Доклад "Использование ИКТ на уроках в начальной школе".
Оценка 4.6

Доклад "Использование ИКТ на уроках в начальной школе".

Оценка 4.6
Документация
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
19.02.2023
Доклад "Использование ИКТ на уроках в начальной школе".
Доклад на выступлении школьного методического объединения. Тема самообразования Использование ИКТ технологий в деятельности учителя начальных классов.
Доклад Использование ИКТ на уроках в начальной школе..docx

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов

 

 

 

 

 

 

Конспект выступления

на заседании ШМО учителей начальных классов

по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе».

 

 

 

 

Учитель начальных классов:

Зверева Татьяна Эдуардовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование ИКТ технологий в деятельности учителя начальных классов.

Тема самообразования : Использование ИКТ на уроках в начальной школе.

                                                                                 Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием " 
К.Д. Ушинский 

     21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать комплексное преобразование «среды обитания» учащегося. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Возможные направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны. Вот лишь некоторые из них:

  • Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.
  • Развитие индивидуальных особенностей. Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка. В любом случае задачи обучения остаются неизменны:

  • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации и планирования деятельности, в частности в учебной, при решении поставленных задач;
  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях;
  • дать школьникам представление о современном информационном обществе.

Выполнение этих задач приведет к интенсификации процесса обучения, реализации идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, овладению школьниками знаниями, умениями и навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания. Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:

  • комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
  • постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
  • применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;
  • частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;
  • формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
  • стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

Я использую готовые электронные ресурсы, приложения к уроку, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления презентаций, слайдов. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видео экскурсии, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока: например, урок-игра по природным зонам России, конкурс знатоков «Природа и мы», игра-путешествие «В глубь времен», игра «Ты –мне, я – тебе», конкурс «Крестики и нолики», КВН по разделу «Чудесный мир классики» олимпиады по предметам и др. Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам. Элементы методики преподавания предметов с использованием ИКТ такие:

  • Создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала.
  • Виды занятия: рассказ, беседа, киноурок (использование аудио-видео материалов; виртуальная экскурсия.
  1. Формы работы учеников: работа с книгой, анализ произведения, сочинение, создание презентаций.
  2. Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования, тест – опрос. Продуктивность таких уроков очень высокая.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширяет спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.

Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, в своей работе начинаю внедрять метод проектов.

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой- нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Трудно представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля ЗУНов. Использование компьютерных технологий позволяет нам вовлечь детей в активную работу и заразить их стремлением овладеть компьютерной грамотностью. В итоге возрастает интерес не только к основным предметам, но и к внеурочной деятельности.

Я работаю по учебникам Образовательной системы « Школа России». В своей работе использую компьютер как

  • индивидуальное средство обучения;
  • средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке.

Компьютер также является мощным мотивационным средством, способствует активизации процесса обучения и воспитания.

В начальных классах проводится тестирование по целому ряду тем:

  • Математика – «Числа, которые больше 1000», « Сложение и вычитание», « Умножение и деление», «Деление на однозначное число», «Деление на трехзначное число»,
  • Русский язык – « Правописание проверяемых гласных и согласных в корнях слов», « Право- писание непроверяемых гласных и согласных в корнях слов», « Части речи», «Падежные окончания имен существительных», « Падежные окончания имен прилагательных», « Спря- жение глаголов».
  • Окружающий мир - «Планеты Солнечной системы», «Земля и человечество», «Моря, озера и реки России», «Арктика», « Природная зона лесов» и др.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала на уроках, на мой взгляд, является применение мультимедийных презентаций. Благодаря использованию компьютера, интерактивной доски и проектора способ представления информации становится удобным и эффективным. Презентация дает возможность скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях.

В своей работе использую готовые электронные учебники, составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, разрабатываю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, презентаций, а также раздаточного материала. Это позволяет повысить качество обучения, наглядность, доступность, индивидуальность, контроль и самостоятельность. На уроках для большей эффективности использую видеофильмы, анимации, фотографии и иллюстрации объектов.

Предложив учителям начальных классов проанализировать применения ИКТ по мере значимости их использования в педагогической деятельности звания в педагогической деятельности, (начиная с наиболее важной области при­менения), мы получили следующие ре­зультаты:

  1. использование компьютера на уроках (готовые и разработанные учителями муль­тимедийные продукты);
  2. электронная обработка документов;
  3. поиск информации в сети Интернет для подготовки к урокам, внеклассным ме­роприятиям и т.п.;
  4. использование компьютерных техно­логий во внеурочной деятельности;
  5. использование компьютерных техно­логий для цифровой обработки фото- и ви­деоматериалов.
  6. использование компьютерных техно­логий в работе с родителями (родительские встречи, родительский клуб), на педсове­тах, заседаниях городских метод. объедине­ний и т.п.;
  7. поиск информации в сети Интернет для саморазвития;

8.      использование сети Интернет для участия в дистанционных конкурсах, кон­ференциях разного уровня;

9.      использование сети Интернет для дистанционного обучения на курсах повы­шения квалификации;

10.  использование электронной почты переписки, общения с коллегами;

11.  общение на профессиональных фо­румах, работа в сетевых профессиональных ассоциациях.

Из этого списка видно, что учителя на­чальной школы больше нацелены на пот­ребление готового продукта, использование компьютера из соображения удобства. Они практически не видят его значимости для самообразования, профессионального об­щения, дистанционного обмена опытом ра­боты и дистанционного обучения.

Для более глубокого и содержательного вывода необходимо увеличение числа рес­пондентов, участвующих в опросах. Однако уже сейчас можно сделать вывод, что активная работа учителей начального звена по внедрению ИКТ в педагогическую деятельность, общность понимания подходов к инновационным процессам, проходящим в Об­разовательном пространстве школы, невоз­можны без:

  • совершенствования системы управле­ния школой;
  • заинтересованности администраторов образовательных учреждений;

— развития технической базы и информационно – образовательных учреждений;

- непрерывного образования педагогического коллектива всей школы и, в част­ности, начального звена;

— личностной мотивации педагогов к использованию современных информацио­нных технологий в преподавании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Использование ИКТ технологий в деятельности учителя начальных классов

Использование ИКТ технологий в деятельности учителя начальных классов

Использовать презентации можно на всех этапах урока

Использовать презентации можно на всех этапах урока

Я использую готовые электронные ресурсы, приложения к уроку, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую

Я использую готовые электронные ресурсы, приложения к уроку, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую

Я работаю по учебникам Образовательной системы «

Я работаю по учебникам Образовательной системы «

Интернет для саморазвития; 3

Интернет для саморазвития; 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2023