ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЗНАЕМ РУССКИЙ»
Цель игры: повысить интерес учащихся к предмету, выявить знания учащихся по русскому языку и литературе, развивать творческие способности учащихся, умение работать микро группах.
Оборудование: интерактивная доска, мишень для закидывания колец разных цветов, кольца.
Содержание игры:
Учащиеся разделены на 3 команды по 3 человека: синяя, желтая, красная команды во главе с капитаном команды. Группа болельщиков каждой команды по 6 человек.игра
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЗНАЕМ РУССКИЙ»
Цель игры: повысить интерес учащихся к предмету, выявить знания учащихся по русскому языку и
литературе, развивать творческие способности учащихся, умение работать микро группах.
Оборудование: интерактивная доска, мишень для закидывания колец разных цветов, кольца.
Содержание игры:
Учащиеся разделены на 3 команды по 3 человека: синяя, желтая, красная команды во главе с
капитаном команды. Группа болельщиков каждой команды по 6 человек.
Условия игры:
Игра состоит из 5 туров:
1тур.Блицпоединок для капитанов команды.
2тур. «История русского языка»
3тур. «Язык художественной литературы»
4тур. «Загадки русской словесности»
5тур. «Мастерская слова»
Члены жюри в количестве 3 человек оценивают ответы учащихся. Максимальное количества 6 баллов
1тур.
Условия: капитан выбирает сектор, в который он хочет попасть. Ученик бросает кольцо 3 раза. Если
попадает в мишень красного цвета, то ему достается вопрос средней сложности 5 баллов, если на
синий цвет – вопрос сложный – 6 баллов, если на желтый цвет – легкий вопрос – 4 балла.
Задания для капитана красной команды:
1.Определите залог причастий: уважаемый, смотрящий, указанный, глядевший.
2.Определите времена глаголов: вернулся, уйдет, думаем, будем выступать.
3.Определите род существительных: йод, кухня, плаха, полотенце.
Задания для капитана синей команды:
1.Определите залог причастий: открытый, чарующий, веселящийся
2.Определите времена глаголов: споют, будут, жить, летят, выдумал.
3.Определите род существительных: литература, юрта, шалаш, кино.
Задания для капитана желтой команды:
1.Определите залог причастий: летящий, несомый, невиданный, спрятавший.
2.Определите времена глаголов: сошьет, буду тренироваться, сэкономил, загружаю.
3.Определите род существительных: ветер, краснота, компьютер, цивилизация.
Жюри комментирует ответы и подводит итоги 1тура.2тур. «История русского языка». Основной пласт лексики русского языка составляют исконно
русские слова: день, ночь, сосна, лист, снегирь, бетонщик. Также в русскую лексику в разное время
проникали слова из других языков: греческого, французского, немецкого.
Эти слова называются заимствованными. Знают ли наши участники их значения мы узнаем из
следующего тура нашей игры «История русского языка».
Условия: участник бросает 2 раза кольцо в мишень.
Вопросы для «красной» команды:
1.Что такое феномен?
2.Объясните значение слова «щепетильный».
3.Что такое бестселлер?
Вопросы для «синей» команды:
1.Что такое ампула?
2. Объясните значение слова «гуманность».
3.Что такое экспонат?
Вопросы для «желтой» команды:
1.Что такое менталитет?
2. Объясните значение слова « рандеву».
3.Что такое кредо?
Жюри комментирует ответы и подводит итоги 2тура.
3тур. «Язык художественной литературы». «русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с
быстротой поразительной». Читайте русских классиков, обогащайте свою речь красивыми словами.
Условия: правильный ответ: максимально – 6 баллов.
Задание для «красной» команды:
«В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои.
Без божества, без вдохновенья
Без слез, без жизни, без любви».
1.Кто автор этих строк?2.Как называется произведение?
3.Кому посвящено это произведение?
Задание для «синей» команды:
«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной – случай берегут».
1.Кто автор этих строк?
2.Как называется произведение?
3.К какому литературному направлению относится это произведение?
Задание для «желтой» команды:
«Часто прихожу на свое место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни
осени горевать вместе с природою. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между
гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий».
1.Кто автор этих строк?
2.Как называется произведение?
3.Назовите имя главного героя произведения?
Жюри комментирует ответы и подводит итоги 3тура.
4тур. Условия: Ученик бросает кольцо. Если попадает на красный цвет, то ему достается вопрос из
раздела морфологии, если на синий цвет – из раздела словообразования, если на желтый цвет – из
фразеологии.
Правильный ответ: максимально – 6 баллов.
Вопросы для «красной» команды:
1.Назовите значимые части слова.
2.Перечислите разряды местоимений с примерами.
3.Как вы понимаете значение фразеологизмов: «ставить точки над и», «золотая середина»,
«ахиллесова пята»?Вопросы для «синей» команды:
1.Что такое корень слова и однокоренные слова?
2.Перечислите разряды прилагательных с примерами.
3.Как вы понимаете значение фразеологизмов: «биться об заклад», «яблоко раздора», «в ногах
правды нет»?
Вопросы для «желтой» команды:
1.Назовите способы образования новых слов в русском языке.
2.Перечислите времена и виды глагола.
3. Как вы понимаете значение фразеологизмов: «тертый калач», «как в воду глядеть», «не терять
головы»?
Жюри комментирует ответы и подводит итоги 4тура.
5тур. «Мастерская слова». Домашнее задание
Условия: Инсценировать басню И.А.Крылова.
Красная команда – трагедию
Синяя команда – комедию
Желтая команда – драму
Оцениваются:
1.Соответствие жанру
2. Произношение
3.Артистизм
Максимально – 6 баллов
Подведение итогов игры. Награждение команд.