УМК «Математический тренинг» для проведения факультативных занятий по математике в начальной школе
Подсекина Татьяна Николаевна
учитель начальных классов, МОУ «СОШ№7 г. Коряжмы»
высшая квалификационная категория
В современном мире обществу нужны личности с новым менталитетом, основанным на глубокой вере в себя, в свои способности, на умении эти способности реализовывать. Решение этой задачи тесно связано с инновационными преобразованиями, происходящими в школах страны, в том числе в нашей школе. Это новое содержание, новые подходы к обучению, новые учебно-методические комплексы, современные технологии, регулирующие учебный процесс.
Инновационная деятельность учителя начальных классов, вся система его работы должна быть направлена на личность ребёнка, на развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся. На современном этапе особое значение приобретает использование передовых технологий и выбор УМК для претворения в жизнь поставленных задач.
Математика относится к числу тех наук, которые определяют развитие научно-технического прогресса. Изучение математических способностей школьников и условий их формирования и развития весьма важно для практики школьного обучения, так как математика один из наиболее важных предметов школьного курса.
Для развития математических способностей во внеурочных занятиях мною был использован учебно-методический комплекс, который содержит программу «Математический тренинг» по математике и учебные пособия. УМК разработан совместно с Н. А. Шкильменской (доцентом, зав. кафедрой педагогики и психологии филиала САФУ им. М.В. Ломоносова в г. Коряжме).
Программа факультатива «Математический тренинг» для обучающихся 2 - 4 классов и утверждена методическим советом школы в 2014 г. и внедрена в практику. Опыт работы по реализации программы представлен на городском научно-методическом совете отдела образования администрации г. Коряжмы в 2016 г.
Цель факультатива: математическое развитие учащихся начальных классов.
Задачи:
- обучение учащихся восприятию математического материала, формальной структуры задачи;
- обучение учащихся решению прямых, обращенных и обратных задач;
- способствовать развитию логического мышления учащихся;
- способствовать развитию таких качеств мышления учащихся как обобщение, гибкость, критичность;
- развитие математической памяти.
Сроки реализации программы:
На изучение курса отводится 102 часа (34 часа ´ 3 года), 1 занятие в неделю.
Отличительной особенностью программы является использование особых математических конструкций, состоящих из вариативного числа условий и требований задачи. Такие задачные конструкции позволяют находить новые зависимости и отношения в учебном материале, которые содержатся в условии, тем самым, позволяют вскрывать совокупность внутрипредметных и межпредметных связей, свойственных математическому содержанию.
Не рассматривая занятия, на которых проводится диагностика, всё их многообразие можно разделить на три основные группы, входящие в каждый из блоков:
- занятие – знакомство с новой математической моделью задачи;
- занятия – повторение;
- занятие – контроль.
На факультативных занятиях кроме компьютерных и информационно – коммуникативных средств используются материалы учебных пособий для учащихся:
1. Подсекина, Т.Н., Шкильменская, Н.А. Математический тренинг: решение задач-компактов. Часть 1. - Коряжма: ООО «РГ «Успешная», 2014. – 60с.
2. Подсекина, Т.Н., Шкильменская, Н.А. Математический тренинг: решение динамических задач. Часть 2. - Коряжма: ООО «РГ «Успешная», 2015. – 64с.
3. Шкильменская, Н.А., Антоновская, В.В., Подсекина, Т.Н., Математический тренинг: решение логических задач. Часть 3. - Коряжма: ООО «РГ «Успешная», 2015. – 76с.
На программу и все учебные издания имеются рецензии.
Диагностические исследования подтверждают эффективность использования УМК. Диагностика результативности программы проведена М. Д. Князевой, студенткой филиала САФУ им. Ломоносова в г. Коряжме, под руководством зав.кафедрой педагогики и психологии Н, А. Шкильменской.
В исследовании принимали участие две группы младших школьников 4-ых классов в возрасте от 10-и до 11-и лет в количестве 50-и человек. Экспериментальная группа в количестве 25 человек проходила обучение в МОУ «СОШ №7» г. Коряжмы, а контрольная – в МОУ «СОШ №3» г. Коряжмы. Отклонений здоровья или развития у учащихся не имеется.
Для изучения уровня развития математических способностей использовалась методика В. А. Крутецкого.
Результаты исследования.
Диагностика испытуемых была проведена два раза, в экспериментальной группе между исследованиями была реализована коррекционная программа «Развитие математических способностей», а в контрольной группе не проводилось никаких занятий, кроме предусмотренных школьной программой.
Согласно рисунку 1 и 2, после проведения факультатива, в контрольной и экспериментальной группах, результаты восприятия математического материала значительно улучшились.
Рисунок 1. Процентное соотношение баллов по первому заданию (компонентный состав задачи) в экспериментальной группе.
– Низкий уровень;
– Средний уровень
– Высокий уровень
Рисунок 2 – Процентное соотношение баллов по первому заданию (компонентный состав задачи) в контрольной группе
–Низкий уровень;
– Средний уровень
– Высокий уровень
Из рисунка 3 и 4 видно, что во втором обследовании, после проведения факультатива экспериментальная группа показывает лучшие результаты по способности к быстрому и свободному переключению» с прямого на обратный ход мысли прямой задаче, чем в первом. Результаты же контрольной группы почти не изменились.
Рисунок 3. Экспериментальная группа Рисунок 4. Контрольная группа
Из рисунков 7 и 8 мы видим, что общий результат по четвёртому заданию (гибкость мышления) экспериментальной группы увеличился после проведения факультатива. Результат контрольной группы практически не изменился.
Рисунок 7. Экспериментальная группа Рисунок 8. Контрольная группа
Анализируя рисунок 9 и 10, можно отметить, что общее количество баллов уровня хранения математической информации, у экспериментальной группы значительно улучшились, а у контрольной группы результаты практически не изменились.
Рисунок 9. Экспериментальная группа Рисунок 10. Контрольная группа
Анализ полученных данных показал, что после проведения факультатива, повышается уровень развития математических способностей у учащихся 4 класса.
Таким образом, на данных факультативных занятиях ученики освоят основные методы решения задач олимпиадного характера, направленных на развитие личности учащегося и его творческую самореализацию в ходе обучения.
Преимущества УМК «Математический тренинг»:
1. Полное соответствие ФГОС и программе по математике.
2. Доступность изложения материала для обучающихся.
3. Задания носят развивающий характер.
4. Последовательность изложения материала.
Литература:
1. Зайкин, М.И. Когда решать задачи интересно // Математика в школе. – 2009. - № 4. – С. 3-11.
2. Зайкин, М.И., Арюткина, С.В., Зайкин, Р.М. Цепочки, циклы и системы математических задач. Монография - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2013. - 135 с.
3. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей. – М.: Просвещение, 1968. – 432 с.
4. Математическое образование лицеистов: сборник научно-методических работ. Вып. 3. Задачи математических олимпиад и задачные конструкции к обучению их решению. – Арзамас: АГПИ, 2013. – 150 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.