В плену у физики
(Интеллектуальная игра)
Вступительное слово ведущего. Объяснение правил игры. Представление команд. В командах по 10 игроков. Представление жюри. Оценки – 0 или 1.
1 тур. Теоретический.
Командам поочередно задаются вопросы.
1.Как переводится слово «физика»?
2.Каким прибором измеряется сила?
3.Кто открыл 1 закон Ньютона?
4.Как звали Кулона?
5.Единица измерения мощности.
6.Единица измерения скорости.
7.Почему цирковой наездник, подпрыгивая вверх на быстро скачущей лошади, попадает опять в седло?
8.Как падает человек, когда споткнется и когда поскользнется? Почему?
9.Автомашина с прицепом должна перевезти тяжелый станок. Куда выгоднее погрузить его: в кузов или в прицеп? Почему?
10.Почему нагруженный автомобиль буксует меньше, чем пустой?
11.Влияет ли ветер на показание термометра?
12.Почему при сильном морозе пальцы примерзают к металлу,
а к дереву – нет?
13.Почему не существует двигателей с КПД, равным 100%?
14.За счет какой энергии работают тепловые двигатели?
15.Будет ли писать ручка в космическом корабле?
16.Вытекает ли вода из носика чайника в условиях невесомости?
17.Одинаковая ли сила тяжести действует на одинаковые шары, один из которых находится в воде?
18.Почему жидкость можно переливать из сосуда в сосуд?
19.Почему у тракторов широкие гусеницы?
20.Для чего под головку болта подкладывают шайбу?
Из каждой команды «в плен» отправляется столько игроков, на сколько вопросов не ответили. Кого именно отправить, решает капитан команды. Захваченные в плен игроки садятся за специально приготовленный стол ( на нем находятся листки с заданиями: задачи, набор приборов для эксперимента и т.д.). Игроки могут вернуться в команду только после выполнения заданий. В интересах команды – выполнить эти задания как можно быстрее. Оставшиеся в команде игроки продолжают участвовать в следующих конкурсах.
2 тур. Экспериментальный.
Ответив правильно на вопрос, доставшийся сопернику (если соперники не смогли дать правильный ответ), можно вернуть из плена одного игрока (если ещё есть пленные) или заработать одно очко. И очко, и возврат пленного за один ответ не допускается. Команда сама решает, заработать дополнительное очко или вернуть игрока.
А) Демонстрация опытов. Команды должны объяснить результаты опыта.
1. «Картофельный» элемент. Почему стрелка гальванометра, к которому присоединены разнородные металлы, воткнутые в картофель, отклоняется?
2. «Несгораемая» бумага. Металлический цилиндр обмотан бумажной лентой. В пламени свечи эта бумага не горит. Почему?
Б) Ответить на вопросы экспериментального характера.
1.Показываются амперметр и весы. Каким из этих приборов невозможно пользоваться в космическом корабле?
2.Вам даны 25 одинакового размера деревянных шаров. Как в один прием определить, какие из них полые внутри, какие – сплошные?
3.Как различить, имея пружину, шпагат, кусок железа, в какой из двух непрозрачных сосудов налит керосин, а в какой – керосин с водой?
4.У вас есть два сосуда. Один с водой, другой – с маслом. Как поменять местами воду и масло, не используя третьего сосуда?
В) Эксперимент.
Ведущий выносит два пакета, в каждом из них – приборы. Капитан той команды, у которой уже нет пленных, или их меньше, выбирает пакет.
1. В пакете – динамометр и груз. Показать невесомость.
2. В пакете – кастрюля, весы, веревка, бутылка с водой (воды столько, чтобы можно было наполнить кастрюлю). Определить вместимость кастрюли.
3 тур. Народная физика.
Ответив правильно на вопрос, доставшийся сопернику (если соперники не смогли дать правильный ответ), можно вернуть из плена одного игрока (если ещё есть пленные) или заработать одно очко. И очко, и возврат пленного за один ответ не допускается. Команда сама решает, заработать дополнительное очко или вернуть игрока.
Команды должны назвать физическое явление, соответствующее данной поговорке.
1. Шила в мешке не утаишь. (давление)
2. Отрезанный ломоть к хлебу не пристанет. (молекулярное взаимодействие)
3. Как с гуся вода. (смачиваемость)
4. Куй железо, пока горячо. (вязкость, деформация)
5. Как аукнется, так и откликнется. (отражение звука)
6. Сухая ложка рот дерет. (трение)
7. Как об стенку горох. (упругое столкновение)
8. Как камень в воду. (условие плавания тел)
9. Гвоздем море не нагреешь. (теплоемкость)
10. Камень тяжел, пока на месте лежит, сдвинешь – легче станет. (сила трения
покоя)
4 тур. Весёлый.
Ответив правильно на вопрос, доставшийся сопернику (если соперники не смогли дать правильный ответ), можно вернуть из плена одного игрока (если ещё есть пленные) или заработать одно очко. И очко, и возврат пленного за один ответ не допускается. Команда сама решает, заработать дополнительное очко или вернуть игрока.
1. Конкурс «Наглядное пособие».
Команды получают карточки с записанными формулировками законов. В жанре пантомимы изображают этот закон, а соперники должны определить, о каком законе идет речь.
2. Законы физики в песнях.
Команды поочередно поют песни, в содержании которых говорится о физических явлениях или законах. Например, «Мы на лодочке катались, золотисто-золотом…» - закон Архимеда, «Как безмерно оно – притяжение Земли» - закон всемирного тяготения.
3. Показываются картины известных художников.
Какие законы физики нашли отражение в работе художника?
4. Капитаны одновременно выполняют команду: один из них должен уменьшить свое давление на пол, другой – увеличить.
5. Какое отношение имеют эти предметы к физике? Одной команде достается яблоко, другой – мыло. (Первым выбирает капитан команды, у которой нет пленных или их меньше).
В перерывах между турами можно демонстрировать занимательные опыты или сделать музыкальную паузу.
Подведение итогов игры, награждения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.