Интеллектуальная игра учащихся 11 классов
«На пути к Независимости».
Джаркина С.М. учитель истории МГ№5 «Тандау»
Цели: способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство уважения к прошлому своего народа.
Форма проведения: интеллектуально-познавательная игра
Оформление: высказывания мыслителей, портреты исторических деятелей, презентация (Power Point) средневековых городов Казахстана
Ход игры:
Слово ведущего: Добрый день, дорогие участники игры! Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «На пути к Независимости».
Слово «история» имеет древние корни и тысячелетнюю историю. Историк Ключевский сказал: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». История – это летопись того пути, по которому прошли все страны мира, это память нашего прошлого, которое необходимо изучать и знать. Нельзя заглянуть в будущее, не зная прошлого. Цель нашего сегодняшнего мероприятия - еще раз окунуться в разные эпохи нашей истории. Узнать новое и вспомнить старое…
Сегодня, ребята, вам надо будет проявить свои интеллектуальные способности, продемонстрировать знания, а, возможно, и узнать новое из нашего прошлого.
Соревноваться и победить!
Нашу игру будет судить жюри: (представление членов жюри)
По итогам марафона будет определена команда - победительница и победитель - интеллектуал.
Итак, начинаем игру.
Представление команд. Визитная карточка.
Ведущий: Мы познакомились с командами, а теперь следующий этап.
Любое соревнование начинается с разминки команды. Для участников нашей игры настало время интеллектуальной разминки. Перед командами лежат сигнальные флажки. Та команда, которая поднимет первой сигнальный флажок, отвечает на вопрос (флажки зеленого и красного цвета).
Итак, РАЗМИНКА!
1. В каком году был принят указ о переносе столицы в Акмолу (15 сентября 1995г)
2.В каком году прошли первые всенародные выборы Президента (1 декабря 1991г)
3.Когда Казахстан членом ООН? (2 марта 1992г)
4.Где проходило подписание соглашения о создании СНГ (Алмаата 21 декабря 1991г
5 Являлся руководителем Компартии КССР с 1960-1986 гг (Д.Кунаев)
6.Послвние Президента «Казахстан-2030» был принят в (1997 г)
7.В каком году КССР была переименована в РК (10 декабря 1991)
8. Два памятника, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО. /Мавзолей А.Яссави и Тамгалы/
9.В каком году проведена первая презентация столицы (10 июня 1998)
10.Когда проходили съезды мировых религии в Астане? /2003.2006,2009,2012,2015,2018)
11..Эта международная организация в 1999 году объявила Астану «Городом мира». Какая организация? /ЮНЕСКО/
Разминка закончилась. Жюри подводит итоги.
СТАРТ «Угадай-ка!»
(На интерактивной доске - портреты исторических деятелей: Абулхаира, Аблая, Толе би, Аль Фараби, эмира Тимура. По данным характеристикам ученики должны определить исторического деятеля.)
1.Джунгарский правитель Галдан-Церен сказал о нем так: «Управляет малым народом, но достоин большого народа». (Абылай)
2.Его называли сыном своего времени. Возмужал в атмосфере отчаянной борьбы за власть и трон, стал свидетелем многочисленных фактов предательства и коварства. Не любил шуток и лжи. Смерти не боялся. (Тимур)
3.По словам российского исследователя нового времени И.Крафта, «…он умел, смотря по обстоятельствам, казаться преданным то России, то Китаю, то Джунгарии, но в действительности не подчинялся никому». (Абылай)
4.Джунгары не щадили никого. Люди в панике убегали, прихватив самое необходимое, поэтому еще удивительнее было увидеть юрту, одиноко стоящую, и хозяина, не собирающегося в дорогу. Джунгары спросили: «Почему ты не собираешься в путь?» На что он ответил: «В моей юрте ласточка скоро выведет птенцов - не разрушать же гнездо». (Толе би)
5.Построил великолепный дворец, посвятив его святому суфию. Мечтал захватить Китай, но его мечты не сбылись…(Тимур)
6.У него спросили: «Ты очень много знаешь, если бы жил во времена Аристотеля, смог ли бы ты превзойти его?» Он ответил: «Я бы был его лучшим учеником». (Аль Фараби)
7.Активный поборник за права казахов. Ему принадлежат слова: «…доколь река Яик не высохнет, киргизский народ от нее не отлучится». (Абулхаир)
8.Слава к нему пришла в 25 лет. Он говорил: «…соберешь вокруг себя болтунов - опозорят. Обманешь других единожды - потеряешь его доверие навсегда». Его авторитет вырос во времена Тауке. (Толе би).
1. КОМАНДНАЯ ЭСТАФЕТА «Размышляй-ка!»
Задание 1.Вместо точек напишите соответствующие понятия:
а) передаваемые из поколения в поколение обычаи, взгляды, вкусы – …(традиции)
б) установившийся порядок в поведениях, привычках - … (обычай)
в) вера в ложные приметы – …(суеверие)
Задание 2. В перечне деятелей культуры России укажите фамилии известных русских ученых, которые занимались изучением Казахстана.
а) Даль г) Левшин ж) Бутаков
б) Соловьев д) Крылов з) Ключевский
в) Пушкин е) Карелин и) Карамзин
Задание 3. Найди правильный ответ.
а) 1758 год был годом вторжения джунгар, распадом Джунгарского государства или победой казахских войск над джунгарами.
б) Амурсана – правитель Джунгарии, правитель Цинской империи, представитель чингизидов.
в) Место гибели калмыков – это сражение у реки Буланты, в местности Аныракай, в урочище Тастобе.
г) Кроме Российского подданства, Средний жуз в 1756 году принял подданство - Цинской империи, Джунгарии, Хивинского ханства.
д) Какое восстание произошло раньше - С.Датова, К.Касымова, И.Тайманова?
Жюри подводит итоги.
2.ЭСТАФЕТА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ: «С миру по нитке». (Полученными баллами болельщики могут пополнить копилку команд.)
1.Древние греки называли ее Ра, тюрки – Идель, а как называли ее русские? /Волга/
2.По дошедшим до нас данным, в 525 г. до н.э. персы встретились в сражении с египетской армией. Чтобы ее одолеть, персы пошли на хитрость: солдаты передних рядов взяли на руки животных. Египтяне потерпели поражение. Что это за всесильное животное? /Кошка/
3.В феодальном Китае существовал обычай ранней помолвки мальчиков и девочек. Случалось, что будущие родители договаривались об этом еще до рождения детей. Такая помолвка могла считаться недействительной только в одном случае. Каком? /Если родились однополые дети/
4.Византийцы часто воевали с восточными славянами. Византийские полководцы при военных действиях летом строго следили за тем, чтобы у воинов с собой были мешки из бычьих или козлиных шкур. Для чего они были нужны? /Переплывать реку/
5.На английском флоте еще два столетия назад после морских сражении достаточно часто применялась странная процедура. Были распространены два способа: сильнейший удар молотком по темени и опаивание ромом до потери чувств. С какой целью это делалось? /Обезболивание/
6.Пословица этой страны утверждает, что для повара годится все, кроме Луны и ее отражения в воде. Какая это страна? /Китай/
7.Более двух тысяч лет назад китайский император Цинь Шихуанди приказал поставить у входа во дворец ворота, изготовленные из цельного куска магнитного железняка. Для чего? /Притягивать оружие/
8.Закончите фразу: «Гунны своим новорожденным царапали мечом щеки, чтобы приучить их терпеливо переносить…» /Ранения/
9.Ответьте на вопрос, который задавали ученикам средневековой школы времен Карла Великого: «Сколько следов оставит вол в последней борозде во время пахоты?» /Ни одного/
10.Когда этот вождь варваров неожиданно умер в 453 году, то великие империи восприняли эту весть как небесный дар. Кто этот вождь? /Атилла/
11.Однажды слепого древнегреческого поэта Гомера, который славился своим умением быстро находить ответы, подвели к не знавшим гигиены рыбакам, сидевшим на берегу моря и занимавшимся важным делом. Гомер приветствовал их: «Доброго здравия, друзья рыбаки. Велика ли добыча?». Рыбаки отвечали: «Что поймаем – отбросим, что не поймаем - домой уносим». Гомер не сумел разгадать эту загадку, а каков ваш вариант ответа?/Рыбаки ловили вшей/
4. «Проставить в хронологической последовательности».
1.Избрание ханом Абылая.
2.Поход К.Касымова на Ташкент
3.Восстание Е.Пугачева.
4.Принятие подданства Младшим жузом
5.Указ Павла 1 о разрешении пасти скот на правом берегу Яика
6.Избрание Айшуака во главе ханского совета
7.Указ о запрете пасти скот на правом берегу Яика
8.Смерть Исатая Тайманова
9.Создание Сырдарьинской военной линии.
/471365829/
5. Конкурс «Маска я Вас знаю»
1.Он смело в глаза злому хану глядит
Пусть хан свирепеет, не дрогнет джигит
Недаром его уважает народ
Недарои так смел его мысли полет
Пером как копьем он сразит наповал
Надеюсь что ты его имя узнал (М.Утемисов)
2.Этот человек обаятельного ума, высокой восточной культуры. В нем не было ни тени зазнайства или самодовольства. За свое лучшее произведение в 1949г получил Государственную премию (М.Ауэзов)
3.Он закончил зубоврачебную школу, но никогда не работал по специальности. Революционер-профессионал, ему давали характеристику «Палач, жестокий с некоторыми чертами дегенерации.» Степняки его называли «голое рыло (ку жак). Убит в Орловской тюрьме 1941г (Ф.Голощекин)
4.Погиб в декабре 1941г в Берлине при невыясненных обстоятельствах, идеолог автономии. Знал английский, французский, турецкий, арабский. Посажен фашистами в Компьенский лагерь (М.Шокай)
5.С детства научился зарабатывать деньги. Публично выступал на Кояндинской ярмарке, которые были своеобразным фестивалем казахского народного творчества. Позже его могучий голос покорил публику Германии, Франции (А.Кашаубаев)
6.Поэт-акын свое имя получил от названия горы, возле которого кочевал его аул, когда он родился. Благодаря своей феноменальной памяти заучил со слов акынов десятки тысяч строк различных стихов и поэм. Умер в 1945г не дожив до своего столетия несколько месяцев. (Ж.Жабаев)
7.Его друг писал о нем
«Он был нашим вождем
Я же подручным был при нем»
Потерпел поражение от русских отрядов у Акбулака (И.Тайманов)
8.Его называли «гением степной войны» , желая освободить народ сам совершил ошибку, которая стала причиной его гибели. (К.Касымов)
4. МИНИ-ЭСТАФЕТА «Черный ящик».
Команды должны угадать, какой предмет лежит в ящике.
1.Этот предмет настолько нам примелькался, что кажется, будто он существовал всегда. Между тем, когда новинка поступила в продажу в Нью-Йорке 53 года назад, она произвела фурор и стоила по тем временам 12 долларов за штуку. Предки этого предмета использовались грамотными людьми очень давно. Но только во времена Второй мировой войны благодарное человечество оценило новое изобретение. Что в черном ящике? (Ручка).
2.В раннем средневековье, когда не было врачей, именно этот предмет помогал роженицам, излечивал сильную боль и даже слабоумие. Что это? (Камча)
3.Они вошли в зал и сразу увидели этот предмет. Принцесса посмотрела и сказала: «Какая прелесть!», Баба Яга посмотрела и сказала: «Какое страшилище!», Колобок посмотрел и сказал: «Я себе такое же куплю». Этот предмет, впервые изобретенный на Востоке, сейчас лежит в этом ящике. Что это? (Зеркало)
4.Когда переговоры заходили в тупик, именно два предмета, один из которых книга, переданные в руки противника, свидетельствовали о начале войны. Определите 2 предмет, который лежит в ящике. (Нож)
5.Шакарим Кудайбердиев предполагал, что эту вещь придумали тюрки, так как она была необходима при верховой езде. Какая же это вещь? (Штаны)
4. ЭСТАФЕТА «Исторические шарады». (Команды должны угадывать шарады по очереди. Если команда не справляется с заданием,отвечает команда противника.)
1.первый слог - жилище, второй – светильник, в целом – музыкальный инструмент казахов. (домбра)
2.первый слог - нота, вторая часть - установленный образец одежды, в целом - изменения в обществе, преобразования. (реформа)
3.первая часть – так исстари называли слово «рот», вторая - предлог, целое - реформа с целью ликвидации ханской власти. (устав)
4.в начале слова – игрушечный пистолет, затем - родственник буквы «е» с предлогом, в целом - руководитель крестьянского восстания. (Пугачев)
5.первая часть означает то же, что и пусто, вторая - часть лица, добавив лишь согласную, узнаете фамилию политического деятеля Казахстана в 20-30 годы. (Голощекин)
6.первый слог - самолет, вторая часть - знак зодиака, третья – междометие, а в целом - «место стонов и рыданий врага» (Анракай)
7.первый слог - казахский богач, вторая часть - так называли казахского богатыря, целое - участник Отечественной войны 1812 года . (Байбатыр)
8.первый слог - самая хвастливая буква, второй слог – звук, издаваемый при икании, в целом – название реки в Младшем жузе. (Яик)
5.ЗАБЕГ СПРИНТЕРОВ «Кто первый?» (тур для интеллектуалов)
Каждая команда выбирает по одному наиболее эрудированному участнику.
Блиц - турнир.
За 30 секунд на вопросы блиц - турнира отвечает один участник, а затем другой.
1.Музыкальный инструмент казахов (домбра) 1.Переносное жилище казахов (юрта)
2.Поэт-импровизатор (акын) 2.Поэты-песенники (сал и сери)
3.Наука, изучающая прошлое по источникам 3.Колумб Оренбургского края (Н.Рычков) (археология)
4.Участник происходящих событий 4.Человек, живущий в эпоху происходя-
(свидетель) щих событий (современник)
5.Цветная керамика (майолика) 5.Обычай по случаю засухи (тасаттык)
6.Автор повести «Бикей и Мауляна» (Даль) 6.Обожженная цветная глина (терракота)
7.Праздничное блюдо Наурыза (коже) 7.Младшая жена (токал)
8. Отец истории (Геродот) 8. Создатель «Жеті Жаргы» (Тауке)
9. День Независимости РК (16 декабря) 9.Переименование КССР в РК
(10 декабря 1991)
10.Весенняя стоянка (коктеу) 10.Плащ из верблюжьей шерсти (шекпен)
11.Свадебный головной убор невесты (саукеле) 11.Осенняя стоянка (кузеу)
12.Педагог - просветитель (И.Алтынсарин) 12. Конное состязание (байга)
Жюри подсчитывает итоги блиц – турнира, объявляет участника, набравшего большее количество баллов.
6.ИНТЕРАКТИВНЫЙ МАРАФОН «Города Казахстана».
На интерактивной доске собран коллаж городов средневекового Казахстана. Участники должны узнать по описанию город, найти и показать на доске его изображение.
1.В старину в этом городе находился рыбацкий поселок Улшук. В 1645 году по приказу русского царя Михаила Федоровича купцом Гурьевым был заложен город. В этом городе правили казахские ханы Жанибек, Бурундук, Касым. Сохранился мавзолей Касым-хана. (Атырау)
2.Это городище 11 века. Через него проходил транзитный торговый путь, торгово-меновой центр. Сейчас недалеко от него находится резиденция главы государства Ак Орда. (Бозок)
3.Этот средневековый город китайцы называли «Город на белой реке». Купцы из этого города имели торговые фактории в Багдаде, Мерве. Находится в 12 км от Шымкента, имеет второе название Сайрам. ( Испиджаб)
4.Один из крупных городов Казахстана. Исследователи народного фольклора считают, что персонаж Мыстан кемпир связан с этим городом. (Жезказган).
5.Этот город был выстроен как военная крепость в 1718 году. Является городом с 1782 года. Здесь в древности располагалось кимакское поселение. Название города произошло от семи казарм, построенных для солдат. (Семипалатинск).
6.Средневековый город, « благословенная страна тюрок-чаруков, место встречи купцов».
В этом городе найден византийский золотой солид Юстиниана I с изображением императора в шлеме, с копьем и щитом на одной стороне и богини Победы, с крестом в руке, на другой. (Тараз)
7. ЗАБЕГ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ НА ДИСТАНЦИИ 10, 20, 30 БАЛЛОВ.
Соревнуются представители команд, которые принимали участие в 5 эстафете.
Категория «Культура»
10 баллов - Архитектурный памятник 10-11 века. Расположен в 18 км от города Тараза.
(Мавзолей Бабаджа-хатун)
20 баллов – Полуподземное круглое помещение с куполом, служащее для накопления и хранения воды, использовалось для отдыха людей на караванных путях и водопоя скота.
(Сардоба)
30 баллов – Искатель «жемчуга» автор двух сборников казахских кюев (А.Затаевич)
Категория «Личности»
10 баллов-Был известен на Востоке под именем Искандер-Зуль-Карнай –Двурогий (А.Македонский)
20 баллов – Его называли «Геродотом казахской степи» написал труд «Описание киргиз-кайсацких орд и степей». (Левшин)
30 баллов – Автор исторического труда, за который понес наказание так как дал новую оценку освободительному движению. Осужден на 25 лет (Е.Бекмаханов)
Жюри подсчитывает баллы, награждает выигравшую команду. На основании 2-х эстафет (5 и 7) определяет победителя - интеллектуала.
Ведущий: История - это память народа. Каждый новый прожитый день уже становится страницей истории, которая будет изучена нашими потомками. На страницах книги истории бывают события триумфальные и менее значимые; героические и обыденные; трагические и вызывающие восхищение потомков.
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты ничего не усвоил нового и ничего не прибавил к своему образованию». (Я. Коменский)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.