Стандартный урок обладает очень малым временем для отработки основных знаний и умений. У географов на каждом уроке - новый материал. Когда закреплять? В конце каждой темы на 1-2 уроках? Считаю этого недостаточно. Решить эту проблему мне помогло применение на уроках различных типов игр.Данная работа содержит анализ анкет обучающихся нашей школы. Их отношение к применению игровых технологий на уроках географии.
Интеллектуальные игры в школьном курске география.doc
Интеллектуальные игры в школьном курсе география
Учитель МОУ «Шараповская СШ»
Перевезенцева Римма Александровна
На уроках повторения, обобщения, как правило, учитель оценивает свою работу и сам ставит
себе оценку, чему и как он научил детей. От учителя зависит, чтобы эти уроки были интересными и
запоминающимися. Урок КВН, викторина – хороший способ повторить изученный материала, на
каждом уроке учителям приходится изучать новую тему на повторение и закрепление времени
недостаточно. Важной чертой уроков с применением игровых технологий является занимательность
и активность учащихся. Дети с удовольствием принимают участие в них. Игра развивает
воображение, сообразительность и интеллектуальность. В них присутствует элемент
соревновательности. В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать. На уроках с
использованием таких интеллектуальных играх закрепляется умения применять полученные ранее
знания, умения пользоваться справочной, популярной литературой, работа с компьютером. А
главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие.
Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на
развитие личности учеников в целом, это – одно из средств развития способностей учащихся,
расширение их кругозора, толчок к познавательному интересу, опора для эмоциональной памяти,
средство запоминания особо трудных разделов и тем учебного курса.
Результаты проведенного исследования показали, что в классе, где уроки проводились с
использованием элементов игровых технологий, уровень познавательной активности выше.
Среди учащихся школы было проведено анкетирование, цель которого выявить отношение
учащихся к различным формам уроков и мотивов, определяющих этот рост.
Мотивация выбора учащимися игровой формы урока
Мотивы выбора
6е
7е
8е
9е Всего
Интересно
Получение новых знаний
Легче усваивается и запоминается материал
Хорошая возможность для повторения
Удовольствие отдых развлечение
Общение, совместная работа, возможность совещаться
Меньшая нагрузка
Хорошие оценки
8
9
8
8
2
5
8
8
8
8
3
5
8
6
8
8
5
5
5
5
10
9
10
8
5
34
32
34
32
10
20
5
5
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
Из предложенных форм урока наибольшее число учащихся, независимо от возраста отдают
предпочтение игровым. Максимальный выбор приходится на 6, 7 и 8 классы.
Отмечается связь между выбором игровых форм и успешностью обучения. Успеваемость
повышается в классах с включением в урок элементов игровых технологий.
Учащиеся разного возраста имеют сходные основные мотивы. Первые позиции во всех классах
занимают следующие мотивы:
интерес к такой форме урока;
получение новых знаний;
лучшее усвоение и запоминание материала.
Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают практические
умения, творческие способности, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках. Многие
из игр дают возможность для взаимообучения, возможность совещаться, обсуждать проблемы
удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру урока игровых моментов используется для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности
ребят, особенно слабых и неуверенных в себе. Хорошо продуманные игры могут быть использованы
для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе
Применение игровых технологий в сочетании с другими методами ведет к развитию интереса
учащихся к географии. Способствует проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивают
полную занятость учащихся на уроке, заставляют их активно мыслить рассуждать.
В процессе проведения игры необходимо:
* рассматривать конкретные примеры явления;
* географическим или иным способом наглядно фиксировать результаты игровых действий;
* выявлять отличительные признаки понятия, закреплять способы действий с учениками при
разработке игровой ситуации или ее результатов.
Литература
1. Алексеев, А.И. География Страны и континенты: Учеб. для 7 кл. общеобразовательных
учреждений /Под ред. А.И. Алексеева [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. 96 с.
2. Воробцова, Т.Н. Методическое пособие по географии материки и океаны: /Поурочные
планы по учебнику Коринской, В.А. и др. «География: материки и океаны»/ Т.Н.
Воробцова [Текст]. Волгоград 2002. – С.4144.
3. Душина, И.В. Методика и технология обучения географии: учебное пособие / И.В.
Душина, Е.А. Таможня, В.Б. Пятунин [Текст]. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.
203 с.
4. Игровые технологии на уроках географии [Электронный ресурс] / География.
Приложение к газете «Первое сентября» videouroki.net/filecom.php?fileid=98664475.
5. Кулинич, Г.С. Географические игры в обучении и воспитании школьников / Г.С.
Кулинич, В.В. Николина [Текст]. – Горький, 1990. – 80 с.
6. Кулинич, Г.С. Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся
по географии /Кулинич, Г.С., Николина, В.В., Фролова, Н.В.: Приложение к брошюре
«Географические игры в обучении и воспитании школьников» [Текст]. –Горький, 1990. 38
с.
7. Минскин, Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителей / Е.М. Минскин [Текст]. –
2е изд.: М.: Просвещение, 1987 – 189 с
Интеллектуальные игры в школьном курсе география
Интеллектуальные игры в школьном курсе география
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.