ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.6

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.6
docx
25.01.2020
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
экономика-доклад.docx

Информация Минобрнауки РФ "Интеллектуальная собственность в сфере образования"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Эффективное распоряжение правами на результаты научно-технической деятельности (далее - РНТД) непосредственным образом влияет на результативность и инновационную направленность научно-технической и образовательной деятельности в Российской Федерации.
Государственные расходы на гражданские научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) увеличиваются из года в год. Однако это не оказывает заметного воздействия на развитие инновационной деятельности в научно-технической сфере.
Распоряжение государственными научными и образовательными организациями исключительными правами на РНТД, созданные за счет бюджетных средств, зависит в первую очередь от механизма распределения прав между государством и этими организациями.
До 2005 года государство придерживалось политики полной монополии государства на исключительные права на РНТД, создаваемые за счет бюджетного финансирования. Причем данные подходы распространялись на все результаты НИОКР с государственным финансированием: по государственным контрактам, по бюджетным сметам и за счет государственных грантов.
С принятием части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) был законодательно закреплен основной принцип распределения прав на РНТД, созданные за счет бюджетных средств, ранее установленный Постановлением Правительства РФ от 17.11.2005 N 685. В 77 главе ГК РФ для РНТД установлен строго ограниченный перечень случаев, когда права должны принадлежать государству.
В соответствии с ГК РФ (ст. 1546) права на РНТД, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета, принадлежат Российской Федерации в случаях, когда:
- эти результаты непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации;
- Российская Федерация принимает на себя финансирование работ по их доведению до стадии практического применения;
- исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания НИОКР совершение всех действий, необходимых для признания за ним исключительных прав на эти результаты.
В остальных случаях права на РНТД должны принадлежать создавшим эти результаты организациям-исполнителям.
В ГК РФ в отношении прав на РНТД, созданные в государственных учреждениях за счет средств, полученных по бюджетной смете, не установлено никаких ограничений. Однако для практического распоряжения государственными научными и образовательными учреждениями правами на эти результаты имеется ряд правовых и экономических проблем.
В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу при переходе к инновационному развитию страны на основе избранных приоритетов особо выделена необходимость совершенствования механизмов взаимодействия государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями в целях продвижения новых технологий в производство и повышения квалификации производственного персонала; повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности; сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса; интеграция науки и образования как важнейший фактор сохранения и подготовки научных кадров, использования научно-экспериментальной базы в образовательном процессе, в проведении научных исследований в высшей школе.
Данное обстоятельство в сочетании с динамично меняющимися на всех уровнях условиями предъявляет новые требования к университетам и иным учебным заведениям при осуществлении ими традиционных видов деятельности по предоставлению соответствующих общественных благ. В большинстве своем в общественном сознании, в особенности во внутривузовской среде, по-прежнему доминирует укрепившееся в течение многих десятилетий представление об университетах как об учреждениях, традиционная роль которых заключается в осуществлении образовательной деятельности и выполнении научных исследований. В то же время в технологически развитых странах, где формирование университетских традиций имеет не меньшую, а зачастую значительно более продолжительную историю, высшие учебные заведения наряду со свойственными для них образовательной и научно-исследовательской миссиями все в большей степени выступают в роли полноправных субъектов рыночных отношений и вовлекаются в инновационные процессы. При этом основное содержание таких процессов состоит в генерации новых знаний и введении в обращение посредством целенаправленных юридических и фактических действий результатов интеллектуальной деятельности в виде товара (в экономическом значении этой категории) - наукоемкой продукции, технологий, интеллектуальных услуг.
В отечественных университетах даже при наличии десятков патентов доход от них, как правило, невелик. С учетом этого в настоящее время предпринимаются активные меры по определению места и роли высшей школы в формирующейся национальной инновационной системе, разработке организационно-методического обеспечения полномасштабного развития инновационной деятельности в сфере науки и образования. Актуальной проблемой является разработка необходимой законодательной базы и соответствующего комплекса ведомственных нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников инновационного процесса.
В этой связи одной из наиболее сложных и насущных задач, требующей скорейшего разрешения, является построение адекватной формирующимся рыночным условиям системы правового регулирования создания и обращения результатов интеллектуальной деятельности, получаемых в российских учреждениях науки и образования, в том числе и с использованием средств, принадлежащих публично-правовым образованиям. Актуальность данной проблемы обусловлена также принятием части четвертой ГК РФ и стремлением государства и муниципальных образований при помощи соответствующих правовых инструментов обеспечить эффективность использования денежных средств, вкладываемых в образование и науку, в том числе и в создание новых результатов интеллектуальной деятельности.
В довольно значительной степени обозначенная задача создания эффективной системы правового регулирования и обращения результатов интеллектуальной деятельности относится к функционированию государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, где наряду с производством новых знаний формируется и мобилизуется творческий потенциал молодого поколения, составляющий одну из основ движущей силы будущего технико-экономического развития отечественной экономики.
Если обратиться к общему организационно-экономическому механизму создания и последующего использования результатов интеллектуальной деятельности, который отражается в праве интеллектуальной собственности, то он обычно формируется в рамках комплекса взаимоотношений между такими субъектами в их различном сочетании, как заказчик (включая и публично-правовые образования), исполнитель и автор.
В случае с вузом в качестве указанных субъектов выступают:
- публично-правовое образование в лице уполномоченных лиц или частное лицо (юридическое, физическое) - заказчик в соответствующих договорах, на основании которых создаются и(или) используются результаты интеллектуальной деятельности;
- вуз - исполнитель определенной НИОКР, сторона в договорах (работодатель и др.) с авторами и иными правообладателями;
- непосредственный исполнитель - автор конкретных результатов интеллектуальной деятельности и иной правообладатель (работник вуза, студент, слушатель, возможно, также и третье лицо).
Отношения в области прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые при выполнении НИОКР, регулируются главой 38 ГК РФ и частью четвертой ГК РФ. Согласно ГК РФ стороны вправе использовать результаты работ, в том числе способные к правовой охране, в пределах и на условиях, которые предусмотрены договором, а также для собственных нужд, если иное не предусмотрено договором (ст. 772 ГК РФ). Подобные договорные отношения в случае с государственными вузами могут возникать на основе: задания Рособразования (научному учреждению), государственного контракта на выполнение НИОКР; соглашения о поддержке фундаментальных исследований с Российским фондом фундаментальных исследований и др.
Государство в лице соответствующих уполномоченных органов исполнительной власти, выделяя средства на проведение НИОКР из федерального бюджета, выступая в роли заказчика, на основании действующего законодательства вменяет в соответствующих договорах государственным вузам как исполнителям ряд соответствующих обязательств. В части обращения с результатами интеллектуальной деятельности среди прочих в числе таких обязательств выступают:
- обеспечение закрепления прав на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий и прав на конфиденциальную информацию о РНТД, созданных в результате выполнения НИОКР за счет или с привлечением средств бюджета;
- регулирование условий владения, пользования и распоряжения научными и(или) научно-техническими результатами (продукцией) в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем отсутствие должных системных связей законодательства об интеллектуальной собственности и законодательства об образовании подтверждает существующее на практике недостаточно комплексное нормативное правовое регулирование отношений, связанных с результатами интеллектуальной деятельности, принадлежащими государственным образовательным учреждениям. Это приводит к тому, что, даже обладая теми или иными исключительными правами, государственные вузы зачастую практически не могут ими адекватно воспользоваться.
Кроме того, нуждаются в дополнительном правовом регулировании вопросы обеспечения защиты прав педагогических работников на созданные ими произведения интеллектуальной собственности в рамках трудовых отношений, а также защиты прав педагогических работников при незаконном использовании авторских учебных программ, методических пособий и других произведений. С другой стороны, необходимо защитить интересы образовательного учреждения, предоставившего условия для создания таких произведений, а также обеспечившего возможность получения научных знаний преподавателем путем его обучения и повышения его квалификации. Кроме того, с вступлением в силу части четвертой ГК РФ обострилась проблема перевода научных трудов, программ и других продуктов интеллектуальной собственности на бумажных носителях в электронный вид и дальнейшее их использование в том же учебном процессе в связи с необходимостью получения разрешения правообладателя. В стадии проработки остается вопрос управления государственными правами на объекты интеллектуальной собственности.
Таким образом, представляется, что, несмотря на все положительные действия, направленные на упорядочение отношений, возникающих в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности государственными образовательными учреждениями, необходим комплексный межотраслевой подход в правовом регулировании в этой области с целью вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности образовательных учреждений, а также использование объектов интеллектуальной собственности в образовательном процессе.
Принципиальным вопросом является наличие экономической заинтересованности этих учреждений в практическом применении РНТД в реальном секторе экономики.
Чтобы сохранился экономический стимул для учреждений науки и образования, крайне важно, какую выгоду они получат от реализации результатов своей основной научно-технической деятельности. Если все заработанные на этом средства будут уходить в бюджет, то откуда появится заинтересованность в научной сфере повышать эффективность научно-технической деятельности? Как бы ни работало государственное учреждение, бюджет и так будет его содержать, и никакие директивные указания не создадут заинтересованности работать лучше. Поэтому важно, чтобы полученные в результате своей деятельности средства использовались научными и образовательными учреждениями на саморазвитие, на развитие интеллектуального потенциала.
В настоящее время БК РФ установлена норма, заключающаяся в том, что средства, полученные учреждением от приносящей доход деятельности, должны зачисляться в доход федерального бюджета. Эта норма вступит в действие после принятия федерального закона об особенностях использования бюджетными учреждениями средств от приносящей доход деятельности, разработка которого предусмотрена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ.
До принятия этого закона действует существующий порядок учета и использования государственными бюджетными учреждениями средств от распоряжения правами на РНТД, предусматривающий внесение этой деятельности в устав учреждения и получение после согласования с Минфином России генерального разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности по распоряжению правами на РНТД, в казначействе. При выполнении всех этих условий расходование данных средств осуществляется по смете учреждения, утвержденной главным распорядителем бюджетных средств.
По информации научных и образовательных учреждений они вправе осуществлять только те виды деятельности, которые разрешены их уставами и прописаны в генеральном разрешении на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Однако в генеральные разрешения на осуществление государственными учреждениями предпринимательской деятельности не включены доходы, полученные от распоряжения правами на РНТД.
Важно изменить ситуацию так, чтобы заработали экономические стимулы для вовлечения РНТД в хозяйственный оборот.
По мнению Минобрнауки России, доходы научных и образовательных учреждений от распоряжения правами на РНТД, созданные за счет бюджета, в полном объеме должны учитываться на лицевых счетах этих учреждений и расходоваться учреждениями на развитие основной научной деятельности. Важно также, чтобы эти средства расходовались учреждениями на финансирование четко определенного перечня мероприятий:
- на правовую охрану РНТД;
- на выплату авторских вознаграждений;
- на финансирование инициативных НИОКР.
Это станет реальным экономическим стимулом развития эффективно работающих научных и образовательных учреждений и обеспечит вовлечение в хозяйственный оборот РНТД, созданных за счет средств федерального бюджета, для целей развития инновационной деятельности.
С учетом предложений Минобрнауки России также в полной мере будут обеспечены интересы авторов РНТД в части получения положенного вознаграждения.
Гарантии авторов на авторское вознаграждение в полном объеме обеспечены нормами части 4 ГК РФ, регулирующей вопросы интеллектуальной собственности.
Для этого в будущем федеральном

Распоряжение Росавиации от 01.06.2009 n ГК-96-р 'О допуске перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов' (вместе с протоколом заседания комиссии Росавиации от 19.05.2009)  »

Информация Минобрнауки РФ "Интеллектуальная собственность в сфере образования"

законе об особенностях использования бюджетными учреждениями средств от приносящей доход деятельности, подготовка которого предусмотрена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, должно быть установлено зачисление средств от распоряжения правами на РНТД государственным научным и образовательным учреждениям и их расходование этими учреждениями по указанным направлениям.
В настоящее время большинство РНТД создается за счет бюджетных средств образовательными учреждениями и научными организациями, имеющими организационно-правовую форму бюджетного учреждения или федерального государственного унитарного предприятия. И если федеральные государственные унитарные предприятия имеют правовые возможности внедрять полученные РНТД либо самостоятельно, либо создавая малые инновационные предприятия, то научные и образовательные бюджетные учреждения в силу строго целевого характера финансирования и строго ограниченной правоспособности не могут самостоятельно осуществить практическое применение (внедрение) РНТД, и при этом они лишены возможности создать малое инновационное предприятие, которое смогло бы осуществлять практическое применение (внедрение) принадлежащих им РНТД.
Для практического освоения этих результатов представляется целесообразным снять это ограничение и разрешить бюджетным учреждениям образования и науки создавать малые инновационные предприятия, внося в качестве вклада оцененные права на РНТД, а также денежные средства, полученные учреждениями от распоряжения закрепленными за ними правами на РНТД.
Тем более в законодательстве Российской Федерации не указано, что РНТД, закрепленные за государственными учреждениями, принадлежат Российской Федерации.
Более того, в соответствии с ГК РФ (ст. 1229) любые ограничения исключительных прав правообладателей, включая и распоряжение правами, могут устанавливаться только ГК РФ.
Таким образом, устанавливать ограничения на внесение государственными учреждениями в качестве вклада оцененных прав на РНТД противоречит нормам ГК РФ, регулирующим правоотношения в сфере интеллектуальной собственности.
В связи с изложенным весьма важное значение имеет проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", который в настоящее время внесен в Государственную думу Российской Федерации.
Целями разработки законопроекта являются:
- обеспечение реального внедрения в производство создаваемых за счет бюджетных средств РНТД, права на которые принадлежат учреждениям науки и образования;
- правовое обеспечение установленной ГК РФ возможности для учреждений науки и образования быть участником и учредителем хозяйственных обществ, занимающихся практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям;
- правовое обеспечение установленной ГК РФ возможности для учреждений самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от разрешенной предпринимательской и иной деятельности, а также имуществом, приобретенным за счет таких доходов.
Основная идея законопроекта - это предоставление правовых возможностей государственным научным и образовательным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, а также научным и образовательным учреждениям государственных академий наук быть учредителями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением РНТД, права на которые принадлежат данным учреждениям.
Необходимо подчеркнуть, что обеспечение возможности научным и образовательным учреждениям создавать малые предприятия не потребует дополнительного бюджетного финансирования, что особенно важно в условиях финансового кризиса. Данная мера напрямую будет стимулировать основную деятельность организаций по созданию и практическому использованию нового знания, ускорит процесс введения в оборот объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат государственным научным и образовательным организациям, научным учреждениям государственных академий наук.
Дополнительных рисков для федерального бюджета при реализации законопроекта не возникает, так как в случае неудачного ведения деятельности созданными хозяйственными обществами учреждение несет лишь риск, выражающийся в уменьшении рыночной стоимости принадлежащих учреждению акций (долей) в уставном капитале хозяйственного общества.
Создание таких малых инновационных предприятий приобретает особую важность и с точки зрения социальной - создание дополнительных рабочих мест, и с точки зрения подготовки кадров для нового вида деятельности - инновационной деятельности.
Только наличие реально взаимоувязанных элементов: эффективное распоряжение правами на РНТД - получение доходов от осуществления инновационной деятельности - дополнительное финансирование за счет этих доходов инновационно-ориентированной научно-технической деятельности - сможет обеспечить эффективное продвижение создаваемых в государственном секторе науки и образования РНТД в реальный сектор экономики и ее инновационное развитие.

Распоряжение Росавиации от 01.06.2009 n ГК-96-р 'О допуске перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов' (вместе с протоколом заседания комиссии Росавиации от 19.05.2009)  »


 

Скачано с www.znanio.ru

Информация Минобрнауки РФ "Интеллектуальная собственность в сфере образования"

Информация Минобрнауки РФ "Интеллектуальная собственность в сфере образования"

В отечественных университетах даже при наличии десятков патентов доход от них, как правило, невелик

В отечественных университетах даже при наличии десятков патентов доход от них, как правило, невелик

Вместе с тем отсутствие должных системных связей законодательства об интеллектуальной собственности и законодательства об образовании подтверждает существующее на практике недостаточно комплексное нормативное правовое регулирование отношений,…

Вместе с тем отсутствие должных системных связей законодательства об интеллектуальной собственности и законодательства об образовании подтверждает существующее на практике недостаточно комплексное нормативное правовое регулирование отношений,…

Важно также, чтобы эти средства расходовались учреждениями на финансирование четко определенного перечня мероприятий: - на правовую охрану

Важно также, чтобы эти средства расходовались учреждениями на финансирование четко определенного перечня мероприятий: - на правовую охрану

Основная идея законопроекта - это предоставление правовых возможностей государственным научным и образовательным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, а также научным и образовательным учреждениям государственных академий наук…

Основная идея законопроекта - это предоставление правовых возможностей государственным научным и образовательным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, а также научным и образовательным учреждениям государственных академий наук…

Основная идея законопроекта - это предоставление правовых возможностей государственным научным и образовательным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, а также научным и образовательным учреждениям государственных академий наук…

Основная идея законопроекта - это предоставление правовых возможностей государственным научным и образовательным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, а также научным и образовательным учреждениям государственных академий наук…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020