Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 7 х.Новоселовка
(346677, МБОУ-СОШ № 7 х. Новоселовка , ул.Советская,99, Мартыновский р/н Ростовская обл.)
Тел. 8(86395)25-1-95, E-mail: soch7mart@donpac.ru
Рассмотрено |
Согласовано |
Утверждена приказом |
на заседании педсовета |
заместитель директора по ВР |
директора школы |
Протокол № 1 |
_________Смирнова С.В. |
_________Е.Н. Черкасская |
|
|
№ 145 |
от «29»авгуса 2019 г. |
от «29»авгуса 2019 г. |
от «29»авгуса 2019 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
(интеллектуальное) направления
«Хочу знать всё!»
для обучающихся 3класса
Срок реализации программы: 1 год.
Составитель дополнительной образовательной программы:
Мазепина Анастасия Евгеньевна
х. Новоселовка 2021-2022
I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хочу всё знать" составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»; Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).
Актуальность, педагогическая целесообразность курса
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Цели и задачи курса.
Реализация курса внеурочной деятельности "Хочу всё знать" направлена на достижение следующих целей и задач:
Цель программы кружка «Хочу всё знать»:
1.формирование интеллектуального, творческого развития личности
2.формирование нравственных качеств,
3. расширение круга интересов младшего школьника, кругозора, внимания, творческую деятельность, что составляет последовательность и систематичность мышления
4. развитие специальных способностей личности
5.воспитание любознательности
6.формирование умения наблюдать и анализировать явления
7. умение проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.
8. развитие творческой самостоятельности посредством освоения мыслительной деятельности
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
• Формирование углубленных знаний об окружающем мире
• Выработка представлений о закономерностях природы;
• Приобщение к самостоятельным занятиям, развитие возможности использования знаний в учебной деятельности на основе формирования интересов к определенным видам деятельности;
• Содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе умственной деятельности.
Виды деятельности.
Поисковая деятельность, экскурсия на природу, викторины, фотосессия, микроисследования, выставки, показ слайдов, беседы, конкурсы, творческие работы .
Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:
1) занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах):
- тематические занятия
- комплексные или интегрированные занятия
- игровые занятия
2) выездные занятия:
- экскурсии,
- походы
- практические занятия
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала.
III. Место кружка «Хочу все знать» в учебном плане
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хочу всё знать " направлена на реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности обучающихся начальных классов, рассчитана на 1 год обучения (1 раз в неделю) 34 занятия и предназначена для обучающихся 3 класса (9 – 10 летнего возраста).
IV. Планируемые результаты.
Предполагаемые результаты реализации программы.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
• приобретение учащимися социального опыта;
• формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
• приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
V. Содержание программы.
Область медицины: 3 ч
Тема 1. Урок здоровья: профилактика заболеваний глаз, формирование правильной осанки. (1ч)
Профилактика заболеваний. Вакцинации. Комплекс упражнений.
Тема 2. Наш организм и его строение.(1ч)
Строение организма. Функции частей тела.
Тема 3 .Полезные продукты в нашем рационе.(1ч)
Белки, жиры, углеводы. Ожирение. Продукты и здоровье.
Область окружающего мира: 21ч
Тема 1. Наши питомцы-домашние животные(1ч)
Презентация «Домашние животные».Дидактическая игра «Мой друг».
Тема 2 . Самый - самый.(1ч)
Презентация «Самый …..».Книга рекордов Гиннесса.
Тема 3. Этот удивительный мир диких животных(1ч)
Презентация «Животные луга. Животные леса. Животные водоёмы. Животный мир океанов»
Тема 4. В траве сидел кузнечик. Интересное о насекомых.(1ч)
В мире насекомых.
Тема 5 .Про птиц. Загадочное поведение.(1ч)
Многообразие видов птиц. Условия жизни птиц.
Тема 6 .Кто без крыльев летает?(1ч)
Факты из жизни животных.
Тема 7 .В мире цветов. Цветочный календарь(1ч)
Виды цветов. Правила ухода. Цветочный календарь.
Тема 8 .Что в лесу растет?(1ч)
Этажи леса. Грибы.
Тема 9 .Как хлеб пришел на стол(1ч)
Этапы хлебопечения. Уважение к работникам сельского хозяйства.
Тема 10 .Чудеса природы. Многообразие форм листьев(1ч)
Путешествие по планете Земля. Формы и виды листьев.
Тема 11. О русском лесе(1ч)
Флора и фауна русского леса.
Тема 12. В мире планет(1ч)
Земля - космическое тело. Глобус. Солнце и другие планеты.
Тема 13. Космическое пространство(1ч)
Млечный путь. Звезды. Луна.
Тема 14. Какого цвета радуга(1ч)
7 цветов радуги.
Тема 15. Какой бывает транспорт ? (1ч)
История создания транспорта человеком. Виды транспорта: водный, наземный, воздушный.
Тема 16 .Аквариум и его обитатели(1ч)
Условия жизни и обитания аквариумных рыбок. Виды рыб.
Тема 17. Великолепие снежинок. (1ч)
Приключения капельки. Сезонные изменения в природе. Формы снежинок.
Тема 18. Как жили наши предки. (1ч)
Быт казаков в старину. Праздники и обряды казаков.
Тема 19. Выдающиеся личности Дона. (2ч)
Новочеркасск – столица казачества. История улицы. Творчество народов Дона.
Тема 20. Их подвиг бессмертен. (1ч)
Война. События. Судьбы.
Область филологии: 7 ч
Тема 1. Крылатые выражения (1ч)
Пословицы. Поговорки. Скороговорки. Крылатые выражения.
Тема 2. Учимся составлять сказки(1ч)
Зачин и концовка сказки. Волшебные ,бытовые, авторские сказки. Сочинение сказок.
Тема 3 .Учимся сочинять стихи(1ч)
Рифма. Тема стиха. Сочинение стихов.
Тема 4. Откуда азбука пришла(1ч)
Азбука в стихах. Лев Николаевич Толстой-основатель первой азбуки. Изготовление букв алфавита.
Тема 5.Сказки А.С Пушкина(1ч)
Знакомство со сказками Пушкина. Инсценирование сказок.
Тема 6. Шедевры зарубежной литературы(1ч)
Знакомство с произведениями зарубежной литературы. Викторина «Знаешь ли ты сказки?»
Тема 7. Словарь для всех(1ч)
Многообразие словарей. Омонимы. Антонимы. Синонимы. Лексическое значение слов.
Область математики: 3 ч
Тема 1.Отгадывание ребусов(1ч)
Головоломки. Шарады. Ребусы. Составление ребусов. Анаграммы.
Тема 2. Как решать трудные задачи(1ч)
Упражнения со спичками. Магические квадраты. Решение задач
Тема 3. Учимся составлять кроссворды(1ч)
Отгадывание и составление кроссвордов.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата факт |
1 четверть – 9 часов |
|
|||
Наше здоровье – 3 ч |
|
|||
11. |
Урок здоровья: профилактика заболеваний глаз, формирование правильной осанки. |
1 |
06.09 |
|
22. |
Наш организм и его строение. |
1 |
13.09 |
|
33. |
Полезные продукты. |
1 |
20.09 |
|
В мире животных – 6 ч |
|
|||
44. |
Наши питомцы- домашние животные. |
1 |
27.09 |
|
55. |
Самый-самый. |
1 |
04.10 |
|
66. |
Этот удивительный мир диких животных. |
1 |
11.10 |
|
77. |
В траве сидел кузнечик. Интересное о насекомых. |
1 |
18.10 |
|
88. |
Про птиц. Загадочное поведение. |
1 |
25.10 |
|
99. |
Кто без крыльев летает? |
1 |
08.11 |
|
2 четверть – 7 часов |
|
|||
В мире растений – 5 ч. |
|
|||
110. |
В мире цветов. Цветочный календарь. |
1 |
15.11 |
|
111. |
Что в лесу растет? |
1 |
22.11 |
|
112. |
Как хлеб пришел на стол. |
1 |
29.11 |
|
13 |
Чудеса природы. Многообразие форм листьев. |
1 |
06.12 |
|
14. |
О русском лесе. |
1 |
13.12 |
|
Великий русский язык – 2 ч. |
|
|||
115. |
Крылатые выражения. |
1 |
20.12 |
|
116. |
Учимся составлять сказки. |
1 |
27.12 |
|
3 четверть – 10 часов |
|
|||
Великий русский язык – 5 ч (продолжение) |
|
|||
117. |
Откуда азбука пришла |
1 |
10.01 |
|
118. 119. |
Сказки А.С Пушкина.
Сказки А.С Пушкина |
2 |
17.01 |
|
220. |
Шедевры зарубежной литературы. |
1 |
24.01 |
|
221. |
Словарь для всех. |
1 |
31.01 |
|
Математическая смекалка – 3 ч. |
|
|||
222. |
Отгадывание ребусов. |
1 |
07.02 |
|
223. |
Как решать трудные задачи. |
1 |
14.02 |
|
224. |
Учимся делать кроссворды. |
1 |
21.02 |
|
О космосе – 2 ч. |
|
|||
225. |
В мире планет. |
1 |
28.02 |
|
226. |
Космическое пространство. |
1 |
05.03 |
|
4 четверть - 8 часов |
|
|||
Окружающий нас мир – 8 ч. |
|
|||
|
Великолепие снежинок. |
1 |
14.03 |
|
28. |
Какой бывает транспорт ? |
1 |
28.03 |
|
229. |
Аквариум и его обитатели. |
1 |
04.04 |
|
330. |
Какого цвета радуга. |
1 |
11.04 |
|
331. |
Красная книга. |
1 |
18.04 |
|
333 |
Созвездие. |
1 |
25.04 |
|
334 |
Их подвиг бессмертен. |
1 |
16.05 |
|
335 |
Выдающиеся личности Ростовской области. |
1 |
24.05 |
|
|
Итого |
35 часов |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.