Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Саратовский областной педагогический колледж»
Технологическая карта по окружающему миру
На тему: «Клетка-основа строения и роста живых организмов»
Выполнила студентка 30 группы:
Грунина Н. А.
Методист: Старичкова Н. И. _____________
Оценка:_______________
Саратов 2021 год
Тема: «Клетка-основа строения и роста живых организмов"»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель: Создание условий для осознания и выявления знаний о клетке.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у обучающихся понятие «клетка», познакомить со строением клетки, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении клетки как основе строения и росте живых организмов.
Развивающие:
• Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе;
• способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Оборудование: ПК, проектор, презентация, раздаточный материал.
УМК: «Окружающий мир» 4 класс. Часть 1. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.
Этапы урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обуч-ся |
Форма организации уч. деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимо контроля, самоконтроля |
Предметные УУД |
Мета-предметные УУД |
Личностные УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Проверить готовность учащихся к уроку |
Словесный (беседа) |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Добро пожаловать в научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть учёными. Чем занимаются учёные? • Задают вопросы. Выдвигают гипотезы, предположения. • Ищут ответы на эти вопросы. • Наблюдают, проводят опыты. • Проверяют свои догадки. Делают выводы. В нашей лаборатории работают четыре научные группы. В каждой группе есть: • Старший научный сотрудник - руководит работой группы. • Помощник – читает задание. • Все остальные – эксперты.
|
Приветствуют учителя.
|
Ф |
|
|
|
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам. |
Сформированы мотивы учебной деятельности; осознание личностного смысла учения. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
Словесный(беседа) Практический метод |
Мозговой штурм» - работа по группам - Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира, часть природы. Докажите. - Он дышит, питается, растёт, двигается, у него рождаются дети, он умирает. - А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения? - Как? - Как вы думаете, почему? О чём на уроке мы будем говорить? Тема урока: Клетка - основа строения и роста живых организмов. -Чтобы вы хотели узнать по этой теме? Что такое клетка? Как устроена клетка? Какие клетки бывают? Какую работу выполняют? …..
Сколько видов клеток существует?
Чем они могут отличаться и почему?
|
Вспоминают пройденный учебный материал. Отвечают на вопросы. Определяют тему урока Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). |
Ф П |
Презентация |
Фронтальный контроль |
|
Коммуникативные: - умение работать с информацией Познавательные: - структурирование знаний, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии споставленной задачей. |
|
3. Выявление места и причины затруднения. |
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации; постановка целей учебной деятельности и построения плана. |
Словесный (беседа) |
-Почему не смогли ответить на вопросы? -Недостаточно знаний. |
Обсуждение проблемной ситуации.
|
Ф
|
|
Фронтальный контроль |
|
Коммуникативные: учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
|
4. Реализация построенного проекта |
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
Словесный(беседа) |
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? Цель урока: Узнать строение, значение клетки
-Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.) -С помощью чего достигнем цели? (Учебник, тетрадь, дополнительные источники информации, опыты, свои знания, учитель) -А ещё нашим сегодняшним помощником будет листок исследователя, где выбудете фиксировать полученные знания, оценивать свою работу.
Все живые организмы состоят из клеток.
Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли.
Англичанин Роберт Гук в 1665 году, рассматривая в сконструированный им микроскоп, тонкий срез коры пробкового дерева, насчитал125 млн. ячеек в 1квадратном дюйме (2,5 см). Он назвал их клетками. Антони Ван Левенгук – голландский натуралист в 17 веке изобрёл микроскоп с увеличением в 200 раз, открыл мир микроорганизмов. Петр 1 привёз в Россию первый микроскоп План Найти и рассмотреть клетку, определить строение, зарисовать клетку в листе исследователя. Определить значение клетки Виды клеток Чтобы наша лаборатория работала успешно, нам нужно вспомнить правила, по которым работают учёные. ЗАПРЕЩАЕТСЯ: -Пробовать на вкус любые вещества, брать их в руки. -С осторожностью рассматривать вещества.
Работа по плану. 1) Работа в группах. Группы получают дополнительное задание: 1 группа - Что такое ядро? Значение ядра. 2 группа – Что такое цитоплазма? Значение. 3 группа - Что такое оболочка? Значение. 4 группа: дополнительный материал о клетках. (На столе лежат тарелочки с набором разных продуктов. Обязательно прикрыты, чтобы дети не видели их.) - Возьмите на парты по тарелочке. - Рассмотрите содержимое на тарелочках: долька апельсина, долька арбуза, помидора, икра рыбы, куриное яйцо. - Как вы думаете, какое отношение они имеют к теме урока? Проверка. Выступление представителей от групп. - Что является главной частью клетки? - Что такое цитоплазма? - Какую роль играет оболочка? Вывод: главные части клетки - оболочка, цитоплазма и ядро Как появилась такая большая морковка? (или какой-либо другой представитель) ( Показывается морковка и семечко, которое сажается) - В природе существуют живые организмы, состоящие, как только из одной клетки, так и многоклеточные. - Большинство организмов многоклеточные. - Из скольких клеток состоит наше тело? - А развивается человек из одной клетки. А мы можем сделать вывод, что клетка – живая? Давайте подумаем. Вывод: клетки растут, дышат, питаются, размножаются, умирают.
|
Формулируют цель урока. Называют шаги учебной деятельности. Знакомятся с листком исследователя.
Слушают рассказ учителя
Работа с планом.
Работа в группах.
Дети рассматривают содержимое тарелочек.
Находят нужную информацию в учебнике, дополнительных источниках.
Индивидуальная работа с листком исследователя
Формулируют выводы.
|
Ф П
|
презентация
|
Фронтальный контроль
|
|
Регулятивные: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные:действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
|
Физминутка |
Обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности |
|
На Байкале красота (руки вперёд), Посмотри туда (поворот вправо), Посмотри сюда (поворот влево). Наклонись к ногам (наклон вперёд), Потянулись к небесам (руки вверх). Над Байкалом чайки кружат. Полетим за ними дружно (махи руками)! Брызги пены, шум прибоя Над Байкалом мы с тобою! Тихо сели на песок… |
|
Ф |
|
|
|
Регулятивные: обеспечение активности детей. |
|
5. Реализация построенного проекта |
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
Словесный (беседа)
Практический метод |
Мы с вами рассматривали растительные клетки. На стр. 22 учебника рассмотрите виды клеток человека - Назовите их. (Костная, нервная, мышечная, клетка эпителия) - Что общего в их строении? - Какие есть отличия? Как бы вы их объяснили? В нашем организме несколько видов клеток и, конечно, у всех есть определенная работа. (рассматривание рисунков клеток различных тканей) На что похожи нервные клетки? / на …. у них есть лучики/ - как раз по этим «лучикам» проходят сигналы от органов к мозгу и наоборот. Если бы не было этих клеток, мы не могли бы чувствовать, говорить, двигаться и т.д. Что является опорой нашего тела? (скелет, кости) эти клетки выглядят так… Благодаря работе мышечных клеток мы можем двигаться. Эти клетки вытянутой формы, очень прочные, могут растягиваться и сжиматься, благодаря чему мы совершаем движения. Очень интересно размножаются клетки. Этот процесс называется деление пополам. Перед делением ядро увеличивается, растягивается, по середине образуется перетяжка, которая «разрывает» его. Новые ядра расходятся в разные стороны, и между ними начинает образовываться перетяжка из оболочки. Цитоплазма растекается по отсекам, и клетки постепенно отрываются друг от друга. Молодые клетки растут и снова делятся – в результате растет весь организм. Дополнительный материал. Продолжительность жизни клеток. -А сколько живут клетки? (Столько сколько живёт человек или животное) -Мышечные и нервные клетки долгожители. Они работают непрерывно в течение всей жизни человека. А вот клетки кожи обновляются через 1-2 недели. Коротка жизнь у эпителиальных клеток, покрывающие внутренние стенки кишечника, – всего 1-2 дня. Отмершие клетки постоянно заменяются новыми. Но для этого человек должен питаться, дышать, двигаться.
|
Отвечают на вопросы учителя.
|
Ф
|
презентация |
Фронтальный контроль |
|
Познавательные: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Словесный(беседа)
Практический |
-Вспомните, какова тема нашего урока. -На какие вопросы мы хотели найти ответы? - Что мы узнали о клетке? Закончите предложения: Всё живое имеет….. клеточное строение. Главными частями клетки являются: ………..оболочка, цитоплазма и ядро. Живые клетки ……… дышат, питаются, растут и размножаются. Клетки отличаются…….. по размерам, форме и выполняемым функциям. Микроскоп – прибор для изучения ……….. объектов маленького размера. Так почему мы растём? |
Проговаривание полученных знаний.
Отвечают на вопросы с опорой на таблицу. |
Ф |
|
Фронтальный контроль |
|
Познавательные: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха |
Практический метод |
-Сейчас будет устный опрос, кто знает правильный вариант ответа, поднимайте руки. 1. Кто является первооткрывателем клеток? -Михаил Васильевич Ломоносов -Роберт Гук - Антони Ван Левенгук
2. Как называется прибор для наблюдения за клетками? -бинокль -микроскоп -телескоп
3. Какие организмы состоят из клеток? -только растения -только животные все живые организмы
4. Установите соответствие ядро небольшое тело, расположенное во внутренней части клетки
цитоплазма внешняя оболочка клетки
оболочка полужидкая масса
5. Что является причиной роста любого организма? -питание клетки -дыхание клетки деление клетки |
Опираясь на полученные знания, дети отвечают на вопросы теста
|
И |
Карточки с заданием |
Самопроверка по эталону |
|
Регулятивные: Умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения. Волевая саморегуляция в затруднения |
Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности |
8. Этап введение в систему знаний |
|
|
Оцените урок, закончив предложения. Сегодня я узнал… Было интересно… Я выполнял задания… Я приобрел… Меня удивило… Мне захотелось… Хочу узнать …
|
Оцените урок, закончив предложения. Сегодня я узнал… Было интересно… Я выполнял задания… Я приобрел… Меня удивило… Мне захотелось… Хочу узнать … |
Ф |
|
|
|
|
|
9. Этап рефлексии учебной деятельности |
Подведение итогов урока |
Словесный(беседа) |
- Вспомните тему нашего сегодняшнего урока. - Какие цели мы ставили перед собой? - Достигли ли мы их? - Что вы нового узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке? Как, вы думаете, вы работали на этом уроке? Все ли вы поняли? Д/з: - Создать модель клетки (аппликация или из пластилина). (Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению). Пересказ стр. 20-23 -Спасибо за урок. Мне понравилось, что вы были активными, любознательными. Вы – маленькие исследователи! |
Подводят итог, отвечают на вопросы |
Ф |
Презентация |
Самоконтроль |
|
Коммуникативные- уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные-оценивать успехи своей деятельности |
Сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.