" Клетка- основа строения всех живых организмов"
Оценка 4.9

" Клетка- основа строения всех живых организмов"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
20.02.2023
" Клетка- основа строения всех живых организмов"
Конспект урока.
окружающий мир.docx

             Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

                                                        «Саратовский областной педагогический колледж»

 

        

 

Технологическая карта по окружающему миру

На тему: «Клетка-основа строения и роста живых организмов»

 

 

Выполнила студентка 30 группы:

Грунина Н. А.

Методист: Старичкова Н. И.  _____________

Оценка:_______________

 

 

Саратов 2021 год


Тема: «Клетка-основа строения и роста живых организмов"»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: Создание условий для осознания и выявления знаний о клетке.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать у обучающихся понятие «клетка», познакомить со строением клетки, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении клетки как основе строения и росте живых организмов.

Развивающие:

 •       Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе;

•        способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, раздаточный материал.

УМК: «Окружающий мир» 4 класс. Часть 1. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.

 

 

 

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Форма организации уч. деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимо контроля, самоконтроля

Предметные УУД

Мета-предметные УУД

Личностные УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Проверить готовность учащихся к уроку

Словесный (беседа)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Добро пожаловать в научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть учёными. Чем занимаются учёные?

• Задают вопросы. Выдвигают гипотезы, предположения.

• Ищут ответы на эти вопросы.

• Наблюдают, проводят опыты.

• Проверяют свои догадки. Делают выводы.

В нашей лаборатории работают четыре научные группы. В каждой группе есть:

• Старший научный сотрудник -  руководит работой группы.

• Помощник – читает задание.

• Все остальные – эксперты.

 

 

 

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.

Сформированы мотивы учебной деятельности; осознание личностного смысла учения.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный(беседа)

Практический метод

Мозговой штурм» - работа по группам

- Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира,  часть природы.   Докажите.

 - Он дышит, питается, растёт, двигается, у него рождаются дети, он умирает.

- А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения?

- Как?

 - Как вы думаете, почему?  

О чём на уроке мы будем говорить?

Тема урока: Клетка - основа строения и роста живых организмов.

-Чтобы вы хотели узнать по этой теме?

Что такое клетка?  Как устроена клетка?  Какие клетки бывают? Какую работу выполняют?  …..

 

Сколько видов  клеток существует?

 

Чем они могут отличаться и почему?

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают пройденный учебный материал.

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

Ф

П

Презентация

Фронтальный контроль

 

Коммуникативные: - умение работать с информацией Познавательные: - структурирование знаний, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии споставленной задачей.

 

3. Выявление места  и причины затруднения.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации; постановка целей учебной деятельности и построения плана.

Словесный (беседа)

-Почему не смогли ответить на вопросы?

-Недостаточно знаний.

Обсуждение проблемной ситуации.

 

 

 

Ф

 

 

 

Фронтальный контроль

 

Коммуникативные: учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 

4. Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Словесный(беседа)

Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Цель урока: Узнать строение, значение клетки

 

 

-Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)

-С помощью чего достигнем цели? (Учебник, тетрадь, дополнительные источники информации, опыты, свои знания,  учитель)

-А ещё нашим сегодняшним помощником будет листок исследователя, где выбудете фиксировать полученные знания, оценивать свою работу.

 

Все живые организмы состоят из клеток.

 

Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли.

 

Англичанин Роберт Гук в 1665 году, рассматривая в сконструированный им микроскоп, тонкий срез коры пробкового дерева, насчитал125 млн. ячеек в 1квадратном дюйме (2,5 см). Он назвал их клетками.

Антони Ван Левенгук – голландский натуралист в 17 веке изобрёл микроскоп с увеличением в 200 раз, открыл мир микроорганизмов.

Петр 1 привёз в Россию первый микроскоп

План

Найти и рассмотреть клетку, определить строение, зарисовать клетку в листе исследователя.

Определить значение клетки

Виды клеток

Чтобы наша лаборатория работала  успешно, нам нужно вспомнить  правила, по которым работают учёные.   

 ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

 -Пробовать на вкус любые вещества, брать их в руки.

 -С осторожностью рассматривать вещества.

 

Работа по плану.

1)   Работа в группах.  Группы получают дополнительное задание:

1 группа -  Что такое ядро?  Значение ядра.

2 группа – Что такое цитоплазма? Значение.

3 группа -  Что такое оболочка? Значение.

4 группа: дополнительный материал о клетках.

(На столе лежат тарелочки с набором разных продуктов. Обязательно прикрыты,  чтобы дети не видели их.)

 - Возьмите на парты по тарелочке.

- Рассмотрите содержимое на тарелочках: долька апельсина, долька арбуза, помидора, икра рыбы, куриное яйцо.

- Как вы думаете,  какое отношение они имеют к теме урока?

Проверка. Выступление представителей от групп.

- Что является главной частью клетки?

- Что такое цитоплазма?

- Какую роль играет оболочка?

Вывод: главные части клетки - оболочка, цитоплазма и ядро

Как появилась такая большая морковка? (или какой-либо другой представитель)

( Показывается морковка и семечко, которое сажается)

- В природе существуют живые организмы, состоящие, как только из одной клетки, так и  многоклеточные.

- Большинство организмов многоклеточные.

- Из скольких клеток состоит наше тело?

- А развивается человек из одной клетки.

А мы можем сделать вывод, что клетка – живая? Давайте подумаем.

Вывод: клетки растут, дышат, питаются, размножаются, умирают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют цель урока.

Называют шаги учебной деятельности.

Знакомятся с листком исследователя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с планом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают содержимое тарелочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят нужную информацию в учебнике, дополнительных источниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа с листком исследователя

 

Формулируют выводы.

 

 

 

 

 

 

Ф

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Познавательные:действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Физминутка

Обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности

 

На Байкале красота (руки вперёд),

Посмотри туда (поворот вправо),

Посмотри сюда (поворот влево).

Наклонись к ногам (наклон вперёд),

Потянулись к небесам (руки вверх).

Над Байкалом чайки кружат.

Полетим за ними дружно (махи руками)!

Брызги пены, шум прибоя

Над Байкалом мы с тобою!

Тихо сели на песок…

 

Ф

 

 

 

Регулятивные: обеспечение активности детей.

 

5. Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический метод

 Мы с вами рассматривали растительные клетки. На стр. 22 учебника рассмотрите виды клеток человека

- Назовите их.   (Костная, нервная, мышечная, клетка эпителия)

- Что общего в их строении?

- Какие есть отличия? Как бы вы их объяснили?

В нашем организме несколько видов клеток и, конечно, у всех есть определенная работа. (рассматривание рисунков клеток различных тканей) На что похожи нервные клетки?       / на …. у них есть лучики/ -  как раз по этим «лучикам» проходят сигналы от органов  к мозгу и наоборот. Если бы не было этих клеток, мы не могли бы чувствовать, говорить, двигаться и т.д.

Что является опорой нашего тела?  (скелет, кости) эти клетки выглядят так…

Благодаря работе мышечных клеток мы можем двигаться. Эти клетки вытянутой формы, очень прочные, могут растягиваться и сжиматься, благодаря чему мы совершаем движения.

Очень интересно размножаются клетки. Этот процесс называется деление пополам. Перед делением ядро увеличивается, растягивается, по середине образуется перетяжка, которая «разрывает» его. Новые ядра расходятся в разные стороны, и между ними начинает образовываться перетяжка из оболочки. Цитоплазма растекается по отсекам, и клетки постепенно отрываются друг от друга. Молодые клетки растут и снова делятся – в результате растет весь организм. 

Дополнительный материал. Продолжительность жизни клеток.

-А сколько живут клетки?  (Столько сколько живёт человек или животное)

-Мышечные и нервные клетки долгожители. Они работают непрерывно в течение всей жизни человека. А вот клетки кожи обновляются через 1-2 недели. Коротка жизнь у эпителиальных клеток, покрывающие внутренние стенки кишечника, – всего 1-2 дня. Отмершие клетки постоянно заменяются новыми. Но для этого человек должен питаться, дышать, двигаться.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

презентация

Фронтальный контроль

 

Познавательные: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Словесный(беседа)

 

 

 

 

Практический

 -Вспомните,  какова тема нашего урока.

-На какие вопросы мы хотели найти ответы?

- Что мы узнали о клетке?

Закончите предложения:

Всё живое имеет…..       клеточное строение.

 Главными частями клетки являются: ………..оболочка, цитоплазма и ядро.

 Живые клетки ……… дышат, питаются, растут и размножаются.

 Клетки отличаются…….. по размерам, форме и      выполняемым функциям.

 Микроскоп – прибор для изучения ……….. объектов маленького размера.

Так почему мы растём?

Проговаривание полученных знаний.

 

 

Отвечают на вопросы с опорой на таблицу.

Ф

 

Фронтальный контроль

 

Познавательные: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха

Практический метод

-Сейчас будет устный опрос, кто знает правильный вариант ответа, поднимайте руки.

1. Кто является первооткрывателем клеток?

-Михаил Васильевич  Ломоносов

-Роберт  Гук

- Антони Ван Левенгук

 

2. Как называется прибор для наблюдения за клетками?

-бинокль

-микроскоп

-телескоп

 

3. Какие организмы состоят из клеток?

-только растения

-только животные

все живые организмы

 

4. Установите соответствие

ядро                                небольшое тело, расположенное во внутренней части клетки

 

цитоплазма                    внешняя оболочка клетки

 

оболочка                        полужидкая масса

 

5. Что является причиной роста любого организма?

-питание клетки

-дыхание клетки

деление клетки

Опираясь на полученные знания, дети отвечают на вопросы теста

 

И

Карточки с заданием

Самопроверка по эталону

 

Регулятивные: Умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения. Волевая саморегуляция в затруднения

Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности

8. Этап введение в систему знаний

 

 

Оцените урок, закончив предложения.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я приобрел…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Хочу узнать …

 

Оцените урок, закончив предложения.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я приобрел…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Хочу узнать …

Ф

 

 

 

 

 

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Подведение итогов урока

Словесный(беседа)

- Вспомните тему нашего сегодняшнего урока.

- Какие цели мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы их?

- Что вы нового узнали на уроке?

Что вам понравилось на уроке?

Как, вы думаете, вы работали на этом уроке?

Все ли вы поняли?

Д/з: - Создать модель клетки (аппликация или из пластилина). (Информация о домашнем задании, инструктаж по

его выполнению). Пересказ стр. 20-23

-Спасибо за урок. Мне понравилось, что вы были активными, любознательными. Вы – маленькие

исследователи!

Подводят итог, отвечают на вопросы

Ф

Презентация

Самоконтроль

 

Коммуникативные- уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные-оценивать успехи своей деятельности

Сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тема: «Клетка-основа строения и роста живых организмов"»

Тема: «Клетка-основа строения и роста живых организмов"»

Этапы урокаОбразовательная задача этапа урокаМетоды и приемы работыДеятельность учителяДеятельность обуч-сяФорма организации уч

Этапы урокаОбразовательная задача этапа урокаМетоды и приемы работыДеятельность учителяДеятельность обуч-сяФорма организации уч

Ищут ответы на эти вопросы. •

Ищут ответы на эти вопросы. •

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Словесный(беседа) Практический методМозговой штурм» - работа по группам -

Словесный(беседа) Практический методМозговой штурм» - работа по группам -

Словесный (беседа) -Почему не смогли ответить на вопросы? -Недостаточно знаний

Словесный (беседа) -Почему не смогли ответить на вопросы? -Недостаточно знаний

Словесный(беседа) Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Словесный(беседа) Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Словесный(беседа) Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Словесный(беседа) Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Определить значение клетки Виды клеток

Определить значение клетки Виды клеток

Что такое цитоплазма? Значение

Что такое цитоплазма? Значение

Что является главной частью клетки? -

Что является главной частью клетки? -

А развивается человек из одной клетки

А развивается человек из одной клетки

Формулируют цель урока. Называют шаги учебной деятельности

Формулируют цель урока. Называют шаги учебной деятельности

Словесный (беседа)

Словесный (беседа)

Словесный (беседа)

Словесный (беседа)

Новые ядра расходятся в разные стороны, и между ними начинает образовываться перетяжка из оболочки

Новые ядра расходятся в разные стороны, и между ними начинает образовываться перетяжка из оболочки

А вот клетки кожи обновляются через 1-2 недели

А вот клетки кожи обновляются через 1-2 недели

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Что является причиной роста любого организма? -питание клетки -дыхание клетки деление клеткиОпираясь на полученные знания, дети отвечают на вопросы теста

Что является причиной роста любого организма? -питание клетки -дыхание клетки деление клеткиОпираясь на полученные знания, дети отвечают на вопросы теста

Оцените урок, закончив предложения

Оцените урок, закончив предложения

Этап рефлексии учебной деятельности

Этап рефлексии учебной деятельности

" Клетка- основа строения всех живых организмов"

" Клетка- основа строения всех живых организмов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2023