Интеллектуальная игра. Итоговое занятие

  • doc
  • 29.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Итоговое занятие интеллектуальная игра.doc

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Луч»

Интеллектуальная игра «Гимнастика для ума»

Конспект итогового занятия

 

Составитель: Цветкова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования

 


Пояснительная записка.

Данное занятие является итоговым по программе «Гимнастика для ума»

Форма проведения: интеллектуальная игра. Материал игры подобран с учётом пройденных тем по Программе в течение учебного года.

Цель: выявление знаний у обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Гимнастика для ума» посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:  

    Образовательные:

·       проверить знания уч-ся по русскому языку в игровой форме;

·       совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение;

·       формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их .

Развивающие:

·        формировать положительную мотивацию к изучениюя предмета,

·        развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;

·        развивать умения работать в команде, сотрудничать.

Воспитательные:

воспитывать любовь к родному языку;.

повышать интерес к учебно-познавательной деятельности, к предмету;

воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения.

 

Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая.

В начале игры каждый участник выбирает цветной лист (зелёный или желтый) с индивидуальным заданием (диагностический экспресс-тест, с целью выявления полученных знаний по Программе).

Далее формируются две команды по выбранным цветам.

В ходе интеллектуальной игры команды за каждый правильный ответ получают жетоны.

В конце игры все участники получают медали.

Ожидаемый результат деятельности учащихся:

  • Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
  • Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим.
  • Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
  • Развитие речи и обогащение словаря.

Оборудование: ЭОР, карточки с заданиями, чистые листочки, медали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.      Приветствие

Доброе утро, дорогие ребята, гости. Сегодня у нас необычное занятие. Его мы проведем в форме интеллектуальной игры. Вы сможете продемонстрировать всем свои знания в области русского языка. Покажите нам как вы умеете выполнять олимпиадные задания. Работать мы будем как индивидуально, так и в командах.

«Один за всех, и все за одного!» это первое испытание. На выбранных вами листах всего пять заданий. Первый, кто быстро и верно справиться с ними, тот становится капитаном команды.

Команды представляют капитанов, название, девиз, а ведущий - жюри.

П. Разминка

Ведущий. Я задаю командам по одной загадке. Вам надо назвать отгадку и орфограмму в этом слове. Если одна команда не справится с заданием, право ответа переходит к другой команде - той, где раньше поднимут руку (флажок).

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

Ответ: метро - буква е в корне, не проверяемая ударением.

                Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

Ответ: самолет - соединительная гласная о, гласная а в корне, проверяемая ударением.

Дом по улице идет,

На работу всех везет –

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Ответ: автобус - гласный а в корне, не проверяемый ударением, парный согласный с на конце слова (или троллейбус - удвоенный согласный л; парный согласный с на конце слова).

 

Ш. Конкурсная программа

Конкурс 1. «Телеграмма»

Ведущий раздает конверты с заданиями.

 

Ведущий. Участникам конкурса прислали телеграмму, но слоги текста перепутались. Восстановите текст.

ДО        ПЕ        ГИЕ      В          ХОВ      БЯ        КОН     ЕМ

ЖЕ       ТА!       РО        ВАМ    УС        ЛА       РЕ         КУР      СЕ!

Ответ: «Дорогие ребята! Желаем вам успехов в конкурсе!

Конкурс 2. «Пойми меня»

Капитаны выходят к ведущему и вытягивают карточку с заданием. Команды пытаются объяснить, что имели в виду маленькие дети, когда произносили записанные фразы.

 

• Смотри, как налужил дождь!

• Мама, отпачкай мои руки!

• Видишь, как я хорошо приудобился?

• На что ты так углазилась?

• Погоди, я еще не отсонилась...

• Моя лопата сгибнулась!

 

Ответы: «много луж», «вымой руки», «мне удобно сидеть», «внимательно смотришь», «не выспалась», «согнулась».

 

Конкурс 3. Конкурс капитанов

Капитаны получают текст с ошибками. Все ошибки надо исправить и не допустить лишних. Составить связный рассказ.

 

 Внибесной синеве покозался первый лучь сонца. Радосные возвращялись дети дамой. Рибята пашли в пахот. Ани прикрастно правели время.

 

Ответ: В небесной синеве показался первый луч солнца. Ребята пошли в поход. Они прекрасно провели время. Радостные возвращались дети домой.

 

Конкурс 4. «Кто больше?»

Задание выполняется одновременно с конкурсом 3.

 

Ведущий. Пока капитаны заняты, команда должна составить как можно больше нарицательных существительных из букв слова грамматика. Быстрота не имеет значения.

Ведущий раздает листочки для записи слов.

 

Ответы: грамм, мат, рама, рамка, рак, кара, тик, тир, тигр, грим, мир, мама, гамма, кит, мим, гам, гамак, марка, арка, матка, март, ракита, миг, игра, икра, ирга, карма, маг, мак, мрак, агат, карта, ритм, аммиак.

Примечание. Жюри учитывает только нарицательные имена существительные, написанные без грамматических ошибок.

Конкурс 5. «Эстафета»

Ведущий. Отвечайте хором.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь... («близко»).

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай ... («конец»).

Как называются такие слова? Правильно – это вы называли антонимы - слова, противоположные по значению.

Сейчас команды выйдут к доске и запишут антонимы к предложенным словам.

За каждый правильно подобранный антоним вы получите по 2 балла.

 

жарко     -________________        враг      - _________________

высокий-________________        тьма      - _________________

тусклый -________________        кричать -_________________

широкая-________________        глубже -__________________

выход     -________________        острый -_________________

 

Ответ: холодно, низкий, яркий, узкая, вход, друг, свет, шептать, мельче, тупой.

 

Конкурс 6. «Самый-самый»

Ведущий раздает конверты с заданиями.

1. Добавьте в таблицу по одной ноте (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), чтобы получились слова.

 

Ф

 

 

Г

А

О

 

 

Н

А

П

Ы

 

 

Й

 

 

З

О

Р

Х

И

 

 

К

Л

И

М

 

 

 

Ответ: фляга, осина, пырей, дозор, химик, лимфа.

2. Поменяйте буквы местами, чтобы получились другие слова (анаграммы),

приказ -________________         петлица  -________________

дома    -________________          ракета    -________________

кукла   -________________          выбор    -________________

вывоз  -________________          право     -________________

марка  -________________          потеха    -  _______________

накат   - _______________           соринка -________________

 

Ответы: каприз, мода, кулак, вызов, рамка, канат, теплица, карета, обрыв, повар, пехота, росинка.

3. Вставьте имена существительные, чтобы получились правильные словосочетания.

Проливной_________________           мультипликационный________________

Кромешная_________________          трескучий__________________________

лекарственное_______________         столбовая___________________________

 

Ответ: дождь, тьма, растение (средство), фильм, мороз, дорога (дворянка).

 

Конкурс 7. «Крылатые выражения».

Раскрыть смысл крылатых выражений.

Во весь дух – (быстро).

Рукой подать – (близко).

Прикусить язык – (замолчать).

Сломя голову – (быстро).

Оказаться у разбитого корыта – (остаться ни с чем).

Крокодиловы слёзы – (фальшивые слёзы, притворные сожаления).

Знать назубок – (превосходно выучить).

 

Конкурс 8 «Сочини стихотворение».

Командам предлагается рифма.

...........................солнце                     ...............................привет

...........................оконце                    ...............................кабинет

 

Конкурс 9. «Самый-самый»

Ведущий раздает конверты с заданиями.

1. Закончите пословицы:

Мир строит, а война _______________________________.

Смелый побеждает, а трус __________________________.

Ласточка день начинает, а соловей ___________________.

Человек от лени болеет, а от труда ___________________.

Труд кормит, а лень ________________________________.

Лето собирает, а зима ______________________________.

Ответы: разрушает, погибает, кончает, здоровеет, портит, подъедает.

 

2. Допишите пару, не нарушая закономерности,

кровать - лежать, стул -... (сидеть)

воробей - птица, окунь -... (рыба)

малина - ягода, девять -... (цифра, число)

волк - пасть, птица -... (клюв)

бежать - стоять, кричать -... (молчать)

растение - семя, птица-... (яйцо)

человек - ребенок, овца -... (ягненок)

огонь - пожар, вода -... (потоп, наводнение)

тепловоз - вагон, лошадь -... (телега, повозка)

 

IV. Подведение итогов. Награждение победителей.

 

Приложение

 

ДО        ПЕ        ГИЕ      В          ХОВ      БЯ        КОН     ЕМ

ЖЕ       ТА!       РО        ВАМ    УС        ЛА       РЕ         КУР      СЕ!

 

 

• Смотри, как налужил дождь!

• Мама, отпачкай мои руки!

• Видишь, как я хорошо приудобился?

• На что ты так углазилась?

• Погоди, я еще не отсонилась...

• Моя лопата сгибнулась!

 

 

Внибесной синеве покозался первый лучь сонца.

Радосные возвращялись дети дамой.

Рибята пашли в пахот.

Ани прикрастно правели время

 

 

Добавьте в таблицу по одной ноте (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), чтобы получились слова.

 

Ф

 

 

Г

А

О

 

 

Н

А

П

Ы

 

 

Й

 

 

З

О

Р

Х

И

 

 

К

Л

И

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приказ -________________         петлица  -________________

дома    -________________          ракета    -________________

кукла   -________________          выбор    -________________

вывоз  -________________          право     -________________

марка  -________________          потеха    -  _______________

накат   - _______________           соринка -________________

 

 

 

 

 

 

Проливной_________________           мультипликационный________________

Кромешная_________________          трескучий__________________________

лекарственное_______________         столбовая___________________________

 

«Сочини стихотворение».

Командам предлагается рифма.

...........................солнце                     ...............................привет

...........................оконце                    ...............................кабинет

 

 

1. Закончите пословицы:

Мир строит, а война _______________________________.

Смелый побеждает, а трус __________________________.

Ласточка день начинает, а соловей ___________________.

Человек от лени болеет, а от труда ___________________.

Труд кормит, а лень ________________________________.

Лето собирает, а зима ______________________________.

 

2. Допишите пару, не нарушая закономерности,

кровать - лежать, стул -...

воробей - птица, окунь -...

малина - ягода, девять -...  

волк - пасть, птица -...

бежать - стоять, кричать -...

растение - семя, птица-...

человек - ребенок, овца -...

огонь - пожар, вода -...

тепловоз - вагон, лошадь -...

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя _____________________________________

Итоговая диагностика II год обучения

Буквы рассыпались, составь из них слова