Интеллектуальная игра «Аукцион знаний»

  • doc
  • 03.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 0017e85e-947db885.doc

                                    

Интеллектуальная игра  «Аукцион знаний»

Цель: создание условий для выявления детей с высокими  интеллектуальными  и познавательными способностями, расширение кругозора, развитие коммуникативных умений и навыков, неординарного мышления, умения обосновывать и аргументировать свою точку зрения, стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам.

В игре участвуют 2команды по 6 человек.  Каждая команда занимает свой стол.

Предварительный этапсоздание эскизов денежных купюр, выбор лучшего эскиза, размножение денег в нужном количестве; выбор банкиров, выбор ведущего – аукциониста. В роли эксперта может выступать учитель.

Этапы игры:

  • Получение ссуды в банке;
  • Объявление правил игры;
  • Проведение аукциона;
  • Подведение итогов.

Основные правила:

Перед началом игры необходимо получить в банке  первоначальный капитал  1000 тенге под проценты 30%.  Это означает, что в конце игры все, взявшие кредит должны вернуть в банк 1300 тенге – 300 тенге сумма кредита. Только имея номер, команда может претендовать на лот ( вопрос) . правильный ответ приносит доход команде.  Есть открытый лот, т.е. зачитывается вопрос, только после этого назначается первоначальная цена и идет торг. Закрытый лот – не зачитав вопрос , ведется торг и только после торга зачитывается торг. Та  команда , которая  сможет вернуть сумму с процентами, является победителем игры.

     Если дается правильный ответ на купленный с торгов вопрос банкиры выплачивают вознаграждение, если ответ неверен – уплаченные за вопрос деньги пропадают.                         В случае неверного ответа , купившая команда может продать противоположной команде за меньшую сумму ( при этом они должны учитывать сумма , за которую купила противоположная команда , в случае правильного ответа идет в копилку этой команде, поэтому продающая вопрос заинтересована продать вопрос по сниженной цене) .  Но если и вторая команда не смогла дать правильный ответ , то вопрос снова может быть поставлен на торг, но торг начинается с той цены, за которую был куплен вопрос. За нарушение тишины«Налоговый инспектор»  может наложить штраф в размере от 100 до 300 тенге

Описание игры:

  1. Ведущий продает вопросы за определенную сумму— денежная единица игры. Вопросы (в дальнейшем лоты) могут быть открытыми (сначала озвучивается вопрос, а затем идет торг) и закрытыми (сначала идет торг, а после покупки лот озвучивается).
  2. Каждому лоту присваивается определенная цена. Вопросы на 1 этапе стоят мало, на 2 этапе больше, сложные вопросы стоят больше всего.
  3.  Первоначальная цена каждого лота 50-100 тенге, а торговый шаг стоит 50 тенге, т. Е. торг ведется суммами  кратными 50 тенге ( 50, 100, 150, 200,)

 Называя свою цену,  капитан команды должен поднять аукционный номер, который он получил перед началом игры.

4.Ведущий сначала озвучивает первоначальную цену лота, а затем с командами ведет торг о покупке этого вопроса. Если команда, к примеру, сторговалась и купила вопрос за 300, а первоначальная стоимость вопроса от 50 до 100 тенге — то, если команда ответила на вопрос правильно, она получает от банка разницу между первоначальной стоимостью лота и конечной, т.е. 200  тенге; а если неправильно, команда выплачивает банку 300 тенге                5. Если же одна команда не смогла ответить на вопрос, а другая знает ответ, они могут договориться и продать друг другу вопрос за цену ниже . Но та команда, которая не смогла ответить на вопрос и продала его другой команде, все же обязана выплатить банку стоимость вопроса.                                                                                                                                   6. В пределах этой суммы участники имеют право торговаться и покупать вопросы, если же они превысили свой лимит — они признают себя банкротами и выбывают из игры, либо просят разрешения у «Налогового инспектора» взять кредит в банке. В конце игры команда обязана выплатить свой кредит банку.

Выигрывает та команда, которая за игру  заработает больше всего , т. Е. сможет вернуть кредит в банк и еще останется некая сумма.

«Налоговый инспектор» имеет право назначать штрафы командам за нарушение дисциплины, назначать премии участникам за самые правильные и умные ответы, разрешать или запрещать брать командам кредиты в банке.

«Банкир» — выдает деньги за ответы на вопросы.

«Кассир» — подводит общие итоги на каждом этапе игры, фиксирует финансовую деятельность каждой команды.

«Ведущий» — озвучивает вопросы и ведет торг.

«Клерки» — работаю с командами, передают от банка к участникам.

 Ход игры

 Ведущий : Сегодня мы проводим интеллектуальное шоу по русскому языку игру-аукцион.   Наш девиз « От игры к знаниям»

Друзья! Сегодня нашу сцену мы представляем аукциону!

Дорог у аукциона много

У нашего всего одна дорога.

У нас сегодня игра  для тех,

Кто любознательный,

У нас сегодня - аукцион

Увлекательный , познавательный

 

 

 

 

 

 

Примерные вопросы

 

 Лот

цена

вопрос

ответ

 

 

 

1 этап

 

1

Открытый  лот

50

 Всегда ударный   звук

Ё

2

Открытый лот

50

Чем кончается слова ДЕНЬ и НОЧЬ?

Мягким знаком

3

Закрытый лот

50

 Какую мышеловку  можно написать пятью буквами?

кошка

4

Открытый лот

50

 Задача.             Учитель написал на  доске однокоренные слова и закрыл корни. Но ученики узнали, какие слова он написал . Подумайте и вы.   Вот что осталось на доске: - ИК,-ИЩЕ,-ОВАЯ; 

столик-столище,столовая

5

Открытый лот

50

 Какие слова можно прочитать слева направо или  справа  налево?

Шалаш, еле-еле, поп, кок

6

Открытый лот

50

  Подбери фразеологизм к картине http://media.log-in.ru/images/articles/article_1235/1.gif

Водить за нос

7

Открытый лот

50

Исправь пословицу:

Мал ноутбук, да дорог.

Трудно в учении – легко на каникулах.

После драки шапками не машут.

 

 Мал золотник  , да удал.

Трудно в учении - легко в бою

После драки кулаками не машут

8

Открытый лот

50

 Подбери пословицу

О том, кто часто меняет свои решения.

 

У него семь пятниц на неделе.)

9

Открытый лот

50

Приставка такая же, как в слове полет,

 Корень такой же, как в слове дарить,

  Суффикс такой же, как в слове дружок,

  Окончание такое же, как в слове лес.

подарок

10

Закрытый лот

50

 Как правильно сказать «Я убедю, Я убежу, Я хочу убедить «

Я хочу убедить

 

 

 

2 ЭТАП

 

1

Открытый лот

100

Я приношу с собою боль,

В лице большое искажение.

А «Ф» на «П» заменишь коль.

То превращусь я в знак сложения 

(Флюс-плюс)

2

Открытый лот

100

 Слова , в котором три одинаковые гласные

Землееед, длинношеее

3

Открытый лот

100

какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? 

Оно,тот

4

Закрытый лот

Блиц вопрос

Не дается время на размышление

100

  1. Определите род существительных  « Сирота, неряха, обжора»
  2. 2. Определите  Как правильно « Черное кофе» или « Черный кофе»
  3. В каком  падеже  в слове «сердце»-Д-  произносится четко

Общий род

 Черный кофе

Родительный падеж Сердец

5

Открытый лот

100

какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получить название животного?

За/ я/ ц)

6

Закрытый лот

100

Как правильно «Надеть пальто» или «Одеть пальто», «Окончить школу» или «Закончить школу»

Надеть(что-нибудь) , одеть (кого-нибудь), заканчивают к-нибудь дело, а уч заведение - оканчивают

7

Открытый лот

100

 Как называются такие слова ? К какой части речи относятся данные слова?

ПЕЧЬ-ПЕЧЬ, ПОКРЫВАЛО-ПОКРЫВАЛО, СТИХ-СТИХ,ВЕСТИ-ВЕСТИ

Омоформы.Печь-глагол,печь-сущ., покрывало –сущ.,  покрывало – гл. ср. рода, вести –сущ,- вести - глагол

8

Открытый лот

100

. Сколько фразеологизмов в тексте                  

С ног до головы.                        - Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда- руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки!

12

9

 Открытый лот

Блиц вопрос

Не дается время на размышление

100

А)На них можно подняться , стоять, в них можно валяться, кланяться, на них  можно поставить, под ними можно вертеться, с ними можно валяться

 Б) От может быть  лесным, трусливым, косым, длинноухим. Можно его не поймать.

 В) Он может быть длинным, довести до Киева, может помочь при общении, можно его перевести

Ноги

Заяц

 язык

10

Закрытый лот

100

 С буквой С-я буду нота,

С буквой Б – с тобой в болезни,

 С буквой Т-я крою крыши,

 С буквой М-съедаю платье,

С буквой Р – я в каждой пьесе,

С буквой Н –скажите цифру

Соль-боль-толь-моль-роль-ноль

Конкурс капитанов .

Капитанам дается возможность помочь команде , добавить баллы . Победитель  получает 100 баллов равная 1000 тенге                                                                                                                                             Задание  Нужно как можно больше  составить имен существительных  , используя буквы слова  СЛОВЕСНОСТЬ

 

Подведение  итогов   Подсчет. Возвращение кредита в банк. Награждение победителей .

 Ведущий: Поздравляем всех участников

 Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнования,

обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь

Говорим мы: «До свиданье,

До счастливых новых встреч!

 

 

 

 

 

 

Интеллектуальная игра

«Умники и умницы»

по русскому языку и литературе

 

Цель:

 Повысить интеллектуальный уровень развития  учащихся и расширить их кругозор.

Задачи:

1. Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

2. Развить интерес к занятиям по  русскому языку и литературе.

3. Воспитывать настойчивость, волю и упорство в достижении цели.

4. Выявить самого эрудированного  учащегося.

 

Оборудование: дорожки трех цветов, проектор, проекционная доска, жетоны, ордена умников, слайды, камертон.

 

Форма проведения: интеллектуальная игра

Ход игры:

 

Ведущий:

-Добрый день, уважаемые преподаватели, дорогие  учащиеся!     Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где будет проходить игра «Умники и умницы». Мы собрались не случайно: чтобы принять участие в турнире  смекалистых, эрудированных и находчивых в области  русского языка и литературы.  Эта игра для всех вас – в ней нет зрителей, вы все участники. Правила игры просты. Наша игра состоит из 3-х агонов.   В переводе с греческого «агон» означает – соревнование. Значит,  агонисты будут соревноваться друг с другом в том, кто самый сообразительный. Если кто-то из агонистов не сможет ответить, помогут остальные участники игры. Их мы будем называть теоретиками. В переводе с греческого «теория» означает праздник, зрелище. Нашим теоретикам предоставляется право не только дать правильный ответ, но и получить «орден умника» .

 

Судить игру и оценивать ответы будет «ареопаг» — жюри из трёх судей. 

            Сначала вы  пройдёте разминочный и  отборочный туры.  За каждый правильный ответ получите жетон, набравшие большее количество жетонов пройдут в  следующий тур. Три игрока, набравшие наибольшее количество жетонов, становятся участниками основного тура. Тот, кто пройдёт основной тур (дорожку определённого цвета), тот и получит орден умника или умницы. 

 

Для нашего конкурса доброй приметой будет:

 хорошее настроение, атмосфера добра, здоровья и веселья!

 

 Итак, условия игры:

 -быть весёлым и находчивым;

 -не оставлять ни одного вопроса без ответа;

 -на каждое задание 30 секунд;

 -до последнего вздоха бороться за победу;

 -не подслушивать и не проникать в чужие мысли.

 

 Итак, пришла пора играть!

Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)

 А знаний много у вас есть? (Да)

 Смекалку взяли вы с собой? (Да)

 Готовы вы на честный бой? (Да)

 Поддержит верный друг в пути? (Да)

 Вы вместе будете идти? (Да)

 

Пусть вам сегодня всю игру

 Сопутствует успех!

 Вперёд, друзья! Игра зовёт!

 Болеем мы за всех!

 

Ведущий:  

            Мы начинаем нашу игру «Умники и умницы». Вопросы  I  агона   «Разминки».

  позволят нам –выявить  эрудированных  учеников- теоретиков.  Игра будет состоять из отборочного тура и дороги практики, на которую должны выйти три агониста.

 

I  агон

«Разминка»

Вопросы:

·        Назовите фамилию няни поэта А.С.Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна).

·        Кто из писателей и к какому произведению сделал эпиграфом слова: «Береги честь смолоду»? (А.С. Пушкин .К повести «Капитанская дочка»)

·        Как называется раздел языкознания ,который изучает слово и его значение? (Лексикология)

·        Как называется раздел языкознания ,который изучает звуки? (фонетика)

·        Назовите приставку в слове сбить.(с)

·        Тихо-громко,медленно-быстро,высокий- низкий- (Антонимы)

·        Замените одним словом фразеологический оборот «за три девять земель». (Далеко)

·        Назовите гласную в корне слова «коснуться».(-о-)

·        Назовите корень слова «тишина». (Тишин)

·        Сколько букв в русском алфавите? (33)

·        Часть речи,обозначающая признак предмета.(прилагательное)

·        Назовите начальную форму глагола «смеется» (Смеяться)

·        Сколько склонений в русском языке? (3)

·        «Дышать»- глагол какого спряжения? (II)

·        Предложение с одним главным членом в форме подлежащего называется … (Назывное)

·        Имя,семя,темя,племя,путь- это имена существительные… (Разносклоняемые).

·        Назовите форму дательного падежа числительного четыреста. (Четыремстам).

·        Что общего в следующих словах: мышь,достичь,светишь,настежь? (Ь после шипящих).

·        Образуйте видовую пару к глаголу «отвечать». (Ответить).

·        Назовите количество слогов в слове «виться» (два : вить-ся)

·        Назовите все гласные звуки в слове «пошел». (а,о)

·        Произнесите по слогам подруги.(по-дру-ги)

·        Выделение одного из слогов с большей силой при произношении называется … (Ударением)

·        Назовите количество букв и звуков в слове шить. (б-4,зв-3)

·        Назовите части речи,которые не имеют лексического значения,не являются членами предложения, но имеют грамматическое значение. (Служебные части речи)

·        Образуйте форму множественного числа от существительного чистота.(невозможно)

·        Какого рода существительное «неряха» ? (Общего)

·        Образуйте простую степень сравнения от прилагательного «грамотный».(Грамотнее)

·        Как пишется прилагательное «солнцезащитный»? (Слитно)

·        Какая часть речи указывает на предметы,их признаки и количество,но не называет их? (Местоимения)

·        Является ли словосочетанием следующее выражение : Люблю Отчизну я .(Нет)

·        Какое это предложение:Читайте стихи Анны Ахматовой. (Односоставное)

·        Назовите вводное слово в предложении: Мне хотелось бы, по крайней мере , уважать вас.(По крайней мере)

·        Является ли обращение членом предложения? (Нет)

·        Автор стихотворения «Бородино». (М.Ю. Лермонтов)

·        Второе название повести «Майская ночь» («Утопленница»)

·        Герой, отправивший на поиск Кыз-Жибек. (Тулеген).

·        Кто убил Тулегена? (Бекежан)

·        Батыр, главный герой стихотворения М.Утемисова «Битва» (И.Тайманов)

·        Башня, которую, не удалось достроить, т.к. все люди стали разговаривать на разных языках. (Вавилонская)

·        Автор сказки «Сын бая и бедняка» (Ы.Алтынсарин»

·        Сопоставление одного предмета с другим. (Сравнение)

·        Автор стихотворения «Железная дорога». (Некрасов)

·        Двусложный размер с ударением на первом слоге. (Хорей)

·        Герой который отправился за черевичками в Перетбург. (Вакула)

·        Поэт сравнивающий себя с тучками, «вечными странниками». (М.Ю. Лермонтов)

·        Рассказы, порождённые народной фантазией, в которых люди объяснили различные явления жизни. (Мифы).

·        Всех грязнуль очистит быстро,

Всех нерях умоет чисто

Умывальников начальник

И мочалок командир –

Знаменитый … (мойдодыр)

·        Такое лишь в сказке волшебной случается:

Кареты из тыквы большой получается!

В чудесном наряде, легка, словно пёрышко,

Со сказочным принцем знакомится…(Золушка).

 Кто написал сказки?:

·    "Гадкий утёнок” (Г. Х.Андерсен)

·    "Карлик Нос” (Вильгельм Гауф)

·    "Сказка о рыбаке и рыбке” (А. С. Пушкин).

·    Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (30 лет и три года.)

 

 

 

II  агон

«Отборочный»

 

·        Кто из писателей, и к какому литературному произведению сделал эпиграфом слова: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»? (Н.В.Гоголь «Ревизор»)

·        Кто из русских писателей владел восемью иностранными языками? (А.С.Грибоедов)

·        Кто первым из русских писателей получил Нобелевскую премию? (И.А.Бунин)

·        Кто во время Ивана Грозного носил самые большие сапоги? (У кого была самая большая нога).

·        Укажите существительное, употребляемое только во множественном числе: белизна,мемуары . (Мемуары)

·        Какие два местоимения портят мостовую ? (Я-мы)

·        Образуйте деепричастие от глагола скрестить шпаги.(скрестив)

·        Назовите страдательное причастие прошедшего: «собирающий», «собранный». (собранный).

·        В каких наречиях после шипящих Ь не пишется? (уж ,замуж,невтерпеж)

·        Каким членом предложения является наречие сегодня в следущем предложении:

Сегодня- лучший из всех дней.( Подлежащее)

·        Назовите автора фразеологизмов: С разбором выбирай друзей;    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать;   У сильного всегда бессильный виноват; Знать она сильна, коль лает на слона (Крылов И.А.)

·        Образное преувеличение. (Гипербола)

·        Заключение к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но завершающее его. (Эпилог)

·        Цепь событий в их причинно-временной последовательности, составляющая сюжет произведения. (Фабула)

·        Англичане говорят: «Одна птица в руке стоит двух птиц в кустах». А что говорим мы? (лучше синица в руках, чем журавль в небе)

·         Все вы, конечно, помните басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» и слова стрекозы «не оставь меня, друг милой, дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней накорми и обогрей». А что означает слово «вешние»? (весенние)

·        Слова различные по звучанию и написанию, но схожие по значению (синонимы)

·        Сколько спряжений у глаголов? (2)

·        Автор повести «Тарас Бульба» (Гоголь)

·        Какого рода слово тюль? (м.р.)

·         Подберите синоним к слову очи (глаза)

·        Как называется речь одного человека? (монолог)

·        К какому склонению относится слово папа? (I)

·        Какого рода слово кофе (м.р.)

·        Автор трагедии «Моцарт и Сальери» (Пушкин)

·        Подберите синоним к слову уста (губы)

·        Как называется речь двух и более человек? (диалог)

·        Сколько человек одного не ждут? (семеро)

·        Какого рода слово кенгуру? (м.р.)

·        Автор поэмы «Полтава» (Пушкин)

·        Новые слова, недавно появившиеся в языке. (неологизмы)

·        Определите вид глагола бежать (несов. вид)

·        Когда руки бывают местоимениями?    (когда вы-мы-ты)

·         Когда употребляется глагол «одеть», а когда «надеть»?  (одеть кого-то)

·        Как  можно превратить слово семя в слово семья?

·        В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)

·        В каких словах по сто согласных ? (сто – л, сто- г, сто – н)

·        Назовите полное имя главной героини повести «Капитанская дочка». (Миронова Марья Ивановна.)

·        После написания какого произведения Жуковский подарил поэту свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». («Руслан и Людмила»)

·        Определите название произведения по началу: «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том… » («Руслан и Людмила»)

·        В 1835 году Пушкин писал: «…Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных». О каком «уголке» идет речь? (О Михайловском.)

·        Откуда эти строки: «Зима! Крестьянин, торжествуя,

                                          На дровнях обновляет путь;

                                          Его лошадка, снег почуя,

                                           Плетется рысью как-нибудь…» («Евгений Онегин».)

 • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)

 • Товарищ твой просит украдкой

 Ответы списать из тетрадки.

 Не надо! Ведь этим ты другу

 Окажешь … (медвежью услугу)

 • Фальшивят, путают слова,

 Поют кто в лес, … (кто по дрова).

·        «Терпи   казак  -  атаманом   будешь»   (из   какого   произведения   и чьи   слова). (Тарас Бульба  -  произведение   Гоголя)

·        Он   родился  15   октября   1814  года, погиб,   как   и    А. С. Пушкин,  на дуэли

(М. Ю. Лермонтов)

·        Сказка   о   пользе   коллективного   труда («Репка»)

·        Какие   съедобные   фамилии    встречаются   в  произведениях   Н. В. Гоголя (Земляника    в    «Ревизоре», Яичница   в  «Женитьбе», Плюшкин   в  «Мёртвых душах»)

·        Автор   картины   «Алёнушка»   (Васнецов)

·        Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях   (былина)

·        «Продолжи пословицу»

Куй железо,

 

 

ни сил, ни жизни не жалей.

 

Один в поле

 

 

век учись.

 

Что посеешь,

 

 

пока горячо!

 

Век живи

 

 

год кормит.

 

Вешний день

 

 

то и пожнешь.

 

Для Родины своей

 

 

не воин.

·        Вы все читали «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Какие еще сказки с похожим сюжетом вы знаете?(«Спящая красавица», «Белоснежка и 7 гномов».)

·        Как начинается басня И. Крылова «Волк и Ягненок»?(«У сильного всегда бессильный виноват...».)

·        Сюжеты какого известного древнегреческого баснописца использовал в своих баснях И. Крылов?(Эзопа.)

·        Откуда эти строки: «Однажды в студеную зимнюю пору Я из лесу выше. Был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз»?(Некрасов, стихотворение «Крестьянские дети».)

·        Кто входил в литературное общество «Арзамас»?

(Вяземский, Батюшков, Пушкин, Тургенев, Жуковский.)

·        Чье стихотворение начинается строками: «Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало»?(Стихотворение А. Фета.)

·        Роман какого писателя заканчивается картиной заброшенного сельского кладбища, на котором похоронен основной герой этого произведения?(Роман Тургенева «Отцы и дети».)

·        У каких двух русских писателей есть автобиографические трилогии?

(Л. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность»; М. Горький. «Детство», «В людях», «Мои университеты».)

·        В каком произведении Достоевского мы встречаемся с Соней Мармеладовой?

(«Преступление и наказание».)

·        Чьи это псевдонимы: «Вспыльчивый человек», «Брат моего брата», «Человек без селезенки», «Врач без пациентов»?(Чехова.)

·        Назовите главную героиню пьесы Островского «Гроза».(Катерина.)

·        Из какого стихотворения и какого поэта взяты эти строки: «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя»?

(Из стихотворения Пушкина «Зимний вечер».)

·        Из какого стихотворения и какого поэта взяты эти строки: «Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом»?(Из стихотворения Тютчева «Весенняя гроза».)

·        Из какого стихотворения и какого поэта взяты эти строки: «Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя»?(Из стихотворения Лермонтова «Утес».)

·        Любви все возрасты покорны.Варианты ответа: Пушкину, Шекспиру, Грибоедову. (Пушкину.)

·        Не хочу учиться, а хочу жениться.

Варианты ответа: Карамзину, Мольеру, Фонвизину. (Фонвизину.)

·        Чем осложнено данное предложение: Былые невзгоды, и беды, и горе промчатся.(Однородными членами)

 

 

III агон

Дорога практики

            Три участника, получившие больше всего  жетонов выходят сражаться на дорогу практики. Агонисты выбирают дорожки.  Им предоставляются на выбор три дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос. На красной дорожке два шага и нет права на ошибку. На желтой – три шага и возможность ошибиться один раз. На зеленой – четыре шага и два неверных ответа. Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем. Разумеется, у «зеленого» игрока шансов меньше, чем у других – но, с другой стороны, «красный» вообще не может ошибиться.

            Конечно, «Умники и умницы», как любое соревнование подобного типа, кроме знаний, интуиции и сообразительности, предполагает везение.

 Агон заканчивается, когда один из агонистов пересекает границы своей дорожки.

 

Зеленая дорожка:

1. Поэт XIX века, участник восстания под предводительством ИсатаяТайманова. (М.Утемисов)

 

2.  Как называется книга Пушкина, которая состоит из 5 повестей? В каком порядке они следуют? («Повести покойного И. П. Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барыня-крестьянка».)

 

3. Отрывок из стихотворения Б. Слуцкого:

 Цепляюсь за слежавшийся, сложившийся,

 Служивший многим людям оборот.

 Я поверну его наоборот,

 И он, привычной тяжести лишившийся,

 Ввысь воспарит и ринется вперед.

 Сколько в этом отрывке причастий?

 (Ответ: 4 причастия)

 

·        4. Определите стиль текста:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок,не бездушный лик-

В ней есть душа,в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф.Тютчев)

                                           (художественный)

 

Желтая дорожка:

1. Закончи следующие пословицы и поговорки.

·        Ищи ветра – в поле

·        С книгой жить – век не тужить.

·        Кончил дело – гуляй смело.

·        Любишь кататься, - люби и саночки возить.

·        Грамоте учиться – всегда пригодится.

 

2. А.С. Пушкин.

 Погасло дневное светило;

 На море синее вечерний пал туман.

 Шуми, шуми, послушное ветрило,

 Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

 К чему, кроме океана, обращается герой стихотворения и что обозначает этот архаизм?

 (Ответ: ветрило – парус)

 

3. Этот человек в звании мичмана решил оставить военную карьеру и занялся лингвистикой. Известен как составитель “Толкового словаря живого великорусского языка” (Владимир Иванович Даль )

 

Красная дорожка:

·        1. Назовите 4-5 произведений Пушкина, в которых главная героиня носит имя Мария (Маша). («Дубровский», «Капитанская дочка», «Выстрел», «Метель» и др.)

 

2. В поэме А. Твардовского “За далью - даль” есть строки:

 И все, от корки и до корки,

 Что в книгу вписано вчера,

 Все с нами – в силу поговорки

 Насчет пера и топора.

 Какую поговорку имеет в виду автор?

 Какой фразеологизм использован в этих строках?

 (Ответ: Что написано пером, не вырубишь топором. От корки до корки)

 

 2. Писатель А.Сумароков называл эту букву «уродом», М.В.Ломоносов не включил её в азбуку. С неё начинается всего несколько русских слов, а остальные слова-иностранцы. Что это за буква?       (э)

 

 

Подведение  итогов  игры             

Три пути ведут к знаниям:

 Путь размышления – самый благодарный,

 Путь подражания – самый лёгкий,

 Путь опыта – самый горький!

 Желаю, чтобы вы выбирали всегда путь размышления. (Награждение победителей орденами).

           

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru