Информация Минобрнауки РФ "Интеллектуальная собственность в сфере образования"
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Эффективное распоряжение правами на результаты научно-технической деятельности
(далее - РНТД) непосредственным образом влияет на результативность и
инновационную направленность научно-технической и образовательной деятельности
в Российской Федерации.
Государственные расходы на гражданские научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) увеличиваются из года в год.
Однако это не оказывает заметного воздействия на развитие инновационной
деятельности в научно-технической сфере.
Распоряжение государственными научными и образовательными организациями
исключительными правами на РНТД, созданные за счет бюджетных средств, зависит в
первую очередь от механизма распределения прав между государством и этими
организациями.
До 2005 года государство придерживалось политики полной монополии государства
на исключительные права на РНТД, создаваемые за счет бюджетного финансирования.
Причем данные подходы распространялись на все результаты НИОКР с
государственным финансированием: по государственным контрактам, по бюджетным
сметам и за счет государственных грантов.
С принятием части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
ГК РФ) был законодательно закреплен основной принцип распределения прав на
РНТД, созданные за счет бюджетных средств, ранее установленный Постановлением
Правительства РФ от 17.11.2005 N 685. В 77 главе ГК РФ для РНТД установлен
строго ограниченный перечень случаев, когда права должны принадлежать
государству.
В соответствии с ГК РФ (ст. 1546) права на РНТД, созданные за счет или с
привлечением средств федерального бюджета, принадлежат Российской Федерации в
случаях, когда:
- эти результаты непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности
Российской Федерации;
- Российская Федерация принимает на себя финансирование работ по их доведению
до стадии практического применения;
- исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания НИОКР
совершение всех действий, необходимых для признания за ним исключительных прав
на эти результаты.
В остальных случаях права на РНТД должны принадлежать создавшим эти результаты
организациям-исполнителям.
В ГК РФ в отношении прав на РНТД, созданные в государственных учреждениях за
счет средств, полученных по бюджетной смете, не установлено никаких
ограничений. Однако для практического распоряжения государственными научными и
образовательными учреждениями правами на эти результаты имеется ряд правовых и
экономических проблем.
В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий
на период до 2010 года и дальнейшую перспективу при переходе к инновационному
развитию страны на основе избранных приоритетов особо выделена необходимость
совершенствования механизмов взаимодействия государственных высших учебных
заведений с промышленными предприятиями в целях продвижения новых технологий в
производство и повышения квалификации производственного персонала; повышение
эффективности использования результатов научной и научно-технической
деятельности; сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического
комплекса; интеграция науки и образования как важнейший фактор сохранения и
подготовки научных кадров, использования научно-экспериментальной базы в
образовательном процессе, в проведении научных исследований в высшей школе.
Данное обстоятельство в сочетании с динамично меняющимися на всех уровнях условиями
предъявляет новые требования к университетам и иным учебным заведениям при
осуществлении ими традиционных видов деятельности по предоставлению
соответствующих общественных благ. В большинстве своем в общественном сознании,
в особенности во внутривузовской среде, по-прежнему доминирует укрепившееся в
течение многих десятилетий представление об университетах как об учреждениях,
традиционная роль которых заключается в осуществлении образовательной
деятельности и выполнении научных исследований. В то же время в технологически
развитых странах, где формирование университетских традиций имеет не меньшую, а
зачастую значительно более продолжительную историю, высшие учебные заведения
наряду со свойственными для них образовательной и научно-исследовательской
миссиями все в большей степени выступают в роли полноправных субъектов рыночных
отношений и вовлекаются в инновационные процессы. При этом основное содержание
таких процессов состоит в генерации новых знаний и введении в обращение
посредством целенаправленных юридических и фактических действий результатов
интеллектуальной деятельности в виде товара (в экономическом значении этой
категории) - наукоемкой продукции, технологий, интеллектуальных услуг.
В отечественных университетах даже при наличии десятков патентов доход от них,
как правило, невелик. С учетом этого в настоящее время предпринимаются активные
меры по определению места и роли высшей школы в формирующейся национальной
инновационной системе, разработке организационно-методического обеспечения полномасштабного
развития инновационной деятельности в сфере науки и образования. Актуальной
проблемой является разработка необходимой законодательной базы и
соответствующего комплекса ведомственных нормативных правовых актов,
обеспечивающих эффективное взаимодействие участников инновационного процесса.
В этой связи одной из наиболее сложных и насущных задач, требующей скорейшего
разрешения, является построение адекватной формирующимся рыночным условиям
системы правового регулирования создания и обращения результатов
интеллектуальной деятельности, получаемых в российских учреждениях науки и
образования, в том числе и с использованием средств, принадлежащих
публично-правовым образованиям. Актуальность данной проблемы обусловлена также
принятием части четвертой ГК РФ и стремлением государства и муниципальных
образований при помощи соответствующих правовых инструментов обеспечить
эффективность использования денежных средств, вкладываемых в образование и
науку, в том числе и в создание новых результатов интеллектуальной
деятельности.
В довольно значительной степени обозначенная задача создания эффективной
системы правового регулирования и обращения результатов интеллектуальной
деятельности относится к функционированию государственных образовательных
учреждений высшего профессионального образования, где наряду с производством
новых знаний формируется и мобилизуется творческий потенциал молодого
поколения, составляющий одну из основ движущей силы будущего
технико-экономического развития отечественной экономики.
Если обратиться к общему организационно-экономическому механизму создания и
последующего использования результатов интеллектуальной деятельности, который
отражается в праве интеллектуальной собственности, то он обычно формируется в
рамках комплекса взаимоотношений между такими субъектами в их различном
сочетании, как заказчик (включая и публично-правовые образования), исполнитель
и автор.
В случае с вузом в качестве указанных субъектов выступают:
- публично-правовое образование в лице уполномоченных лиц или частное лицо
(юридическое, физическое) - заказчик в соответствующих договорах, на основании
которых создаются и(или) используются результаты интеллектуальной деятельности;
- вуз - исполнитель определенной НИОКР, сторона в договорах (работодатель и
др.) с авторами и иными правообладателями;
- непосредственный исполнитель - автор конкретных результатов интеллектуальной
деятельности и иной правообладатель (работник вуза, студент, слушатель,
возможно, также и третье лицо).
Отношения в области прав на результаты интеллектуальной деятельности,
создаваемые при выполнении НИОКР, регулируются главой 38 ГК РФ и частью
четвертой ГК РФ. Согласно ГК РФ стороны вправе использовать результаты работ, в
том числе способные к правовой охране, в пределах и на условиях, которые предусмотрены
договором, а также для собственных нужд, если иное не предусмотрено договором
(ст. 772 ГК РФ). Подобные договорные отношения в случае с государственными
вузами могут возникать на основе: задания Рособразования (научному учреждению),
государственного контракта на выполнение НИОКР; соглашения о поддержке
фундаментальных исследований с Российским фондом фундаментальных исследований и
др.
Государство в лице соответствующих уполномоченных органов исполнительной
власти, выделяя средства на проведение НИОКР из федерального бюджета, выступая
в роли заказчика, на основании действующего законодательства вменяет в
соответствующих договорах государственным вузам как исполнителям ряд
соответствующих обязательств. В части обращения с результатами интеллектуальной
деятельности среди прочих в числе таких обязательств выступают:
- обеспечение закрепления прав на объекты интеллектуальной собственности в
сфере науки и технологий и прав на конфиденциальную информацию о РНТД,
созданных в результате выполнения НИОКР за счет или с привлечением средств
бюджета;
- регулирование условий владения, пользования и распоряжения научными и(или)
научно-техническими результатами (продукцией) в соответствии с действующим
законодательством.
Вместе с тем отсутствие должных системных связей законодательства об
интеллектуальной собственности и законодательства об образовании подтверждает
существующее на практике недостаточно комплексное нормативное правовое
регулирование отношений, связанных с результатами интеллектуальной
деятельности, принадлежащими государственным образовательным учреждениям. Это
приводит к тому, что, даже обладая теми или иными исключительными правами,
государственные вузы зачастую практически не могут ими адекватно
воспользоваться.
Кроме того, нуждаются в дополнительном правовом регулировании вопросы
обеспечения защиты прав педагогических работников на созданные ими произведения
интеллектуальной собственности в рамках трудовых отношений, а также защиты прав
педагогических работников при незаконном использовании авторских учебных
программ, методических пособий и других произведений. С другой стороны,
необходимо защитить интересы образовательного учреждения, предоставившего
условия для создания таких произведений, а также обеспечившего возможность
получения научных знаний преподавателем путем его обучения и повышения его
квалификации. Кроме того, с вступлением в силу части четвертой ГК РФ
обострилась проблема перевода научных трудов, программ и других продуктов
интеллектуальной собственности на бумажных носителях в электронный вид и
дальнейшее их использование в том же учебном процессе в связи с необходимостью
получения разрешения правообладателя. В стадии проработки остается вопрос
управления государственными правами на объекты интеллектуальной собственности.
Таким образом, представляется, что, несмотря на все положительные действия,
направленные на упорядочение отношений, возникающих в связи с созданием и
использованием результатов интеллектуальной деятельности государственными
образовательными учреждениями, необходим комплексный межотраслевой подход в
правовом регулировании в этой области с целью вовлечения в хозяйственный оборот
результатов научно-технической деятельности образовательных учреждений, а также
использование объектов интеллектуальной собственности в образовательном
процессе.
Принципиальным вопросом является наличие экономической заинтересованности этих
учреждений в практическом применении РНТД в реальном секторе экономики.
Чтобы сохранился экономический стимул для учреждений науки и образования,
крайне важно, какую выгоду они получат от реализации результатов своей основной
научно-технической деятельности. Если все заработанные на этом средства будут
уходить в бюджет, то откуда появится заинтересованность в научной сфере
повышать эффективность научно-технической деятельности? Как бы ни работало
государственное учреждение, бюджет и так будет его содержать, и никакие
директивные указания не создадут заинтересованности работать лучше. Поэтому
важно, чтобы полученные в результате своей деятельности средства использовались
научными и образовательными учреждениями на саморазвитие, на развитие
интеллектуального потенциала.
В настоящее время БК РФ установлена норма, заключающаяся в том, что средства,
полученные учреждением от приносящей доход деятельности, должны зачисляться в
доход федерального бюджета. Эта норма вступит в действие после принятия
федерального закона об особенностях использования бюджетными учреждениями
средств от приносящей доход деятельности, разработка которого предусмотрена
Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ.
До принятия этого закона действует существующий порядок учета и использования
государственными бюджетными учреждениями средств от распоряжения правами на
РНТД, предусматривающий внесение этой деятельности в устав учреждения и
получение после согласования с Минфином России генерального разрешения на
открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход
деятельности по распоряжению правами на РНТД, в казначействе. При выполнении
всех этих условий расходование данных средств осуществляется по смете
учреждения, утвержденной главным распорядителем бюджетных средств.
По информации научных и образовательных учреждений они вправе осуществлять
только те виды деятельности, которые разрешены их уставами и прописаны в
генеральном разрешении на открытие лицевого счета по учету средств, полученных
от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Однако в
генеральные разрешения на осуществление государственными учреждениями
предпринимательской деятельности не включены доходы, полученные от распоряжения
правами на РНТД.
Важно изменить ситуацию так, чтобы заработали экономические стимулы для
вовлечения РНТД в хозяйственный оборот.
По мнению Минобрнауки России, доходы научных и образовательных учреждений от
распоряжения правами на РНТД, созданные за счет бюджета, в полном объеме должны
учитываться на лицевых счетах этих учреждений и расходоваться учреждениями на
развитие основной научной деятельности. Важно также, чтобы эти средства
расходовались учреждениями на финансирование четко определенного перечня
мероприятий:
- на правовую охрану РНТД;
- на выплату авторских вознаграждений;
- на финансирование инициативных НИОКР.
Это станет реальным экономическим стимулом развития эффективно работающих
научных и образовательных учреждений и обеспечит вовлечение в хозяйственный
оборот РНТД, созданных за счет средств федерального бюджета, для целей развития
инновационной деятельности.
С учетом предложений Минобрнауки России также в полной мере будут обеспечены
интересы авторов РНТД в части получения положенного вознаграждения.
Гарантии авторов на авторское вознаграждение в полном объеме обеспечены нормами
части 4 ГК РФ, регулирующей вопросы интеллектуальной собственности.
Для этого в будущем федеральном
Распоряжение Росавиации от 01.06.2009 n ГК-96-р 'О допуске перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов' (вместе с протоколом заседания комиссии Росавиации от 19.05.2009) »
Информация Минобрнауки РФ "Интеллектуальная собственность в сфере образования"
законе об
особенностях использования бюджетными учреждениями средств от приносящей доход
деятельности, подготовка которого предусмотрена Федеральным законом от
26.04.2007 N 63-ФЗ, должно быть установлено зачисление средств от распоряжения
правами на РНТД государственным научным и образовательным учреждениям и их
расходование этими учреждениями по указанным направлениям.
В настоящее время большинство РНТД создается за счет бюджетных средств
образовательными учреждениями и научными организациями, имеющими
организационно-правовую форму бюджетного учреждения или федерального
государственного унитарного предприятия. И если федеральные государственные
унитарные предприятия имеют правовые возможности внедрять полученные РНТД либо
самостоятельно, либо создавая малые инновационные предприятия, то научные и
образовательные бюджетные учреждения в силу строго целевого характера
финансирования и строго ограниченной правоспособности не могут самостоятельно
осуществить практическое применение (внедрение) РНТД, и при этом они лишены
возможности создать малое инновационное предприятие, которое смогло бы
осуществлять практическое применение (внедрение) принадлежащих им РНТД.
Для практического освоения этих результатов представляется целесообразным снять
это ограничение и разрешить бюджетным учреждениям образования и науки создавать
малые инновационные предприятия, внося в качестве вклада оцененные права на
РНТД, а также денежные средства, полученные учреждениями от распоряжения
закрепленными за ними правами на РНТД.
Тем более в законодательстве Российской Федерации не указано, что РНТД,
закрепленные за государственными учреждениями, принадлежат Российской
Федерации.
Более того, в соответствии с ГК РФ (ст. 1229) любые ограничения исключительных
прав правообладателей, включая и распоряжение правами, могут устанавливаться
только ГК РФ.
Таким образом, устанавливать ограничения на внесение государственными
учреждениями в качестве вклада оцененных прав на РНТД противоречит нормам ГК
РФ, регулирующим правоотношения в сфере интеллектуальной собственности.
В связи с изложенным весьма важное значение имеет проект федерального закона
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования
хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов
интеллектуальной деятельности", который в настоящее время внесен в
Государственную думу Российской Федерации.
Целями разработки законопроекта являются:
- обеспечение реального внедрения в производство создаваемых за счет бюджетных
средств РНТД, права на которые принадлежат учреждениям науки и образования;
- правовое обеспечение установленной ГК РФ возможности для учреждений науки и
образования быть участником и учредителем хозяйственных обществ, занимающихся
практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной
деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям;
- правовое обеспечение установленной ГК РФ возможности для учреждений
самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от разрешенной
предпринимательской и иной деятельности, а также имуществом, приобретенным за
счет таких доходов.
Основная идея законопроекта - это предоставление правовых возможностей
государственным научным и образовательным организациям, являющимся бюджетными
учреждениями, а также научным и образовательным учреждениям государственных
академий наук быть учредителями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением
РНТД, права на которые принадлежат данным учреждениям.
Необходимо подчеркнуть, что обеспечение возможности научным и образовательным
учреждениям создавать малые предприятия не потребует дополнительного бюджетного
финансирования, что особенно важно в условиях финансового кризиса. Данная мера
напрямую будет стимулировать основную деятельность организаций по созданию и
практическому использованию нового знания, ускорит процесс введения в оборот
объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат государственным
научным и образовательным организациям, научным учреждениям государственных
академий наук.
Дополнительных рисков для федерального бюджета при реализации законопроекта не
возникает, так как в случае неудачного ведения деятельности созданными хозяйственными
обществами учреждение несет лишь риск, выражающийся в уменьшении рыночной
стоимости принадлежащих учреждению акций (долей) в уставном капитале
хозяйственного общества.
Создание таких малых инновационных предприятий приобретает особую важность и с точки
зрения социальной - создание дополнительных рабочих мест, и с точки зрения
подготовки кадров для нового вида деятельности - инновационной деятельности.
Только наличие реально взаимоувязанных элементов: эффективное распоряжение
правами на РНТД - получение доходов от осуществления инновационной деятельности
- дополнительное финансирование за счет этих доходов
инновационно-ориентированной научно-технической деятельности - сможет
обеспечить эффективное продвижение создаваемых в государственном секторе науки
и образования РНТД в реальный сектор экономики и ее инновационное развитие.
Распоряжение Росавиации от 01.06.2009 n ГК-96-р 'О допуске перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов' (вместе с протоколом заседания комиссии Росавиации от 19.05.2009) »
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.