ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
ПО БИОЛОГИИ В 7-х КЛАССАХ
«В МИРЕ РАСТЕНИЙ»
по мотивам телевизионной игры
«СВОЯ ИГРА»
в рамках «Недели биологии, географии»
Подготовила и провела
учитель биологии
Антонова Надежда Николаевна
.
Интеллектуальная игра по биологии «В мире растений»
по мотивам телевизионной игры «Своя игра»
Цели: расширение кругозора учащихся; развитие интеллектуальных способностей, логического мышления, памяти, творческого потенциала, наблюдательности, интереса к изучению биологии у учащихся; воспитание чувства коллективизма, сплоченности команды, духа соревнования, точности и быстроты ответов, умения работать в команде, а также сопереживания и взаимопомощи друг к другу, воспитание умения выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем; воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия.
Оформление: пословицы на бумажных листах (или на доске): «Умный товарищ – половина дороги», «Умные речи приятно и слушать», «Думай дважды, говори раз», «Думают думу без шуму».
Оборудование: презентация, проектор, экран, компьютер, часы (с секундомером).
Подготовительный этап: соревнуются три команды по 5 человек (по одной от каждого класса). Каждая команда заранее выбирает и готовит эмблемы. Также выбирается жюри в составе 3–5 человек (учителя-предметники или старшеклассники). Участники команд должны повторить материал об изученных растениях: водорослях, мхах, папоротникообразных и голосеменных.
Содержание игры:
1. Объяснение правил игры.
2. Проведение игры.
3. Подведение итогов, награждение победителей.
Ход игры.
1. Объяснение правил игры.
Здравствуйте уважаемые игроки.
Слайд 1.
Сегодня мы собрались на игру «Своя игра. В мирерастений». Вам предстоит показать свои знания, интеллект, эрудицию в области изучения биологии. Вас ждёт увлекательная игра.
Активное участие в игре принимайте,
свои знания выявляйте!
На доске вы видите пословицы, обратите на них внимание: «Умный товарищ – половина дороги», «Умные речи приятно и слушать», «Думай дважды, говори раз», «Думают думу без шуму».
Не случайно я выбрала эти пословицы – не спешите с ответом, выслушивайте мнения своих товарищей по команде. Ошибиться очень легко.
Итак, начинаем игру.
Позвольте вам представить жюри: …
Для успеха в любой игре нужно знать правила.
Соблюдая правила, вы можете заставить
их работать на себя.
Неизвестный автор
В игре принимают участие 3 команды. Их основная цель — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков.
В начале игры у каждой из команд на счету 0 очков. Суть игры заключается в том, что команды отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга.
Игра состоит из трех раундов. В начале каждого раунда открывается игровое поле, которое состоит из четырех секторов с различного рода заданиями. Каждый сектор содержит вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее.
Начинается игра с выбора любого вопроса из любого сектора одной из команд. Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим. На обдумывание ответа отводится не более одной минуты.
В случае правильного ответа стоимость вопроса прибавляется к счёту ответившей команды, и она выбирает следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечавшего, а другая команда получают право дать свой ответ. Если на вопрос никто не отвечает, то ведущий объявляет правильный ответ, а следующий вопрос выбирает та же команда, что выбирала предыдущий вопрос.
2. Проведение игры.
Слайд 2. 1 РАУНД «ФОТОПОРТРЕТ»
Категории |
Цена вопроса |
|||
Водоросли |
5 |
10 |
15 |
20 |
Мхи |
5 |
10 |
15 |
20 |
Папоротники |
5 |
10 |
15 |
20 |
Голосеменные |
5 |
10 |
15 |
20 |
Слайды 3-6. Водоросли
5 – - хламидомонада
10 - - спирогира
15 – - улотрикс
20 - - вольвокс
Слайды 7-10. Мхи.
5 – - кукушкин лен
10 – - сфагнум
15 – - маршанция
20 - - риччия
Слайды 11-15. Папоротники.
5 –
- вайи
10
– - хвощ полевой
15
– Кот в мешке +10 - - плаун булавовидный
20 -
- спорангии
Слайды 16-19. Голосеменные.
5
– - ель
10
- - лиственница
15
- - саговник
20
- - Гинкго
двулопастной
Слайд 20.2 РАУНД «РЕБУСЫ»
Категории |
Цена вопроса |
|||
Водоросли |
5 |
10 |
15 |
20 |
Мхи |
5 |
10 |
15 |
20 |
Папоротники |
5 |
10 |
15 |
20 |
Голосеменные |
5 |
10 |
15 |
20 |
Слайды 21-24. Водоросли.
5
- - хламидомонада
10
- - спирогира
15
- - хроматофор
20
- - ламинария
.
Слайды 25-28. Мхи.
5
- - мох
10
- - спора
15
- - сфагнум
20
– - ризоиды
Слайды 29-33. Папоротники.
5
– - хвощ
10
– Несчастный случай -10 баллов - - вайи
15
– - папоротник
20 -
- спорангии
Слайды34-37. Голосеменные.
5
- - семя
10
– - хвойные
15
– - женская шишка
20
- - мужская шишка
Слайд 38. 3 РАУНД «ЗАГАДКИ»
Категории |
Цена вопроса |
|||
Водоросли |
5 |
10 |
15 |
20 |
Мхи |
5 |
10 |
15 |
20 |
Папоротники |
5 |
10 |
15 |
20 |
Голосеменные |
5 |
10 |
15 |
20 |
Слайды 39-43. Водоросли.
5 - Растут они, дети, понятно же, где?
Не на земле, а, конечно, в воде.
Морские бывают, речные...
Не знаю, еще какие...
На дне аквариума и у нас они росли.
Они зовутся просто — ... - водоросли
10 – Счастливый случай +10 баллов
Зеленая порода
Хранит запасы йода.
Хоть капустой и прозвали,
Но на грядках не сажали. – ламинария (морская капуста)
15 - Есть змеи стометровые,
Зеленые, лиловые,
Есть бурые, бордовые.
А капитану в море
От них большое горе. - водоросли
20 – Оглянуться не успел,
Весь забор позеленел. – водоросль плеврококк
Слайды 44-47. Мхи.
5 - Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. - мох
10 – Была зеленой травка, глядь – выросла добавка,
С коробочкой – крошкой да с бурой ножкой. – мох кукушкин лен
15 - Стоит елочка – безиголочка,
А на елке – палочка, а на палке – галочка.
Галка – невеличка, как зернышко – пшеничка. – мох кукушкин лен
20 – Лесной лен не хвален, никого не одел,
Синим глазом не глядел,
И коробочка без семени;
Он совсем другого племени. – мох кукушкин лен
Слайды 48-51. Папоротники.
5 - Что растет без цвету. - папоротник
10 – Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях! - папоротник
15 - Есть колос, но не пшеница,
Стройна и высока, но не свеча,
Без воды и кремнезема не проживет и дня.
Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана! - хвощ
20 – Змея лежит колючая,
Змея лежит ползучая.
Брюхом в землю упирается,
Головками к небу устремляется.
В чешуе-то, в чешуе!
А головки ровно две! - плаун
Слайды52-55. Голосеменные.
5 - Ну и платье! —
Сплошь иголки,
Его носят вечно... - елки
10 – Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. – ель, сосна
15 - Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. - лиственница
20 – У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке. - сосна
Слайды 56. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «ОПОЗНАЙ ПОСЛОВИЦУ».
Наша игра подходит к концу, уже завершены конкурсные испытания, жюри сейчас подводит итоги. Через несколько минут мы узнаем, кто же стал сегодня победителем игры. А пока жюри работает, поиграем со зрителями.
Слайды 57-65.
1) Два рода трав семейства крестоцветных, одинаково горькие на вкус - Хрен редьки не слаще.
2) Цена еще ниже, чем у приготовленного на пару корнеплода растения семейства капустных. - Проще пареной репы.
3) Потерялся в небольшом количестве хвойных вечнозелёных деревьев. - В трёх соснах заблудился
4) Семя содержащие органы растения, к которым нет доступа, обязательно приобретают сахарный вкус. - Запретный плод сладок
5) Некто неспешно передвигается со скоростью, присущей пресмыкающемуся в роговом панцире. - Ползёт как черепаха
6) Сильная боязнь имеет большие органы зрения. - У страха глаза велики
7) Человек с хорошей памятью на обиды может лишиться органа зрения. - Кто старое помянет тому глаз вон
8) Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного яблока. - Врёт и глазом не моргнёт
9) Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать сильное влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. - Любовь зла полюбишь и козла
3. Подведение итогов, награждение победителей.
Слайд 66.
Жюри оглашает количество очков, полученные командами, называет команду победительницу.
Награждение команды победительницы и призеров грамотами.
Сегодня мы не только в очередной раз выявляли лучших знатоков биологии, но и обнаружили, что существуют некоторые проблемы с качеством знаний, над которыми следует ещё поработать. Я надеюсь, что предложенные вам вопросы были интересны и не будут сразу же забыты при выходе из зала. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.