Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по прозе А.С. Пушкина)
Оценка 4.9

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по прозе А.С. Пушкина)

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
русская литература
8 кл
25.02.2017
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по прозе А.С. Пушкина)
Уважаемые коллеги, вам предлагается разработка внеклассного мероприятия по литературе. Данное мероприятие целесообразно повести после изучения прозы А. С. Пушкина (ориентировочно 8 класс). Оно поможет обобщить изученный материал по произведениям "Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина». Обучающиеся получат возможность не только проверить уровень знания текста, но и возможность проявить себя, развить коммуникативные способности, поучатся принимать решения в нестандартной ситуации.
умники проза А. Пушкина.docx
Автор ­ составитель:  учитель русского языка и литературы  МОУ СОШ №4 п. Карымское Забайкальского края:  Ардашова Татьяна Юльевна    Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по прозе А.С. Пушкина) Участники   игры: в   игре   принимают   участие   учащиеся     7   ­   8 классов. Цель:   создание   условий   для   повышения   интеллектуального уровня,   развития   творческих способностей.  Задачи:   эффективного   общения, 1. расширить знания учащихся в рамках изучения творчества А.С.  Пушкина («Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести  Белкина»); 2. способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли, создавать   условия   для   развития   умения   организовать   свою деятельность, развивать эрудицию; 3. воспитывать   такие   нравственные   качества   личности   как трудолюбие,     упорство   в   достижении   цели,   любовь   к произведениям   классической   литературы;   формировать   у учащихся самостоятельность.    Межпредметные связи:  «Филология (Русский язык)», «Искусство  (изобразительное искусство)».        Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к  произведениям (для оформления кабинета). Красная дорожка ­ 2  квадрата, желтая – 3 квадрата, зелёная – 4 квадрата, ордена умников.       Раздаточные материалы: карточки с заданиями       Жюри: высшие судьи (ареопаг) формируется из учителей или  старшеклассников.        Задачи ареопага: 1. указывать на первого отвечающего в отборочном туре, 2. оценивать ответ агониста в спорной ситуации и оповещать о  принятом  решении, 3. указывать на первого отвечающего теоретика в агоне, 4. принимать участие в процедуре награждения победителей и  участников.   Ход игры:  1. Вступительное слово ведущего:  ­ Добрый день, уважаемые зрители, участники и болельщики! Я рада приветствовать   всех   присутствующих   на   очередной   игре   «Умники   и умницы!»   Все   вопросы   игры   посвящены   содержанию   прозаических произведений А.С. Пушкина. Игра будет состоять из отборочных туров, по   результатам  которого   отбираются   агонисты  –  ими   станут   те,  кто первыми   ответят   на   вопросы,   и   четырех   агонов.   Агонисты   будут соревноваться   друг   с   другом,   если   кто­то   из   агонистов   не   смогут ответить, отвечают теоретики и получают за правильный ответ «орден умника».     Перед   участниками   будет   три   дорожки:   красная,   желтая, зеленая: красная дорожка самая короткая, но на ней нельзя ошибаться. Нужно правильно ответить на два вопроса. Желтая дорожка позволит вам сделать одну ошибку. Будет задано 3 вопроса. На зеленой дорожке можно допустить две ошибки. Задано будет 4 вопроса. Агон заканчивается, как только один из участников пересечет свою дорожку. По результатам первых трех агонов   определятся участники финала игры. Перед началом каждого агона будут разыграны дорожки.  2. Первый агон. 2.1.  Отборочный тур: 1.  «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная с  светлыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и  горели».   Назовите произведение и имя героини. («Капитанская дочка», Мария Миронова). (Василиса Егоровна). 2.  Назовите имя жены коменданта Белогородской крепости  3. Как звали младшего Дубровского? 2.2.  Выбор   дорожки.  Выразительно   прочитать  отрывок   из   поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Задания на карточках (чтение с листа).   Ареопаг   определяет   место:   первое   место   ­   право   первым выбрать дорожку, второй – вторым, третий – третьим.      Что делать, ­ мне пищит она, ­  Толпою годы пролетели.  Прошла моя, твоя весна ­  Мы оба постареть успели.  Но, друг, послушай: не беда  Неверной младости утрата.  Конечно, я теперь седа,  Немножко,   может   быть, горбата;  Не то, что в старину была,  Не так жива, не так мила;  Зато (прибавила болтунья)  Открою тайну: я колдунья! "    Злодей в глубокой тишине, Пристав,   на   цыпочках   ко мне  Подкрался сзади, пазмахнулся; Как вихорь свистнул острый меч, И прежде, чем я оглянулся, Уж глова слетела с плеч – И сверхъестественная сила В ней жизни дух остановила.     2.3.  Игра на дорожках:  «Капитанская дочка»      И вдруг... о страх!.. и в самом деле  Раздался шум; озарена  Мгновенным   блеском   тьма ночная,  Мгновенно дверь отворена;  Безмолвно, гордо выступая,  Нагими саблями сверкая,  Арапов длинный ряд идёт  Попарно, возможно,  И на подушках осторожно  Седую бороду несёт...    чинно,   сколь Первый  вопрос Второй  вопрос Красная дорожка        «Меня лечил полковой цирюльник». Кого называли   в   то   время цирюльником и почему он лечил   (парикмахер,   в   то время   цирюльники   часто исполняли   обязанности врача)     Что ответил Гринев  на предложение   Пугачева: «Послужи   мне   верой   и   Желтая дорожка       «Это,   батюшка, изволишь   видеть   реестр барскому добру     Что   такое   реестр? (письменный   перечень, опись вещей)» Зеленая дорожка       «Я   недаром   подал мошеннику  челобитье».     Что   такое   челобитье? (челобитье­   прошение, при   подаче   били   челом (лбом)    Что ответила Василиса Егоровна   мужу   на предложение уехать         Что   ответила   Маша Гриневу на предложение: «Пусть   твои   родители правдой,   и   я   тебя пожалую в фельдмаршалы и   в   князья»?   («Я природный   дворянин,   я присягал государыне   императрице: тебе   служить не могу») Третий  вопрос Четвер­ тый  вопрос - - вместе   с     Машей   в Оренбург? («Машу   отправим,   а   меня   и   во сне   не   проси:   не   поеду. Нечего   на   старости   лет расставаться   с   тобою. Вместе   жить,   вместе   и умирать»)     Объясните   смысл пословицы: «Береги   честь смолоду» -   благословят, обвенчаемся,   а   там умолим   отца   моего»? («Нет, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей»)       Объясните   смысл   пословицы:   «Мирская молва­морская волна »     Как звали доверенных лиц Пугачева? (Белобородов, Афанасий Соколов (Хлопуша)    «Капитанская дочка»? 3. Второй агон 3.1.  Отборочный тур: 1. Как звали маму А.С. Пушкина? 2. Какие реальные исторические события легли в основу повести  3. О какой императрице идет речь в «Капитанской дочке»? 3.2.   Выбор   дорожки:   ответ   на   вопрс   «Какое   произведение   А.С. Пушкина   мне   нравится   больше   всего?»   Судьи   решают,   кто убедительнее.    Первый  вопрос 3.3.  Игра на дорожках:  «Дубровский» Желтая дорожка    С крестьянами и  дворовыми обходился  он строго и  своенравно. Кого  называли дворовыми?  (крепостные слуги,  живущие в  помещичьей усадьбе) Зеленая дорожка   «Сейчас, ­ отвечал  смотритель. – Пожалуйте  подорожную». Что такое  подорожная? (документ,  дававший право на  получение лошадей)      Под каким именем явился   Дубровский   в дом Троекурова? (Дефорж)     Расположить  иллюстрации к  произведению в  соответствии с ходом  событий   Как объяснил Дубровский,  откуда у него пистолет,  которым он убил медведя?  («Ношу пистолет при себе,  потому что не намерен  терпеть обиду, за которую  не могу требовать  удовлетворения»)    Почему отец Дубровского  считал, что Владимир не  жених Марии Кирилловне?   («Бедному дворянину лучше жениться на равной, да быть  главою в доме, чем  сделаться приказчиком  избалованной бабенки » Красная дорожка   «Наконец дворецкий  провозгласил:  «Кушание  поставлено». Кого  называли дворецким?  (старший лакей,  заведовавший  домашним хозяйством  и домашней  прислугой)   Каковы «шутки»  были у Кирилла  Петровича? (Медведи) Второй  вопрос Третий  вопрос ­ Четвер­ тый  вопрос ­ ­         Расставить   знаки препинания: «Мальчик вышел,   весело   спрыгнул   с крыльца   и   пустился   бегом, не оглядываясь, через поле в Кистиневку» 4. Третий агон 4.1.  Отборочный тур: 1. Назвать произведении по приведенному отрывку.       ­   Однажды   вечером   ездили   мы   вместе   верхом;   лошадь   у жены   что­   то   заупрямилась;   она   испугалась;   отдала   мне   поводья   и пошла пешком домой, я поехал вперед» («Выстрел») 2.   «В   одной   из   отдаленных   наших   губерний   находилось   имение Ивана Петровича Берестова» («Барышня ­ крестьянка») 3.   «Во   всех   ты,   душенька,   нарядах   хороша»   («Барышня ­крестьянка»)   4.2.   Выбор   дорожки:   рассказать   наизусть   стихотворение   А.С. Пушкина.  Судьи решают, кто артистичнее. 4.3.  Игра на дорожках: «Повести Белкина»   Первый  вопрос Второй  вопрос Третий  вопрос Четвер­ тый  вопрос Желтая дорожка     Как звали пса Алексея  Берестова? (Сбогар) Красная дорожка     Назовите  крестьянское имя  Лизы Муромской  (Акулина)    Когда и от кого мы  узнаем, что  произошло в церкви в ту метельную ночь?  (от Бурмина в конце  повести)                    Узнать персонаж по предмету, назвать повесть         Что   случилось     с Владимиром,   в   которого была   влюблена   Мария Гавриловна (рассказ   «Метель»   (ранен   под Бородином,   умер   в Москве)  Белила ­ мисс  Жаксон(«Метель») ­ ­ ­ Зеленая дорожка    Что служило почтовой  конторой для Алексея  Берестова и Акулины?  (дупло старого дуба)       Как Алексей  Берестов  узнал, что  Лиза Муромская и  Акулина одно лицо? Узелок  ­ Мария  Гавриловна («Метель»)     Расставить знаки  препинания: «Лиза  жеманилась, говорила  сквозь зубы, нараспев, и  только по­французски» такое долг чести?»   5. Финал 5.1. Выбор дорожки: ответить на вопрос: «Как вы понимаете, что 5.2.  Игра на дорожках:  Красная дорожка     Участникам даны иллюстрации с цитатами из произведений. Задание:  ответить на вопрос: правильно ли сделаны подписи? Назвать данное  произведение. Если совпадения нет, то назвать произведение, откуда строчки.     Что ответил Иван  Игнатьевич (комендант  Белогородской крепости) на  предложение Пугачева:  «присягай, Петру      Что ответила Мария Троекурова Дубровскому на фразу «Вы свободны»? («Поздно, я обвенчана,       Что ответила  Мария Миронова  Пугачеву: «Скажи  мне голубушка, за что твой муж тебя  Зеленая дорожка Желтая дорожка   Первый  вопрос Второй  вопрос Федоровичу»?  («Ты нам не  государь, ты, дядюшка, вор и  самозванец»)   жена я Верейского»)   князя Третий  вопрос ­ Четвер­ тый  вопрос      Расставить знаки  препинания: «Зима,  затруднявшая военные  распоряжения,  проходила, и наши  генералы готовились к  дружному   содействию» 6. Награждение победителя и лучшего теоретика. наказывает?» («Он  мне не муж, Я  никогда не буду его  женой. Я лучше умру, если меня не  избавят»)   Рассказать легенду  Пугачева   Расставить знаки  препинания: «Сняв  мокрую, косматую  шапку, отпутав шаль  и сдернув шинель,  проезжий явился  молодым, стройный  гусаром с черными  усиками»

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по прозе А.С. Пушкина)

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по прозе А.С. Пушкина)

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по прозе А.С. Пушкина)

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по прозе А.С. Пушкина)

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по прозе А.С. Пушкина)

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по прозе А.С. Пушкина)

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по прозе А.С. Пушкина)

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по прозе А.С. Пушкина)

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по прозе А.С. Пушкина)

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по прозе А.С. Пушкина)
Скачать файл