Интеллектуальная игра. Итоговое занятие
Оценка 5

Интеллектуальная игра. Итоговое занятие

Оценка 5
doc
29.04.2021
Интеллектуальная игра. Итоговое занятие
Итоговое занятие интеллектуальная игра.doc

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Луч»

Интеллектуальная игра «Гимнастика для ума»

Конспект итогового занятия

 

Составитель: Цветкова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования

 


Пояснительная записка.

Данное занятие является итоговым по программе «Гимнастика для ума»

Форма проведения: интеллектуальная игра. Материал игры подобран с учётом пройденных тем по Программе в течение учебного года.

Цель: выявление знаний у обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Гимнастика для ума» посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:  

    Образовательные:

·       проверить знания уч-ся по русскому языку в игровой форме;

·       совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение;

·       формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их .

Развивающие:

·        формировать положительную мотивацию к изучениюя предмета,

·        развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;

·        развивать умения работать в команде, сотрудничать.

Воспитательные:

воспитывать любовь к родному языку;.

повышать интерес к учебно-познавательной деятельности, к предмету;

воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения.

 

Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая.

В начале игры каждый участник выбирает цветной лист (зелёный или желтый) с индивидуальным заданием (диагностический экспресс-тест, с целью выявления полученных знаний по Программе).

Далее формируются две команды по выбранным цветам.

В ходе интеллектуальной игры команды за каждый правильный ответ получают жетоны.

В конце игры все участники получают медали.

Ожидаемый результат деятельности учащихся:

  • Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
  • Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим.
  • Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
  • Развитие речи и обогащение словаря.

Оборудование: ЭОР, карточки с заданиями, чистые листочки, медали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.      Приветствие

Доброе утро, дорогие ребята, гости. Сегодня у нас необычное занятие. Его мы проведем в форме интеллектуальной игры. Вы сможете продемонстрировать всем свои знания в области русского языка. Покажите нам как вы умеете выполнять олимпиадные задания. Работать мы будем как индивидуально, так и в командах.

«Один за всех, и все за одного!» это первое испытание. На выбранных вами листах всего пять заданий. Первый, кто быстро и верно справиться с ними, тот становится капитаном команды.

Команды представляют капитанов, название, девиз, а ведущий - жюри.

П. Разминка

Ведущий. Я задаю командам по одной загадке. Вам надо назвать отгадку и орфограмму в этом слове. Если одна команда не справится с заданием, право ответа переходит к другой команде - той, где раньше поднимут руку (флажок).

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

Ответ: метро - буква е в корне, не проверяемая ударением.

                Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

Ответ: самолет - соединительная гласная о, гласная а в корне, проверяемая ударением.

Дом по улице идет,

На работу всех везет –

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Ответ: автобус - гласный а в корне, не проверяемый ударением, парный согласный с на конце слова (или троллейбус - удвоенный согласный л; парный согласный с на конце слова).

 

Ш. Конкурсная программа

Конкурс 1. «Телеграмма»

Ведущий раздает конверты с заданиями.

 

Ведущий. Участникам конкурса прислали телеграмму, но слоги текста перепутались. Восстановите текст.

ДО        ПЕ        ГИЕ      В          ХОВ      БЯ        КОН     ЕМ

ЖЕ       ТА!       РО        ВАМ    УС        ЛА       РЕ         КУР      СЕ!

Ответ: «Дорогие ребята! Желаем вам успехов в конкурсе!

Конкурс 2. «Пойми меня»

Капитаны выходят к ведущему и вытягивают карточку с заданием. Команды пытаются объяснить, что имели в виду маленькие дети, когда произносили записанные фразы.

 

• Смотри, как налужил дождь!

• Мама, отпачкай мои руки!

• Видишь, как я хорошо приудобился?

• На что ты так углазилась?

• Погоди, я еще не отсонилась...

• Моя лопата сгибнулась!

 

Ответы: «много луж», «вымой руки», «мне удобно сидеть», «внимательно смотришь», «не выспалась», «согнулась».

 

Конкурс 3. Конкурс капитанов

Капитаны получают текст с ошибками. Все ошибки надо исправить и не допустить лишних. Составить связный рассказ.

 

 Внибесной синеве покозался первый лучь сонца. Радосные возвращялись дети дамой. Рибята пашли в пахот. Ани прикрастно правели время.

 

Ответ: В небесной синеве показался первый луч солнца. Ребята пошли в поход. Они прекрасно провели время. Радостные возвращались дети домой.

 

Конкурс 4. «Кто больше?»

Задание выполняется одновременно с конкурсом 3.

 

Ведущий. Пока капитаны заняты, команда должна составить как можно больше нарицательных существительных из букв слова грамматика. Быстрота не имеет значения.

Ведущий раздает листочки для записи слов.

 

Ответы: грамм, мат, рама, рамка, рак, кара, тик, тир, тигр, грим, мир, мама, гамма, кит, мим, гам, гамак, марка, арка, матка, март, ракита, миг, игра, икра, ирга, карма, маг, мак, мрак, агат, карта, ритм, аммиак.

Примечание. Жюри учитывает только нарицательные имена существительные, написанные без грамматических ошибок.

Конкурс 5. «Эстафета»

Ведущий. Отвечайте хором.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь... («близко»).

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай ... («конец»).

Как называются такие слова? Правильно – это вы называли антонимы - слова, противоположные по значению.

Сейчас команды выйдут к доске и запишут антонимы к предложенным словам.

За каждый правильно подобранный антоним вы получите по 2 балла.

 

жарко     -________________        враг      - _________________

высокий-________________        тьма      - _________________

тусклый -________________        кричать -_________________

широкая-________________        глубже -__________________

выход     -________________        острый -_________________

 

Ответ: холодно, низкий, яркий, узкая, вход, друг, свет, шептать, мельче, тупой.

 

Конкурс 6. «Самый-самый»

Ведущий раздает конверты с заданиями.

1. Добавьте в таблицу по одной ноте (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), чтобы получились слова.

 

Ф

 

 

Г

А

О

 

 

Н

А

П

Ы

 

 

Й

 

 

З

О

Р

Х

И

 

 

К

Л

И

М

 

 

 

Ответ: фляга, осина, пырей, дозор, химик, лимфа.

2. Поменяйте буквы местами, чтобы получились другие слова (анаграммы),

приказ -________________         петлица  -________________

дома    -________________          ракета    -________________

кукла   -________________          выбор    -________________

вывоз  -________________          право     -________________

марка  -________________          потеха    -  _______________

накат   - _______________           соринка -________________

 

Ответы: каприз, мода, кулак, вызов, рамка, канат, теплица, карета, обрыв, повар, пехота, росинка.

3. Вставьте имена существительные, чтобы получились правильные словосочетания.

Проливной_________________           мультипликационный________________

Кромешная_________________          трескучий__________________________

лекарственное_______________         столбовая___________________________

 

Ответ: дождь, тьма, растение (средство), фильм, мороз, дорога (дворянка).

 

Конкурс 7. «Крылатые выражения».

Раскрыть смысл крылатых выражений.

Во весь дух – (быстро).

Рукой подать – (близко).

Прикусить язык – (замолчать).

Сломя голову – (быстро).

Оказаться у разбитого корыта – (остаться ни с чем).

Крокодиловы слёзы – (фальшивые слёзы, притворные сожаления).

Знать назубок – (превосходно выучить).

 

Конкурс 8 «Сочини стихотворение».

Командам предлагается рифма.

...........................солнце                     ...............................привет

...........................оконце                    ...............................кабинет

 

Конкурс 9. «Самый-самый»

Ведущий раздает конверты с заданиями.

1. Закончите пословицы:

Мир строит, а война _______________________________.

Смелый побеждает, а трус __________________________.

Ласточка день начинает, а соловей ___________________.

Человек от лени болеет, а от труда ___________________.

Труд кормит, а лень ________________________________.

Лето собирает, а зима ______________________________.

Ответы: разрушает, погибает, кончает, здоровеет, портит, подъедает.

 

2. Допишите пару, не нарушая закономерности,

кровать - лежать, стул -... (сидеть)

воробей - птица, окунь -... (рыба)

малина - ягода, девять -... (цифра, число)

волк - пасть, птица -... (клюв)

бежать - стоять, кричать -... (молчать)

растение - семя, птица-... (яйцо)

человек - ребенок, овца -... (ягненок)

огонь - пожар, вода -... (потоп, наводнение)

тепловоз - вагон, лошадь -... (телега, повозка)

 

IV. Подведение итогов. Награждение победителей.

 

Приложение

 

ДО        ПЕ        ГИЕ      В          ХОВ      БЯ        КОН     ЕМ

ЖЕ       ТА!       РО        ВАМ    УС        ЛА       РЕ         КУР      СЕ!

 

 

• Смотри, как налужил дождь!

• Мама, отпачкай мои руки!

• Видишь, как я хорошо приудобился?

• На что ты так углазилась?

• Погоди, я еще не отсонилась...

• Моя лопата сгибнулась!

 

 

Внибесной синеве покозался первый лучь сонца.

Радосные возвращялись дети дамой.

Рибята пашли в пахот.

Ани прикрастно правели время

 

 

Добавьте в таблицу по одной ноте (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), чтобы получились слова.

 

Ф

 

 

Г

А

О

 

 

Н

А

П

Ы

 

 

Й

 

 

З

О

Р

Х

И

 

 

К

Л

И

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приказ -________________         петлица  -________________

дома    -________________          ракета    -________________

кукла   -________________          выбор    -________________

вывоз  -________________          право     -________________

марка  -________________          потеха    -  _______________

накат   - _______________           соринка -________________

 

 

 

 

 

 

Проливной_________________           мультипликационный________________

Кромешная_________________          трескучий__________________________

лекарственное_______________         столбовая___________________________

 

«Сочини стихотворение».

Командам предлагается рифма.

...........................солнце                     ...............................привет

...........................оконце                    ...............................кабинет

 

 

1. Закончите пословицы:

Мир строит, а война _______________________________.

Смелый побеждает, а трус __________________________.

Ласточка день начинает, а соловей ___________________.

Человек от лени болеет, а от труда ___________________.

Труд кормит, а лень ________________________________.

Лето собирает, а зима ______________________________.

 

2. Допишите пару, не нарушая закономерности,

кровать - лежать, стул -...

воробей - птица, окунь -...

малина - ягода, девять -...  

волк - пасть, птица -...

бежать - стоять, кричать -...

растение - семя, птица-...

человек - ребенок, овца -...

огонь - пожар, вода -...

тепловоз - вагон, лошадь -...

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя _____________________________________

Итоговая диагностика II год обучения

Буквы рассыпались, составь из них слова


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Луч»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Луч»

Пояснительная записка. Данное занятие является итоговым по программе «Гимнастика для ума»

Пояснительная записка. Данное занятие является итоговым по программе «Гимнастика для ума»

Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим

Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим

I. Приветствие

I. Приветствие

Конкурс 2. «Пойми меня» Капитаны выходят к ведущему и вытягивают карточку с заданием

Конкурс 2. «Пойми меня» Капитаны выходят к ведущему и вытягивают карточку с заданием

Как называются такие слова? Правильно – это вы называли антонимы - слова, противоположные по значению

Как называются такие слова? Правильно – это вы называли антонимы - слова, противоположные по значению

Ответ: дождь, тьма, растение (средство), фильм, мороз, дорога (дворянка)

Ответ: дождь, тьма, растение (средство), фильм, мороз, дорога (дворянка)

Приложение ДО ПЕ

Приложение ДО ПЕ

Проливной_________________ мультипликационный________________

Проливной_________________ мультипликационный________________

Фамилия, имя _____________________________________

Фамилия, имя _____________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2021