РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Интеллектуальный марафон» в 1-4 классах
Составитель программы:
Харченко Гульназ Реаловна
Уфа
2022 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Интеллектуальный марафон»
1.Результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Программа составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения русскому языку, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их знаний и навыков дает школьнику возможность раскрыть многие качества, закладывающие фундамент в становление неординарной творческой личности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения.История создания ребусов, их особенности. Разгадывание ребусов. Работа по составлению ребусов. Загадки. Шарады Их особенности и отличия. Работа по составлению шарад и загадок. Способ образования. Образование сложных слов в нестандартных ситуациях. Спрятавшиеся слова. Многозначность фразеологизмов. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Работа с пословицами. Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами. Образование синонимических рядов. Повторение орфограмм в форме игры.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных
и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических
средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ |
Тема |
Дата |
Примечание |
|
план |
факт |
|||
1 |
Геометрическая мозаика Математика — это интересно. Решение нестандартных задач. |
|
|
|
2 |
Лексическое значение слова. |
|
|
|
3 |
Путешествие точки |
|
|
|
4 |
Прямое и переносное значение слова. |
|
|
|
5 |
Танграм: древняя китайская головоломка |
|
|
|
6 |
Ударение меняет значение. |
|
|
|
7 |
Праздник числа 10 |
|
|
|
8 |
Пестрое семейство синонимов |
|
|
|
9 |
Числа. Арифметические действия. Величины.Игра-соревнование «Весёлый счёт» |
|
|
|
10 |
Великое противостояние антонимов. |
|
|
|
11 |
Геометрическая мозаика Конструкторы лего. |
|
|
|
12 |
Слова-двойники. Омонимы. |
|
|
|
13 |
Весёлая геометрия |
|
|
|
14 |
Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов. |
|
|
|
15 |
Геометрическая мозаика «Спичечный» конструктор |
|
|
|
16 |
Похожи, но не одинаковы. Паронимы. |
|
|
|
17 |
Мир занимательных задач Задачи-смекалки |
|
|
|
18 |
Из глубины веков. Архаизмы. |
|
|
|
19 |
Числа. Арифметические действия. Величины.Математические игры. |
|
|
|
20 |
Устойчивые сравнения. |
|
|
|
21 |
Математическая карусель |
|
|
|
22 |
Фразеологические сочетания. |
|
|
|
23 |
Уголки |
|
|
|
24 |
Шарада |
|
|
|
25 |
Геометрическая мозаика Конструирование фигур из деталей танграма. |
|
|
|
26 |
Поиграем в слова |
|
|
|
27 |
Математическое путешествие Сложение и вычитание в пределах 20. |
|
|
|
28 |
Откуда ты, имя? |
|
|
|
29 |
Мир занимательных задач Секреты задач. |
|
|
|
30 |
Отчество и фамилия |
|
|
|
31 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Числовые головоломки |
|
|
|
32 |
Шарада |
|
|
|
33 |
Математические игры |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ |
Тема |
Дата |
Примечание |
|
|||
план |
факт |
|
|||||
1 |
Геометрическая мозаика «Удивительная снежинка» |
|
|
|
|
||
2 |
В мире безмолвия и неведомых звуков. |
|
|
|
|
||
3 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Математические игры |
|
|
|
|
||
4 |
К тайнам волшебных слов. |
|
|
|
|
||
5 |
Мир занимательных задач Секреты задач |
|
|
|
|
||
6 |
Выбор друзей в Стране Слов. |
|
|
|
|
||
7 |
Спичечный» конструктор |
|
|
|
|
||
8 |
Чудесные превращения слов. |
|
|
|
|
||
9 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Числовые головоломки |
|
|
|
|
||
10 |
В гости к Алфавиту. |
|
|
|
|
||
11 |
Геометрическая мозаика Геометрия вокруг нас |
|
|
|
|
||
12 |
К тайнам звуков букв. |
|
|
|
|
||
13 |
«Шаг в будущее» |
|
|
|
|
||
14 |
Игровое занятие "Увлекательный русский язык". |
|
|
|
|
||
15 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Математическое путешествие. |
|
|
|
|
|
|
16 |
«Правила обращения с книгой». |
|
|
|
|
||
17 |
Математические игры. |
|
|
|
|
||
18 |
«На неведомых дорожках: Сказки старые и новые». |
|
|
|
|
||
19 |
Геометрическая мозаика Геометрический калейдоскоп |
|
|
|
|
||
20 |
«Чудаки: Весёлые стихи».. |
|
|
|
|
||
21 |
Секреты задач |
|
|
|
|
||
22 |
Игра со словами « Отгадка в рифму». «Что скрывает сорока?» |
|
|
|
|
||
23 |
Интеллектуальная разминка |
|
|
|
|
||
24 |
«Путешествие в Угадайку. Праздник загадок». |
|
|
|
|
||
25 |
Дважды два — четыре. |
|
|
|
|
||
26 |
«Увлекательное чтение». |
|
|
|
|
||
27 |
В царстве смекалки |
|
|
|
|
||
28 |
Выпуск стенгазеты « Фразеологизмы в картинках». |
|
|
|
|
||
29 |
Геометрическая мозаика Составь квадрат. Прямоугольник. Квадрат. |
|
|
|
|
||
30 |
Викторина-рейд «Я знаю фразеологизмы» |
|
|
|
|
||
31 |
Задачи, имеющие несколько решений. |
|
|
|
|
||
32 |
Конкурс «Грамотей» |
|
|
|
|
||
33 |
Математические фокусы |
|
|
|
|||
34 |
Загадки. Шарады |
|
|
|
|
||
Тематическое планирование
3 класс
№ |
Тема |
Дата |
Примечание |
|||||
план |
факт |
|||||||
1 |
Мир занимательных задач Интеллектуальная разминка. |
|
|
|
|
|||
2 |
Числа. Арифметические действия. Величины. «Числовой» конструктор |
|
|
|
|
|||
3 |
Русский язык вокруг нас |
|
|
|
|
|||
4 |
Мир занимательных задач Волшебные переливания |
|
|
|
|
|||
5 |
В царстве русского языка |
|
|
|
|
|||
6 |
Решение нестандартных задач (на «отношения»). |
|
|
|
|
|||
7 |
«Шаг в будущее» |
|
|
|
|
|||
8 |
«Спичечный» конструктор |
|
|
|
|
|||
9 |
Синонимы |
|
|
|
|
|||
10 |
Числа. Арифметические действия. Величины.Интеллектуальная разминка |
|
|
|
|
|||
13 |
Математические фокусы |
|
|
|
|
|||
14 |
Кроссворды. Составление кроссвордов |
|
|
|
|
|||
15 |
Секреты чисел |
|
|
|
|
|
||
16 |
Переставляя буквы составляем слова. |
|
|
|
|
|
||
17 |
Математическое путешествие |
|
|
|
|
|
||
18 |
Транскрипция. Звуковой анализ слов |
|
|
|
|
|
||
19 |
Числовые головоломки |
|
|
|
|
|
||
20 |
Состав слова. Игра «Найди лишнее слово» по способам словообразования. |
|
|
|
|
|
||
21 |
Мир занимательных задач Мир занимательных задач. |
|
|
|
|
|
||
22 |
Сложные и сложносокращенные слова |
|
|
|
|
|
||
23 |
Мир занимательных задач Интеллектуальная разминка задачи. |
|
|
|
|
|
||
24 |
Многозначность фразеологизмов. |
|
|
|
|
|
||
25 |
Числа. Арифметические действия. Величины. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. |
|
|
|
|
|
||
26 |
Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами. |
|
|
|
|
|
||
27 |
Числовые головоломки |
|
|
|
|
|
||
28 |
Фразеологизмы-антонимы |
|
|
|
|
|
||
29 |
Это было в старину |
|
|
|
|
|
||
30 |
Работа по материалам игры «Русский медвежонок» прошлых лет. |
|
|
|
|
|||
31 |
Энциклопедия математических развлечений |
|
|
|
|
|||
32 |
Интеллектуальный марафон. |
|
|
|
|
|
||
33 |
Составление сборника занимательных заданий. |
|
|
|
|
|
||
34 |
Однозначные и многозначные слова |
|
|
|
|
|
||
|
Тематическое планирование
4 класс
№ |
Тема |
Дата |
Примечание |
|
план |
факт |
|||
1 |
Мир занимательных задач Интеллектуальная разминка. |
|
|
|
2 |
Лексическое значение слова. |
|
|
|
3 |
Мир занимательных задач Мир занимательных задач |
|
|
|
4 |
Прямое и переносное значение слова. |
|
|
|
5 |
Числа. Арифметические действия. Величины.Римские цифры |
|
|
|
6 |
Ударение меняет значение. |
|
|
|
7 |
Мир занимательных задач Секреты задач |
|
|
|
8 |
Пестрое семейство синонимов |
|
|
|
9 |
Математический марафон |
|
|
|
10 |
Великое противостояние антонимов. |
|
|
|
11 |
Числа. Арифметические действия. Величины.Выбери маршрут |
|
|
|
12 |
Слова-двойники. Омонимы. |
|
|
|
13 |
Интеллектуальная разминка |
|
|
|
14 |
Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов. |
|
|
|
15 |
Геометрическая мозаика Занимательное моделирование |
|
|
|
16 |
Похожи, но не одинаковы. Паронимы. |
|
|
|
17 |
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. |
|
|
|
18 |
Из глубины веков. Архаизмы. |
|
|
|
19 |
Какие слова спрятаны в таблице? |
|
|
|
20 |
Устойчивые сравнения. |
|
|
|
21 |
Решай, отгадывай, считай |
|
|
|
22 |
Фразеологические сочетания. |
|
|
|
23 |
Числовые головоломки |
|
|
|
24 |
Шарада |
|
|
|
25 |
Мир занимательных задач |
|
|
|
26 |
Поиграем в слова |
|
|
|
27 |
Числа. Арифметические действия. Величины.Математические фокусы. |
|
|
|
28 |
Поиграем в слова |
|
|
|
29 |
Интеллектуальная разминка |
|
|
|
30 |
Откуда ты, имя? |
|
|
|
31 |
Математическая копилка |
|
|
|
32 |
Откуда ты, имя? |
|
|
|
33 |
Мир занимательных задач Математический лабиринт |
|
|
|
34 |
Что нам говорят фразеологизмы? |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.