Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Луч»
|
||||
|
Пояснительная
записка.
Данное занятие является итоговым по программе «Гимнастика для ума»
Форма проведения: интеллектуальная игра. Материал игры подобран с учётом пройденных тем по Программе в течение учебного года.
Цель: выявление знаний у обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Гимнастика для ума» посредством игрового и занимательного материала.
Задачи:
Образовательные:
· проверить знания уч-ся по русскому языку в игровой форме;
· совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение;
· формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их .
Развивающие:
· формировать положительную мотивацию к изучениюя предмета,
· развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;
· развивать умения работать в команде, сотрудничать.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку;.
повышать интерес к учебно-познавательной деятельности, к предмету;
воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая.
В начале игры каждый участник выбирает цветной лист (зелёный или желтый) с индивидуальным заданием (диагностический экспресс-тест, с целью выявления полученных знаний по Программе).
Далее формируются две команды по выбранным цветам.
В ходе интеллектуальной игры команды за каждый правильный ответ получают жетоны.
В конце игры все участники получают медали.
Ожидаемый результат деятельности учащихся:
Оборудование: ЭОР, карточки с заданиями, чистые листочки, медали.
I. Приветствие
Доброе утро, дорогие ребята, гости. Сегодня у нас необычное занятие. Его мы проведем в форме интеллектуальной игры. Вы сможете продемонстрировать всем свои знания в области русского языка. Покажите нам как вы умеете выполнять олимпиадные задания. Работать мы будем как индивидуально, так и в командах.
«Один за всех, и все за одного!» это первое испытание. На выбранных вами листах всего пять заданий. Первый, кто быстро и верно справиться с ними, тот становится капитаном команды.
Команды представляют капитанов, название, девиз, а ведущий - жюри.
П. Разминка
Ведущий. Я задаю командам по одной загадке. Вам надо назвать отгадку и орфограмму в этом слове. Если одна команда не справится с заданием, право ответа переходит к другой команде - той, где раньше поднимут руку (флажок).
Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
Ответ: метро - буква е в корне, не проверяемая ударением.
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
Ответ: самолет - соединительная гласная о, гласная а в корне, проверяемая ударением.
Дом по улице идет,
На работу всех везет –
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Ответ: автобус - гласный а в корне, не проверяемый ударением, парный согласный с на конце слова (или троллейбус - удвоенный согласный л; парный согласный с на конце слова).
Ш. Конкурсная программа
Конкурс 1. «Телеграмма»
Ведущий раздает конверты с заданиями.
Ведущий. Участникам конкурса прислали телеграмму, но слоги текста перепутались. Восстановите текст.
ДО ПЕ ГИЕ В ХОВ БЯ КОН ЕМ ЖЕ ТА! РО ВАМ УС ЛА РЕ КУР СЕ! |
Ответ: «Дорогие ребята! Желаем вам успехов в конкурсе!
Конкурс 2. «Пойми меня»
Капитаны выходят к ведущему и вытягивают карточку с заданием. Команды пытаются объяснить, что имели в виду маленькие дети, когда произносили записанные фразы.
• Смотри, как налужил дождь!
• Мама, отпачкай мои руки!
• Видишь, как я хорошо приудобился?
• На что ты так углазилась?
• Погоди, я еще не отсонилась...
• Моя лопата сгибнулась!
Ответы: «много луж», «вымой руки», «мне удобно сидеть», «внимательно смотришь», «не выспалась», «согнулась».
Конкурс 3. Конкурс капитанов
Капитаны получают текст с ошибками. Все ошибки надо исправить и не допустить лишних. Составить связный рассказ.
Внибесной синеве покозался первый лучь сонца. Радосные возвращялись дети дамой. Рибята пашли в пахот. Ани прикрастно правели время.
Ответ: В небесной синеве показался первый луч солнца. Ребята пошли в поход. Они прекрасно провели время. Радостные возвращались дети домой.
Конкурс 4. «Кто больше?»
Задание выполняется одновременно с конкурсом 3.
Ведущий. Пока капитаны заняты, команда должна составить как можно больше нарицательных существительных из букв слова грамматика. Быстрота не имеет значения.
Ведущий раздает листочки для записи слов.
Ответы: грамм, мат, рама, рамка, рак, кара, тик, тир, тигр, грим, мир, мама, гамма, кит, мим, гам, гамак, марка, арка, матка, март, ракита, миг, игра, икра, ирга, карма, маг, мак, мрак, агат, карта, ритм, аммиак.
Примечание. Жюри учитывает только нарицательные имена существительные, написанные без грамматических ошибок.
Конкурс 5. «Эстафета»
Ведущий. Отвечайте хором.
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь... («близко»).
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай ... («конец»).
Как называются такие слова? Правильно – это вы называли антонимы - слова, противоположные по значению.
Сейчас команды выйдут к доске и запишут антонимы к предложенным словам.
За каждый правильно подобранный антоним вы получите по 2 балла.
жарко -________________ враг - _________________
высокий-________________ тьма - _________________
тусклый -________________ кричать -_________________
широкая-________________ глубже -__________________
выход -________________ острый -_________________
Ответ: холодно, низкий, яркий, узкая, вход, друг, свет, шептать, мельче, тупой.
Конкурс 6. «Самый-самый»
Ведущий раздает конверты с заданиями.
1. Добавьте в таблицу по одной ноте (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), чтобы получились слова.
Ф |
|
|
Г |
А |
О |
|
|
Н |
А |
П |
Ы |
|
|
Й |
|
|
З |
О |
Р |
Х |
И |
|
|
К |
Л |
И |
М |
|
|
Ответ: фляга, осина, пырей, дозор, химик, лимфа.
2. Поменяйте буквы местами, чтобы получились другие слова (анаграммы),
приказ -________________ петлица -________________
дома -________________ ракета -________________
кукла -________________ выбор -________________
вывоз -________________ право -________________
марка -________________ потеха - _______________
накат - _______________ соринка -________________
Ответы: каприз, мода, кулак, вызов, рамка, канат, теплица, карета, обрыв, повар, пехота, росинка.
3. Вставьте имена существительные, чтобы получились правильные словосочетания.
Проливной_________________ мультипликационный________________
Кромешная_________________ трескучий__________________________
лекарственное_______________ столбовая___________________________
Ответ: дождь, тьма, растение (средство), фильм, мороз, дорога (дворянка).
Конкурс 7. «Крылатые выражения».
Раскрыть смысл крылатых выражений.
Во весь дух – (быстро).
Рукой подать – (близко).
Прикусить язык – (замолчать).
Сломя голову – (быстро).
Оказаться у разбитого корыта – (остаться ни с чем).
Крокодиловы слёзы – (фальшивые слёзы, притворные сожаления).
Знать назубок – (превосходно выучить).
Конкурс 8 «Сочини стихотворение».
Командам предлагается рифма.
...........................солнце ...............................привет
...........................оконце ...............................кабинет
Конкурс 9. «Самый-самый»
Ведущий раздает конверты с заданиями.
1. Закончите пословицы:
Мир строит, а война _______________________________.
Смелый побеждает, а трус __________________________.
Ласточка день начинает, а соловей ___________________.
Человек от лени болеет, а от труда ___________________.
Труд кормит, а лень ________________________________.
Лето собирает, а зима ______________________________.
Ответы: разрушает, погибает, кончает, здоровеет, портит, подъедает.
2. Допишите пару, не нарушая закономерности,
кровать - лежать, стул -... (сидеть)
воробей - птица, окунь -... (рыба)
малина - ягода, девять -... (цифра, число)
волк - пасть, птица -... (клюв)
бежать - стоять, кричать -... (молчать)
растение - семя, птица-... (яйцо)
человек - ребенок, овца -... (ягненок)
огонь - пожар, вода -... (потоп, наводнение)
тепловоз - вагон, лошадь -... (телега, повозка)
IV. Подведение итогов. Награждение победителей.
Приложение
ДО ПЕ ГИЕ В ХОВ БЯ КОН ЕМ
ЖЕ ТА! РО ВАМ УС ЛА РЕ КУР СЕ!
• Смотри, как налужил дождь!
• Мама, отпачкай мои руки!
• Видишь, как я хорошо приудобился?
• На что ты так углазилась?
• Погоди, я еще не отсонилась...
• Моя лопата сгибнулась!
Внибесной синеве покозался первый лучь сонца.
Радосные возвращялись дети дамой.
Рибята пашли в пахот.
Ани прикрастно правели время
Добавьте в таблицу по одной ноте (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), чтобы получились слова.
Ф |
|
|
Г |
А |
О |
|
|
Н |
А |
П |
Ы |
|
|
Й |
|
|
З |
О |
Р |
Х |
И |
|
|
К |
Л |
И |
М |
|
|
|
|
|
|
|
приказ -________________ петлица -________________
дома -________________ ракета -________________
кукла -________________ выбор -________________
вывоз -________________ право -________________
марка -________________ потеха - _______________
накат - _______________ соринка -________________
Проливной_________________ мультипликационный________________
Кромешная_________________ трескучий__________________________
лекарственное_______________ столбовая___________________________
«Сочини стихотворение».
Командам предлагается рифма.
...........................солнце ...............................привет
...........................оконце ...............................кабинет
1. Закончите пословицы:
Мир строит, а война _______________________________.
Смелый побеждает, а трус __________________________.
Ласточка день начинает, а соловей ___________________.
Человек от лени болеет, а от труда ___________________.
Труд кормит, а лень ________________________________.
Лето собирает, а зима ______________________________.
2. Допишите пару, не нарушая закономерности,
кровать - лежать, стул -...
воробей - птица, окунь -...
малина - ягода, девять -...
волк - пасть, птица -...
бежать - стоять, кричать -...
растение - семя, птица-...
человек - ребенок, овца -...
огонь - пожар, вода -...
тепловоз - вагон, лошадь -...
Фамилия, имя _____________________________________
Итоговая диагностика II год обучения
Буквы рассыпались, составь из них слова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.