Интеллектуальная игра «Знатоки Наук»
Цель:
- развитие общих знаний, расширение кругозора в области истории, литературы, географии, русского языка и физики;
- раскрытие интеллектуальных способностей детей;
- привитие интереса к предметам.
Задачи:
· способствовать развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности;
· развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность, речь, умение делать выводы.
Слайд 1 (Пока команды рассаживаются, звучит мелодия «Зимняя сказка»)
Слайд 2 Ход мероприятия:
Ведущий 1: Сегодня наша игра посвящена Российской науке, и мы хотим, чтобы в нашей стране уважали научные успехи наших ученых, и чтобы, вы, ребята, осознавали огромные возможности мировой науки.
Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский,
Ведущий 2: Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович Королев — вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку.
Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
Ведущий 1: А сейчас мы проведём интеллектуальную игру. Напоминаю, что примут участие все ребята, играют 2 команды. Сегодня вы сможете показать свой интеллектуальный потенциал, умение логически рассуждать и быстро реагировать на вопросы.
А ваши товарищи вновь попробуют себя в роли жюри.
Ведущий 2: Представляем жюри:
В ходе игры вы будете зарабатывать баллы, по количеству которых жюри и выявит победителей. Мы желаем вам собранности и удачи! Слайд 3 В первую очередь оговорим правила проведения игры для участников:
1. Вести себя спокойно, быть собранными и внимательными, думайте быстро, прислушивайтесь к товарищам, умейте выигрывать и проигрывать!
2. Не кричать, не перебивать ведущего и участников команд - соперников. За выкрики жюри будет снимать баллы.
Ведущий 1: К списку предметов по естественным наукам в школе мы взяли: географию и физику. Из гуманитарных наук: русский язык, литературу и историю.
Формальности соблюдены, можем приступать к игре.
Слайд 4 (читаем с экрана) Этапы игры на экране
Ведущий 2: Итак, разминка «Блиц-опрос» (включает 5 вопросов, по очереди каждой команде, по 1 баллу за вопрос). Какая команда начинает игру, определим так: я задаю вопрос, кто первый поднимет руку и даст правильный ответ, та команда открывает «Блиц-опрос».
Ведущий 1: Вопрос. Благодаря этому предмету, сегодняшнее поколение узнаёт об опыте прошлых поколений. Получение информации происходит путём зрительного контакта. На сегодняшний момент этот предмет, как и раньше, может являться отличным подарком только для тех людей, которые им пользуются. Этот предмет несёт главную функцию-обучение и развитие. Производство данного предмета очень негуманно. Подумайте!
Ответ: КНИГА
Вопросы для команды № (Соперники слушают, но не мешают, если команда затрудняется с ответом, то команда соперников может дать ответ и заработать дополнительно балл для своей команды)
1.Вопрос. Русская история знала много гениев, но вот, он такой был один. Он потрясающе разносторонний человек, который преуспел во многих направлениях науки и искусства. Деятельность его охватывала различные сферы науки. Его труды внесли большой вклад в развитие математики, горного дела, естествознания, металлургии, истории, литературы, искусства и языкознания. О ком идёт речь?
Ответ. Михаил Васильевич Ломоносов
2.Вопрос. 19 июля 1912 года великий русский физиолог И.П. Павлов должен был получить почетное звание доктора Кембриджского университета. Когда он шел получать диплом, то с удивлением увидел, что стоявшие на хорах английские студенты спустили ему на веревочке какой-то предмет. Это оказался подарок. Позже Павлов узнал, что тридцать лет назад примерно так же студенты приветствовали Чарльза Дарвина, спустив ему игрушечную обезьянку. Что подарили англичане Павлову.
Ответ. Павлов получил игрушечную собачку
3.Вопрос. Около 30 лет назад в Советском Союзе была очень популярной некая головоломка под названием «Пентамино». Ее суть заключалась в построении фигур на разлинованных полях. Популярность головоломки достигла такого уровня, что создавались и печатались специальные сборники с задачами.
Данная игра, с точки зрения математики, представляла собой отличный тест для компьютерной системы. В связи с этим научный сотрудник Академии наук СССР Алексей Пажитнов, разработал компьютерную программу по аналогии с головоломкой. Так появилась одна из популярнейших компьютерных игр в мире. О какой игре идет речь?
Ответ. Тетрис
4.Вопрос. Это самый большой остров нашей страны, в его очертаниях нередко видят сходство с лежащей на боку рыбой. Этот остров раньше считался полуостровом. Данное заблуждение развеяла экспедиция русского исследователя Г.И. Невельского в 1848-1849 гг.
Ответ. Остров Сахалин
5.Вопрос. Этот русский учёный разработал устройство для передачи сообщений с помощью электромагнитного излучения, который имел звонок с молоточком. Это давало возможность принимать радиосигналы, несущие информацию, - азбуку Морзе. О ком речь?
Ответ. Александр Степанович Попов
Вопросы для команды № (правила те же)
6.Вопрос. Есть в нашей стране уникальный уголок. Здесь находится более сотни крупных и мелких гейзеров, его называют долиной Гейзеров. Самый большой гейзер – Великан, высота его фонтана достигает 50 м. От бесконечных извержений вся долина в клубах пара. В какой части России находится это удивительное место, открытое в 1941 г. геологом Т.И. Устиновой?
Ответ. На Камчатке
7.Вопрос. «Принцесса науки» - такое звание присвоила первой в мире женщине – математику стокгольмская газета, когда та приехала в Стокгольм читать курс высшей математики. Кто эта женщина?
Ответ. Софья Васильевна Ковалевская
8.Вопрос. Владимир Зворыкин известен изобретением прибора ночного видения, электронного микроскопа и многими другими инженерными открытиями. Но именно это изобретение считается чудом инженерной мысли, изменившим жизнь целого поколения. Русский эмигрант Владимир Зворыкин, который запатентовал иконоскоп и кинескоп, в 1940 году смог разбить световые лучи на спектры красных, зеленых и синих цветов, что позволило ему создать ЭТО. О чем речь?
Ответ. Цветное телевидение (принимается просто телевидение)
9.Вопрос. Благодаря русским ученым, у многих иностранцев, Россия ассоциируется с космосом. А вот у нас слово космос, в первую очередь ассоциируется с фамилией этого ученого.
Ответ. Сергей Павлович Королёв
10.Вопрос. Терменвокс - оригинальный музыкальный инструмент, который издает необычные для человеческого уха «космические» звуки, разработанный Львом Терманом в 1919 году, стал основой для системы устройств подачи сигналов об опасности, аварийном состоянии, определенном событии и так далее. Назовите одним словом данную систему устройств.
Ответ. Сигнализация
Ведущий 2: Жюри подводит итоги «Блиц-опроса», а мы начинаем игру!
«Науки разные бывают» (правильный ответ приносит команде - 1 балл)
ФИЗИКА (10 вопросов)
1. Вопрос. Почему тёплый хлеб тяжелее холодного?
Ответ. В горячем много влаги, в холодном она испарилась.
2.Вопрос. Где пароход погружается глубже в воду: в реке или море? Почему?
Ответ. В реке. Плотность соленой воды больше, чем пресной. В море Архимедова сила увеличивается.
3.Вопрос. Зимой на улице металл на ощупь холоднее дерева. Какими будут казаться на ощупь металл и дерево в сорокаградусную жару?
Ответ. Теплопроводность металла гораздо больше, чем дерева, поэтому зимой металл будет более холодным на ощупь, а в жару более горячим, чем дерево.
4. Вопрос. Почему во время сильного мороза в лесу трещат деревья?
Ответ. При замерзании вода расширяется, кора рвётся с треском.
5. Вопрос. Каковы составные тона белого цвета?
Ответ. Белый цвет представляет собой смесь семи различных цветов спектра; красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
6. Вопрос. Почему водопроводные трубы бывают иногда мокрыми снаружи?
Ответ. Воздух вокруг труб охлаждается и конденсируется на поверхности труб.
7. Вопрос. Пеший конному не товарищ; поспешишь -людей насмешишь; тише едешь -дальше будешь. О какой физической величине идёт речь?
Ответ. Скорость.
8. Вопрос. Какой металл пишет, как карандаш?
Ответ. Свинец.
9.Вопрос.Почему сильная жара труднее
переносится в болотистых местах, чем в сухих?
Ответ. В болотистой местности велика
относительная влажность, плохо испаряется пот, медленно
охлаждается кожа.
10. Вопрос. Мал золотник да дорог; своя ноша не тянет; тяжело понесёшь -домой не донесёшь. О какой физической величине идёт речь?
Ответ. Масса.
Ведущий 1: Вопросы на сообразительность для всех. Слайд 5
Внимание на экран! Кто быстрее поднимет руку!
Какой аналог из современной жизни мы можем подобрать к сказочным вещам и персонажам?
1.Ковёр-самолёт - воздушный лайнер
2.Садко с цепями на дне морском - водолаз в скафандре
3.Волшебный клубочек - компас
4.Блюдце с наливным яблочком - телевизор
5.Перо жар – птицы - прожектор
6.Печка Емели - аэросани
7.Золотой петушок - радиолокатор
Ведущий 2: уважаемые игроки, давайте заслушаем итоги «Блиц- опроса» Слово жюри!
Ведущий 2: А пока жюри подсчитывает баллы за ваши знания физики, мы проверим ваши знания по литературе.
ЛИТЕРАТУРА (12 вопросов)
1. Вопрос. Этот писатель прославился тем, что воспел не очень-то приятных для нас насекомых.
Ответ. Корней Чуковский, написавший «Муху-Цокотуху», «Тараканище».
2.Вопрос. Антон Павлович Чехов – русский писатель, драматург, прозаик, общественный деятель в сфере благотворительности. Классик мировой литературы имел профессию, какую?
Ответ. Врач.
Ведущий 1: по прослушанному отрывку назовите литературное произведение и его автора (неполный ответ – оценка в половину балла)
3.Вопрос. На площади каталось множество детей. Те, что были посмелее, привязывали свои санки к крестьянским саням и уезжали, таким образом, довольно далеко. Веселье так и кипело. В самый разгар его откуда-то прикатили большие сани, выкрашенные в белый цвет. В них сидел человек, укутанный в белую меховую шубу и с такой же шапкой на голове. Сани объехали кругом площади два раза; (мальчик) живо привязал к ним свои санки и покатил.
Ответ. «Снежная королева» Г.Х.Андерсен
4.Вопрос. Дошел до обрыва, откуда позапрошлой ночью сорвался в лопухи. Внизу увидел грязный пруд, где жила черепаха... По дороге к пруду спускалась тележка, ее тащили две худые, как скелеты, овцы с ободранной шерстью. На козлах сидел жирный кот, с надутыми щеками, в золотых очках, — он служил при губернаторе тайным нашептывателем в ухо. Позади него — важный Лис, губернатор.
Ответ. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н.Толстой
5.Вопрос. В Древней Греции на этих зданиях было написано: «Здесь живут мертвые и говорят живые».
Ответ. На библиотеках
6. Вопрос. Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»?
Ответ. Змей Горыныч
Ведущий 2: На экране пословицы. Внимательно посмотрите, подумайте и только тогда поднимайте руку.
А задание такое: пословицы разных народов, подберите аналогичные русские. За каждую пословицу по 2 балла. Отвечаем по очереди. Начинает команда… Внимание на экран! Слайд 6
1) Chi va con lo zoppo impara a zoppicare. Идущий рядом с хромым научится хромать (итальянская)
Ответ. С кем поведешься — от того и наберешься.
2) Den Brunnen schätzt man erst dann, wenn es kein Wasser mehr gibt
Ценность колодца узнаём лишь тогда, когда в нём больше нет воды (итальянская)
Ответ. Что имеем не храним, потерявши — плачем.
3) Übung macht den Meister. Упражнение делает умельца (немецкая)
Ответ. Повторение — мать учения.
4) Like father, like son, like master, like man.Каков отец, таков и сын, каков хозяин, таков и подчинённый (английская)
Ответ. Яблоко от яблони недалеко падает.
7. Вопрос. Какое слово нужно было сложить Каю в сказке «Снежная королева»
Ответ. Вечность
8. Вопрос не труден. Эту сказку читали все. Кто написал сказку «Три медведя»?
Ответ. Л.Н.Толстой
9.Вопрос. Кто такой Фёдор Тимофеевич в рассказе Чехова «Каштанка»? Ответ. Кот
10.Вопрос. Именно эта сказка Пушкина заканчивается словами «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Ответ. «Сказка о золотом петушке»
11.Вопрос. «Безумству храбрых поём мы песню!». Из какого творения Максима Горького эти строки?
Ответ. «Песня о Соколе»
12. Вопрос. В названии какой известной повести И.С.Тургенева использованы всего две буквы?
Ответ. «Муму»
Ведущий 1: внимание! Давайте заслушаем результат по физике! Жюри, вам слово!
ИСТОРИЯ (11 вопросов)
1.Вопрос. На своей печати этот военачальник и государственный деятель вырезал слова: «Я ученик и нуждаюсь в учителях». А сейчас его имя носит основанный им город. Как звали этого ученика?
Ответ. Петр Великий
2.Вопрос. Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам — ее носили с 10 по 17 век, а потом она стала бесполезной. Что это за рубашка?
Ответ. Это кольчуга — рубашка из множества соединенных друг с другом железных колец
3. Вопрос. Летом киевские князья ходили в походы. А чем они занимались зимой?
Ответ. Совершали полюдье, т.е. собирали налоги с населения
4. Вопрос. Один из крупнейших музеев мира, который находится в России, как он называется?
Ответ. Эрмитаж
5. Вопрос. На какой Кремлёвской башне находятся часы-куранты?
Ответ. На Спасской
6.Вопрос. Для чего были построены египетские пирамиды?
Ответ. Они выполняли функции гробниц.
7. Вопрос. Об этой науке Цицерон сказал: «Греки изучали ее, чтобы познать мир, а римляне — чтобы измерять земельные участки». О какой науке речь?
Ответ. О геометрии.
8.Вопрос. В старинных рукописях это море часто называли Русским морем, так как там находилось огромное по тем временам количество русских судов. За выход к нему Россия воевала не однажды, но вернула его только в XVIII веке. Как называется это море сейчас?
Ответ. Черное море.
9.Вопрос. С именем этого человека связаны все наши достижения в завоевании космоса: первый искусственный спутник, ракета, автоматическая станция, пилотируемые космические корабли.
Ответ. Сергей Павлович Королев
10.Вопрос. Первый выход человека в космос – это событие в космических исследованиях очень крупное. Оно открыло путь большому направлению в разработке космической техники. Назовите космонавта, первого вышедшего в открытый космос.
Ответ. Алексей Архипович Леонов
И вопрос для обеих команд:
11. Вопрос. Древние японцы считали, что, когда сом ударяет по воде хвостом, происходит — что?
Ответ. Цунами.
Ведущий 2: И вновь слово предоставляем уважаемому жюри! Слушайте итоги знаний по литературе.
РУССКИЙ ЯЗЫК (12 вопросов)
Ведущий 2: “Грамота – к мудрости ступенька”, - гласит старинная русская пословица. Русский народ во все времена с большим уважением относился к грамотным людям, к грамоте, справедливо считая, что владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищнице научных знаний.
Ведущий 1: Итак, давайте проверим, умеем ли мы проникать в
«глубокие корни слова»
Первый конкурс -
«Диалекты» Слайд 7
В.И.Даль, составляя
«Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в
разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я
буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются у нас?
1.Ноговицы – носки
2.Юница - девочка-подросток
3.Однокорытник – однокашник
4.Хлопанцы – шлёпанцы
Ведущий
2: Второй
конкурс – «Старое – новое» Слайд 8 и 9
Л.В.Успенский писал:
«Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые
значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда
соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми
словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.
1.Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник,
поддерживающий порядок во дворе и на улице
Ответ: дворник
2.Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый,
которого принимаете в своем доме
Ответ: гость
3.Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства
Ответ: нахлебник
4.Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении;
сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание
Ответ: подписчик
Ведущий 1: Третий конкурс – «Иноязычные слова»
Слайд 10
Язык иногда отвергает
исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал
заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Это русское слово и многие
подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы
привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении.
Задание: я называю слово – русское название чего-либо, вам
нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении.
Мыльня – баня
Говядо – скот
Топталище – тротуар
Лечезнание – медицина
Ведущий 2: послушайте итог в баллах ваших знаний истории. Жюри, вам слово!
ГЕОГРАФИЯ (11 вопросов)
1.Вопрос. В Яма́ло-Не́нецком автономном округе находится «супергигантское» по величине запасов месторождение, получившее название по ближайшему населённому пункту – посёлку Уренго́й. Что добывают на этом месторождении?
Ответ: газ
2. Вопрос. Существует невероятное озеро, в котором одна половина с пресной водой, а вторая – с соленой.
Ответ: Балхаш
3. Вопрос. Есть ли море без берегов?
Ответ: Саргассово море в Атлантическом океане
4.Вопрос. Выберите из списка пару объектов, географически не связанных друг с другом: Внимание на экран! Слайд 11
а) река Онега - Онежское озеро;
б) река Охота - Охотское море;
в) полуостров Чукотка - Чукотское море;
г) озеро Таймыр - полуостров Таймыр.
Ответ: река Онега - Онежское озеро Слайд 12
5. Вопрос. Как называется самое глубокое место в мире?
Ответ: Марианская впадина. Марианская впадина — 11 км.
6.Вопрос. В уникальном озере Байкал обитает много уникальных рыб. Одна из них – голомянка. А чего нет у голомянки?
Ответ: чешуи.
7.Вопрос. Какая страна самая маленькая на Земле?
Ответ: Ватикан.
8.Вопрос. Какая гора имеет самую большую высоту над уровнем моря?
Ответ: гора Эверест. Эверест — 8848 м
9. Вопрос. Есть станция в Сибири, имеющая самое «холодное» название, кто знает?
Ответ: станция Зима.
10. Вопрос. Естественная граница между Европой и Азией находится на территории нашей страны. А знаешь ли ты, где проходит эта граница?
Ответ: по Уральским горам.
11. И последний вопрос на засыпку!
Вопрос. В это озеро нашей страны впадает множество рек, а вытекает из него только одна. Назовите эту реку и, конечно же, озеро.
Ответ: (слайд 13) река Ангара, озеро Байкал.
Ведущий 1: Всех благодарим за активность и участие! Сейчас жюри подсчитает количество набранных баллов за правильные ответы и определит команду победителя.
Ведущий 2: А пока послушайте зимнюю песню Слайд 14
(видеоролик «Снег и ЕЛКИ»)
Жюри оглашает итоги игры. (Команда – победитель получает сладкий приз) Вручаются самым активным: «Диплом за стремление к знаниям», «Грамота самому-самому», «Грамота за сообразительность и смекалку» и «Грамота самому умному».
Спасибо! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.