно часто в большом объеме информации мы не видим картины в целом, а составление плана в виде ментальной карты помогает вернуть целостное видение ситуации. Можно планировать проекты, составлять планы на год, месяц, неделю, день, расставляя дела по приоритетам и затрагивая всевозможные аспекты жизни. Планирование с помощью интеллект карт помогает расставить приоритеты, легко отслеживать выполнение запланированного и вносить коррективы [3].

Неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога является повышение квалификации и, как следствие, прохождение аттестации, успешность которой напрямую зависит от эффективного планирования. Рассмотрим планирование аттестации преподавателя английского языка (на примере деятельности автора статьи) с помощью интеллект-карты. Первоначальным этапом в создании данной карты стал выбор образа, т.е. того, в виде чего, собственно, и будет представлена главная идея и все под-идеи. Таким образом стала карта метрополитена, поскольку позволяет наиболее наглядно и сжато вместить требуемое содержание.

Итак, центральная идея данной интеллект-карты – аттестация на первую категорию, которая и обозначена в самом центре (Приложение). В соответствии с основным образом и ключевой идеей карты, основные направления деятельности в рамках прохождения аттестации представлены в виде линий метрополитена. Их условные обозначения даны слева в рамке.

Линии метро соединяют различные станции, в качестве которых выступают конкретные мероприятия в рамках педагогической деятельности педагога. Как и следует предположить, центральной станцией, в которой сходятся все линии метро, выступает ключевое понятие данной интеллект-карты (аттестация на первую категорию).

Станции, работа по которым уже выполнена или активно осуществляется, обозначены сплошным цветом, а станции, которые находятся «в разработке», «в проекте», т.е. будут осуществлены или планируются в будущем, обозначены прозрачными контурами. Так, например, по линии повышения квалификации (желтая линия) - это курсы по вопросам онлайн преподавания, а по оранжевой линии среди таких можно назвать публикации, так как на момент написания статьи их недостаточно.

Некоторые линии метро пересекаются, а в местах их пересечений находятся станции, которые могут быть отнесены одновременно к обоим направлениям деятельности. Например, к таким станциям, и, соответственно, мероприятиям, относятся семинары, организуемые Oxford University Press, так как, с одной стороны, они проводятся в форме семинаров для учителей английского языка (оранжевая линия), а с другой стороны, способствуют повышению квалификации (желтая линия). Другие подобные «пересечения» сфер деятельности можно найти на фиолетовой и желтой линиях.

Пунктирные линии соответствуют автобусным маршрутам, которые соединяют станции различных линий и выступают в роли взаимосвязи между мероприятиями различных направлений.

Еще одним символом выступают стрелки с обоих концов линий – независимо от направления движения, главная цель – аттестация, что и выражено в названии центральной станции.

Таким образом, интеллект-карта помогает отслеживать выполнение запланированного и своевременно обнаружить пробелы по всем направлениям. Она дает возможность вносить необходимые коррективы и дополнения, ведь, подобно метрополитену активно развивающегося мегаполиса, педагог находится в постоянном движении и развитии, что приводит к появлению новых станций и модернизации уже существующих. Разработанная интеллект-карта может служить примером использования данного метода в области самообразования, позволяющим современному педагогу более успешно ориентироваться в поликультурной образовательной среде.

 

 

 

Список литературы

 

1.                Бершадский М.Е. Метод интеллект-карт. Когнитивные образовательные технологии XXI века [Электронный ресурс]. – URL:  http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32.

2.                Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. ― 4-е изд. ― Мн.: "Попурри", 2007. 

3.                Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению [Электронный ресурс]. – URL:  http://constructorus.ru/uspex/intellekt-karty.html.

 

 

 

Приложение

 


Скачано с www.znanio.ru

Е.А. Первушина, преподаватель английского языка

Е.А. Первушина, преподаватель английского языка

Существует несколько основных областей применения интеллект-карт: 1) личная жизнь человека (самоанализ, анализ и разрешение проблемных ситуаций, ведение дневника с помощью интеллект-карт и т

Существует несколько основных областей применения интеллект-карт: 1) личная жизнь человека (самоанализ, анализ и разрешение проблемных ситуаций, ведение дневника с помощью интеллект-карт и т

Их условные обозначения даны слева в рамке

Их условные обозначения даны слева в рамке

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2020