Методическая разработка урока по литературе, 8 класс
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
24.02.2017
Методическая разработка урока по литературе, 8 класс
Данная разработка по проведению урока Л.Н. Толстого "После бала".Писатель в этом рассказе восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Изучая этот рассказ, мы должны дать правильную оценку героям, событиям, нарисованным великим писателем.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 8 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с. Озёрки Калининского района Саратовской области» Методическая разработка урока по литературе  Мартынова Е.П.,  учитель русского языка и литературы. 2015­2016 Цель методической разработки: ­определить основные формы и методы изучения содержания темы;            ­показать виды деятельности педагога и учащихся;            ­раскрыть особенности использования современных информационных  средств обучения;            ­осуществить связь теории с практикой, используя современные  педагогические технологии. Методическое обоснование темы: Творчество Л.Н.Толстого – одна из самых ярких страниц в истории русской литературы. Выражаясь словами  М.Горького, можно сказать, что Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и всё остальная наша  литература. Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, но и как человек, как личность. Вся его жизнь­  это поиски смысла жизни, поэтому писатель в своих произведениях «призывает каждого человека к нравственному  обновлению, к борьбе со своими недостатками, к сознанию своей нравственной ответственности за свои поступки».  В  рассказе «После бала» слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой  (40­е годы  ХIХ века, время Николая I), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку вопросов (это 90­е годы).  Писатель в этом рассказе восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка  изменив свои формы. Изучая этот рассказ, мы должны дать правильную оценку героям, событиям, нарисованным  великим писателем. Методические рекомендации по проведению урока: Данное занятие рассчитано на 1 урок (45минут).  Тема в разделе: Лев Николаевич Толстой. Судьба и творчество. Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе» Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цели урока:  Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа  «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении,3) знакомство  с новым композиционным  приёмом – контрастом. Деятельностная:    развитие   умения   формулировать   собственное   мнение,   умения   договариваться   и   приходить   к собственному решению, умения делать выводы. Данный урок проходит в форме урока  «открытия» нового знания.  Обучающиеся работают индивидуально, в парах,  используется групповая работа. Урок разделён на 6 этапов, после 3­его этапа проводится динамическая пауза (этап  физической разрядки), цель которой ­ сменить вид деятельности. План урока (с технологической картой)    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. ФИО учителя: Мартынова Е.П. Учебный  предмет:  литература Класс:8 Автор  УМК: под редакцией В.Я.Коровиной. Тема программы: Лев Николаевич Толстой. Судьба и творчество. Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе» Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цели урока:  Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа  «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении,3) знакомство  с новым композиционным  приёмом – контрастом. Деятельностная:    развитие   умения   формулировать   собственное   мнение,   умения   договариваться   и   приходить   к собственному решению, умения делать выводы. Материально­техническое обеспечение урока:  презентация учителя,  мультимедийный проектор, словари, аудиозапись мазурки, карточки самооценки/взаимооценки. Межпредметные и внутрипредметные связи: связь с историей, изобразительным искусством, музыкой;  в ходе изучения  рассказа повторяются и закрепляются понятия: рассказ, антитеза, идет работа со словарём; работа над  тем, что рассказ  имеет жизненную основу. Этапы урока 1.Мотивация к  учебной  деятельности. Цель: включение в  учебную  деятельность на  личностно –  значимом уровне Деятельность учителя Приветствие учащихся.  Звучит музыка. ­Кто знает, что это за музыкальный жанр?   ­Когда, на ваш взгляд, и где может звучать  мазурка?  Почему музыка меняется?  ­Это как­то связано с текстом, который будем рассматривать на уроке?  ­ Что это за музыка, охарактеризуйте её,  подберите эпитеты.   Музыка, определяющая рассказ, жестокая  эпоха, которая описана в произведении.   Давайте обратимся к   жанру  произведения. Почему вы считаете, что этот текст является рассказом? ­Не оговорилась ли я: действительно ли это  рассказ? Докажите.  ­Почему Толстой так назвал рассказ? Автор  много раз изменял название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы  говорите…» … Как вы думаете, почему он  все­таки остановился на таком варианте  заголовка, ведь каждое слово в теме что­либо  значит? Давайте поговорим об эпохе,  Деятельность учащихся Учащиеся высказывают  предположение, свое мнение о  прослушанной музыке, о том,  что мазурку можно услышать  на балу. УУД Развитие познавательных  интересов, учебных  мотивов (Л9) Построение речевого  высказывания в устной  форме(П3) Подбирают  эпитеты  (волшебная, волнующая,  воздушная, легкая, добрая ,  жестокая, грустная и т.д),  работают индивидуально. Целеполагание (Р1). Планирование учебного  сотрудничества с  учителем и сверстниками (К1). Участвуют в дискуссии. Учащиеся пытаются  представить ту эпоху, которую  Л.Н.Толстой отразил в своем  рассказе, использую материал,  полученный на уроках истории. отраженной в рассказе, ибо без этого  разговора нам не понять идейного замысла  автора.  Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в  эпоху 19 века и побываем на балу. Небольшое сообщение о времени  царствования Николая I, которого передовая  русская интеллигенция прозвала "Николаем  Палкиным" Вы   читали   дома   рассказ.   Тест,   ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, ещё раз проведёт вас по его страницам.  ТЕСТ на знание текста. Познакомить с эпиграфом урока: …Толстой  рассказал нам о русской жизни столько же, сколько остальная наша литература. М.Горький. Беседа с классом о том, что такое  композиция произведения, от чьего лица  ведётся повествование в рассказе. – В рассказе два повествователя, молодой  2.Актуализация  знаний и пробное  учебное действие. Цель: готовность  мышления и  осознание  потребности к  построению нового  способа действия. Групповая работа:  обучающиеся записывают  ответы в тетрадь, работают над  тестом. Построение речевого  высказывания в устной  форме(П3) Формулирование  собственного мнения(К5)  Знакомясь с эпиграфом,  выдвигают предположения о  теме урока,  взаимодействуют с учителем, пытаются  определить, что знают и чего не знают. Владение диалогической  формой речи(К13) человек начинает и заканчивает, а в середине  рассказ Ивана Васильевича, получается  рассказ в рассказе. Как называется такая  композиция?  ­Что   необычного   вы   увидели   в  построении рассказа?  Словарная работа. И  такая резкая  противоположность  называется  контрастом. По  литературоведческому словарю  дать  понятие о контрасте.  Контраст – франц. contraste – резко  выраженная противоположность Противопоставление, контраст или антитеза  как  художественный прием заложен уже в  самом названии: во время бала и после него.  Построение речевого  высказывания в устной  форме(П3) Умение планировать свои действия   в   соответствии с поставленной задачей(Р2)   ( образы, персонажи,  художественные детали) Динамическая  пауза (этап  физической  разрядки). Цель: сменить вид  деятельности. 3.Первичное  закрепление с  комментированием во внешней речи. Цель: применение  нового знания в  типовых заданиях. Что здесь противопоставляется друг другу?  Учащиеся выполняют  упражнение. Личностные: установка  на здоровый образ жизни  и ее реализация на уроке. 1. Выделим картины бала и события  происходящие после него в виде плана.  Контраст в композиции. Первая часть  рассказа Вторая  часть  рассказа Место  действия зала у  предводителя Описание улицы Работа в парах, ответы каждого ученика.  Работа в группах, участие в  дискуссии.  Анализ объектов с целью выделения  признаков(П8). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью,  умение оформлять свои  мысли в письменной  форме(П3).   Умение   планировать свои в соответствии с поставленной задачей(Р2) действия       Эмоционально Использование   схем, таблиц   для   решения задачи(П2); Сравнивают отобранный  материал и заполняют на доске  таблицы, по мере ответов на  вопросы, доказывают то, что  контрастное изображение  настроения помогло передать  перелом в душе рассказчика. е состояние  героя Портрет отца  Вареньки краски,цветова я гамма звуки 2. Провести наблюдение над языковыми  средствами: 1гр.­ выписать эпитеты обрисовки праздника  на балу. 2гр.­ выписать эпитеты из второй части  рассказа(сцена наказания солдат). – Бал и наказание – в каком соотношении  находятся эти слова? 3.Наблюдение над текстом, сравнить сцены на  балу и после бала. 4.Самостоятельная работа . Цель: самопроверка  умения применять  новые знания в  типовых условиях. Организовывает самостоятельную  деятельность учащихся по применению новых  знаний. Учитель предлагает учащимся выполнить  задание. Работа с книгой. Сопоставить  полковника и наказываемого. Учащиеся выполняют задание,  сравнивают изображение  полковника в сцене расправы с  изображением его в сцене бала.   Полковник Наказываемый 5.  Включение  в  систему знаний и  повторения. Случай или среда виновны в том, что мир  героя рухнул?   Как бы вы ответили на этот вопрос? Что  управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все­таки  среда, которая диктует законы жизни,  Можно работать в парах   Поиск информации для  выполнения учебных  заданий с использованием учебной литературы (П1). Умение решать  проблемы(Р1). Умение и приходить к  общему решению в  совместной деятельности (К6); Использование схем, таблиц   для   решения задачи(П2);   Умение находить нужную информацию, речевое  высказывание в устной   форме(П3). Уметь слушать и  понимать речь определяет его жизненный путь?  Какие выводы сделаете из этих наблюдений? Учащиеся делают выводы.  Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим  произведением выразил не  только отношение к обращению с солдатами, но ставил широкие гуманистические проблемы,  которые волновали и волнуют  не одно поколение русского  общества. других(К6). Умение решать  проблемы(Р1). Общение и  взаимодействие с  партнерами по  совместной деятельности или обмену  информацией(К7); Учет   разных   мнений   и стремление к координации   различных позиций в сотрудничестве(К3; К4) 6. Рефлексия  учебной  деятельности.  Цель: соотнесение  цели урока и его  результатов,  самооценка работы  на уроке, осознание  метода построения  нового знания. ­Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке?  ­Смогли ли вы представить себе те порядки,  которые царили в эпоху правления Николая  1 ? ­Остались ли довольны своей работой на  уроке?  ­ Что мешало и что помогало достичь цели? ­Как оцениваете свою работу на уроке? ­ Сможете ли вы теперь проанализировать  эпиграф, который мы записали в начале  урока? Учащиеся в группах выполняют задание. Самоанализ. Участие в диалоге. Формирование границ  собственного знания и  незнания(Л11). Адекватное восприятие  оценки учителя(Р5) Самооценка личности  (Л7) Выставляют оценки в дневник. Отвечают на вопросы ­Попробуйте составить синквейн,  характеризующий эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали  на  уроке.  Пример: Николай 1  2 определения (властный, жестокий)  3 действия (наказывал, казнил, унижал)  Предложение из 4 слов (Его эпоха была  бесчеловечной)  Ассоциация (несправедливость Выберите домашнее задание в зависимости  от того, как успешно работали на уроке. 1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему  Учащиеся выбирают домашнее  задание из предложенного  материала. автор своего героя ведет на плац, где  разворачивается картина экзекуции солдата?» 2.Составьте синквейн : Варенька или  полковник.  3. Напишите  эссе «Моё мнение о  полковнике». Мне было очень приятно с вами работать. Наш урок закончен. До свидания. ТЕСТ на знание текста   1. Жанр произведения: А) очерк Б) повесть В) рассказ 2. Тема произведения: а) повествование о любви Ивана Васильевича; б) рассказ о полковнике; в) показ николаевской России. 3. Раскрытию идеи произведения помогает: А) антитеза Б) гипербола В) олицетворение 4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала? А) автор показывает двуличие героя Б) на балу надел «маску» добропорядочности В) полковник выполняет свои обязанности 5. Произведение заставляет задуматься о: а) судьбе полковника; б) личной ответственности человека за жизнь общества; в) любви Ивана Васильевича.

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс

Методическая разработка урока по литературе, 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017