Интеллектуальная игра
«Гений – это просто»
Разум человека сильнее его кулаков.
Франсуа Рабле
Быть сильным хорошо,
Быть умным лучше вдвое.
И. А. Крылов
Цели: расширить представления детей о логических задачах и способах их решения; способствовать развитию воображения, пробуждению творческой активности детей; формировать положительное нравственное отношение к умственному труду; способствовать воспитанию коллективизма.
Подготовительная работа: предложить детям объединиться в две команды, выбрать капитана, придумать название. Выбрать судей (по 2 на каждую команду).
Реквизит:
• сделать ксерокопию листа с заданиями в трех экземплярах, один лист разрезать на полоски с заданиями (без ответов!), второй и третий отдать судьям;
• сделать 20 ключей из картона.
Оформление:
• сделать из парт два больших стола, вокруг которых будут сидеть команды;
• написать на доске эпиграфы к игре и нарисовать лабиринт, ходы которого в десяти местах закрыты замками. (Можно нарисовать такой лабиринт на двух листах ватмана, закрепить на доске, и судьи будут зачеркивать замки по мере выдачи ключей.)
План.
I. Вступительное слово «Человек - существо играющее».
II. Интеллектуальная игра «В лабиринтах Царства Смекалки».
III. Награждение победителей.
IV. Заключительное слово «Разум сильнее кулаков».
Педагог: Ученые-социологи утверждают, что человек - существо играющее. Игра сопровождает нас на протяжении всей жизни. Спортивные игры тренируют тело, а для тренировки ума существуют интеллектуальные игры. Разгадывая загадки, ребусы, головоломки, мы не только развлекаемся, но и учимся - учимся сопоставлять, анализировать, думать. Учимся терпению, настойчивости, мудрости.
И чем сложнее головоломка, тем больше радости приносит ее решение.
Педагог: Сегодня мы будем играть в интеллектуальную игру «В лабиринтах Царства Смекалки». Послушайте правила игры.
Две команды шестиклассников заблудились в лабиринтах Царства Смекалки. На пути к выходу им нужно найти ключи от 10 замков, которыми заперты ходы лабиринта. В каждом замке - головоломка. Кто ее разгадает, получит волшебный ключ. Собрав 10 ключей, команда выбирается из лабиринта и получает ордена и звание «Рыцари Смекалки». Команда, которая приходит второй, получает ордена и звание «Оруженосцы Смекалки». А те участники, которые добыли волшебный ключ для своей команды, получают медали «За смекалку».
Как будет проходить игра? Все замки-головоломки команды получают на старте. Каждую головоломку можно разгадывать всей командой, а можно и распределить задания между участниками - все зависит от организованности и сплоченности группы.
Если какой-то участник разгадает головоломку, он должен выйти к доске и передать ответ судьям - хранителям ключей. Они оценят правильность решения и вручат участнику волшебный ключ. Дальше этот участник может присоединиться к своей команде и продолжить разгадывание головоломок.
Итак, начинаем игру.
(Звучит музыка, судьи раздают задания командам. Затем все карточки с заданиями раскладываются на столе. Дети разгадывают головоломки. Капитан команды может распределить задания между участниками для ускорения решения. Разгадав головоломку, участники подходят к судьям и показывают решение. Получив ключ, присоединяются к своей команде.)
Педагог: Наша игра подошла к концу. Обеим командам удалось выбраться из лабиринта. Первыми собрали 10 волшебных ключей ребята из команды (...). Все члены этой команды получают звание «Рыцарей Смекалки» и награждаются одноименными медалями.
(Судьи раздают награды.)
А их соперники, которые пришли вторыми, становятся «Оруженосцами Смекалки» и тоже получают медали.
(Судьи раздают награды.)
Ну а все, кто получил волшебный ключ, оставляют его у себя в качестве приза, получая в придачу и ордена «За смекалку».
(Судьи раздают награды.)
Педагог: Кем бы ни стал человек, где бы он ни оказался, ему всегда помогут сообразительность, четкость и логичность мышления. Прочитайте афоризмы на доске. (Читает, комментирует.)
Действительно, знания - это сила. Ведь умный способен ответить на любой вопрос и найти выход из любого положения. А чтобы быть сильным, нужно развивать свой ум - читать книги, расширять свой кругозор, участвовать в интеллектуальных играх.
И волшебные ключи, которые вы сегодня нашли, разгадывая головоломки, будут символом того, что Царство Смекалки для вас всегда открыто.
Карточки-задания
Первая команда
1. Из каждой пары слов путем перестановки букв составьте третье слово - название города.
раб + луна = ?
ров + сто = ?
мухи + ус = ?
(Барнаул, Ростов, Сухуми.)
2. С «г» - он будет частью слова,
С «й» - немного схож с пластом,
С «н» - не конь и не корова,
Хоть с ногами и с хвостом.
(Слог, слой, слон.)
3. Изучите данный ряд фигур, найдите закономерность и продолжите этот ряд в соответствии с найденной закономерностью**.
(Темный сектор добавляется по часовой стрелке.)
4. Найдите лишнюю фигуру.
(В; у всех других есть пара.)
5. Какое число нужно поставить вместо вопроса?
(2; число в круге - результат деления сумм чисел, расположенных по диагонали. 1)12 + 4 = 16;2) 5 + 3 = 8;3) 16:8 = 2.)
6. Вставьте недостающие буквы и прочтите синоним слова «работник».
(Служащий.)
7. Разгадайте ребусы.
(Анапа, Волгоград, Москва.)
8. Угадайте (переставив буквы в нужном порядке), какие профессии здесь зашифрованы:
ИТОРКАХРЕТ, ЯИРНСТУЯЖ, ТИЮРС, ЛИЧУЕТЬ.
(Архитектор, журналист, юрист, учитель.)
9. Разгадайте числовые ребусы (одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры):
ДА + ДА + ДА = ЕДА (50 + 50 + 50= 150.)
10. (Нота) + (игра) = столярный инструмент.
(Мусор) + (река) = птица.
(Морское животное) + (дерево) = военный пиджак.
(Нота) + (оленя украшение) = место движения.
(Долото, сорока, китель, дорога.)
Вторая команда
1. Из каждой пары слов путем перестановки букв составьте третье слово - название города.
лог + вода = ? мази + ил = ? пол + вата = ?
(Вологда, Измаил, Полтава.)
2. С «т» - он там, где стадион,
С «м» - животным пища,
С «а» - у дерева найдем,
Если там поищем. (Корт, корм, кора.)
3. Изучите данный ряд фигур, найдите закономерность и продолжите этот ряд в соответствии с найденной закономерностью**.
(Сначала темный сектор добавляется с каждым ходом по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки.)
4. Найдите лишнюю фигуру.
(В; у других фигур в ряду стороны закруглены.)
5. Какое число нужно поставить вместо вопроса?
(2; посмотрите на числа, стоящие в одинаковых сегментах в каждом из пятиугольников. Их сумма равна 10. Например: 6 + 1 + 3 = 10. Или: 2 + 4 + 4=10. Таким образом: 10-3-5 = 2.)
6. Вставьте недостающие буквы и прочтите синоним слова «служащий».
(Работник.)
7. Угадайте (переставив буквы в нужном порядке), какие профессии здесь зашифрованы:
СЛИЕТОРТЬ, КИЖНУХОД, РЕЙДАНИЗ, ДАПРОЦЕВ.
(Строитель, художник, дизайнер, продавец.)
8. Разгадайте числовые ребусы (одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры):
УХ + УХ + УХ = ОХ
(25 + 25 + 25 = 75.)
9. Разгадайте ребусы.
(Патриот, осень, нашествие.)
10. (Мера площади) + (нота) = музыкальный инструмент.
Рабочий скот) + (мера площади) = река.
(Мужское имя) + (сто женских имен) = город в Крыму.
(Главная песня страны) + (часть света) = учебное заведение.
(Арфа, Волга, Севастополь, гимназия.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.